Элективный курс " Подготовка к ЕГЭ по биологии"
рабочая программа по биологии (11 класс)
Помочь выпускникам выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям. Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Пыть-ях»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
10-11 профильный химико-биологический класс
Учитель биологии
Воличенко И.Г.,
.
Пыть-Ях 2020.
- НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
1.1. Нормативные документы (общие, для реализации федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и
Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
1.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного, образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
1.3.Методические материалы:
-Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]: URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения 20.08.2017).
-Биология. Углубленный уровень. 10-11 класс. Методические рекомендации и рабочая программа. ФГОС. [Электронный ресурс]: URL: https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/3fd/3fd83201838662b4b12c982227ee8d31.pdf (дата обращения 21 августа 2020г).
-Семенцова, В.Н. Программа элективного курса «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии» / В.Н.Семенцова// Программы элективных курсов. Биология. Сборник 4. – М.: Дрофа, 2017г
-Учебный план МБОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях на 2020-2021 учебный год.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. Определить уровень биологических знаний обучающихся и степень овладения ими учебными умениями.
2. На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
3. Помочь выпускникам выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям.
4. Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
5. Поддержать и развить умения учащихся сосредоточиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
69 ч (1 час в неделю : 3 ч в 10 классе, 34ч в 11 классе)
- Введение – 1ч.
- Биология – наука о живой природе – 8ч.
Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др. Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр.
- Клетка как биологическая система – 12ч.
Элементный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке. Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность. Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др.
Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции органоидов прокариотической и эукариотической клеток (в сравнении) на конкретных примерах.
Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии.
Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
- Организм как биологическая система – 10ч.
Деление клеток: митоз и мейоз. Типы и способы размножения организмов. Оплодотворение
Стадии развития зародышей. Сходство зародышей позвоночных. Биогенетический закон.
Прямое и непрямое развитие организмов. Стадии развития организмов. Вляиние внешних и внутренних факторов на развитие организмов в эмбриональном и постэмбриональном периодах.
Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.Решение задач по генетике и составление родословных.
- Многообразие организмов – 10ч.
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Принципы бинарной номенклатуры.
Разнообразие организмов (по царствам Растения, Животные, Грибы), особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция организмов (по царствам).
- Человек и его здоровье – 10ч.
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Опорно - двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь.
- Надорганизменные системы – 9ч
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Создатели СТЭ. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид— единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
- Экосистемы и присущие им закономерности – 9ч.
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Прич Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере.
- Итоговое занятие – 1ч.
Приложение 1.
Список рекомендуемой литературы
- Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006.
- Мамонтов С. Г. Биология. — М.: Дрофа, 2008.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 1994.
- Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1993.
- Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
- Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005.
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Приложение 2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Задачи элективного курса. Правила заполнения бланков. | Изучить демо-версию ЕГЭ-2020 http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory | ||
Биология – наука о живой природе – 8ч. Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др. Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр. | ||||
2 | Лекция Общебиологические закономерности | §1.1, 1.2 | ||
3 | Описательный период развития биологии | Реферат | ||
4 | Креационизм и гипотезы самозарождения жизни | §2.1 | ||
5 | Развитие представлений о клетке | Реферат | ||
6 | Представления о развитии организма | Тематические задания | ||
7 | Уровни организации живой природы | Составить блок-схему, решение заданий | ||
8 | Критерии живых систем | Тематические задания | ||
9 | Зачет по теме | |||
Клетка как биологическая система – 12ч. Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции органоидов прокариотической и эукариотической клеток (в сравнении) на конкретных примерах. Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии. Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД. Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме. | ||||
10 | Клеточная теория строения организмов | Решение тематических заданий | ||
11 | Обзорная лекция Химический состав клетки | Решение тематических заданий | ||
12 | Практикум «Нуклеиновые кислоты» | Решение тематических заданий | ||
13 | Практикум «Органические вещества клетки: взаимосвязь функций» | Решение тематических заданий | ||
14 | Коллоквиум Структурно-функциональная организация эукариотической клетки | Заполнение таблицы «Клетка» | ||
15 | Коллоквиум Структурно-функциональная организация эукариотической клетки | Решение тематических заданий | ||
16 | Клетки прокариот | Решение тематических заданий | ||
17 | Лекция Метаболизм клетки | Доработка конспекта | ||
18 | Практикум. Метаболизм клетки | Решение тематических заданий | ||
19 | Практикум. Методы изучения клетки. Клеточные технологии | Реферат | ||
20 | Неклеточные формы жизни. | Реферат | ||
21 | Зачет по теме | Повторение | ||
Организм как биологическая система – 10ч. Деление клеток: митоз и мейоз. Типы и способы размножения организмов. Оплодотворение. Стадии развития зародышей. Сходство зародышей позвоночных. Биогенетический закон. Прямое и непрямое развитие организмов. Стадии развития организмов. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие организмов в эмбриональном и постэмбриональном периодах. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции. | ||||
22 | Практикум Деление клеток: митоз и мейоз | Решение тематических заданий | ||
23 | Лекция Общие закономерности онтогенеза | Решение тематических заданий | ||
24 | Стадии развития организмов | Решение тематических заданий | ||
25 | Лекция Закономерности наследственности и изменчивости | Решение тематических заданий | ||
26 | Практикум Решение задач по генетике | Решение тематических заданий | ||
27 | Практикум Решение задач по генетике | Решение тематических заданий | ||
28 | Практикум Решение задач по генетике | Решение тематических заданий | ||
29 | Практикум Составление и анализ родословных | Решение тематических заданий | ||
30 | Практикум Составление и анализ родословных | Решение тематических заданий | ||
31 | Зачет по теме | Решение тематических заданий | ||
Многообразие организмов – 10ч. Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Принципы бинарной номенклатуры. Разнообразие организмов (по царствам Растения, Животные, Грибы), особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция организмов (по царствам). | ||||
32 | Основные систематические категории | Решение тематических заданий | ||
33 | Использование микроорганизмов в биотехнологии | Решение тематических заданий | ||
34 | Защита проектов | Решение тематических заданий | ||
35 | Защита проектов | Решение тематических заданий | ||
Итого в 10 классе 35 часов | ||||
РАЗДЕЛЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В 11 КЛАССЕ | ||||
36 | Современная геносистематика и филогенетика. | Решение тематических заданий | ||
37 | Характеристика царства Растения | Решение тематических заданий | ||
38 | Характеристика царства Животные | Решение тематических заданий | ||
39 | Характеристика царства Грибы | Решение тематических заданий | ||
40 | Практикум Сравнение признаков растений, животных и грибов | Решение тематических заданий | ||
41 | Зачет по теме | Решение тематических заданий | ||
Человек и его здоровье – 10ч. Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян). Опорно - двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь. | ||||
42 | Биосоциальная природа человека | Решение тематических заданий | ||
43 | Эволюция человека: современные данные | Решение тематических заданий | ||
44 | Опроно-двигательная система человека | Решение тематических заданий | ||
45 | Нервная и эндокринная системы человека | Решение тематических заданий | ||
46 | Кровеносная и дыхательная системы человека | Решение тематических заданий | ||
47 | Пищеварительная система человека и обмен веществ | Решение тематических заданий | ||
48 | Мочеполовая система человека | Решение тематических заданий | ||
49 | Практикум Гигиена и оказание первой помощи | Решение тематических заданий | ||
50 | Высшая нервная деятельность | Решение тематических заданий | ||
51 | Зачет по теме | Решение тематических заданий | ||
Надорганизменные системы – 8ч Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы. Создатели СТЭ. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид— единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы. | ||||
52 | Лекция Эволюция органического мира | Решение тематических заданий | ||
53 | Синтетическая теория эволюции | Решение тематических заданий | ||
54 | Синтетическая теория эволюции | Решение тематических заданий | ||
55 | Практикум Вид: критерии, структура. | Решение тематических заданий | ||
56 | Популяции. | Решение тематических заданий | ||
57 | Гипотезы возникновения жизни | Решение тематических заданий | ||
58 | Абиогенный синтез | Решение тематических заданий | ||
59 | Зачет по теме | Решение тематических заданий | ||
Экосистемы и присущие им закономерности – 9ч. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Прич Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере. | ||||
60 | Компоненты биоценозов | Решение тематических заданий | ||
61 | Практикум Решение экологических задач | Решение тематических заданий | ||
62 | Абиотические факторы среды | Решение тематических заданий | ||
63 | Биотические факторы среды | Решение тематических заданий | ||
64 | Практикум Смена биоценозов | Решение тематических заданий | ||
65 | Практикум Цепи и сети питания | Решение тематических заданий | ||
66 | Биосфера | Решение тематических заданий | ||
67 | Круговорот веществ в биосфере | Решение тематических заданий | ||
68 | Зачет по теме | Решение тематических заданий | ||
Итоговое занятие – 1ч | ||||
69 | Итоговое занятие | Подготовиться к ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс"Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Программа элективного курса построена в соответствии с уровнем знаний основной школы и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребност...
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
Элективный курс. Подготовка к ЕГЭ по биологии
Данный курс поможет в организации работы с детьми сдающими ЕГЭ по биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов»
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в 9 кла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» БИОЛОГИЯ 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса«Подготовка к ЕГЭ по биологии» БИОЛОГИЯ 11 класс...