программа кружка "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Быкова Людмила Викторовна

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения учащимися определенной информации, но и проблему развития обучаемых. Внедрение в школу общеобразовательных стандартов обязывает научить каждого ученика решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности. Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.

Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

       Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками биологии. В работе используются  как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_naturalist_2023-2024.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА   НОВОШЕШМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБИКИ ТАТАРСТАН»

Принята на заседании                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                              И.о. Директора МБУ ДО «ЦДТ НМР РТ»

                                                                                                           _______________ Беляева Н.А.

педагогического совета

Протокол №______                                                                                                       Приказ №__

От «_____» __________ 2023 года                                                        от «____» _____   2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст учащихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

                                         Автор - составитель: Быкова Людмила Викторовна,

                                                                  педагог  дополнительного образования

Новошешминск 2023


Информационная карта образовательной программы

1.

Образовательная организация: МБУ ДО  «Центр детского творчества     Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

2.

Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист»

3.

Направленность программы: социально-гуманитарная

4.

Сведения о разработчике: Быкова Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:

5.1

Срок реализации: 1 год(144часа)

5.2

Возраст обучающихся:10-12 лет

5.3

Характеристика программы:

- тип программы:   дополнительная    общеобразовательная                                  программа

-вид программы: общеразвивающая

5.4

Цель программы: вызвать интерес к творческой деятельности, развивать исследовательские способности детей, расширение кругозора учащихся, формирование и развитие экологической культуры, естественно - научного мировоззрения и бережного отношения к природе.

6

Формы и методы образовательной деятельности:

6.1

Методы:

  • Практикум
  • урок - ролевая игра
  • урок - консультация
  • урок – соревнование
  • Выставка
  • урок проверки и коррекции знаний и умений
  • урок экскурсия

6.2

Формы:  - индивидуальная

-групповая

7.

Формы мониторинга результативности:

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Участие в конкурсах, защита проектов
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий.

8.

Дата утверждения  и последней корректировки программы:

Социально-экологический календарь для юного натуралиста

Дата

Знаменательные даты и акции

11.01

Всемирный день заповедников

19.02

Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)

1.03

Всемирный день кошек

14.03

Международный день действий против плотин

20.03

День Земли

21.03

Международный день леса

01.04

Международный день птиц

15.04

День  экологический знаний

18-22.04

Марш парков

22.04

Всемирный день Земли

01.05-10.05

Весенняя декада наблюдений птиц

20.05

День Волги

22.05

Международный день сохранения биологического разнообразия(флоры и фауны земли)

05.06

День эколога! «Экологами не рождаются,  ими становятся»

08.06

Всемирный день океанов.

15.06

День   создание юннатского движения.

01.07

Международный день народонаселения.

16.08

Международный день бездомных животных

11.09

День рождения Всемирного фонда дикой природы

15.09

День рождения Гринпис

22.09

День без автомобилей, Европейский день пешеходов

04.10

Всемирный день защиты животных

12.11

Синичкин день

29.11

День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)

01.12

Международный день борьбы со СПИДом

05.12

Международный день волонтёров

11.12

Международный день гор

15.12

День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)

Пояснительная записка

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения учащимися определенной информации, но и проблему развития обучаемых. Внедрение в школу общеобразовательных стандартов обязывает научить каждого ученика решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности. Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.

Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

       Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками биологии. В работе используются  как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции

Программа разработана для детей 4-6 классов, рассчитана на 1 год обучения. Рассчитана  на  144 часа (4 часа в неделю)

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о сезонных изменениях в природе.

Цель данной программы: вызвать интерес к творческой деятельности, развивать исследовательские способности детей, расширение кругозора учащихся, формирование и развитие экологической культуры, естественно - научного мировоззрения и бережного отношения к природе.

Задачи: 

  • Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания;
  • Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований;
  • Развитие исследовательских навыков;
  • Развитие творческих способностей;
  • Умение работать в группе.

Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений, птиц;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Конкурсы;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий.

Планируемые результаты:

  • знать (понимать): признаки биологических объектов, многообразие и сложность строения живых объектов;
  • уметь: изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической   группе   (классификация);   проводить   самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Учащиеся должны уметь: 
  • - выполнять правила поведения в природе;
  • - применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
  • - ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;
  • - заботиться о здоровом образе жизни;
  • - заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;
  • - предвидеть последствия деятельности человека в природе;
  • - наблюдать за живыми организмами  и явлениями природы;
  • - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
  • - работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;
  • - ставить простейшие опыты с объектами живой природы;
  • - проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.
  • -успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
  • - возможность успешной профессиональной ориентации

Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной программы

 

Тема

Вид деятельности

Дата по плану

Дата

Факт.

1-2

История юннатского движения. Дневник юного натуралиста. Растительный мир села Слободы Петропавловской.Брейн-ринг «Зов природы»

Презентация

Ролевые игры

3

Осенние явления в жизни растений. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни   растений, сравнение и сбор осенних листьев.

экскурсия

4-5

Гербаризация растений, составление осенних коллажей. Сбор семян растений на участке и по с. Слобода Петропавловская.

практикум

6-7

Палитра леса. Квест «Прогулка по лесу»

Осенний пейзаж.

Игра «Осенний калейдоскоп»

Экскурсия, встреча с сотрудниками лесничества

Работа над рисунком, игра

8-9

Экологическая игра «Тропа загадок»

Три натуралиста, преодолевшие предрассудки

Игра

10

Тропа юного натуралиста.  МАНЖЕТКА — РАСТЕНИЕ АЛХИМИКОВ

КАПУСТНОЕ ДЕРЕВО

КОЛБАСНОЕ ДЕРЕВО

презентация

11

Аукцион «Эко-мозаика». Экскурсия «Родники с. Слободы Петропавловской»

Игра, экскурсия.

12-13

День без автомобилей, Европейский день пешеходов. Прогулка по с. Слободе Петропавловской.

практикум

14

Растения Красной книги Республики Татарстан.

практикум

15

Видовой состав растений на школьной территории.

Зелёная аптека. Лекарственные растения

практикум

16

Всемирный день защиты животных

презентация

17

Мониторинг подсчёта птиц.

экскурсия

18

Синичкин день. Акция «Подкормите птиц, друзья!

Экскурсия.

19

Охрана редких видов растений. ООТ  Новошешминского  района Склон Коржинского

практикум

20-21

Леса родного края.

Это можем сделать мы. «Круглый стол»

Встреча с представителем лесничества

22

Виртуальное путешествие в страну Ботаника.

ЗЕЛЕНЫЕ СИНОПТИКИ

«ПЛАЧУЩИЕ» РАСТЕНИЯ

«БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ» РАСТЕНИЙ

РАСТЕНИЯ-ПИОНЕРЫ

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ И КОРНИ-ХОДУЛИ

КАКИЕ ЕЩЕ БЫВАЮТ КОРНИ

ЛИСТЬЯ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ПРИКОСНОВЕНИЙ

РАСТИТЕЛЬНЫЕ КАЛЕНДАРИ

«МАГИЧЕСКИЕ» ПЛОДЫ

           квест

23

Этот удивительный мир животных. Эти забавные животные.

игра

24

Международный день волонтёров

Практикум, экскурсия

25

Орнитология. Птицы наших лесов. Творческая мастерская по изготовлению кормушек для птиц.

практикум

26

Орнитологические наблюдения

экскурсия

27

 Экологическая игра «Знатоки природы»

 

Презентации  

Проекты учащихся.

28

Уникумы в природе. Реликты среди  животных

Ролевая игра, презентации и проекты детей

29

Изучение строение животных

экскурсия

30

Игра «Поле-чудес»

практикум

31

Экологические игры.

проекты

32

Мир беспозвоночных животных.

проекты

33

«Что? Где? Когда?»«ГОВОРЯЩИЕ» ДЕРЕВЬЯ

ПЛОДЫ-АККУМУЛЯТОРЫ

«ДРОЖИТ, КАК ОСИНОВЫЙ ЛИСТ»

ЛЕСНОЙ ПОЖАРНЫЙ

ЖИВУЩИЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ

ЧУДАЧЕСТВА МИРА ЦВЕТКОВ

ДЕРЕВЬЯ С ЦВЕТНОЙ ДРЕВЕСИНОЙ

игра

34

 Игра «Весёлый круговорот»

игра

29

Энтомофауна различных биоценозов

Практикум по изучению насекомых.

Игра,практикум

35

Определение видов насекомых по справочной литературе

практикум

36

Чёрные списки животных РТ (работа с Красной книгой)

практикум

37

Простейший мониторинг окружающей среды

практикум

38

Экологически капустник

игра

39

Биологический турнир

игра

40

Аромотерапия и здоровье человека.

фитобар

41

Основы фитодизайна.  Практикум «Дизайн помещений и дом.участка»

Лаб.практикум

42

Источники экологической опасности. Встреча пернатых друзей. Мир птиц.

видеоролик

43

Экологические проблемы современности.

Строим ЭКО-град.

Презентация, экскурсия

44

«Орнитологический бумеранг»

Практикум

45

Влияние деятельности человека на экосистемы.

Фенологические наблюдения. Первые приметы весны.

Экологический мониторинг  среды (цифровая лаборатория)

Ролевая игра

46

Первоцветы - их значение в природе.

практикум

47

 Первоцветы. Экологическая акция.

проекты

48

НПК «Защита творческих проектов»

Практикум по составлению эколог.атласов

49

Эко-марафон. Экологические Акции.Эко-аукцион

проекты

50

Экологическая культура.

Игра «Познай мир»

Конкурс фотографий

51

Школьный  конкурс «Зелёная лампа» (экологические сказки, сочинения, стихи, эссе, сценарии)

Конкурс рисунков

52

Экологический праздник «День защиты природы»

Эко-квест «Познай природу родного края»

игра, эссе, сценарии

53

Квест -копилка краеведа «Не дадим исчезнуть им»

Экскурсия « Экология окружающей среды»

квест

54

Экологическая мозаика «О братьях наших меньших»

квест

55

Всемирный день птиц. Викторина «Всё о птицах»

игра

56

Эко-копилка «Флора Татарстана»

РАСТЕНИЯ- «НЯНЬКИ »

РАСТЕНИЯ-ПАРАЗИТЫ

КОРНИ-ПАРАЗИТЫ

Викторина

проекты

57

Экскурсия «Весеннее пробуждение природы».Экомониторинг.

игра

58

Экоквест- Познай природу и защити!

практикум

59

День экологических знаний

День защиты природы.

квест

60

День Земли.  Эко-марафон «Экообраз»

игра

61

Эко-Аукцион «Мир вокруг нас»

квест

62

Эко-Акция « Лёгкие планеты»

Посадка деревьев

Экологическая мозаика « О братьях наших меньших»

игра

63

Эко-Акция « В Татарстане будет чисто»

экодесант

Практикум по страницам   Красной   Книги

экскурсия

64

Весенние краски окружающей среды. Зелёный патруль.

Зелёный патруль

65

Квест -игра «Эко-марафон»

66

Экологическая игровая программа «Юные  натуралисты 2023-2024 –защитники Земли»

зкотур

67

Акция « Школьный двор- Кто ?если не МЫ!»

экодесант

Учебно-методическое обеспечение:

1. Акимушкин И.И. Занимательная биология.-Смоленск: Русич,1999.

2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. -Ярославль: «Академия развития»,1998.

3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах.-Ярославль: «Академия развития»,1998.

4.Асладини К.Б., Шавкин В.И. рыбы пресных вод.-М.:Рольф,1999.

5.Бабенко, В. Г. Биология: материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко,

Е. Ю. Зайцева. А. В. Пахневич, И. А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

6.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушкина и др. - Волгоград: Учитель,2009.

7. Ван дер Неер. Все о комнатных растениях.-СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»,2003.

8. Ганичкина О.А. Цветы на вашем участке / О.Ганичкина, А.ганичкин.-М.:Эксмо,2009.

9.Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Московской области [Текст] / сост. В. А. Брылев. – М., 1992.

10Лаврова С.А. Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-М.: ООО «Белый город», 2009.

11.Корнелио, М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: кн. для учащихся / М. П. Корнелио. - М.: Просвещение, 1986.

12.Ласуков Р.Ю.Звери и их следы. - М.:Рольф,1999.

13.Ласуков Р.Ю. Птицы.-М.:Рольф, 2000.

14.Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

15.Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.

16.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.сост. В.А.Суворова.-Волгоград:Учитель,2009.

17.Плавильщиков, Н. И. Определитель насекомых [Текст]: краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России /

Н. И. Плавильщиков. - М.: Топикал, 1994.

18..Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.:метод.пособие / И.А.Плахов.-М.:гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

19.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

20.Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост.И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель,2009.

Нормативные документы

При разработке дополнительных общеобразовательных программ основными нормативными документами являются:

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 31.03.2022 №678-р;
  4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10
  5. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
  6. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа»
  9. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (с изменениями на 26 июля 2022 года)
  11. Устав МБУ ДО «ЦДТ НМР РТ».
  12. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"

Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним  другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно  свобод...

План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"

Люди привыкли называть первоцветами травянистые  растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....