Программа кружка "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_m.v._programma_kruzhka_po_biologii_yunyy_naturalist.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Направленность дополнительной образовательной программы –
эколого-биологическая
- Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
- Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования ,нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников
- Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
- Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
- Установление гармоничных отношений с природой, обществом ,самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно , но и интересно.
Цель программы- дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи:
- Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,
- Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
- Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-13 лет.
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год
- Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 2 ч в неделю, всего 76 часов.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
Учебно-тематический план
N П\п | Тема | Всего часов | В том числе |
теория | практика |
Вводное занятие | 2 | 2 |
2. | Осень в природе | 6 | 2 | 4 |
3. | Осенние работы в цветнике | 3 | 1 | 2 |
4. | Осенние работы в уголке живой природы | 6 | 2 | 4 |
5. | Природа зимой | 6 | 2 | 4 |
6. | Охрана и привлечение зимующих птиц | 4 | 2 | 2 |
7. | Работа в уголке живой природы зимой | 4 | 2 | 2 |
8. | Весна в природе | 6 | 2 | 4 |
9. | Охрана и привлечение птиц | 4 | 2 | 2 |
10 | Весенние работы в уголке живой природы | 4 | 2 | 2 |
11 | Лето в природе | 6 | 2 | 4 |
12 | Уход за овощами и цветочными растениями | 6 | 2 | 4 |
13 | Сорные растения | 3 | 1 | 2 |
14. | Полезные и вредные животные огорода | 4 | 2 | 2 |
15 | Уголок живой природы летом | 6 | 2 | 4 |
16 | Сельскохозяйственные растения и домашние животные | 5 | 5 |
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого | 76 | 29 | 47 |
Содержание программы
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.
- Вводное занятие.
- Осень в природе.
- Осенние работы на участке.
- Осенние работы в уголке живой природы.
- Природа зимой.
- Охрана и привлечение зимующих птиц.
- Работа в уголке живой природы зимой.
- Весна в природе.
- Охрана и привлечение птиц.
- Весенние работы в уголке живой природы.
- Лето в природе.
- Уход за овощными и цветочными растениями.
- Сорные растения.
- Полезные и вредные животные огорода.
- Уголок живой природы летом.
- С/х растения и домашние животные.
- Итоговое занятия.
Практические работы.
1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.
2.Наблюдения за поспеванием овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.
3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.
4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.
5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.
6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.
7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).
8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.
9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.
10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.
11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.
12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).
Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
- не навязывать готового решения;
- не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
- подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
- предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
- Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Экскурсии
1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.
2.На поля в колхоз или совхоз (по возможности).
3.По возможности на животноводческие фермы.
Список литературы:
- Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
- Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
- Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.
- Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.
- Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 – 286 с.
- Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 – 240 с.
- Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас: Ирис, 2000. – 113 с.
- П.Агесс. Ключи к экологии. Гидрометиздат, 1982г.
- Ю.В.Линник. Книга трав. Петрозаводск: Карелия, 1986 г.
- Ю.А.Школенко. Эта хрупкая планета. М., Мысль, 1988 г.
- Л.В.Семенов. Охрана природы школьников в каникулярное время. Москва, 1981 г.
- М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 1996 г.
- В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998 г.
- А.Г.Хасанов. Занимательная биология. Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.
- З.А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, изд-во «Панорама», 2006 г.
- А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
- «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Москва «Глобус» 2010 г.
- Л.В.Сорокина.Тематические игры и праздники по биологии. Москва «Творческий центр» 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"
Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"
Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно свобод...
План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"
Люди привыкли называть первоцветами травянистые растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....
Картотека игр, используемых на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Юный натуралист»
Игровая технология является составной частью педагогических технологий, используемых при реализации дополнительной общеобразовательной программе «Юный натуралист»....