Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что за приборы лежат у меня на столе?
– А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Мы с вами проходили тему «Методы изучения живой природы- наблюдение», а сегодня – методы измерения. Так какую цель и задачи мы должны поставить на этом уроке? -А какие задачи ставим? Учитель: -Наши бабушки и деды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Повторение. -Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Давайте проверим домашнее задание.
Методы наблюдения Приметы - Если в лесу много ягод рябины, то осень будет дождливая, а зима-долгая и суровая; -много звезд на небе-к хорошей ясной погоде; -кошка мордочку прячет- на холод; -куры начинают линять рано осенью- к теплой зиме; -за сутки до ненастья лоси начинают много ходить. Пословицы: Весенний день год кормит; Летом дома сидеть − зимой хлеба не иметь; Что летом уродится, зимой пригодится; Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий.
Методы изучения живой природы: измерение
ПЛАН 1. Метод измерения. 2. Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека» по Точке Роста. 3. Лабораторная работа «Измерение объектов».
Часто наблюдения дополняются измерениями. Какими измерениями пользовались в Древней Руси?.
При проведении научных исследований определяют не только качественные изменения (например, появление корешка, ростка и т.д.), но и количественные , основанные на точном измерении (длина корешков, ширина листьев и т.д.) Что же такое измерение?
1. Метод измерения. - Изучите рис.22-23, стр. 36-38 учебника и начертим на тетради таблицу и заполним ее . Какие измерительные приборы вам известны? Запись в тетрадь Измерительные приборы Для каких измерений применяется? Термометр Мензурка Линейка компас Песочные часы
Измерительные приборы Линейка и рулетка – служат для измерения размеров предмета или расстояния. Термометр – служит для измерения температуры тел. Секундомер и часы – служат для измерения времени. Бинокль – служит для наблюдения за предметами, расположен-ными далеко.
Измерительные приборы Микроскоп – служит для изучения мельчайших деталей, которых нельзя увидеть с помощью невооруженного глаза. Весы – служат для измерения массы тел. Ими пользуются в магазинах и на базарах продавцы. С помощью весов можно узнать вес своего тела. Измерительные мензурки и цилиндры - служат для определения объема жидкостей.
«ТБ в кабинете биологии» 1. Самостоятельно начинайте работу. Точно выполняйте все указания учителя при проведении лабораторной и практической работы. 2. При нагревании жидкости в пробирке или колбе используйте прихватку. 3. Возьмите защищенными руками нагретую посуду. 4. Осторожно обращайтесь с острыми инструментами и лабораторной посудой. 5. Если разбилась лабораторная посуда, собрать осколки руками нельзя. 6. При получении травмы сообщите об этом учителю. 7. По окончанию работы приводите рабочее место в порядок .
Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека с помощью оборудования « Zarnitza » Показатели Единица измерения Нормативы, не более Температура 18-24 Влажность 40-60% Свет 300 - 500 лк. Показатели, артериальное давление Единица измерения, пульс Нормативы, не более 9 — 10 лет 60 — 80 100 — 123
Лабораторная работа «Измерение объектов» Цель: научиться применять метод измерения на практике. Оборудование: Объект исследования: Ход исследования: 1. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. 2. Пользуясь памяткой , измерьте ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Зарисуйте их указав размеры. 3. Занесите данные в таблицу (таблицу начертить в тетр.). Рассчитайте среднее значение измерительных величин. 4. Сформулируйте вывод о проделанной работ.
Закрепление Задание: Определить метод исследования в биологии. 1) Определение температуры кипения подсолнечного масла (…) 2) Улитка медленно ползет по листу (…) 3) Разведение аквариумных рыбок при температуре +25 и +23. Определение наиболее благоприятной температуры (…) 4) Воробьи купаются в луже (…) 5) Измерение частоты сердечных сокращений (…) (…) 6) Создание благоприятных условий для прорастания семян (…)
Рефлексия Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Мне было непонятно… Теперь я знаю, что… Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему…
Параграф 5 – прочитать. Подготовить устный ответ по теме. Сделать письменную работу в тетради -выполнить 3 измерения ( свой рост, вес, окружность головы). Домашнее задание
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа» Черемшанский муниципальный район РТ
Предмет: биология
Конспект урока на тему : «Методы изучения живой природы: измерение».
Класс: 5
Данилова Татьяна Николаевна, учитель биологии МБОУ «Новоильмовская СОШ», почта: tatyana.danilova.70@mail.ru телефон: 89083333609
Цель урока: сформировать представление об методах изучения природы и лабораторном оборудовании, роли приборов в изучении природы.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомить учеников с примерами простого лабораторного оборудования и его применением, научить их описывать назначение простого лабораторного оборудования – приборов измерения;
Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение проводить элементарные исследования, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Методы: Наглядно - демонстрационный, практический, репродуктивный.
Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы.
Оборудование и материалы: приборы измерения- линейка, термометр, мензурка, градусник, компас, песочные часы, рулетка, измерительная лента, часики, листья разных комнатных растений; мультидатчик «Экология» с компьютером, тонометр, электронные весы с цифровой лаборатории «Точка Роста» , стаканы с водой, луковицы-4 штуки; презентация «Измерительные приборы».
Ход урока
1.Организационный момент. –Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, все ли обучающиеся присутствуют на уроке? Прекрасно, мы начинаем урок самой интересной и увлекательной науки- биология! –У меня к вам такой вопрос: что за приборы лежат у меня на столе? (дети называют измерительные приборы). –А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (дети называют- методы измерения).
-Мы с вами проходили тему «Методы изучения живой природы- наблюдение», а сегодня – методы измерения. Так какую цель и задачи мы должны поставить на этом уроке? (ответы детей- узнать , какие существуют измерительные приборы и что можно измерять с их помощью)
-А какие задачи (дети называют)
Учитель: -Наши бабушки и деды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
2. Повторение. -Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Давайте проверим домашнее задание.(Нужно было написать на тетради пословицы и поговорки, приметы, связанные с природой, с сельским хозяйством и с животными)
Ответы детей: Приметы- Если в лесу много ягод рябины, то осень будет дождливая, а зима-долгая и суровая; -много звезд на небе-к хорошей ясной погоде; -кошка мордочку прячет- на холод; -куры начинают линять рано осенью- к теплой зиме;-за сутки до ненастья лоси начинают много ходить.
Пословицы: Весенний день год кормит;
Летом дома сидеть − зимой хлеба не иметь;
Что летом уродится, зимой пригодится;
Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий.
-Учитель: - молодцы, ребята, вы справились с домашним заданием. Часто наблюдения дополняются измерениями.
3.Изучение новой темы:
Учитель: -открываем тетради, пишем тему «Методы измерения в биологии».
Проблемный вопрос: Представьте дети, что вы живете во времена феодализма и крестьянства. В те далекие времена тоже , наверное, использовались способы измерения.
-Какими методами измерения вы пользовались бы, оказавшись в эпоху Древней Руси, если бы переместились с помощью «Машины времени»? (дети отвечают, если не смогут- в аршинах, пудах, в локтях и др.)
- Что же такое измерение? -Какие измерения проводятся при изучении природы? Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
- Какие измерительные приборы вам известны? Что общего между всеми этими приборами, несмотря на то, что они измеряют совсем разные характеристики? (У них есть шкала, с помощью которой люди и определяют величину той или иной характеристики — температуры, массы, давления или времени.)
- Изучите рис.22-23, стр. 36-38 учебника и начертим на тетради таблицу и заполним ее.
Измерительные приборы | Для каких измерений применяется? |
Термометр | Температуру окружающей среды |
Мензурка | Объем жидкости |
Линейка | Длину, ширину |
компас | азимут и стороны горизонта |
Песочные часы | Определенное время- 2 минуты, 5 минут |
Физкультминутка: дует ветер нам в лицо
Закружилось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше!.
Практическая работа «Измерение показателей здоровья человека» с помощью оборудования «Зарница» центра «Точка Роста»
-А можно ли каким-то образом измерить свое здоровье? Какие показатели здоровья мы используем? В первую очередь- это температура тела (с помощью градусника). Если она высокая, значит, в организме идут воспалительные процессы, например, ангина или бронхит. С помощью весов измеряем массу тела, измерительной ленты- рост человека, давление- с помощью тонометра, частоту дыхания, пульс и т.д. Для того, чтобы были благоприятные условия в кабинете: температуры, влажности и освещения, существуют нормативные требования СанПиН. Поэтому сейчас мы проведем лабораторную работу с помощью цифровой лаборатории оборудования «Зарница», используя мультидатчик «Экология». Теперь мы подключаем наш мультидатчик к компьютеру. Запускаем программу измерения, находим датчик и определяем влажность, температуру и освещение кабинета биологии. Все измерения фиксируем в компьютере и заносим в карточку.
Показатели | Единица измерения | Нормативы, не более |
Температура | 18-24 | |
Влажность | 40-60% | |
Свет | 300 - 500 лк. |
-Итак, делаем вывод: соответствует ли классная комната нормативным требованиям СанПиН? (Дети дают полный ответ по измерениям)
Учитель: - А теперь измерим кровяное давление с помощью тонометра- оборудования «Точка Роста» одного учащегося с каждой группы (всего 4 группы) . Учитель объясняет, как пользоваться прибором измерения давления. В карточках заполняем все измерения.
Показатели, артериальное давление | Единица измерения, пульс | Нормативы, не более |
9 — 10 лет | 60 — 80 | 100 — 123 |
Один ученик с каждый группы делает вывод по измерению своего артериального давления.
Лабораторная работа «Измерение листьев»
-Еще измерим вес листьев комнатных растений, с помощью электронных весов( измеряет до сотых) - оборудования «Точки Роста». Одновременно заполняем измерения длины, ширины, площади разных листьев.
Название растения (лист) | Ширина | Длина | Вес, г | Площадь листа |
Колеус | ||||
Герань | ||||
Бальзамин |
Делаем вывод (один ученик с каждой группы)
4. Закрепление изученного материала – 5 мин.
- Вспомните, какие методы исследований используют в биологии? (Наблюдение, измерение.)
Задание: Определить метод исследования в биологии.
1) Определение температуры кипения подсолнечного масла (измерение)
2) Улитка медленно ползет по листу (наблюдение)
3) Разведение аквариумных рыбок при температуре +25 и +23. Определение наиболее благоприятной температуры (эксперимент)
4) Воробьи купаются в луже (наблюдение)
5) Измерение частоты сердечных сокращений (пульс) (измерение)
6) Создание благоприятных условий для прорастания семян (эксперимент)
5. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Рефлексия: Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
6. Домашнее задание
1. Параграф 5 в учебнике, изучить, выполнить 3 измерения( свой рост, вес, окружность головы).
Учебник: Биология: 5 класс: базовый уровень. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под.ред. В.В. Пасечника. –Москва: Просвещение, 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 7 классе "Сложение чисел, полученных при измерении"
Этот учебный материал предназначен для учащихся 7 класса. это урок-путешествие по русской народной сказке "Гуси-лебеди". К этому уроку у меня еще есть презентация, но она очень большая по ...
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"
Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"...
Конспект урока по информатике в 8 классе "Алфавитный подход к измерению информации"
На уроке рассматривается понятие количества информации, учащиеся знакомятся с алфавитным подходом при определении количества информации, знакомятся с единицами измерения информации, учатся ...
Конспект урока по биологии по теме: "Непрямое деление - основа роста и развития организма" 9 класс
План- конспект урока по биологии 9 класса. Тема урока: "Митоз- основа роста и развития организмов" Урок включает изучение нового материала, отработку ведущих понятий. В урок включены игровые мом...
Конспект урока по биологии по теме: "Рост и развитие растений"
Конспект урока с использованием технологий ЛОО...
Урок по биологии то теме: Рост и развитие растений. Л/Р « Условия для прорастания семян»6 класс
Данный урок посвящён теме: Рост и развитие растений 6 класс по Сонину...
урок по биологии 6 класс Рост и развитие животных
Технологическая картаконструирования урока биологии в 6 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...