Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)

Воротникова Ольга Алексеевна

        Аннотация

        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется технология критического мышления. Данная технология помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. В данной статье показаны приемы критического мышления, которые использовались на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Орган зрения и зрительный анализатор»

(Открытый урок в 8 классе)

Воротникова Ольга Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

        Аннотация

        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется технология критического мышления. Данная технология помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. В данной статье показаны приемы критического мышления, которые использовались на уроке.

           Структура урока

«Вызов»

«Осмысление содержания»

«Рефлексия»

- активизация имеющихся знаний

- систематизация информации

- пробуждение интереса к новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей обучения

 

1. Этап «Вызов».   Приемы:

    На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

1.Черный ящик.  Информация об органе, о котором пойдет речь на уроке.

      Это оптический орган чувств и периферическая часть зрительной системы живого существа, способный воспринимать излучение в спектральном диапазоне электромагнитных волн, то есть попросту видимую часть Света, и предназначенный Природой для определения им объектов и ориентации в пространстве.  (Глаз)

2. Кластер «Строение органа зрения человека. Помогает учащимся вспомнить изученный материал предыдущего урока.      

               

             

  1. Ромашка Блума

Вопросы

Примеры

Простые - требуют знания физического материала

Какую роль играют брови и ресницы? Что такое стекловидное тело?

Уточняющие - правильно ли я поняла, что….

Правильно ли я поняла, что склера – это белочная оболочка?

Интерпретирующие -  побуждают учеников к объяснени

Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет?

Творческие – прогнозирование

Предположите, что произойдет, если закупорится носослезный проток?

Практические – установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Какими опытами можно обнаружить функции зрачка и хрусталика?

Оценочные - сравнение

Сравните работу палочек и колбочек на сетчатке

C:\Users\nvoro\Desktop\Скан_20201111 (3).jpg

2 этап – Осмысление.   Приемы:

         На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией.

  1. Опережающий вопрос.

      Что такое зрительный анализатор?

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Сетчатка

Зрительный нерв

Зрительная зона коры больших полушарий

  1. Мое мнение.

1. В ненастную погоду человек поскользнулся на мокром асфальте, упал на спину и ударился затылком. В результат падения он потерял зрение. Сам орган зрения не поврежден». Почему?

2. Уильям Блейк утверждал: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Объясните, почему.

       3.  Концептуальная таблица.    

Близорукость

Линии сравнения

Дальнозоркость

Размеры глазного яблока увеличены

Причины заболевания

Размеры глазного яблока уменьшены

Близко видят , далеко плохо

Признаки заболевания

Далеко видят, близко плохо

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Как меняется фокусировка лучей света при заболевании

Изображение фокусируется за сетчаткой

Использование двояковыпуклых линз

Профилактика заболевания

Использование двояковогнутых линз

    Технология критического мышления позволяет учащимся решать задания, которые сегодня представлены в: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, PISA. Поэтому на данном уроке обязательно использую задания ГИА.

1.Задание ОГЭ

     Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто ____ .Передняя ее часть переходит в прозрачную  роговицу. Через нее хорошо видна____. В центре радужной оболочки находится зрачок.  Под белочной оболочкой лежит  сосудистая оболочка.  С задней стороны глаза напротив зрачка расположена _____.  За зрачком расположен ______. Сетчатка состоит из палочек и  колбочек.

  1. Брови                                                   5. Радужка
  2. Хрусталик                                           6. Белочная оболочка
  3. Сетчатка                                             7. Ресницы
  4. Желтое пятно                                     8. Слепое пятно

2.25 задание 2 часть ЕГЭ

Перечислите оболочки глазного яблока у человека, и какие функции они выполняют.

Элементы ответа:

  1. Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур,, ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).
  2. Сосудистая оболочка – кровоснабжения глаза (пигментный слой – поглощение света), радужка – регуляция светового потока.
  3. Сетчатка – восприятие света и преобразование в нервные импульсы. (рецепторная функция)

3.Примеры заданий PISA

Вопрос № 1    Будет ли человек видеть , если нарушена работа второй части зрительного анализатора .Почему ? .А если нарушена затылочная доля коры мозга ?

Вопрос №2    Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение ?

Вопрос № 3    Почему у начинающего водителя . который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой , быстро устают глаза ?

Вопрос №4    Глаза позволяют нам учиться, читать, рассматривать таблицы , карты, работа с компьютером .

Назовите вид трудовой деятельности человека и укажите какую роль в ней играет зрение?

3 этап  Рефлексия.

      Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. На уроке я использовала прием – синквейн.

Глаза

Красивые, лучезарные

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение – бесценное богатство человека

ОЧИ

Подведение итогов:

Оценочная таблица

Оценка 5 – 17-14 баллов.   Оценка 4 – 13 – 10 баллов. Оценка 3 – 8 – 4 балла

Кластер

Ромашка Блума

Мое мнение

Концептуальная таблица

Задание ОГЭ по биологии

Дополнительные задания ЕГЭ и PISA

Max 4b

Max 1b

Max 3b

Max 4b

Max 2b

Max 4b

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Орган зрения и зрительный анализатор» Воротникова Ольга Алексеевна Учитель биологии МОУ « Турунтаевская районная гимназия»

Слайд 2

Функциональная грамотность – рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности

Слайд 3

Компетенция личности способность применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме

Слайд 4

Технология Развития Критического Мышления помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности.

Слайд 5

Структура технологии урока «Орган зрения и зрительный анализатор» «Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» - Активизация имеющихся знаний - Систематизация информации - Пробуждение интереса к получению новой информации - Постановка учеником собственных целей обучения - Получение новой информации - Корректировка учеником поставленных целей - Размышление, рождение нового знания - Постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Слайд 6

Приемы, используемые на этапе вызова. «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Таблицы Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер»

Слайд 7

Черный ящик это оптический орган чувств и периферическая часть зрительной системы живого существа, способный воспринимать излучение в спектральном диапазоне электромагнитных волн, то есть попросту видимую часть Света, и предназначенный Природой для определения им объектов и ориентации в пространстве.

Слайд 8

Глаз

Слайд 9

Кластер «Строение органа зрения человека» Орган зрения Вспомогательный аппарат Глазное яблоко

Слайд 10

Кластер «Строение органа зрения человека» Орган зрения Вспомогательный аппарат брови веки ресницы Носослезный проток Глазное яблоко склера роговица радужка Сосудистая оболочка хрусталик зрачок сетчатка Стекловидное тело Желтое пятно

Слайд 11

Ромашка Блума Простой вопрос Практический вопрос Уточняющий вопрос Вопрос интерпретация Творческий вопрос Оценочный вопрос ?

Слайд 12

Ромашка Блума Вопросы Примеры Простые - требуют знания фактического материала Какую роль играют брови и ресницы? Что такое стекловидное тело? Уточняющие – правильно ли я поняла, что….. Правильно ли я поняла, что склера это белочная оболочка? Интерпретирующие – побуждают учеников к объяснению Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет? Оценочные - сравнение Сравните работу палочек и колбочек на сетчатке. Творческие - прогнозирование Предположите, что произойдет, если закупорится носослезный проток? Практические – установление взаимосвязи между теорией и практикой Какими опытами можно обнаружить функции зрачка и хрусталика.

Слайд 13

Приемы на этапе осмысления Приёмы, работающие с таблицами Чтение с остановками Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сюжетная таблица» Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы». Прием «Зиг- заг » Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием « Фишбоун » Прием «Понятийное колесо» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Слайд 14

Опережающий вопрос Перифирический отдел Проводниковый отдел Центральный отдел Сетчатка Зрительный нерв Зрительная зона коры больших полушарий, з атылочная доля Что такое зрительный анализатор

Слайд 15

Мое мнение 1. В ненастную погоду человек поскользнулся на мокром асфальте, упал на спину и ударился затылком. В результат падения он потерял зрение. Сам орган зрения не поврежден ». Почему? 2. Уильям Блейк утверждал: «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум ». Объясните, почему.

Слайд 16

Физкультминутка "БАБОЧКА" Основное упражнение: хлопаем ресничками часто-часто, то есть моргаем. Оказывается, перед монитором глазки ленятся и перестают хлопать, а это вредит вашему драгоценному зрению.

Слайд 17

Проблемный вопрос Возьмите карандаш в правую руку, вытяните руку, поднимите карандаш и остановитесь на уровне глаз. Смотрите на кончик карандаша (или ручки. ) и медленно отведите руку вправо и влево, провожая пишущий предмет глазами. Затем поднесите карандаш к носу. Проблемный вопрос: - Прав ли был Есенин, утверждая: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянии.»

Слайд 18

Концептуальная таблица Близорукость Линии сравнения Дальнозоркость Причины заболевания Признаки заболевания Как меняется фокусировка лучей света при заболевании? Профилактика заболевания

Слайд 19

Концептуальная таблица Близорукость Линии сравнения Дальнозоркость Размеры глазного яблока увеличены Причины заболевания Размеры глазного яблока уменьшены Близко видят, далеко плохо Признаки заболевания Далеко видят, близко плохо Изображение фокусируется перед сетчаткой Как меняется фокусировка лучей света при заболевании? Изображение фокусируется за сетчаткой Использование двояковыпуклых линз Профилактика заболевания Использование двояковогнутых линз

Слайд 20

Технология критического мышления позволяет учащимся решать задания, которые сегодня представлены в : ВПР ОГЭ ЕГЭ PISA

Слайд 21

Примеры заданий ОГЭ по биологии 1.Соответствие. 2. Последовательность. 3.Множественный выбор правильных ответов. 4. Вставьте прощенные слова. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто ____ .Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу. Через нее хорошо видна____. В центре радужной оболочки находится зрачок. Под белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. С задней стороны глаза напротив зрачка расположена _____. За зрачком расположен ______. Сетчатка состоит из палочек и колбочек. Брови 5. Радужка Хрусталик 6. Белочная оболочка Сетчатка 7. Ресницы Желтое пятно 8. Слепое пятно

Слайд 22

Примеры заданий ОГЭ по биологии 1.Соответствие. 2. Последовательность. 3.Множественный выбор правильных ответов. 4. Вставьте прощенные слова. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Снаружи оно покрыто ____ .Передняя ее часть переходит в прозрачную роговицу. Через нее хорошо видна____. В центре радужной оболочки находится зрачок. Под белочной оболочкой лежит сосудистая оболочка. С задней стороны глаза напротив зрачка расположена _____. За зрачком расположен ______. Сетчатка состоит из палочек и колбочек. Брови 5. Радужка Хрусталик 6. Белочная оболочка Сетчатка 7. Ресницы Желтое пятно 8. Слепое пятно 6 5 3 2

Слайд 23

Примеры заданий ЕГЭ 25 задание 2 часть. Перечислите оболочки глазного яблока у человека, и какие функции они выполняют.

Слайд 24

Элементы ответа: Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур,, ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция). Сосудистая оболочка – кровоснабжения глаза (пигментный слой – поглощение света), радужка – регуляция светового потока. Сетчатка – восприятие света и преобразование в нервные импульсы. (рецепторная функция)

Слайд 25

Примеры заданий PISA 1. Употребление витаминов способствует сохранению и нормальному функционированию организма .Какие из перечисленных витаминов способствует улучшению зрения и в каких продуктах он содержится . А) Витамин В,Д – рыбий жир , морковь, печень рыбы , яйцо В) Витамин А ,С –морковь , лимон . капуста , лук ,чеснок . С) Витамин С,Д - рыбий жир , морковь, печень рыбы , лимон . капуста , лук ,чеснок . D) Витамин А- морковь, рыбий жир , чеснок , шиповник ,сливочное масло.

Слайд 26

Примеры заданий PISA Вопрос № 1 Будет ли человек видеть , если нарушена работа второй части зрительного анализатора .Почему ? .А если нарушена затылочная доля коры мозга ? Вопрос №2 Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение ? Вопрос № 3 Почему у начинающего водителя . который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой , быстро устают глаза ? Вопрос №4 Глаза позволяют нам учиться, читать, рассматривать таблицы , карты, работа с компьютером . Назовите вид трудовой деятельности человека и укажите какую роль в ней играет зрение?

Слайд 27

Приемы на этапе рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Шесть шляп мышления; Возврат к ключевым словам; Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам Эссе Синквейн Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Слайд 28

Синквейн Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи

Слайд 29

Оценки за урок Кластер Ромашка Блума Мое мнение Концептуальная таблица Задание ОГЭ по биологии Дополнительные задания ЕГЭ и PISA Max 4b Max 1b Max 3b Max 4b Max 2b Max 3 b Оценка 5 17- 14б Оценка 4 13 – 10б Оценка 3 8 – 4 б

Слайд 30

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс «Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии как средство развития креативных способностей учащихся» Воротникова Ольга Алексеевна, учитель биологии МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Слайд 2

Тема самообразования: " Развитие креативных способностей учащихся на уроках биологии через применение элементов критического мышления" Цель методической работы: Внедрить в практику обучения детей современные интерактивные технологии и элементы технологии критического мышления для организации оптимального режима в процессе развития познавательных способностей детей на уроках биологии .

Слайд 3

«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!» М. Монтессори . Активити

Слайд 4

Структура технологии урока «Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Слайд 5

помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП

Слайд 6

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Вызов Технологические Этапы (стадии) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) (получение новой информации ) Осмысление 1 2 3

Слайд 7

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Таблицы Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Слайд 8

Приемы, используемые на стадии осмысления Приёмы, работающие с таблицами сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему?« Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума) Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием «Понятийное колесо» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Слайд 9

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам Эссе Синквейн Хокку (хайку) Бортовой журнал Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Слайд 10

Прием «Что это?» или «Черный ящик» О каком органе идет речь? Располагается в грудной полости. Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме. Масса органа у взрослого человека 300 гр. Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард. Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков. Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны: в правой части сердца – трехстворчатый клапан, а влевой части –митральный клапан. Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т. д.

Слайд 11

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Сердце Строение сердца Работа сердца стенки сердца камеры клапаны кровеносные сосуды общее расслабление сердца сокращение желудочков Сокращение предсердий Сердечный цикл -0,8 сек

Слайд 12

Сердце Камеры Клапаны Сосуды артерии вены Левый желудочек Левое предсердие полулунные клапаны Створчатые клапаны Правое предсердие Правый желудочек Кластер « Сердце» капилляры Стенки сердца перикард миокард эндокард

Слайд 13

Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» Что я знаю о строении сердца? Что я хотел бы знать о строении сердца? Что я узнал нового о строении сердца? 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д.

Слайд 14

Мозговой штурм. Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп : Составьте схему строения сердца человека, опираясь на знания о строении сердца млекопитающих. Составьте схему сердечного цикла. Объясните утверждение «сердце человека пол жизни отдыхает». Объясните, почему наше сердце работает без остановки, не зависимо от того бодрствуем мы, или спим? Приведите примеры нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Слайд 15

Прием «Бортовой журнал» Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма (способ визуализации материала), согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Слайд 16

Прием «Концептуальная таблица» левая половина сердца Линии сравнения Правая половина сердца 1.Из каких камер состоит? 2. Из каких слоев состоят стенки сердца? 3.Толщина стенок сердца? 4.Какие клапаны располагаются в данном отделе? 5.Какой круг кровообращения начинается в желудочке? 6. Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие? Тема « Строение сердца» Сравните строение левой и правой половин сердца.

Слайд 17

Толстые и тонкие вопросы толстые Дайте объяснение, почему… -почему вы думаете, что… -почему вы считаете, что.. -в чем разница… -предположите, что будет, если… тонкие Кто… что… когда… сколько… как называется… согласны ли вы.. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы -Объясните, почему кровь течет в одном направлении? -Как регулируется сердечный цикл в период сна человека? -Какую фазу называют систолой сердца? -Какую фазу называют диастолой сердца?

Слайд 18

Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Слайд 19

Ромашка Блума Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Сколько клапанов в сердце? Как называется самая крупная артерия? т. д. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

Слайд 20

«Контур – символ» Тема «Сердце»

Слайд 21

«Поиск аналогов» Называется какой – либо орган, а ученики должны найти как можно больше его биологических аналогов по тем или иным признакам. Пример: Найдите биологические аналоги железы – надпочечники. Надпочечники - щитовидная железа – (обе являются эндокринными железами: выделяют гормоны в кровь и не имеют протоков); Надпочечники – щитовидная железа – (обе выделяют гормоны, учащающие частоту дыхания); Надпочечники – щитовидная железа – (обе выделяют гормоны, учащающие частоту сердечных сокращений); Надпочечники – поджелудочная железа – (обе железы находятся в брюшной полости); Надпочечники – поджелудочная железа – (гормоны обеих желез участвуют в регулировании содержания глюкозы в крови); И др.

Слайд 22

«Почини цепочку» Тема: Круги кровообращения. Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения: Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие. Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения: Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких – левое предсердие.

Слайд 23

Прием «Найди лишнее» Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору. Пример 1 . Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции); Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной); Пример 3. Левый желудочек, аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены, легочные вены (легочные вены –сосуды малого круга кровообращения, остальные- из большого круга кровообращения); Пример 4. Молоточек, наковальня, стремечко, полукружные каналы (полукружные каналы расположены во внутреннем ухе, а три слуховые косточки в среднем ухе); Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Слайд 24

«Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Масса сердца взрослого человека равна 500 граммов. С сердце правая и левая части соединяются в области желудочков. Клапан сердца между левым желудочком и аортой называется митральным. Клапан между правым предсердием и желудочком называется двустворчатым. Стенки сердца состоят из 3 слоев: перикард, миокард и эндокард. Сердечный цикл длится 8 сек, причем продолжительность сокращений предсердий и желудочков одинаковая. Адреналин надпочечников и тироксин щитовидной железы действуют на частоту сердечных сокращений, повышая ее. Из левого желудочка кровь выбрасывается в аорту, а из правого – в легочную вену. Завершая малый круг кровообращения, венозная кровь возвращается в правое предсердие через легочные вены. Завершая большой круг кровообращения, венозная кровь возвращается в левое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены.

Слайд 25

Прием «Создай паспорт» Создай паспорт сердца: - какой системе органов относится; -месторасположение; -масса; -форма; -количество слоев в стенках; -количество камер; -название камер; -какие клапаны и где располагаются; -как осуществляется регуляция деятельности; -этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д.

Слайд 26

Прием «Развивающий канон» Митральный - клапан = предсердие -? (камера сердца) Митральный – трехстворчатый= предсердие - ? ( желудочек) Систола – диастола = гуморальная - ? (нервная регуляция ) Левый желудочек – аорта= правый желудочек - ? (легочные артерии) Сокращение предсердий – 0,1 сек = сокращение желудочков - ? (0,3 сек) Миокард – средний слой = перикард - ? (наружный слой) Левое предсердие – легочные вены = правое предсердие -? (нижняя и верхняя полые вены) Учащает сердцебиение – адреналин = тормозит работу сердца - ? (норадреналин)

Слайд 27

Прием «Лестница» Данный прием проверяет способность ученика ранжировать биологические объекты. Пример: Артерии, вены, капилляры. Расположите кровеносные сосуды по: А) увеличению количества слоев в стенках; Б) увеличению скорости тока крови; В) увеличению давления крови в сосудах;

Слайд 28

Стратегия «Вопросительные слова» Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы . Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? Клапаны Камеры Аорта Миокард Эндокард Перикард Митральный клапан Трехстворчатый клапан Правое предсердие Правый желудочек Левое предсердие Левый желудочек, т.д. Пример: - Откуда поступает кровь в правый желудочек ? - Как еще называют митральный клапан ? - Сколько клапанов всего в сердце? - Какой тканью образован перикард ? - Какой тканью образован миокард ? - Какой клапан находится между правым предсердием и правым желудочком ?- - Почему стенки аорты очень толстые?

Слайд 29

- больного СПИДом бросает жена; - женщина беременная не знала, что муж болеет ВИЧ, теперь не знает решиться ли на аборт; -молодого человека, заразившегося СПИДом, увольняют с работы; - после перенесенной операции человек узнает, что заразился СПИДом при введении крови. Как дальше жить? - 6-летний Алекс чувствует себя очень одиноким, потому что с ним не хотят играть дети. Каждая группа обдумывает ситуацию и предлагают свой вариант решения данной проблемы. Далее обсуждение и дополнения остальных групп учащихся. Прием «Как бы Вы прокомментировали…» (в формате ролевой игры)

Слайд 30

«Белая шляпа»  СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); « Желтая шляпа»  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа»  НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа»  АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?); «Зеленая шляпа»  ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”); «Красная шляпа»  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом Приём «6 шляп»

Слайд 31

Спасибо всем Вам за то, что Вы сегодня со мной! Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас. А сердце будет умным. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А все хорошее, друзья, Дается нам недешево. С.Маршак Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс

Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и мно...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс

Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...

Методическая разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Музеи Лондона" УМК «Английский с удовольствием», 5 класс, М.З. Биболетова, О.Д. Денисенко, Н.Н. Трубанева, Титул, 2014г

Содержание урока представлено программными требованиями в соответствии с ФГОС и УМК «Английский с удовольствием», 5 класс, М.З. Биболетова, О.Д. Денисенко, Н.Н. Трубанева, Титул, 2014г...

Методическая разработка урока по теме: "Зрительный анализатор". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с содержанием понятия "анализатор", с особенностями строения и функционирования глаза как органа зрения, показывает взаимосвязь строения и функций органа....

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...