УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ "ГИГИЕНА СЛУХА"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель урока Обеспечить представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума и радость, и важность общения в обществе людей. Тип урока Комбинированный, урок систематизации и обобщения новых знаний. В данном уроке есть задания на проверку у детей разных видов функциональной граммотности..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gigiena_sluha.docx | 445.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учитель биологии Эйтингон Ирины Владимировны ГРУППА №1 Раменский г.о Дергаевская СОШ №23
Учебный предмет: Биология
Тема урока: Гигиена слуха.
Базовый учебник: Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. 8 класс», М., «Дрофа», 2016г
Тип урока: Урок получения новых знаний
Цель: Изучение особенностей строения и функций слухового анализатора.
Задачи:
Образовательные: помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека; на основе представлений о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
Развивающие: способствовать развитию у учащихся умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду.
Воспитательные: способствовать формированию навыков гигиены слуха.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету., гигиена слуха
Метапредметные: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи. использовать задания PIZA по данной теме урока.
Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование гигиенических и экологических навыков учащихся, сознательного отношение к своему здоровью.
Технологии: Технологии проблемного обучения, ИКТ, критического мышления, здоровьесбережения
Формы работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время мин | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку. | 2мин | Л: Самоопределение, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р. Целеполагание |
2 | Актуализация опорных знаний и их коррекция. | Выявляет уровень знаний. Выполнение тестовых заданий «Выберите правильные суждения» Задание на повторение: (Приложение1) Проверка работ с использованием презентации «Слуховой анализатор» | Выполняют в тетрадях тест, затем в парах обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения заданий, ставят оценку.
Обеспечивает восприятие, осмысление и закрепление изучаемого материала С использованием презентации «Слуховой анализатор» Рассматриваем значение и строение слухового анализатора | 5мин | П: Учащиеся имеют представления об анализаторах, знают строение и функции слухового анализатора, работают с тестами. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. К: работать в парах, эффективно взаимодействовать со сверстниками. |
3 | Формулирование темы урока, постановка цели | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Несколько минут звучит музыка, причем Музыку включаем на тихой волне и очень громко. Вопрос :Что можете сказать о очень тихой и громкой Музыке?? Каждому с детства знаком вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка подразумевала ушные раковины, которые обычно и называют ушами. Вопрос учащимся: какие функции выполняет слуховой анализатор? | Слушают музыку. Называют ответ на вопрос, . Функции слухового анализатора формулируют тему урока, -осуществляют постановку цели урока. | 4мин | Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Формировать цель и задачи, необходимые для её достижения, планировать свою деятельность. |
4 | Изучение нового материала по материалам PIZA | Постановка проблемы: Что может привести к глухоте? Почему нельзя постоянно пользоваться наушниками? Какова гигиена слуха? В вашей тетради помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним Гигиена слуха
Остальные рассмотрите дома. Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала С использованием презентации Ответ демонстрируется на доске. Физкультминутка «Разминание ушной раковины» (Приложение №2). Работа с презентацией к уроку Гигиена слуха Вопрос Каковы причины нарушения слуха ? Причиной нарушения слуха могут быть инфекционные заболевания. При кашле, чихании возбудители болезни могут попасть в среднее ухо и вызвать его воспаление (отит). Отит возникает и при переохлаждении, поэтому в непогоду уши должны быть защищены от холода. При появлении болей в ушах надо обязательно обращаться к врачу. Ухудшение слуха может происходить из-за накопления в слуховом проходе ушной серы. Ушная сера выделяется видоизменёнными потовыми железами и представляет собой вязкую массу, обладающую бактерицидным действием. Избыток серы закупоривает слуховой проход и ухудшает слышимость. Для удаления серы нельзя пользоваться острыми предметами, потому что можно повредить барабанную перепонку.
Изучение нового материала по материалам PIZA Идет групповая работа по 3 группам( по рядам) Задание № 1 Приложение №3 .
| -Слушают объяснения учителя по слайдам презентации. - Анализируют правила гигиены Выполняют физкультминутку. Используя п. 51стр 317-318 прочитать и ответить на вопрос Беседа, отвечают на вопрос учителя. Осознание значимости изучения учебного материал Работа в группах по материалам PIZA Беседа, отвечают на вопрос учителя. Осознание значимости изучения учебного материал | 7 мин 3 минуты 5 минут 5 минут | П: Умение выделять существенные характеристики объекта, научиться П:Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой. Работать с различными источниками информации. Л: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии. Л. Забота о здоровье Работать с различными источниками информации. Л: Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии. Л. Забота о здоровье |
5 | Первичная проверка понимания | Для слуха вредны постоянный шум, громкие звуки. Они нарушают нормальную жизнедеятельность, вызывают бессонницу, ускоряют утомление и способствуют снижению остроты слуха. Ухудшает слух постоянное прослушивание музыки в наушниках. Громкий резкий звук может привести к разрыву барабанной перепонки. Вред здоровью наносят сильные шумы. Они могут приводить не только к ослаблению слуха или его полной потере, но и снижать работоспособность, повышать утомляемость, вызывать бессонницу. Норма интенсивности звука составляет около 40 децибел. Для сравнения такую интенсивность имеет тихий разговор, интенсивность звука громкого разговора - 60 децибел, шума транспорта на улице - 70-80 децибел. При уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 - смерть (шумовое оружие) Децибел — это безразмерная единица, применяемая для измерения отношения некоторых величин — «энергетических» (мощности, энергии, плотности потока мощности и т. п.) Для борьбы с производственными шумами используются различные средства защиты – звукопоглощающие материалы, звуконепроницаемые наушники. Задание №2 Используя, следующий текст ответьте на вопросы №1 и №2 ВОПРОС №1 Как различные звуки влияют на самочувствие людей? ВОПРОС №2 Звук – друг или враг живого? Установить соответствие обозначений П и В, с полезными и вредными звуками, приведенными в таблице Приложение №4 Задание №3 по тексту (Приложение №5) Вопрос: Почему человек не слышит бабочку – невидимку ? Сколько крыльев у бабочки?
| Работа с текстами по PIZA (индивидуальная) Работа с текстами по PIZA (индивидуальная) | 5мин 5минут | К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги |
6 | Рефлексия | Организует рефлексию. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу. Слайд презентации (Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами). Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение.. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами. ♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня (голубая) ♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем (зеленая) ♪ Урок принес мне мало пользы (черная) Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека. И последнее задание: на клейких листочках напишите о том, что вас больше всего удивило на уроке и прикрепите в тетрадь при сдачи работы. Это будет рефлексией нашего урока. |
Выполнение задания учителя. В конце урока сдают тетради на проверку .с вложениями с заданиями распечатанными по PIZЕ | 3мин | Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
8 | Домашнее задание. | Параграф 51, вопросы | 1мин |
Приложение 1
Выполнение тестовых заданий «Выберите правильные суждения»
1.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
3.Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
4. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
5. Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.
6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
7. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
8. Слуховые косточки - это рецепторы слухового анализатора.
9. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
10. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
11. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
13. В слуховом анализаторе различают наружное, среднее и внутреннее ухо.
14. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
Ответы: 1,3,5,6,9, 11, 12,14. Выводятся через мультимедийный проектор.
Приложение 2
Физкультминутка «Разминание ушной раковины»
Эти упражнения стимулируют приток крови к ушам, а также заставляют ушную серу, обладающую антимикробным и пылеулавливающим действием, выходить наружу. Каждое упражнение выполняется по 8 раз.
1. Потереть возвышение за ухом вверх-вниз;
2. Загнуть ушную раковину вперед;
3. Повращать передний выступ (козелок); 4. Оттянуть мочку вниз.
Приложение 3
Задания по PIZA
Задание 1
Задание для 1 группы
Используйте рисунок для ответа
Откуда берется сера в слуховых проходах и какова ее функция?
К каким последствиям приводит серная пробка?
Предложить способ удаления серной пробки.
Задание для 2 группы
Средняя Азия, середина 19 века. Бухарским эмиратом правит эмир Боходур по прозвищу Мясник. Он отличается особой жестокостью. За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855г. Эмир захватил соседей, в том числе дочь шаха, которая стала его невольницей. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира Боходура. Он умер.
Вопрос: В чем причина смерти Боходура? Ведь ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку в среднее ухо.
Проанализируйте схему «Слухового анализатора» и дайте объяснение возможности отравления эмира Боходура.
Задание для 3 группы
На одном из петербургских заводов один кузнец решил отдохнуть в обеденный перерыв и лег на кузнечный пресс. Его товарищ решил подшутить и напугал спящего. Он что было силы ударил по кузнечному прессу молотком.
Шутка оказалась плачевной – кузнец оглох?
Объясните причину глухоты.
Приложение 4
Задание 2. Используя, следующий текст ответьте на вопросы №1 и №2
ВОПРОС №1 Как различные звуки влияют на самочувствие людей?
При каком уровне шума у человека разрывается барабанная перепонка
Звук – друг или враг живого?
Исследования учёных показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Очень громкий звук вызывает боль, а при превышении уровня в 160 децибел приведёт к разрыву барабанной перепонки. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, чаще страдает от слабости и головокружения
Как различные звуки влияют на самочувствие людей ?
Учеными - биологами проводятся исследования влияния звука на растения и животных, а так же людей. Например, если ухаживая за растением, включать классическую музыку, то оно значительно прибавляет в росте и дает длительное цветение. Непрерывный многодневный шум отрицательно влияет на всех животных, например, у коров, снижаются надои молока и привес. Но и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Так, сотрудники одного офиса, имевшего хорошую звукоизоляцию, уже через неделю стали говорить о том, что невозможно работать в условиях гнетущей тишины. Люди были нервозными, плохо концентрировали внимание на работе. Условно все звуки можно разделить на вредные и полезные для человека.
К вредным звукам могут быть отнесены следующие звуки:
- Современная музыка – например, тяжелый рок пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом на стройке.
- Бранная и нецензурная речь, оказывают на человека сильнейшее влияние. Человек, слышащий вокруг негатив, крики и ругань, начинает раздражаться, теряет хорошее расположение духа.
К полезным звукам можно отнести:
- Звуки природы: щебетание птиц, шум прибоя и дождя. Эти звуки позволяют забыть постоянную суету и направить свои мысли и душевные силы к собственным истокам – живой природе. Результат: снятие стресса, улучшение самочувствия и настроения.
- Классическую музыку. Она пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Слушая Бетховена или Шопена, вы обретете состояние гармонии и равновесия.
- Религиозную музыку – она выравнивает энергетическое поле человека.
ВОПРОС №2
Звук – друг или враг живого?
Установить соответствие обозначений П и В, с полезными и вредными звуками, приведенными в таблице.
полезные и вредные звуки | П/В |
Современная музыка | |
Звуки природы | |
Религиозная музыка | |
Бранная и нецензурная речь | |
Абсолютная тишина |
Приложение 5
Задание 3
Полет бабочки бесшумен, потому что люди не способны воспринимать шум менее 16 Гц. Но эта бабочка еще и невидима.
Фантомная бабочка (Haetera piera)
Эти уникальные бабочки – невидимки, имеющие прозрачные крылья, живут в затененных тропических лесах Бразилии, Эквадора, Перу, Боливии и Венесуэлы, причем встречаются только в местах с идеальной экологией. Активны они преимущественно в сумерках. Исчезновение вида в тех или иных местах говорит об ухудшении экологической обстановки.
Вопрос : Почему человек не слышит бабочку – невидимку ? Сколько крыльев у бабочки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орган слуха. Интерактивный ресурс к уроку биологии в 9 классе.
Интерактивный ресурс к уроку биологии по теме "Орган слуха" в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Подготовлен для работы на интерактивной доске....
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"
Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;способствовать формированию навыков гигиены слу...
Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»
Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Проблем...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье освещается специфика организации лабораторных и практических работ при обучении школьников с нарушениями слуха биологии. Отражены этапы исследовательской деятельности учащихся и подходы к раз...
Развитие словесной речи обучающихся с нарушением слуха на уроках биологии.
Автором освещается роль курса биологии в развитии словесной речи обучающихся с нарушениями слуха. Описаны условия, реализация которых в образовательно-коррекционном процессе обеспечивает обогащение сл...