Рабочая программа по экологической направленности специальность «Юный эколог»
рабочая программа по биологии (6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ДОД «Дом детства и юношества»
Рабочая программа
по экологической направленности
специальность «Юный эколог»
Педагог дополнительного образования Зиннатуллина Газиля Миннахметовна
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1,
от _____________ г.
2014-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Принципы политехнического образования предусматривают широкое ознакомление школьников с окружающей средой, с ее использованием в хозяйственной деятельности. На уроках полностью удовлетворить растущие запросы детей не возможно, так как уроки ограничены временем и программой.
Человек живёт не только в природной системе, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное антропогенное выражение. Поэтому изучение взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Содержание программы позволяет доступно и как следствие интересно изучать такие дисциплины как: геология, биология, экология, учащимися, используя регионально – краеведческий подход. Своё, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры из местной природы и местного хозяйства делают изучение нового более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения; выработка основ экологически целесообразного поведения, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.
Содержание программы позволяет более широко использовать такие формы работы, как, эколого-краеведческие экскурсии, исследовательские работы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий; а также уделять больше внимания полевой практике, обеспечивающей возможность научного познания.
Для реализации своих творческих потребностей учащиеся школьники могут участвовать в научно-познавательных мероприятиях, заниматься исследовательской работой. Образовательная программа позволяет развивать индивидуальные способности ребенка и формировать творчески активную личность.
Программа рассчитана на учащихся , увлекающихся биологией, географией и экологией..
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.
Возраст школьников 13-15 лет.
Обучение ведется на татарском языке.
Сроки реализации программы 3 года.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание биологически и экологически грамотного человека, способного использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения в вузах и успешной их реализации в различных сферах деятельности, умение проводить исследования, создавать проекты и их защищать.
Актуальность программы: Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это поможет способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает хороший эмоциональный уровень. Программа формирует активную жизненную позицию обучаемых, что предполагает воспитание таких качеств, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель :
Привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению природы своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.
Задача :
- последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- закрепить навыки работы с приборами, натуральными объектами;
- развивать умения проводить исследования, оформлять исследовательские работы, писать рефераты;
- развивать логическое мышление, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
- воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.
Режим занятий:
Расписание занятий составлено согласно требованиям СанПина. Длительность занятий по 45 минут с перерывом 10 минут.
По виду – модифицированная, апробированная на практике, на базе МБОУ «Кемеш Кульской ООШ» Мамадышского муниципального района.
Методологическое обеспечение программы
Занятия обязательно предполагают изучение как теоретического, так и практического материала.
Теоретические сведения сообщаются в виде:
- лекций – бесед;
- диалога;
- просмотра видеофильмов и медиопособий;
- сообщений различного рода информации.
- Практическая часть состоит из тестирования, выполнения лабораторных и практических работ, научно-познавательных игр, взаимопроверок, устных ответов, самостоятельных работ на компьютере. В процессе занятий учащиеся работают индивидуально, коллективно и в группах, объединяясь в разноуровневые группы на основе принципа преемственности и сотрудничества.
Формы занятий:
- лекции – беседы;
- семинары;
- викторины;
- тестирования;
- научно-познавательные игры;
- экспресс – опросы;
- лабораторные работы;
- индивидуальные консультации;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- работа с компьютером;
- защита проектов;
- самостоятельная работа с литературой и тестами;
Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:
- коммуникативно-направленная групповая работа;
- индивидуально творческая деятельность;
- компьютерное тестирование;
- выделение и разрешение проблемы;
- сбор информации, ее обработка и обсуждение.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- «Мозговые штурмы»
- Творческие зачеты;
- Защита проектов;
- Экскурсии;
- Эвристические беседы.
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества, учитываются индивидуальные особенности учащихся;
Дидактический материал:
- книги;
- тесты;
- информационные диски;
- аудиокассеты;
- карточки;
- комплект олимпиадных заданий;
- портреты ученых;
- рисунки, открытки;
- творческие работы учащихся.
Техническое обеспечение занятий:
- телевизор;
- магнитофон;
- компьютер;
- видеофильмы;
- DVD;
- CD- диски;
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса учащихся к предмету;
- Повышение качества знаний в целом и у каждого учащегося в отдельности;
- Умение работать со справочной литературой;
- Участие в предметных олимпиадах, конференциях;
- Умение пользоваться информацией Интернета;
- Умение проводить исследования и оформлять проекты.
Способы их проверки:
- Наблюдение активности учащихся на занятиях;
- Тестирование;
- Диалоги;
- Выполнение творческих работ и их анализ;
- Выполнение исследовательских проектов и их защита;
- Собеседование с учащимися и родителями;
- Анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Открытые занятия и мероприятия;
- Исследовательские проекты;
- Результаты предметных олимпиад;
- Сдача выпускных экзаменов.
Досуговые мероприятия
- встречи с участниками олимпиад школы по биологии и экологии;
- встречи с выпускниками, обучающимися по биологическому профилю;
- просмотр видеокассет « Живая природа»;
- праздники « Именинников»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать:
- цели, задачи, теоретическое и практическое значение природопользование;
- роль труда во взаимодействии человека с природой;
- природопользование: стихийное, хищническое, рациональное;
- причины экологического кризиса;
- возможные пути оптимизации взаимодействия общества и природы;
- роль научно – технического прогресса в управлении природопользованием и охране окружающей человека среды;
- суть проблемы добычи и использования полезных ископаемых. Роль и экономические особенности воды как природного ресурса;
- значение воздуха для жизни на Земле, его ресурсы и возможные пути управления качественными и количественными особенностями воздуха;
- значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека;
- плодородие почв. Возможные пути улучшения землепользования;
- значение лесов в биосфере и жизнедеятельности человека;
- суть проблемы сохранения лесных ресурсов;
- ресурсосбережение. Виды юридической ответственности за ущерб окружающей среде;
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы;
- объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности человека;
- составлять макет хозяйственного проекта и давать ему эколого – экономическую оценку;
- приводить примеры рациональной добычи и использования полезных ископаемых;
- оценивать состояние вод своей местности;
- выявлять источники загрязнения воздуха своей местности;
- владеть элементарными методами определения некоторых загрязнителей воздуха;
- оценивать земельные ресурсы своей местности;
- выявлять меры по воспроизводству плодородия почв своей местности;
- оценивать состояние лесных ресурсов своей местности;
- определять меры охраны окружающей среды от вредного воздействия энергетики на территории своей местности;
- определять виды ресурсосбережения на предприятиях своей местности;
Учебно-тематический план программы "Юный эколог».
Первый год обучения.
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Введение | 3 | 1 | 1 |
| 1 |
2.Основы общей экологии | 18 | 12 | 5 |
| 1 |
3.Биоценозы родного края: А) водные биоценозы Б) наземные биоценозы лиственного леса, луга. В) антропогенные биоценозы | 20 18 12 | 13 12 4 | 5 5 4 |
4 | 2 1 |
4.Охрана природы и заповедное дело. | 20 | 10 | 4 | 6 | |
5. Окружающая среда и здоровье | 17 | 7 | 4 | 6 | |
6.Туризм и охрана природы. | 17 | 2 | 5 | 4 | 6 |
7. Заключительное занятие | 3 |
| 3 |
|
|
ИТОГО: | 128 | 61 | 36 | 20 | 11 |
Содержание программы 1 года обучения
I.Вводное занятие. -3 ч.
Краткая история экологического кружка. Знакомство с предметом и методами работы в экологическом объединении, основные формы работы. Игра- поход «Посвящение в экологи».
II.Основы общей экологии -18 часов.
Теоретическая часть. Предмет и задачи науки экология, ее связь с другими науками. Растения, животные, грибы и бактерии в природе. Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. Экология популяций. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Понятие об экологической нише. Способы и формы приспособленности организмов к совместному существованию в определенных экологических условиях. Понятие и биогеоценозах. Структура и характеристика природных сообществ. Растения в биоценозах как создатели органического вещества. Антропогенное воздействие на биосферу и основы рационального природопользования. Окружающая среда и здоровье человека.
Практическая часть. Определение экологических ниш различных организмов. Решение экологических задач и ситуаций по определению степени приспособленности к разным средам обитания.
Экскурсии. Формирование умений устанавливать связи между живыми организмами, между организмами и неживой природой в природных комплексах. Определение экологических ниш различных организмов.
III.Биоценозы родного края -50 часов
Водные биогеоценозы.
Теоретическая часть. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Круговорот воды в природе. Значение круговорота воды в процессе взаимодействия земных оболочек. Аквариум – модель биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пищи и убежище для водных животных. Морские экосистемы. Губительное влияние неправильной эксплуатации промышленных предприятий и химическое загрязнение на жизнь в водоеме.
Меры по охране малых рек и водных бассейнов.
Практическая часть. Изучение многообразия водных организмов пруда, озера, реки, ознакомление с признаками приспособленности их к жизни в данном биогеоценозе. Наблюдение за жизнью аквариумных рыб.
Экскурсии. Изучение условий обитания организмов в водоеме; зимние заморы рыб в замкнутых водоемах. Бурение лунок на реке Искубаш,на плотине.
Наземные биогеоценозы.
Луг. Значение лугов и пастбище в природе и народном хозяйстве. Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в этих экосистемах. Продуктивность и экологическая пирамида луга и пастбища. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Лес. Значение леса в природе, в народном хозяйстве и жизни человека. Лес и кислородный баланс. Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместном существовании. Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь леса. Фактор беспокойства, вытаптывание и их влияние на биоценоз леса. Меры по охране и воспроизводству леса и его обитателей. Зимняя подкормка птиц и млекопитающих и помощь во время стихийных бедствий. Охрана редких и исчезающих видов растений и животных.
Агроценозы. Общие представления об агроэкосистемах. Почва как среда обитания различных групп организмов. Рациональное использование и меры по охране почв. Экосистема поля, пастбища. Продуктивность и экологическая пирамида пастбища, поля. Севообороты. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Практическая часть. Изучение видового состава организмов и ознакомление с их приспособленностью к совместной жизни на лугу тд. наблюдения за смывом плодородного слоя почвы, изменением микроклимата в почве под снегом, в толще снега, на поверхности снега, в воздухе над снегом. Изучение редких и исчезающих видов растений и животных природных комплексов родного края.
Экскурсия по окрестностям с целью выявления массового скопления птиц установки кормушек. Ознакомление с сельскохозяйственными экосистемами и экосистемой села.
Исследовательская работа. Изучение агроценоза на примере Учебно-опытного участка.
IV.Охрана природы и заповедное дело - 20 часов.
Теоретическая часть. Значение охраняемых территорий в сохранении и воспроизводстве редких растений, животных и природных комплексов. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» по созданию биосферных заповедников. Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции. Важнейшие заповедники мира и России, Татарстана. Национальные парки как особая форма сохранности природных комплексов. Роль национальных парков в привлечение туристов в познавательных целях. Значение заказников и ферм по разведению животных. Памятники природы, типология охраняемых объектов. Международное сотрудничество по охране природы. Межгосударственные и неправительственные природоохранные организации.
Исследовательская работа. Национальные парки и их роль и назначение.
Практическая часть.
V.Окружающая среда и здоровье -17 часов
Теоретическая часть. Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека. Влияние химического загрязнения, шума. Биологического загрязнения и болезни человека. Питание и здоровье людей. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Практическая часть. Выявление влияния шума на кровеносное давление и частоту пульса. Мониторинг по пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха.
VI.Туризм и охрана природы - 17 часов
Туризм и охрана природы. Значение туризма для пропаганды здорового образа жизни. Туристические маршруты мира и родного края.
Практическая часть. Правила поведения в походе. Организация туристического похода, исследовательской экспедиции. Устройство походного лагеря. Правила пользования огнем в природе, использование и нахождение пищи и воды. Создание проекта туристического маршрута.
Экскурсии. Туристический поход по своей местности с привалом и приготовление пищи на костре.
Тематический план на первый год
№п/п | Тема | Дата проведения | |
План | Фактич | ||
1 | Краткая история экологического кружка. | 1.10 | |
2 | Подготовка к игре походу. Инструктаж «Поведение в природе» | 1.10 | |
3 | Игра- поход «Посвящение в экологи». | 7.10 | |
4 | Предмет и задачи науки экология и ее связь с другими науками. | 7.10 | |
5 | Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. | 8.10 | |
6 | Условия и ресурсы среды. | 8.10 | |
7 | Экологические «законы» Барии Коммонера. | 14.10 | |
8 | Основные среды обитания. | 14.10 | |
9 | Основные пути приспособления организмов к среде. | 15.10 | |
10 | Решение экологических задач и ситуаций по определению степени приспособленности к разным средам обитания. | 15.10 | |
11 | Приспособительные формы организмов. | 21.10 | |
12 | Приспособительные ритмы жизни. | 21.10 | |
13 | Понятие об экологической нише. | 22.10 | |
14 | Определение экологических ниш различных организмов. | 22.10 | |
15 | Понятие и биогеоценозах. | 28.10 | |
16 | Структура и характеристика природных сообществ. | 28.10 | |
17 | Растения в биоценозах как создатели органического вещества. | 29.10 | |
18 | Антропогенное воздействие на биосферу и основы рационального природопользования. | 29.10 | |
19 | Экскурсия в луг. Формирование умений устанавливать связи между живыми организмами, между организмами и неживой природой в природных комплексах | 4.11 | |
20 | Экскурсия в болото. Формирование умений устанавливать связи между живыми организмами, между организмами и неживой природой в природных комплексах | 4.11 | |
21 | Итоговое занятие по теме «Основы экологии» | 5.11 | |
22 | Вода – основа жизненных процессов в биосфере. | 5.11 | |
23 | Круговорот воды в природе. Значение круговорота воды в процессе взаимодействия земных оболочек. | 11.11 | |
24 | Меры по охране малых рек и водных бассейнов. | 11.11 | |
25 | Многообразие водных биоценозов. | 12.11 | |
26 | Аквариум – как простейшая модель биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. | 12.11 | |
27-28 | Наблюдение за жизнью аквариумных рыб. Выявление взаимосвязей между сожителями, цепи питания. | 18.11 18.11 | |
29 | Озеро как пример пресноводного водоема, его обитатели. | 19.11 | |
30 | Водная растительность – пищи и убежище для водных животных | 19.11 | |
31 | Морские экосистемы: продуктивность, планетарное значение. | 25.11 | |
32 | Губительное влияние неправильной эксплуатации промышленных предприятий и химическое загрязнение на жизнь в водоеме. | 25.11 | |
33 | Планирование и подготовка к мероприятию «Источники загрязнения воды» Репетиция и изготовление наглядности. | 26.11 | |
34 | Научно-познавательное мероприятие «Источники загрязнения воды» | 26.11 | |
35 | Изучение многообразия водных организмов озера, реки, ознакомление с признаками приспособленности их к жизни в данном биогеоценозе. | 2.12 | |
36 | Меры по охране малых рек и водных бассейнов. | 2.12 | |
37-38 | Изучение условий обитания организмов в водоеме на примере реки Искубаш. | 3.12 3.12 | |
39 | Зимние заморы рыб в замкнутых водоемах. | 9.12 | |
40 | Бурение лунок на реке Искубаш,на плотине. | 9.12 | |
41 | Итоговое занятие по теме «Водные экосистемы» | 10.12 | |
42 | Значение лугов в природе и народном хозяйстве. | 10.12 | |
43 | Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в экосистеме луга | 16.12 | |
44 | Продуктивность и экологическая пирамида луга. | 16.12 | |
45 | Роль насекомых в жизни луга. | 17.12 | |
46 | Значение леса в природе. Значение леса в народном хозяйстве и жизни человека. Лес и кислородный баланс. | 17.12 | |
47 | Использование лесных ресурсов в нашей местности. Вторичная переработка сырья. | 23.12 | |
48 | Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместном существовании. | 23.12 | |
49 | Влияние хозяйственной деятельности человека на жизнь леса. | 24.12 | |
50 | Фактор беспокойства, вытаптывание и их влияние на биоценоз леса. | 24.12 | |
51 | Меры по охране и воспроизводству леса и его обитателей. | 13.01 | |
52 | Изучение редких и исчезающих видов растений Кемеш-Кульского сельского поселения | 13.01 | |
53 | Изучение редких и исчезающих видов животных Кемеш-Кульского сельского поселения | 14.01 | |
54 | Экологическая акция «Встреча зимующих птиц». Подготовка к мероприятию. | 14.01 | |
55 | Экологическая акция «Встреча зимующих птиц». Мероприятие для младших школьников. | 20.01 | |
56 | Изговление кормушек для зимнего кормления птиц. | 20.01 | |
57 | Зимняя подкормка птиц: установка кормушек на УОУ, парке, селе. | 21.01 | |
58 | Почва как среда обитания различных групп организмов. | 21.01 | |
59 | Рациональное использование и меры по охране почв. | 27.01 | |
60 | Экосистема поля, пастбища. | 27.01 | |
61 | Продуктивность и экологическая пирамида пастбища, поля. | 28.01 | |
62 | Севообороты. | 28.01 | |
63 | Правильный уход за пастбищами. | 3.02 | |
64 | Роль насекомых в жизни луга и пастбища. | 3.02 | |
65 | Ознакомление с сельскохозяйственными экосистемами и | 4.02 | |
66 | Ознакомление с экосистемой села. | 4.02 | |
67 | Иссл. работа. Изучение агроценоза на примере Учебно-опытного участка. Постановка целей и плана работы. | 10.02 | |
68 | Работа с документацией поУОУ, со справочной литературой | 10.02 | |
69 | Оформление исследовательской работой. | 11.02 | |
70 | Выступление на занятии кружка с результатами исследовательской работы. | 11.02 | |
71 | Итоговое занятие по теме «Биоценозы родного края» | 17.02 | |
72 | Значение охраняемых территорий в сохранении и воспроизводстве редких растений, животных и природных комплексов. | 17.02 | |
73 | Классификация охраняемых территорий, их особенности и функции. | 18.02 | |
74 | Важнейшие заповедники мира и России, Татарстана. | 18.02 | |
75 | Просмотр видеофильма по заповедникам мира | 24.02 | |
76 | Волжско-Камский заповедник. Его роль и назначение. | 24.02 | |
77 | Национальные парки как особая форма сохранности природных комплексов. | 25.02 | |
78 | Роль национальных парков в привлечение туристов в познавательных целях. | 25.02 | |
79-80 | Исслед. работа. Национальный парк «Нижняя Кама». Его роль и назначение. | 3.03 3.03 | |
81-82 | Сбор материала: работа с литературой, использование ресурсов Интерната. | 4.03 4.03 | |
83 | Оформление исследовательской работы. | 10.03 | |
84 | Выступление с результатами исследовательской работы на кружке. | 10.03 | |
85 | Значение заказников и ферм по разведению животных. | 11.03 | |
86 | Памятники природы, типология охраняемых объектов. | 11.03 | |
87 | Памятники природы Татарстана. Работа с картами, классификация. | 17.03 | |
88 | Международное сотрудничество по охране природы. | 17.03 | |
89 | Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» по созданию биосферных заповедников. | 18.03 | |
90 | Межгосударственные и неправительственные прироохранные организации (Гринпмс, ВОЗ). | 18.03 | |
91 | Итоговое занятие по теме «Охрана природы и заповедное дело». | 1.04 | |
92-93 | Влияние изменений состояния окружающей среды на здоровье человека. | 1.04; 7.04 | |
94 | Влияние химического загрязнения, шума. | 7.04 | |
95 | Выявление влияния шума на кровеносное давление и частоту пульса. | 8.04 | |
96 | Биологического загрязнения и болезни человека. | 8.04 14.04 | |
97-98 | Питание и здоровье людей. | 14.04 15.04 | |
99 | «Что мы едим?» Экологическая викторина | 15.04 | |
100-102 | Мониторинг по пригодности товаров повседневного спроса. Чтение штриха. | 21.04;21.04 22.04 | |
103-105 | Сбор материала по теме: работа с литературой, использование Интернета. | 22.04;28.04 28.04 | |
106 | Выступление на занятии кружка по результатам мониторинга. | 29.04 | |
107 | Ландшафт как фактор здоровья. | 29.04 | |
108 | Итоговое занятие по теме «Охрана природы и здоровье человека». Экологическая игра. | 5.05 | |
109 | Туризм и охрана природы. | 5.05 | |
110 | Значение туризма для пропаганды здорового образа жизни. | 6.05 | |
111-112 | Туристические маршруты мира и родного края. | 6.05 12.05 | |
113-114 | Творческая работа: разработка туристического маршрута по любимым местам. | 12.05 13.05 | |
115-116 | Защита творческих проектов. | 13.05 19.05 | |
117 | Правила поведения в походе. | 19.05 | |
118 | Выработка основных заповедей туриста-эколога. | 20.05 | |
119-120 | Организация туристического похода, исследовательской экспедиции. | 20.05 26.05 | |
121 | Устройство походного лагеря. | 26.05 | |
122-123 | Правила пользования огнем в природе, использование и нахождение пищи и воды. | 27.05 27.05 | |
124-125 | Экскурсии. Туристический поход по своей местности с привалом и приготовление пищи на костре. | 2.06 2.06 | |
126-128 | Заключительное занятие (зачет). | 3.06 3.06 |
Этапы педагогического контроля 1 года обучения
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы контроля |
1 | Ежеурочно | Усвоения темы | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Компьютерное тестирование |
Сентябрь | Понятия о биосфере. Основные виды природных сообществ. | 1. Работа с тестами для самоконтроля | |
2 | Октябрь | Основы экологии | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Зачетная работа. |
3 | Ноябрь | Водные биоценозы. | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Мероприятие «Источники загрязнения воды» 3. Практическая работа |
4 | Декабрь январь | Важнейшие биогеоценозы луга, леса. | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Компьютерное тестирование 3.Практические работы |
Февраль - март | Основы охраны природы и заповедного дела. | 1.Компьютерное тестирование. 2.Выступление по исследовательской работе. | |
5 | апрель | Понятие о влиянии окружающей среды на здоровье человека | 1. Мониторинг по пригодности товаров повседневного спроса. 2.Экологическая игра |
6 | Май | Навыки организации туристического похода. | Туристический поход |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать к концу первого года обучения
- Важнейшие этапы развития экологии как науки.
- Имена ученых-биологов, внесших наиболее существенный вклад в развитие биологии и экологии.
- Основные свойства и процессы жизни.
- Сущность понятий: жизнь, природа, биология, экология, биоценозы.
- Воздействие человека на окружающую среду и влияние окружающей среды на здоровье людей.
- Характеристику основных биоценозов родного края.
- Редкие и исчезающие виды грибов, растений, животных РТ.
- Наиболее характерные виды растений, грибов и животных Мамадышского района и РТ, их роль в природе и жизни человека.
- Знать основные правила поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь к концу первого года
- применять простейшие методы эколого-биологических исследований.
- соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами и приборами и работе в природе.
- работать с научно-популярной литературой по современным проблемам биологии.
- обосновывать и проводить простейшие мероприятия по охране окружающей среды.
- определять наиболее распространенные виды животных и растений с помощью простейших определительных таблиц
- сравнивать организмы различных экологических групп.
- выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания;
- различать наиболее опасные для человека виды растений, грибов и животных, распространенных в данной местности.
Учебно-тематический план программы "Юный эколог».
Второй год обучения.
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 3 | 1 | 1 |
| 1 |
2.Основы природоохранной деятельности | 8 | 4 | 2 |
| 2 |
3.Охрана атмосферы | 12 | 6 | 1 | 3 | 2 |
4.Охрана вод | 12 | 5 | 5 | 2 | |
5.Охрана почв | 17 | 7 | 2 | 6 | 2 |
6.Охрана растительных ресурсов | 20 | 8 | 6 | 4 | 2 |
7.Охрана животного мира | 20 | 6 | 4 | 6 | 4 |
8.Охрана недр | 10 | 4 | 2 | 4 |
|
9.Охрана ландшафтов | 14 | 4 | 8 |
| 2 |
10.Создание экологической тропы | 10 | 2 | 4 | 4 | |
10. Заключительное занятие | 2 |
| 2 |
|
|
ИТОГО: | 128 | 47 | 37 | 23 | 21 |
Содержание программы 2 года обучения
Введение (3 часа)
Теоретическая часть. Разностороннее влияние деятельности человека на окружающую природу в век научно-технического прогресса. Сохранение природы как необходимое условие Сохранение среды обитания человека.
Меры по охране природы в России, законы об охране природы России и Татарстана. Международные соглашения по охране природы (международная программа «Человек и биосфера»)
Практическая часть. Знакомство с природоохранными документами.
Основы природоохранной деятельности (8 часов)
Теоретическая часть. Понятие о биосфере. Факторы, влияющие на жизнь (факторы неживой и живой природы и влияние антропогенного фактора).
Природные сообщества на примере леса, луга, степи, болота. Видовой состав и взаимосвязи в сообществах. Взаимоотношения в нутрии вида и между видами.
Относительный характер понятий «хищник-жертва» и «польза-вред» в природе. Влияние людей на изменение численности растений и животных.
Практическая часть. Составление схем взаимосвязей в природных сообществах смешанного леса, реки Шыя.
Экскурсии. Посещение луга, болота: изучение видового состава и их взаимосвязей.
Охрана атмосферы (12 часов)
Теоретическая часть .Краткий обзор физико-химических свойств атмосферы, особенностей циркуляции воздушных масс. Влияние деятельности человека на состояние и свойства атмосферы. Понятие «смог», «кислотные дожди» и их влияние на здоровье людей. Источники искусственного загрязнения атмосферы. Виды загрязнения воздуха (химические, физические) и последствия. Влияние загрязнения атмосферы на живую и неживую природу. Меры по предупреждению загрязнения атмосферы в России и в мире.
Исследовательская работа. Мониторинг «Экологическое состояние Кемеш-Кульской школы»
Экскурсии. Определение состояние чистоты воздуха по наличию лишайников.
Охрана вод (12 часов)
Теоретическая часть. Вода как фактор жизни. Понятия «водные ресурсы", география водных ресурсов мира, России, Татарстана, своей местности. Обеспеченность пресной водой населения и отраслей хозяйства. Причины «Водного голода» некоторых стран мира. Восстановление и сохранение водных ресурсов. Опасность загрязнения Мирового океана.
Водоемы нашей страны (искусственные и естественные). Проблемы Азовского, Каспийского морей, озера Байкал, реки Волга. Водоемы Татарстана, их значение, охрана и рациональное использование. Проблемы водоснабжения крупных городов.
Практическая часть. Составление карт местных водных источников (родников, ручьев, колодцев, рек). Обследование этих водоемов и участие в работе по очистке и улучшению их состояния (в летний период).
Экскурсии. К реке Шыя, роднику « Гыйби».
Охрана почв (17 часов)
Теоретическая часть. Роль почвы в природе и жизни человека. Процесс почвообразования, факторы, влияющие на почвообразование. Основные типы почв России, Татарстана, своей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на почву. Эрозия почв, ее виды и причины.
Виды загрязнения (химическое, физическое), защита почв от загрязнения. Мелиорация и рекультивация почвы. Государственные меры по охране почвенных ресурсов. Законодательные мероприятия в Татарстане по мелиорации почв. Почвы Мамадышского района.
Практическая часть. Снегосъемка на поле, лугу и школьном огороде. Расчет запаса влаги на обследуемых участках.
Исследовательская работа. Почвенные ресурсы Кемеш-Кульского сельского поселения и хозяйственная оценка.
Экскурсии. В поле, на луг и УОУ с целью сбора информации.
Охрана растительных ресурсов (20 часов)
Теоретическая часть .Космическая, планетарная роль растений: растения – основной источник пищи и кислорода на планете. Значение растений в жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Классификация по Раункиеру. Охрана растительных ресурсов в нашей стране и за рубежом. Последствия сокращения площадей растительных сообществ тропических лесов.
Растительные ресурсы Татарстана. Редкие и исчезающие виды растений в Мамадышском районе и своей местности.
Исследовательская работа. Определение видового состава состояния деревьев и кустарников в хвойном лесу, в лиственном лесу.
Практическая часть Учет площадей зеленых насаждений в районе , школы.
Экскурсия в хвойный и лиственный лес.
Охрана животного мира (20 часов)
Теоретическая часть Биологическая роль животных в круговороте веществ и энергии в природе. Значение животных в жизни человека, использование в хозяйстве, медицине. Сокращение или увеличение численности видов животных на земле, изменение ареалов обитания, сокращение видового состава животного мира. Влияние производственной деятельности человека на животный мир. Научные, социальные, моральные предпосылки организации охраны животных в России. Представители животного мира Татарстана находящиеся под охраной государства (животные в красной книге Татарстана). Редкие и исчезающие виды животных Мамадышского района.
Практическая часть Изготовление и установка кормушек для подкормке зимующих птиц в селе. Изготовление искусственных гнездований для перелетных птиц.
Исследовательская работа. «Зимующие птицы села Кемеш-Куль». (изучение видового состава и учет численности).
Экскурсия в лесные посадки и в луга.
Охрана недр (10 часов)
Теоретическая часть .Понятие о полезных ископаемых, рост потребностей и использование богатств недр Земли в эпоху промышленного производства. Понятие о ресурсообеспеченности и оценка по данному показателю ресурсов России. Оценка ресурсов Татарстана и Мамадышского района. Реальность угрозы истощения некоторых полезных ископаемых.
Рациональное природопользование: безотходные производства и комплексная переработка полезных ископаемых на современных предприятиях. Задачи охраны полезных ископаемых.
Практическая часть Сбор материала для школьной коллекции «Полезные ископаемые родного края»
Исследовательская работа. «Нефтяные богатства Татарстана» написание реферата.
Охрана ландшафтов (14 часов)
Теоретическая часть .Ландшафтоведение как часть физической географии. Классификация ландшафтов. Ландшафты естественные и искусственные (антропогенные).
Охрана типичных ландшафтов и уникальных объектов, как хранителей генофонда природы России. Основные охраняемые ландшафты Татарстана и Мамадышского района .
Практическая часть. Выявление и учет редких природных объектов на территории Мамадышского района.
Экскурсия по знакомству с типичными ландшафтами окрестностей села Кемеш-Куль.
Создание экологической тропы (10 часов)
Теоретическая часть. Понятие об экологической тропе, ее значение и применение в образовательном процессе.
Практическая часть. Выбор наиболее интересных и типичных объектов природы. Отбор материала по описанию станции экологической тропы. Составление плана-схемы будущей тропы. Изготовление маркирующих табличек.
Экскурсия по экологической тропе с установкой указателей.
Заключительное занятие (2 часа)
Этапы педагогического контроля 2 года обучения
№ п/п | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Формы контроля |
1 | Ежеурочно | Усвоения темы | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Компьютерное тестирование |
Сентябрь | Понятия о биосфере. Основные виды природных сообществ. | 1. Работа с тестами для самоконтроля | |
2 | Октябрь | Загрязнение атмосферы, меры по борьбе с антропогенным воздействием | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Зачетная работа. |
3 | Ноябрь – декабрь | Умение выполнять простейший мониторинг. Охрана вод. Почвенные ресурсы и защита почв от эрозии. | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2.Выступление по результатам мониторинга. 3. Практическая работа по снегосъемке. |
4 | Январь- февраль | Ресурсы органического мира. Умения выполнять исследовательские работы. Охрана органического мира. | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2. Компьютерное тестирование 3.Практические работы « Определение составлять геоботанические карты лесных насаждений» |
5 | апрель | Понятие ландшафты. Основные охраняемые ландшафты Татарстана. | 1. Работа с тестами для самоконтроля 2.Практические работы « Описание ПК Мамадышского района» |
6 | Май | Навыки составления маршрута экологической тропы. | Контрольный зачет. |
Учебно-тематический план программы "Юный эколог».
Третий год обучения.
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 2 | 1 |
| 1 | |
2.Основы лесоведения и лесоводства | 20 | 8 | 8 | 2 | 2 |
3.Лесоразведение | 14 | 6 | 8 | ||
4.Таксация леса | 20 | 12 | 6 | 2 | |
5.Влияние человека на состояние лесов | 24 | 12 | 6 | 6 | |
6.Лес и здоровье человека | 14 | 10 | 2 | 2 | |
7.Опыты в лесоводстве | 34 | 4 | 24 | 4 | 2 |
128 | 55 | 52 | 12 | 9 |
Содержание программы 3 года обучения
1. Введение (2 часа) Леса России и леса Татарстана. Леса Мамадышского района
2. Основы лесоведения и лесоводства (20 часов)
Теоретическая часть (8 часов) Общие понятия о лесе. Лес, климат и животный мир.Хвойные породы. Основные лиственные породы.
Многообразие листьев лесных растений.
Методика постановки опытов в лесном хозяйстве.
Удобрения лесных почв.
Практическая часть. (8 часов) Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников. Разнообразие стеблей растений по форме поперечного сечения. Наблюдения за растениями леса. Изготовление и развешивание кормушек. Лесные почвы . Характеристика лесных почв. Обработка почвы.
Исследовательская работа. (2 часа) Определение освещенности леса по составу и плотности напочвенного покрова.
3. Лесоразведение (14 часов)
Теоретическая часть. (6 часов) Правила очистки лесов и лесных насаждений. Естественное возобновление леса и лесоразведение.
Защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов.
Практическая часть.(8 часов) Определение степени перерождения леса под воздействием человека. Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников и зеленых мхов. Многообразие лесных растений. Подкормка зимующих птиц и зверей.
4.Таксация леса (20 часов)
Теоретическая часть. (12 часов)Таксация леса. Понятие о лесной таксации. Таксация насаждений. Таксация лесосек. Лесопользование. Рубки главного пользования. Флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке. Ярусы и ярусное расчленение фитоценоза. Побочные пользования в лесу. Фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями.
Практическая часть.( 6 часов) Разнообразие форм крон деревьев и кустарников. Рубки ухода за лесом. Изготовление естественного барометра из елового сучка.
5.Влияние человека на состояние лесов (24 часов)
Теоретическая часть (12 часов) Охрана и защита леса. Основные положения законов об охране природы. Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Организация патрулирования членами школьного лесничества в целях охраны птиц и зверей от браконьеров, а также предотвращения незаконной рубки леса. Полезные насекомые леса. Вредители леса и меры борьбы с ними. Болезни леса и меры борьбы с ними.
Звериными тропами леса. Парад лесных ягод. Грибное лукошко.
Практическая часть ( 6 часов) Наблюдения за хвоелистогрызущими насекомыми. Практические работы по определению вредителей в лесопитомнике. Влияние фитонцидов на микроорганизмы. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время.
Исследовательская работа ( 6 часов) Мелодии школьного лесничество – птицы. Наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц. Изучение влияния леса на температуру воздуха.
6. Лес и здоровье человека (14 часов)
Теоретическая часть (10 часов) Лес и здоровье человека. Роль леса. Биосферное значение леса. Фенологическое состояние растений.
Культура общения с природой. Лесная аптечка нашего края.
История зеленой аптеки. Ресурсы дикорастущих лекарственных растений. Дикорастущие лекарственные растения.
Исследовательская работа ( 2 часа) Антропогенное воздействие в зоне школьного лесничество.
7.Опыты в лесоводстве (34 часа)
Теоретическая часть.(4 часа)
Богатство наших лесов. Птицы леса.
Практическая часть (24 часа)Подготовка черенков красной и черной смородины к посадке. Размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними. Размножение шиповника и малины корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки. Определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Уход за посевами в лесных питомниках. Фитопатологическое обследование леса на закрепленном участке леса. Участие в работе по закреплению оврагов, склонов. Создание зеленой зоны вокруг школы. Высаживание сеянцев и саженцев из питомника. Определение вредителей в лесопитомниках.
Озеленение дорог, улиц, ферм: посадка, уход и охрана декоративных деревьев и кустарников, плодово-ягодных растений. Учет, картирование и ограждение муравейников. Уход за лесными культурами. Противопожарное патрулирование леса. Заготовка и посадка зеленых черенков тополя (первая декада). Сбор сережек березы. Патрулирование выводков диких животных. Заготовка лекарственного сырья (полынь горькая, кустарник пятилопаст ной, ромашка пахучая, душица обыкновенная). Составление гербария растений произрастающих на закрепленной территорий.
Исследовательская работа (4 часа) Проведение учета животного мира на закрепленном участке. Биоиндикация растительного покрова.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
-цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Материально-технические условия
1. Кабинет для проведения занятий
2. Компьютер с выходом в Интернет-сеть(1), компьютеры (4)
3. Комплекты компакт-дисков: по биологии (2), по экологии (1)
4. Кассеты видеофильмов – 3
5. Телевизор –1
6. ДВД –1
7. Комплекты таблиц: по биологии (3), по экологии (1), по географии –3, по охране природы --1
8. Набор определителей: по ботанике –2, по дезпозвоночным -1,
по птицам --1
9. Тематические гербарии: основные группы растений –1, дикорастущие растения –1
10. Микроскопы –5
11. Микропрепараты по ботанике, по зоологии
12. Коллекции насекомых;
13. Набор для сбора материала во время экскурсий
14. Красная книга России –2, красная книга Татарстана –1, животный мир Татарстана –1, государственный реестр ООПТ в республике Татарстан --1.
15. Учебно-опытный участок.
Список литературы:
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей среды». Казань ИНТЭКО 1997г.
- Энциклопедия словарь. Москва 1997г.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. География. Москва «Аванта +» 1993г
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. Москва «Мысль» 1988г.
- Баженов Ю.Н., Чистобаев А.И. От проблемы к цели. Москва «Мысль» 1987г.
- Словарь-справочник по флоре Татарии. Казань 1988 г.
- Биология в школе (журналы).
- 10.Фросин В.И. Биология. Контрольные вопросы, ситуативные задачи и
упражнения.- Казань, 1995.- 193 с.
11. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К.Основы общей экологии: Учебное
пособие.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2006.- 136 с.
12.Аксенова, Н. А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах : для преподавателей школ, руководителей юннатских кружков, школьников / 13.Н. А. Аксенова, Г. А. Ремизов, А. Т. Ромашова – М.: Агропромиздат, 1995. – с. 6.
14.Аксаков С. Рассказы о родной природе. М.»Детская литература» 1988 г. 143 стр
15.Алферов Л.А. Лес- богатство нашей страны. М., «Знание» Русский лес, изд. 1999 г.
16.Бианки В. Лесная газета, М. Детгиз
17.Верзилин Н., Корсунская В. Лес и жизнь. Л., «Детская литература», 1966г.
18.Зорина Т.Г. Школьникам о лесе.М., «Лесная промышленность».,1999г.
19.Кононова Н.Э. Охрана леса
20.Панфилов Д.В. В мире насекомых.М., «Лесная промышленность»,1977г.
21.Столбин А.Н. Школьные лесничества. М., Просвещение,1973г.
22.СтолбинА.Н.Практикум по лесоводству. М., Просвещение,1991г.
23.Смык Г.К.Зеленая аптека, М, 2002 г.
Журналы /Биология в школе / с 1985 по 2010 гг.
24.Звонкова Т.В. Географическое прогнозирование. - М., 1987.
25.Захлебный А. Н., Суравегина И. Т.Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
26.Пугал. Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии «Человек и его здоровье». - М.: Владос, 2003
27.РеймерсН.Ф. Природопользование: словарь -справочник. - М., 1990.
28.Саутин Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга .
Иркутск , 2002 .
29.Социальное самочувствие населения в условиях повышенного экологического риска (научный доклад). - М., 1992.
30.Стихийные бедствия: изучение и методы борьбы. Пер. с англ. - М.,1978.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Заповедники СССР 1-3 том. Москва «Мысль» 1989г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. , Сидорин А.П. Экология Москва «Дрофа» 1997 г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
- Энциклопедия животных Москва «Эксмо» 2006г.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. География. Москва «Аванта +» 1993г
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Словарь-справочник по флоре Татарии. Казань 1988 г
- Биология для школьников.(журнал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"
Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так ...
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). ...