Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Высоцкая Татьяна Борисовна

презентация  Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_funkts_gramotnosti_moya.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональная грамотность на уроках биологии подготовила учитель биологии БОУ СОШ №108 г.Омска Высоцкая Т.Б.

Слайд 2

Функциональная грамотность – – это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в социальных отношениях, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

Слайд 3

«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч. Дарвин (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР)

Слайд 4

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1)помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; 2)предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; 3)повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. 4)формирует субъектную позицию личности.

Слайд 5

Задания по развитию функциональной грамотности при изучении биологической дисциплины можно разделить на 3 уровня: I уровень – репродуктивный уровень обучаемости – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; Пример задания( общая биология 9 класс) первого репродуктивного уровня: составить слово из букв, описанных ниже терминов: 1) Первая буква полисахарида, являющегося основным запасным веществом растениях( Крахмал). 2) Первая буква предшественницы микроскопа( Лупа). 3) Вторая буква в названии белка-катализатора( фЕрмент). 4) Первая буква названия РНК, переносящей аминокислоты( Транспортная РНК). 5) Первая буква мономера белка(аминокислота) (ответ КЛЕТКА)

Слайд 6

Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня: II уровень – высокий, прикладной уровень – позволяет активно использовать приобретенные знания; пример(Домашнее задание в 7-х классах по параграфу выношу на самостоятельное изучение. И прошу обучающихся представить информацию о представителях Типа Иглокожие, изложенную в учебнике в виде таблицы)

Слайд 8

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений. На данном этапе можно использовать ТРКМ( технику развития критического мышления) как пример приём состоящий из шести групп вопросов( простые, уточняющие, объясняющие, творческие ,оценочные ,практические), позволяющие рассмотреть тему с разных сторон

Слайд 9

Пример:Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Слайд 10

Анатомия 8 класс Тема» Сердечно –сосудистая система» Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Сколько клапанов в сердце? Как называется самая крупная артерия? т. д. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

Слайд 11

1 вариант: готовые вопросы ( данные учителем)+ текст

Слайд 12

Второй вариант: ситуация или предметный текст в данном случае пример: ситуация. Тема Пищеварение Анатомия 8 класс НА МОСКОВКЕ ОТКРЫВАЮТ K F C!!!!! Сладкая газировка, гамбургеры, чипсы относят к продуктам, вредным для здоровья детей. Употребление этих продуктов приводит к развитию диабета, болезням сердца и сосудов, ожирению. Некоторые учащиеся радуются, что недалеко от школы можно вкусно и быстро перекусить. Другие считают, что иметь такое кафе неподалеку от школы плохо: в нем будет продаваться вредная еда. Какое мнение поддержите вы? Поясните, почему вы так считаете. Предположите, чем могли бы вы аргументировать свою точку зрения и какие вопросы Вы задали бы одноклассникам, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Слайд 13

Также для развития и формирования функционально грамотности могу предложить также такие виды заданий( хотя уверена , наверняка, Вы все с ними знакомы и применяете в своей деятельности)

Слайд 14

«Почини цепочку» Тема: Круги кровообращения. Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения: Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие. Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения: Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких – левое предсердие.

Слайд 15

Прием «Найди лишнее» Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору. Пример 1 . Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции); Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной); Пример 3. Левый желудочек, аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены, легочные вены (легочные вены –сосуды малого круга кровообращения, остальные- из большого круга кровообращения); Пример 4. Молоточек, наковальня, стремечко, полукружные каналы (полукружные каналы расположены во внутреннем ухе, а три слуховые косточки в среднем ухе); Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Слайд 16

Синквейн Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза. Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи

Слайд 17

Сердце Камеры Клапаны Сосуды артерии вены Левый желудочек Левое предсердие полулунные клапаны Створчатые клапаны Правое предсердие Правый желудочек Кластер « Сердце» капилляры Стенки сердца перикард миокард эндокард

Слайд 18

Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» Что я знаю о строении сердца? Что я хотел бы знать о строении сердца? Что я узнал нового о строении сердца? 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д. 1 2 3 4 5 6 7 т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий....

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...

Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение функциональной и биологической грамотности.Функциональную грамотность можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.Рассматриваются способы формирования функцио...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение понятия "функциональная грамотность", история возниковения и применения в образовательной деятельности. основной способ развития функциональной грамотности на уро...

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроке биологии"

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" является  методическим пособием к уроку "Изучение закономерностей модификационная изменчивости". Можно испо...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой урове...