Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
способствовать формированию навыков гигиены слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока биологии в 8 классе «Орган слуха. Слуховой анализатор.» | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект урока биологии в 8 классе
«Орган слуха.
Слуховой анализатор.»
Автор:
Киселева Валентина Николаева
учитель биологии
с.Турксад
2017 год
Цели урока:
помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
способствовать формированию навыков гигиены слуха.
Задачи:
Образовательные
систематизировать ранее изученный материал;
продолжить изучение темы “Анализатор” на примере слухового анализатора;
расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;
Воспитательные
способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;
Развивающие
содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, «набор нот”
Структура урока.
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 слуховой анализатор;
4.2 строение органа слуха;
4.3 минута релаксации(физминутка)
4.4 как слышит ухо;
4.5 гигиена слуха.
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо” за то, что дает вам возможность насладиться жизнью. Садитесь.
Сегодня немножко необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. Но вы недолжны, стесняться, должны внимательно меня слушать, и выполнять то о чём я прошу.
Готовность к уроку: дневник, учебник. Тетрадь, клеящий карандаш, ручка, линейка, карандаш.
2.Актуализация знаний и умений.
Учитель:
На предыдущем уроке вы изучили тему “Орган зрения и его функции”. Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме “Зрительный анализатор”.
Прежде чем приступить к работе : посмотрите на таблицу «Строение Н.С.», обратите внимании на строение головного мозга,
и ответьте на вопрос
?-Какие доли больших полушарий головного мозга вы знаете?
?-Какие зоны коры больших полушарий головного мозга вы знаете?
Формат выполнения работы – 2 минуты.(обратите внимание, что у вас в тесте есть оформление ответа________пояснить)
Тест по теме “Зрительный анализатор”.
I. Анализатор – это:
1) рецептор
2) рецептор и чувствительный нерв
3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий
II. Зрительные рецепторы – это:
1) только палочки
2) только колбочки
3) палочки и колбочки
III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.
1) теменной
2) височной
3) затылочной
IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:
1) сетчатка
2) радужка
3) роговица
V. Хрусталик имеет форму … линзы.
1) двояковыпуклой
2) двояковогнутой
3) уплощенной
VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:
1) желтое пятно
2) слепое пятно
3) темная область
VII. Дальнозоркость развивается при:
1) недостаточной выпуклости хрусталика
2) избыточной выпуклости хрусталика
3) укороченном глазном яблоке
Учитель:
Вы выполнили тест.
Сдайте листы с ответом. А сам тест оставьте у себя.
Слайд1-2
Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Поставьте себе оценки переведя баллы и сдайте все тесты)
3.Мотивация и целеполагание.
Учитель:
читая с компьютера по щелчку смена слайдов
Слайд3
В жизни- человека всегда сопровождают звуки: приятный шум ветра, шуршание листвы, пение птиц, журчание воды,
Слайд4
звуки автомобилей, работа мотора холодильника, пылесоса, компьютера и т.д.
Слайд5
Но самое главное — речь, благодаря которой человек общается с окружающими людьми.
Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.
Учитель
ПРебята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Обучающиеся:
Тема сегодняшнего урока “ Орган слуха. Слуховой анализатор”
Учитель
Слайд 6
Тема урока “Орган слуха. Слуховой анализатор”.(откройте тетради запишите число,тему урока)
Слайд 7
Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:
сегодня я помогу вам
сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;
я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.
Слайд 8
Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: “ Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить”.
4.Изучение нового материала.
Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему “Слуховой анализатор” на основе знаний о зрительном анализаторе.
? Назовите звенья любого анализатора.
? Зрительного анализатора
Кто возле доски составит схему «Слуховой анализатор», а остальные запишите эту схему в тетрадь.
Схема “Слуховой анализатор”
Учитель:
Проверим выполнение работы. Назовите первое звено слухового анализатора.
Обучающиеся: Слуховые рецепторы.
Учитель: Второе звено слухового анализатора это …
Обучающиеся: Слуховой нерв.
Учитель: Слуховой нерв передает импульс в …
Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий.
Учитель: Где находится слуховая зона?
Обучающиеся: В височных долях головного мозга.
Показать на доске на таблице «Строение Н.С.»
Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте.
Слайд 9
Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. У вас на столе рисунок. Посмотрите на рисунок “Строение уха”
? Сколько отделов уха различают?
Обучающиеся: Три отдела.
Учитель: Назовите их.
Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.
Самостоятельная работа по учебнику.
Заполнить таблицу «Строение органа слуха»-таблицы на столах.
Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните третью графу таблицы “Строение органа слуха”.
Формат выполнения работы – 5 минуты.
(Ребята заполняют таблицу.)
Учитель:
Итак, наружное ухо состоит из …
Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонке. Функции(другой ученик)
Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям?
Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. «локатор» Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено…
Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой.
Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?
Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы?
ОПЫТ
Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили?
Обучающиеся: Потрескивание.
Учитель: О чем это говорит?
Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.
Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.
? А что нужно делать, если «закладывает уши», например если поднимаемся в горы?
Обучающиеся: Найти ответ из учебника. Страница 254.
(задание ОГЭ)
Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?
Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия – из 3 полукружных канала.
Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках.
Таблица “Строение органа слуха”.
Части уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | 1. Ушная раковина. | 1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. |
Среднее ухо | 1. слуховые косточки: | 1. Проводят и усиливают звуковые колебания. 2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке. |
Внутреннее ухо | 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью. | 1. Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий. |
Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а(на фоне музыки)
Бетховен Лунная соната (тихо)
Учитель:
Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.
Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. (Правильно проколоть уши)
Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга.
Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4–6 раз.
Слайд 10
Учитель: Продолжаем работу.
Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни.
Слайд 10
Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте.
Слайд 11-12
В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.
Слайд 11
Учитель: У вас на столе памятка “Гигиена слуха”.
Я предлагаю проанализировать некоторые из них. Обратимся к ним.
Гигиена слуха.
1.Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
2.Защищайте уши от сильного шума.
3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.
4. Каждое утро разминайте ушную раковину.
5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.
6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
10 Берегите уши от ударов.
Учитель:
Остальные рассмотрите дома.
5.Закрепление знаний.
Учитель:
Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме.
Слайд 15
Подготовка к ОГЭ
Установи соответствие. К какому уху относятся
А. Ушная раковина 1) Наружное
Б. Слуховой проход 2) Среднее
В.Стремечко
Г.Барабанная перепонка
Д.Наковальня
Е. Слуховая труба.
Слайд 16
Проверь себя
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Слайд 17
6.Итог урока.Оценки за тест, можно добавить по 1 баллу за работу на уроке)
Учитель: Учитель:
Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.
Слайд 18
7.Домашнее задание.
Учитель:
Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд – необычное домашнее задание.
Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “5”.
Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “4”.
Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте §51 учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку“3”.
Слайд 19
Рефлексия.
Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.
(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).
Вы видите ноты разного цвета у вас на парте. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны , взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, прикрепить на наш нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.(желтая)
♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.
♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.
♪ Урок принес мне мало пользы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...