Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии
статья

Трунова Марина Петровна

В статье даётся определение функциональной и биологической грамотности.Функциональную грамотность можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.Рассматриваются способы формирования функциональной грамотности и значение в повседневной жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии

Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек —

это человек, который способен использовать все

постоянно приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Под функциональной грамотностью понимается интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике.

Биологическая грамотность - способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. К сожалению, учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения он не должен выдавать знания, а стимулировать учеников к их получению, обеспечить возможность добиться успеха через проблемное обучение.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможность добиться успеха, через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения – необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС. 

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  1. Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  2. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  5. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  6. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  7. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности.

Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, может являться одним из ресурсов формирования функциональной грамотности.

Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, может являться одним из ресурсов формирования функциональной грамотности.

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Их можно использовать при изучении нового материала и в качестве домашней работы. Самое главное, чтобы ученик пытался сам найти решение в данной ситуации, мог высказать предположение о происходящем процессе и сделать выводы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий....

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

презентация  Формирование функциональной грамотности на уроках биологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение понятия "функциональная грамотность", история возниковения и применения в образовательной деятельности. основной способ развития функциональной грамотности на уро...

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроке биологии"

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" является  методическим пособием к уроку "Изучение закономерностей модификационная изменчивости". Можно испо...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой урове...