Тема | Рост и развитие животных |
Тип урока | комбинированный |
Форма урока | Комбинированный, с использованием электронного приложения, презентации |
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный
|
Цель | Деятельностная – формировать все универсальные учебные действия в ходе изучения особенностей роста и развития животных. Предметно – дидактическая – познакомить с характерными особенностями роста и развития животных. |
Задачи | - Изучить особенности развития зародыша на разных этапах;
- Сравнить прямое и непрямое развитие животных;
- Уметь применять биологические термины и понятия;
- Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
|
Основное содержание темы, термины и понятия | Рост, развитие, зигота, зародыш, стадия дробления, стадия бластулы, стадия гаструлы, стадия нейрулы, эктодерма, энтодерма, прямое развитие, непрямое развитие. |
Планируемые результаты
|
Личностные
Формирование и развитие познавательных интересов к изучению природы; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, осознание ценности биологических знаний;
| Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий ( логических и познавательно - символических)
| Предметные Знать особенности роста и развития некоторых групп животных |
Универсальные учебные действия |
Личностные - самоопределение - смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;
| Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
География, литература, русский язык, экология | Учебник Н.И.Сонина «Биология». 6 класс. М.: Дрофа, 2016г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами. Технические средства обучения: ПК, медиа проектор, презентация к уроку, интерактивные задания.
| -фронтальная - индивидуальная -в группе
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. |
Цель деятельности |
| УУД |
1.Оргмомент.
2. Повторение. Актуализация знаний | Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос «Рост и развитие растений». Выяснили, что такое индивидуальное развитие организмов, способы распространения плодов и семян, условия прорастания семян. Я предлагаю выбрать неверные утверждения и объяснить, почему вы их выбрали. - Все растения размножаются только спорами.-
- Семя содержит зародыш и питательные вещества.+
- Семена и плоды часто распространяются ветром; легкие, сухие семена имеют крылатки.+
- При прорастании зародыш питается за счет запасных веществ семени.+
- Цветок – это орган полового размножения растений.(+)
- Опыление – это процесс попадания пыльцы на тычинку (-) на пестик
- У цветковых растений мужские половые клетки развиваются в пыльцевых зернах.(+)
- Гаметы – это обычные клетки тела. (-) половые
- Женские гаметы у цветковых растений развиваются в зародышевом мешке (+)
- При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются: первый с женской гаметой и второй с крупной центральной клеткой. (+)
| Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог |
II этап |
Цель деятельности |
| УУД |
2. 1 Мотивация, целеполагание
Проблема
2.2 Определение темы урока
| -А как же происходит развитие животных? Составьте предложения из слов с соседом по парте: 1. Размножение – это воспроизведение себе подобных. 2.Гаметы – это половые клетки. 3. Оплодотворение – процесс слияния двух половых клеток. 4. Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка. Сколько клеток мы (животные) имеем? Каждый организм растет и развивается из одной клетки - из зиготы. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота? - Давайте сформулируем тему урока и попытаемся сформулировать цель урока. | регулятивные – прогнозирование познавательные - умение структурировать знания. |
III этап |
Цель деятельности |
| УУД |
3.Формирование новых знаний.
Электронное приложение «Развитие животных»
Физминутка
Электронное приложение «Развитие животных»
| - После оплодотворения из зиготы начинает формироваться зародыш. Работа в группах по тексту учебника. Предлагается текст, выявите стадии развития зародыша. Групповые задания: 1 группа Стадия дробления. Бластула. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать первую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу. 2 группа. Стадия гаструлы. Проанализировать статью учебника на стр. 150, охарактеризовать вторую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу. 3 группа. Стадия нейрулы. Проанализировать статью учебника на стр.150, охарактеризовать третью стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу. Отчёт групп. Все заполняют таблицу. Рабочая тетрадь. Стадии развития зародыша Название стадии | Кол-во слоёв | Их характеристика |
|
|
|
А теперь дружно отправимся на прогулку. Динамическая разминка с движениями Проблемный вопрос. - Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Рассмотрим развитие животных и заполним таблицу.
|
| Схема | Примеры животных | Прямое |
|
|
| Непрямое | Неполное | яйцо-личинка-взрослая особь |
| Непрямое | Полное | яйцо – личинка – куколка – имаго |
|
| познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логика изложения, умение делать выводы; коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, умение работать в группе, умение вести диалог регулятивные – планирование, прогнозирование, самостоятельное принятия решений.
|
| IV этап |
|
Цель деятельности |
| УУД |
4.Первичное закрепление материала.
5.Завершающее закрепление
6. Домашнее задание.
| 1. Выполнение заданий в Рабочей тетради. 2.Дополни словечко. 1. 1 стадия развития называется (дробление). 2. В результате деления клеток образуется (бластула). 3. 2 стадия называется (гаструляция). 4. Наружный слой называется (эктодерма). 5. Внутренний слой называется (эндодерма). 6. Между внутренним и наружным слоем находится (мезодерма). 7. 3 стадия называется (органогенез). 8. На этой стадии идет (закладка новых органов). 9. Из эктодермы образуются: (нервная система (головной, спинной мозг, нервы, различные органы чувств), кожа и ее производные (ногти, волосы, когти) 10. Из эндодермы образуются: (пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции). 11. Из мезодермы образуются : (мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники). 3.Задание: определите стадии развития животных, используя изображения. Крокодил, лягушка, коралл, тигр, кузнечик, бабочка, птица, дождевой червь. 4. Биологическая задача. 1.Почему взрослая лягушка может жить и в воде и на суше, а головастик – только в воде? 2.В чем заключаются преимущества непрямого развития? Укажите не менее трех фактов. Непрямое развитие часто даёт организмам значительные преимущества: 1.Благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивают развитие взрослой особи, т. к. яйцеклетки животных, которым свойственно непрямое развитие содержат небольшой запас желтка. 2.Обычно личинка представляет стадию развития, специально приспособленную для активного питания и роста (насекомые, земноводные) . Как правило, личинки и взрослые особи одного вида живут в разных условиях, т. е. занимают разные экологические ниши, и благодаря этому не конкурируют друг с другом за место и пищу. 3.У некоторых организмов личинки способствуют распространению вида. Например, у многих сидячих, малоподвижных червей и моллюсков личинки свободно плавают и занимают новые места обитания С.150-154 учебника, задания 11-12
| Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание; Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
V этап. Рефлексивная деятельность |
Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее занятие? Сегодня урок: | Я: |
- Трудный - лёгкий - интересный – не интересный - полезный – ненужный | - старался – ленился - был внимателен на уроке – был невнимателен - урок усвоил – не усвоил - узнал новое – все знал (ничего не узнал нового) - моя поставленная цель достигнута – не достигнута - трудности были – не были
|
|