Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
статья по биологии

Скворцова Елена Сергеевна

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой уровень грамотности.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_biologii.docx138.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии с использованием технологии «Пирамида Блума»

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой уровень грамотности.            

Все эти характеристики определяют понятие функциональной грамотности человека.

        Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

- деятельностная грамотность;

- языковая грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- цифровая грамотность;

- финансовая грамотность;

- культурная и гражданская грамотность.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам критически мыслить, развивающих креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. В результате у обучающихся развивается и проявляется любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, лидерство.

На биологии возникает необходимость естественнонаучную грамотность обучающихся, то есть научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности следующий:

1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

6. Понимать методы научных исследований.

7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

8. Перечислять явления, факты, события.

9. Сравнивать объекты, события, факты.

10. Объяснять явления, события, факты.

11. Характеризовать объекты, события, факты.

12. Анализировать события, явления и т.д

13. Видеть суть проблемы.

14. Составлять конспект, план.

         В том потоке информации, в котором мы сейчас живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума».  Эта модель была разработана американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, которая помогает эффективно развивать навыки мышления у обучающихся.

Эта Педагогическая пирамида – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему.

        Технология пирамиды Блума    описывает процесс становления мышления, проходя шесть уровней мышления, от самого базового до самого продвинутого.

      Уровни Знания или Понимания являются базой или фундаментом мыслительных процессов и умений. На ней строятся все мыслительные умения более высокого порядка - Анализ, Синтез и Оценка

С каждым последующим уровнем мыслительные процессы становятся более сложными.

        На первом, самом низком уровне - уровне знаний ученик определяет, описывает, предъявляет, узнаёт, воспроизводит уже знакомую информацию

        На втором уровне, уровне понимания обучающийся демонстрирует умение   преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать главную мысль, давать примеры на заданную тему.

        Третий уровень, применение полученных знаний, требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации.

        Уровень анализа информации формирует навыки мышления высокого уровня, то есть сравнивать, противопоставить, разбить, выделять, отбирать, разграничивать, разбивать информацию на части.

        Уровень синтеза, наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать. 

        Уровень оценки полученных знаний   призван формировать навыки мышления, помогающие   делать суждения относительно ценности полученной информации.  То есть   оценивать, критиковать, оправдывать, оспаривать, поддерживать.

1.Знание-воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

2.Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

3.Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

4.Анализ

Интерпретационные

Почему?

5.Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Как вы думаете, что произойдёт дальше….

6.Оценка

Оценочные

Как вы относитесь….. ?

Сравните……

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности обучающихся, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

когнитивная («знаю»); психомоторная («творю»); аффективная («умею»).

Эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею", ставшими основой проблемно-деятельностного обучения.

Поэтому такая методика работы не обучающимся готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

«Вы имели ввиду, что …?»;

«То есть ты говоришь, что …?»;

«Можно ли считать, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?», «Почему осень бывает листопад?»

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если учащийся уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

«Что могло бы измениться …?»;

«Придумай, что случится, если …?»;

«Какие события произойдут после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи»:

«Предложи, что можно сделать из …?»;

«Где еще можно использовать …?»;

«Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

«Поделись, как ты относишься к …?»;

«Почему это хорошо, а не плохо?»;

«Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

 Приём «Ромашка Блума»

(вариант для составления вопросов  обучающимися)

Белый лист – простые вопросы

Что….?            Где…?

Чем….?            Когда…?

Какой…..?        Как….?

Желтый лист – уточняющие вопросы

Если я вас правильно понял, то….?

Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.

Синий лист – практический вопрос

Предположите, как, по вашему мнению, может …

Где в обычной жизни вы могли сталкиваться с подобной ситуацией?

Зеленый лист – интерпретационные вопроы

Как вы думаете, как изменился бы мир, если…..?

Почему …?

Фиолетовый лист – творческий вопрос

Что можно сделать, чтобы…..?

Как вы думаете, как изменился бы мир, если…..?

Красный лист – оценочные вопросы

Как вы думаете, …..?

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами обучающиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Обучающимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.

Данный приём эффективен для развития критического мышления обучающихся, ведь критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания. Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи:обучающийся находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.

Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать.

Обучающиеся действительно испытывают затруднения при работе с вопросами: боятся чужих вопросов и не умеют формулировать свои. Нужно ли их учить задавать вопросы? Однозначно – да: умеющие задавать вопросы, умеют мыслить.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

Опыт использования данного приёма на уроках биологии                           

   

 Тема «Наука о живой природе»

Вопросы

Примеры

Простые

вопросы

Что указывает на единство живой и неживой природы?

Что изучает наука биология?

Что такое живой организм?

К какой группе наук относится биология?

Какие группы живых организмов вы знаете?

Уточняющие вопросы

Правильно ли я вас поняла, что рост и развитие это одно и тоже?

Правильно ли я вас поняла, что активное передвижение характерно для животных, но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?

Практические вопросы

На каких свойствах основаны различия между растениями и животными?

Какие средства использует человек, для того, чтобы изучать биологические объекты?

Интерпретирующие вопросы

Подумай, в каких областях жизни человека могут использоваться знания биологии?

Подумай, чем живые организмы отличаются от неживых объектов?

Творческие

 вопросы

Как вы думаете, если человек вносит изменения в естественные условия, метод остаётся тем же или мы будем использовать другой метод?

Как вы понимаете понятие «Метод»?

Как вы думаете, какую роль играют биологические знания для человека в современном обществе?

Оценочные

вопросы

Для чего необходимо знать и изучать биологию?

Для чего необходимо изучение биологических объектов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий....

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...

Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение функциональной и биологической грамотности.Функциональную грамотность можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.Рассматриваются способы формирования функцио...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

презентация  Формирование функциональной грамотности на уроках биологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение понятия "функциональная грамотность", история возниковения и применения в образовательной деятельности. основной способ развития функциональной грамотности на уро...

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроке биологии"

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" является  методическим пособием к уроку "Изучение закономерностей модификационная изменчивости". Можно испо...