программа кружка "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения учащимися определенной информации, но и проблему развития обучаемых. Внедрение в школу общеобразовательных стандартов обязывает научить каждого ученика решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности. Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.
Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.
Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками биологии. В работе используются как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_naturalist_2023-2024.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НОВОШЕШМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБИКИ ТАТАРСТАН»
Принята на заседании «Утверждаю»
И.о. Директора МБУ ДО «ЦДТ НМР РТ»
_______________ Беляева Н.А.
педагогического совета
Протокол №______ Приказ №__
От «_____» __________ 2023 года от «____» _____ 2023 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор - составитель: Быкова Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования
Новошешминск 2023
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация: МБУ ДО «Центр детского творчества Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» |
2. | Полное название программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» |
3. | Направленность программы: социально-гуманитарная |
4. | Сведения о разработчике: Быкова Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: |
5.1 | Срок реализации: 1 год(144часа) |
5.2 | Возраст обучающихся:10-12 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы: дополнительная общеобразовательная программа -вид программы: общеразвивающая |
5.4 | Цель программы: вызвать интерес к творческой деятельности, развивать исследовательские способности детей, расширение кругозора учащихся, формирование и развитие экологической культуры, естественно - научного мировоззрения и бережного отношения к природе. |
6 | Формы и методы образовательной деятельности: |
6.1 | Методы:
|
6.2 | Формы: - индивидуальная -групповая |
7. | Формы мониторинга результативности:
|
8. | Дата утверждения и последней корректировки программы: |
Социально-экологический календарь для юного натуралиста
Дата | Знаменательные даты и акции |
11.01 | Всемирный день заповедников |
19.02 | Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) |
1.03 | Всемирный день кошек |
14.03 | Международный день действий против плотин |
20.03 | День Земли |
21.03 | Международный день леса |
01.04 | Международный день птиц |
15.04 | День экологический знаний |
18-22.04 | Марш парков |
22.04 | Всемирный день Земли |
01.05-10.05 | Весенняя декада наблюдений птиц |
20.05 | День Волги |
22.05 | Международный день сохранения биологического разнообразия(флоры и фауны земли) |
05.06 | День эколога! «Экологами не рождаются, ими становятся» |
08.06 | Всемирный день океанов. |
15.06 | День создание юннатского движения. |
01.07 | Международный день народонаселения. |
16.08 | Международный день бездомных животных |
11.09 | День рождения Всемирного фонда дикой природы |
15.09 | День рождения Гринпис |
22.09 | День без автомобилей, Европейский день пешеходов |
04.10 | Всемирный день защиты животных |
12.11 | Синичкин день |
29.11 | День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП) |
01.12 | Международный день борьбы со СПИДом |
05.12 | Международный день волонтёров |
11.12 | Международный день гор |
15.12 | День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) |
Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. В настоящее время потребности общества выдвигают на первый план не только обеспечение усвоения учащимися определенной информации, но и проблему развития обучаемых. Внедрение в школу общеобразовательных стандартов обязывает научить каждого ученика решению задач определенного уровня сложности и развить их творческие способности. Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой.
Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.
Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками биологии. В работе используются как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции
Программа разработана для детей 4-6 классов, рассчитана на 1 год обучения. Рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю)
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о сезонных изменениях в природе.
Цель данной программы: вызвать интерес к творческой деятельности, развивать исследовательские способности детей, расширение кругозора учащихся, формирование и развитие экологической культуры, естественно - научного мировоззрения и бережного отношения к природе.
Задачи:
- Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания;
- Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований;
- Развитие исследовательских навыков;
- Развитие творческих способностей;
- Умение работать в группе.
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений, птиц;
- Участие в работе «зеленый патруль»;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Конкурсы;
- Оформление наглядных пособий;
- Проведение массовых мероприятий.
Планируемые результаты:
- знать (понимать): признаки биологических объектов, многообразие и сложность строения живых объектов;
- уметь: изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Учащиеся должны уметь:
- - выполнять правила поведения в природе;
- - применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
- - ухаживать за культурными растениями, за домашними животными и питомцами;
- - заботиться о здоровом образе жизни;
- - заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;
- - предвидеть последствия деятельности человека в природе;
- - наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;
- - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
- - работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;
- - ставить простейшие опыты с объектами живой природы;
- - проводить работу по пропаганде экологических знаний среди населения.
- -успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
- - возможность успешной профессиональной ориентации
Учебный (тематический) план дополнительной общеобразовательной программы
№ | Тема | Вид деятельности | Дата по плану | Дата Факт. |
1-2 | История юннатского движения. Дневник юного натуралиста. Растительный мир села Слободы Петропавловской.Брейн-ринг «Зов природы» | Презентация Ролевые игры | ||
3 | Осенние явления в жизни растений. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. | экскурсия | ||
4-5 | Гербаризация растений, составление осенних коллажей. Сбор семян растений на участке и по с. Слобода Петропавловская. | практикум | ||
6-7 | Палитра леса. Квест «Прогулка по лесу» Осенний пейзаж. Игра «Осенний калейдоскоп» | Экскурсия, встреча с сотрудниками лесничества Работа над рисунком, игра | ||
8-9 | Экологическая игра «Тропа загадок» | Игра | ||
10 | Тропа юного натуралиста. МАНЖЕТКА — РАСТЕНИЕ АЛХИМИКОВ | презентация | ||
11 | Аукцион «Эко-мозаика». Экскурсия «Родники с. Слободы Петропавловской» | Игра, экскурсия. | ||
12-13 | День без автомобилей, Европейский день пешеходов. Прогулка по с. Слободе Петропавловской. | практикум | ||
14 | Растения Красной книги Республики Татарстан. | практикум | ||
15 | Видовой состав растений на школьной территории. Зелёная аптека. Лекарственные растения | практикум | ||
16 | Всемирный день защиты животных | презентация | ||
17 | Мониторинг подсчёта птиц. | экскурсия | ||
18 | Синичкин день. Акция «Подкормите птиц, друзья! | Экскурсия. | ||
19 | Охрана редких видов растений. ООТ Новошешминского района Склон Коржинского | практикум | ||
20-21 | Леса родного края. Это можем сделать мы. «Круглый стол» | Встреча с представителем лесничества | ||
22 | Виртуальное путешествие в страну Ботаника. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ И КОРНИ-ХОДУЛИ ЛИСТЬЯ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ПРИКОСНОВЕНИЙ | квест | ||
23 | Этот удивительный мир животных. Эти забавные животные. | игра | ||
24 | Международный день волонтёров | Практикум, экскурсия | ||
25 | Орнитология. Птицы наших лесов. Творческая мастерская по изготовлению кормушек для птиц. | практикум | ||
26 | Орнитологические наблюдения | экскурсия | ||
27 | Экологическая игра «Знатоки природы»
| Презентации Проекты учащихся. | ||
28 | Уникумы в природе. Реликты среди животных | Ролевая игра, презентации и проекты детей | ||
29 | Изучение строение животных | экскурсия | ||
30 | Игра «Поле-чудес» | практикум | ||
31 | Экологические игры. | проекты | ||
32 | Мир беспозвоночных животных. | проекты | ||
33 | «Что? Где? Когда?»«ГОВОРЯЩИЕ» ДЕРЕВЬЯ | игра | ||
34 | Игра «Весёлый круговорот» | игра | ||
29 | Энтомофауна различных биоценозов Практикум по изучению насекомых. | Игра,практикум | ||
35 | Определение видов насекомых по справочной литературе | практикум | ||
36 | Чёрные списки животных РТ (работа с Красной книгой) | практикум | ||
37 | Простейший мониторинг окружающей среды | практикум | ||
38 | Экологически капустник | игра | ||
39 | Биологический турнир | игра | ||
40 | Аромотерапия и здоровье человека. | фитобар | ||
41 | Основы фитодизайна. Практикум «Дизайн помещений и дом.участка» | Лаб.практикум | ||
42 | Источники экологической опасности. Встреча пернатых друзей. Мир птиц. | видеоролик | ||
43 | Экологические проблемы современности. Строим ЭКО-град. | Презентация, экскурсия | ||
44 | «Орнитологический бумеранг» | Практикум | ||
45 | Влияние деятельности человека на экосистемы. Фенологические наблюдения. Первые приметы весны. Экологический мониторинг среды (цифровая лаборатория) | Ролевая игра | ||
46 | Первоцветы - их значение в природе. | практикум | ||
47 | Первоцветы. Экологическая акция. | проекты | ||
48 | НПК «Защита творческих проектов» | Практикум по составлению эколог.атласов | ||
49 | Эко-марафон. Экологические Акции.Эко-аукцион | проекты | ||
50 | Экологическая культура. Игра «Познай мир» | Конкурс фотографий | ||
51 | Школьный конкурс «Зелёная лампа» (экологические сказки, сочинения, стихи, эссе, сценарии) | Конкурс рисунков | ||
52 | Экологический праздник «День защиты природы» Эко-квест «Познай природу родного края» | игра, эссе, сценарии | ||
53 | Квест -копилка краеведа «Не дадим исчезнуть им» Экскурсия « Экология окружающей среды» | квест | ||
54 | Экологическая мозаика «О братьях наших меньших» | квест | ||
55 | Всемирный день птиц. Викторина «Всё о птицах» | игра | ||
56 | Эко-копилка «Флора Татарстана» | Викторина проекты | ||
57 | Экскурсия «Весеннее пробуждение природы».Экомониторинг. | игра | ||
58 | Экоквест- Познай природу и защити! | практикум | ||
59 | День экологических знаний День защиты природы. | квест | ||
60 | День Земли. Эко-марафон «Экообраз» | игра | ||
61 | Эко-Аукцион «Мир вокруг нас» | квест | ||
62 | Эко-Акция « Лёгкие планеты» | Посадка деревьев | ||
Экологическая мозаика « О братьях наших меньших» | игра | |||
63 | Эко-Акция « В Татарстане будет чисто» | экодесант | ||
Практикум по страницам Красной Книги | экскурсия | |||
64 | Весенние краски окружающей среды. Зелёный патруль. | Зелёный патруль | ||
65 | Квест -игра «Эко-марафон» | |||
66 | Экологическая игровая программа «Юные натуралисты 2023-2024 –защитники Земли» | зкотур | ||
67 | Акция « Школьный двор- Кто ?если не МЫ!» | экодесант |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология.-Смоленск: Русич,1999.
2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. -Ярославль: «Академия развития»,1998.
3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах.-Ярославль: «Академия развития»,1998.
4.Асладини К.Б., Шавкин В.И. рыбы пресных вод.-М.:Рольф,1999.
5.Бабенко, В. Г. Биология: материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко,
Е. Ю. Зайцева. А. В. Пахневич, И. А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
6.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушкина и др. - Волгоград: Учитель,2009.
7. Ван дер Неер. Все о комнатных растениях.-СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»,2003.
8. Ганичкина О.А. Цветы на вашем участке / О.Ганичкина, А.ганичкин.-М.:Эксмо,2009.
9.Красная книга: редкие и охраняемые растения и животные Московской области [Текст] / сост. В. А. Брылев. – М., 1992.
10Лаврова С.А. Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-М.: ООО «Белый город», 2009.
11.Корнелио, М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: кн. для учащихся / М. П. Корнелио. - М.: Просвещение, 1986.
12.Ласуков Р.Ю.Звери и их следы. - М.:Рольф,1999.
13.Ласуков Р.Ю. Птицы.-М.:Рольф, 2000.
14.Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
15.Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000.
16.Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.сост. В.А.Суворова.-Волгоград:Учитель,2009.
17.Плавильщиков, Н. И. Определитель насекомых [Текст]: краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России /
Н. И. Плавильщиков. - М.: Топикал, 1994.
18..Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.:метод.пособие / И.А.Плахов.-М.:гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
19.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
20.Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост.И.П.Чередниченко. - Волгоград: Учитель,2009.
Нормативные документы
При разработке дополнительных общеобразовательных программ основными нормативными документами являются:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Концепция развития дополнительного образования детей от 31.03.2022 №678-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
- Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа»
- СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (с изменениями на 26 июля 2022 года)
- Устав МБУ ДО «ЦДТ НМР РТ».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"
Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....
Программа кружка "Юный натуралист"
Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"
Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно свобод...
План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"
Люди привыкли называть первоцветами травянистые растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....