Рабочие программы элективных курсов
рабочая программа по биологии

«Биология в медицине» 9 класс

«Основные вопросы биологии» 9 класс

«Биологический практикум» 10 класс

«Молекулярная биология» 10 - 11 классы

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 5 к основной образовательной

программе основного общего образования

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по биологии

«Биология в медицине»

для 9 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны

учителя биологии

 

п.г.т. Излучинск

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа элективного по биологии «Биология в медицине» составлена и предназначена для учащихся 9-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016, 2017г.  

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) на 2021-2022 учебный год.

В системе современного знания анатомия человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Данная программа, является одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача. Программа основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением лабораторных и практических работ. Обучающиеся в процессе изучения элективного курса совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам. Итогом изучения курса является защита проектов.

1.Цель курса: углубить и расширить знания обучающихся по анатомии, создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи:

  • формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
  • усвоение обучающимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
  • усвоение обучающимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
  • приобретение обучающимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы

Элективный курс по биологии «Биология в медицине» рассчитана на 34 часа.  

2.Планируемые результаты

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5. Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

        

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

аргументировано отстаивать свое мнение.        

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  6. Смысловое чтение.

Предметные результаты

Знание:

  • фундаментальных понятий биологии;
  • топографию органов и систему органов в организме человека;
  • особенностей роста и развития человеческого организма;
  • влияния факторов внешней среды на здоровье человека;
  • приемов оказания первой помощи при несчастных случаях;
  • влияния физической и умственной нагрузки на организм;
  • влияния образа жизни и вредных привычек на организм человека.

Умение:

  • распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
  • находить связь между строением и функциями органов;
  • определять место человека в системе органического мира;
  • работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты;
  • оказывать элементарную доврачебную помощь.
  • соблюдать правила личной гигиены.

3.Содержание курса

Раздел

Краткая характеристика

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

2

РАЗДЕЛ 2.  ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.  

Клеточное строение организма человека. Строение животной клетки. Основные части клеток. Органоиды. Разнообразие и свойства клеток. Ткани. Органы и системы органов.

2

РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ.  

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны.

2

РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

3

РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.  

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.   Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

2

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

3

ТЕМА 7 ДЫХАНИЕ.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

2

РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

2

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

3

РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

2

РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные.

2

РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности.

3

РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Рефлекторный характер деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

2

РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание.

3

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.  

1

ИТОГО:

34

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел

программы

Программное

 содержание

Характеристика деятельности

учащихся

Тема урока

урока

Кол-во    часов

Дата

проведения

по

плану

по

факту

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (2ч)

Вклад иностранных и отечественных ученых в развитие анатомии. Атласы по анатомии.

Знать:

-историю развития знаний о строении организма человека

-вклад иностранных и отечественных ученых в развитие науки о человеке

-науки   о   человеке;

 -методы изучения организма человека;

Уметь:

-приводить примеры представлений в древности о строении и функциях организма.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

 

1

2

2

РАЗДЕЛ 2.

ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.

(2ч)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Знать:

-расположение и функции основных систем и органов;

- сходство организмов человека и млекопитающих.

Уметь:

-давать определения    понятиям:

ткань, орган, система органов;

-называть органы и системы органов человека;

-распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человек;

-характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Органы. Системы органов.

П/р.№1 «Распознавание органов человека»

3

4

2

 

РАЗДЕЛ 3. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. (2ч)

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Знать:

- отделы нервной системы;

-значение нервной системы.

Уметь:

-давать определения понятию: рефлекс.

-называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной системы;

•функции нервной системы. - распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Нервная регуляция.  

 

5

6

2

РАЗДЕЛ 4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (3ч)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.   Строение   опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Знать:

-строение и функции опорно-двигательной системы.  

-строение кости: компактное   вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы.

-соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные).

 -строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная

Уметь:

-называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы.

-распознавать на таблицах основные части скелета человека.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей;

Опорно-двигательная система.

Л/р.№1 «Внешнее строение костей»

 

 7

8

9

3

РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.  (2ч)

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа.   Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Знать:

-внутреннюю   среду организма.

 -кровь, ее функции.

-свертывание крови.

Уметь:

-называть признаки биологических объектов:

•составляющие внутренней среды организма;

•составляющие крови (форменные элементы);

•составляющие плазмы.

-характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

-сравнивать кровь человека и лягушки.

Кровь.

Л/р.№2 «Микроскопическое строение крови»

 

10

11

2

РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (3ч)

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Знать:

-кровеносная система.

-строение сердца и кровеносных сосудов.

-функцию кровеносной системы.

Уметь:

-называть:

•особенности строения организма человека, органов дыхательной системы;

•признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца.

-распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы.

-описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Органы кровообращения.

 

12

13

14

3

ТЕМА 7. ДЫХАНИЕ (2ч)

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Знать:

-строение органов дыхания.

- строение легких.

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

-характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Строение органов дыхания.

 

15

16

2

РАЗДЕЛ 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ

(2ч)

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в двенадцатиперстной   кишке (ферменты

поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.

Знать:

-пищеварение

в желудке.

-регуляция   пищеварения

-пищеварение в кишечнике. -всасывание питательных веществ.

уметь:

-давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

-характеризовать:

•сущность биологического процесса питания, пищеварения;

•роль ферментов в пищеварении.

-описывать и объяснять результаты опытов.

-характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности

Пищеварение

в желудке и кишечнике.

 

17

18

2

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Знать:

-обмен   веществ   и превращение   энергии.

 -пластический и энергетический   обмен.

Уметь:

-давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

-характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

 •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Пластический и энергетический обмен.

 

19

1

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Знать:

-обмен и роль белков, углеводов, жиров.

-водно-солевой обмен.

-определение норм питания.

-соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Уметь:

-давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

-характеризовать:

•сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

 •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

-использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

-использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

 

20

21

2

РАЗДЕЛ 10. ВЫДЕЛЕНИЕ (2ч)

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Знать:

-органы   выделения.

-строение и функции почек

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

-распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

-характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Органы   выделения. Строение и функции почек.

 

22

23

2

РАЗДЕЛ 11. ПОКРОВЫ ТЕЛА

(2ч)

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, кожные и сальные.

Знать:

Покровы тела.

Строение и функции кожи.

Уметь:

-называть особенности строения организма человека - кожи.

-называть функции кожи.

-распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

-устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

 

24

25

2

РАЗДЕЛ 12. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3ч)

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система.  Образование сперматозоидов.     Поллюции. Гигиена промежности. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Знать:

-система органов размножения.

-половые клетки.

Уметь:

-называть особенности строения женской и мужской половой систем.

-распознавать и описывать на таблицах:

•женскую и мужскую половые системы;

•органы женской и мужской половой систем.

-объяснять причины наследственности.

-использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Система органов размножения.

Оплодотворение

Развитие человека. Возрастные процессы

26

27

28

3

РАЗДЕЛ 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(2ч)

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная     деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Типы нервной системы

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Знать:

-биологическая природа и социальная сущность человека.

-познавательная     деятельность мозга.

-сознание человека.

-речь.

-роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

-мышление.

-классификацию темперамента

-влияние на формирование типа нервной системы

Уметь:

-называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

-характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение.

-использовать приобретенные знания дня.

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•организации    учебной   деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

-классифицировать темпераменты человека.

Познавательные процессы.

Типы нервной деятельности.

 

29

30

2

РАЗДЕЛ 14. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.

(3ч.)

Факторы, влияющие на здоровье человека. Первая доврачебная помощь. Вредные привычки: курение, алкоголь. Наследственные заболевания человека. Инфекционные заболевания. Гигиена человека. Закаливание.

Знать:

-влияние различных факторов на здоровье человека.

-оказание первой доврачебной помощи.

-вредные привычки и их профилактику.

-заболевания человека.

-гигиена человека.

- Уметь:

-оказывать первую доврачебную помощь.

-объяснять причины заболеваний человека.

-соблюдать правила гигиены человека.

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

31

32

33

3

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. 1ч

34

1

ИТОГО:

34

34



Предварительный просмотр:

Приложение № 5 к основной образовательной

программе среднего общего образования

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по биологии

«Молекулярная биология»

для 10 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны

учителя биологии

п.г.т. Излучинск

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа элективного курса по биологии «Молекулярная биология» составлена и предназначена для обучающихся 10 класса, на основе примерной программы, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Примерные программы по учебным предметам. Сборник «Биология. Рабочие программы. Базовый и профильный уровни. 10-11 классы /составитель Г.М. Пальдяева, 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015 и соответствует УМК: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни. 10 класс.: учебник / И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов - М.: Просвещение, 2017.

Изучение элективного курса направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения обучающихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимся опыта поиска информации, совершенствование умения делать доклады, сообщения, закрепление навыков решения генетических задач различных уровней сложности. Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно - развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.                           

  1. Цель: создание условий для развития интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи:

  • усвоение сложных цитологических и генетических задач;
  • формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
  • усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
  • усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
  • приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии. 

Описание места учебного курса в учебном плане школы

Элективный курс по биологии «Молекулярная биология» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты

 

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  11. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Биология».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Биология».

 

Предметные результаты

 

  1. Формирование умений и навыков решения генетических задач.
  2. Отработка навыков применения генетических законов.
  3. Обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ.
  4. Удовлетворения интересов учащихся, увлекающихся генетикой.

В результате изучения курса обучающиеся 10 класса будут 

Знать/понимать

  • основные генетические законы;
  • специальную генетическую терминологию и символику;
  •  различные генетические законы при решении задач;
  • вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

Уметь

  • расширить знания об основных генетических законах;
  • овладеть специальной генетической терминологией;
  • научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
  • применять различные генетические законы при решении задач:
  • прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
  • готовить доклады по теоретическому материалу.

  1. Содержания курса

 

Раздел, тема курса

Кол-во

часов

Краткая характеристика

1.Полигибридное скрещивание.

4

Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

2.Сцепленное наследование генов.

6

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае конъюгации хромосом без кроссинговера; в случае конъюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае конъюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

3.Наследование, сцепленное с полом.

8

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. Решение прямых и обратных задач на сцепление признаков с X-хромосомой.

4.Взаимодействие неаллельных генов.

8

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

5. Генеалогический метод.

 

6

Выполнение и защита исследовательского проекта «Родословная моей семьи». Решение задач на составление родословной.

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

2

ИТОГО:

34

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

учащихся

Тема урока

   №

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

По

плану

По

Факту

1.Полигибридное скрещивание. 4ч

Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

Знать

Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

Уметь 

Решать задачи на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

Определять количество фенотипов и генотипов потомков.

Решать прямые и обратные задачи на полигибридное скрещивание.

Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

1

1

Решение задач.

2

3

4

3

2.Сцепленное наследование генов. 6ч

 

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае конъюгации хромосом без кроссинговера; в случае конъюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае конъюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Решение задач на сцепленное наследование. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Решение задач, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Знать

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана.

Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования.  

Генетические карты.

Хромосомную теорию наследственности.

Уметь 

Решать задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Определять количество кроссоверных особей в потомстве.

Определять вероятность возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Закономерности сцепленного наследования.

5

1

Решение задач.

6

7

8

9

10

5

3.Наследование, сцепленное с полом. 8ч

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признаков с X-хромосомой.

Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y- хромосомой. Кодоминантные гены, локализованные в X- хромосоме. Наследование двух признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах. Наследование, зависимое от пола.

Знать 

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов.  

Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Уметь

Решать прямые и обратные задачи на сцепление с X-хромосомой и Y- хромосомой.

 

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

11

12

2

Решение задач.

13

14

15

16

17

18

6

4.Взаимодействие неаллельных генов. 8ч

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов

Знать

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность.

Полимерия.

Уметь

Решать задачи на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Эпистаз.  Комплементарность Полимерия.

19

20

2

Решение задач.

21

22

23

24

25

26

6

5. Генеалогический метод. 6ч

Выполнение и защита исследовательского проекта «Родословная моей семьи»

Решение задач на составление родословной.

Знать

Родословную своей семьи

Уметь

Составлять родословную своей семьи, генеалогическое древо, генетические задачи.

Решать  генетические задачи на составление родословной.

Методы генетики

27

28

2

Решение задач.

 29

 30

 31

 32

4

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач». 2ч

Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

33

34

2

ИТОГО:

34

34

 

5.сведения о контроле.

Раздел, тема курса

Кол-во

часов

Кол-во

Контрольных

 работ

Кол-во лабораторных

и практических работ

1.Полигибридное скрещивание.

4

3

2.Сцепленное наследование генов.

6

5

3.Наследование, сцепленное с полом.

8

6

4.Взаимодействие неаллельных генов.

8

6

5. Генеалогический метод.

 

6

4

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

2

        -

ИТОГО:

34

0

        24



Предварительный просмотр:

Приложение № 5 к основной образовательной

программе среднего общего образования

Российская федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по биологии

«Молекулярная биология»

для 11 класса

Искандаровой Жулдуз Умарбековны

учителя биологии

п.г.т. Излучинск

2021/2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа элективного курса по биологии «Молекулярная биология» составлена и предназначена для обучающихся 11 класса, на основе примерной программы, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. Примерные программы по учебным предметам. Сборник «Биология. Рабочие программы. Базовый и профильный уровни. 10-11 классы /составитель Г.М. Пальдяева, 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015 и соответствует УМК: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни. 10 класс.: учебник / И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов - М.: Просвещение, 2017.

Изучение элективного курса направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения обучающихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимся опыта поиска информации, совершенствование умения делать доклады, сообщения, закрепление навыков решения генетических задач различных уровней сложности. Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно - развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.                           

  1. Цель: создание условий для развития интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи:

  • усвоение сложных цитологических и генетических задач;
  • формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;
  • усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
  • усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
  • приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии. 

Описание места учебного курса в учебном плане школы

Элективный курс по биологии «Молекулярная биология» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты

 

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  11. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Биология».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Биология».

 

Предметные результаты

 

  1. Формирование умений и навыков решения генетических задач.
  2. Отработка навыков применения генетических законов.
  3. Обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ.
  4. Удовлетворения интересов учащихся, увлекающихся генетикой.

В результате изучения курса обучающиеся 11 класса будут 

Знать/понимать

  • основные генетические законы;
  • специальную генетическую терминологию и символику;
  •  различные генетические законы при решении задач;
  • вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

Уметь

  • расширить знания об основных генетических законах;
  • овладеть специальной генетической терминологией;
  • научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
  • применять различные генетические законы при решении задач:
  • прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
  • готовить доклады по теоретическому материалу.

  1. Содержания курса

 

Раздел, тема курса

Кол-во

часов

Краткая характеристика

1.Полигибридное скрещивание.

4

Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

2.Сцепленное наследование генов.

6

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае конъюгации хромосом без кроссинговера; в случае конъюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае конъюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

3.Наследование, сцепленное с полом.

8

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. Решение прямых и обратных задач на сцепление признаков с X-хромосомой.

4.Взаимодействие неаллельных генов.

8

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

5. Генеалогический метод.

 

6

Выполнение и защита исследовательского проекта «Родословная моей семьи». Решение задач на составление родословной.

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

2

ИТОГО:

34

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

учащихся

Тема урока

   №

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

По

плану

По

Факту

1.Полигибридное скрещивание. 4ч

Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

Знать

Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

Уметь 

Решать задачи на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

Определять количество фенотипов и генотипов потомков.

Решать прямые и обратные задачи на полигибридное скрещивание.

Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании.

1

1

Решение задач.

2

3

4

3

2.Сцепленное наследование генов. 6ч

 

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае конъюгации хромосом без кроссинговера; в случае конъюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае конъюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Решение задач на сцепленное наследование. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Решение задач, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Знать

Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана.

Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования.  

Генетические карты.

Хромосомную теорию наследственности.

Уметь 

Решать задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Определять количество кроссоверных особей в потомстве.

Определять вероятность возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

Закономерности сцепленного наследования.

5

1

Решение задач.

6

7

8

9

10

5

3.Наследование, сцепленное с полом. 8ч

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признаков с X-хромосомой.

Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y- хромосомой. Кодоминантные гены, локализованные в X- хромосоме. Наследование двух признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах. Наследование, зависимое от пола.

Знать 

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов.  

Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Уметь

Решать прямые и обратные задачи на сцепление с X-хромосомой и Y- хромосомой.

 

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

11

12

2

Решение задач.

13

14

15

16

17

18

6

4.Взаимодействие неаллельных генов. 8ч

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов

Знать

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность.

Полимерия.

Уметь

Решать задачи на все типы взаимодействия неаллельных генов.

Эпистаз.  Комплементарность Полимерия.

19

20

2

Решение задач.

21

22

23

24

25

26

6

5. Генеалогический метод. 6ч

Выполнение и защита исследовательского проекта «Родословная моей семьи»

Решение задач на составление родословной.

Знать

Родословную своей семьи

Уметь

Составлять родословную своей семьи, генеалогическое древо, генетические задачи.

Решать  генетические задачи на составление родословной.

Методы генетики

27

28

2

Решение задач.

 29

 30

 31

 32

4

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач». 2ч

Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

33

34

2

ИТОГО:

34

34

 

5.сведения о контроле.

Раздел, тема курса

Кол-во

часов

Кол-во

Контрольных

 работ

Кол-во лабораторных

и практических работ

1.Полигибридное скрещивание.

4

3

2.Сцепленное наследование генов.

6

5

3.Наследование, сцепленное с полом.

8

6

4.Взаимодействие неаллельных генов.

8

6

5. Генеалогический метод.

 

6

4

6. Защита проекта с презентацией «Составление генетических задач».

2

        -

ИТОГО:

34

0

        24


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...