элективный курс"Подготовка к ЕГЭ по биологии"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Программа элективного курса построена в соответствии с уровнем знаний основной школы и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении содержания базового уровня биологии с целью подготовки к ЕГЭ.
Целесообразность курса объясняется недостаточным уровнем биологических знаний, предполагаемых общеобразовательным и гуманитарными профилями, и необходимостью его углубления для прохождения итоговой аттестации и подготовки к поступлению в ВУЗы и ССУЗы некоторыми учащимися по выбору, которые в условиях сельских малокомплектных школ не имеют возможности получить на уроках соответствующее образование.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 7 теоретических и 27 практических. Распределение времени указано ориентировочно и может изменяться в зависимости от подготовки учащихся и их потребностей, что определяется путем диагностики остаточных знаний по темам курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_podgotovke_k_ege_po_biologii.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии»
Автор6 учитель биологии Сутягина М.А.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Программа построена в соответствии с уровнем знаний основной школы и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении содержания базового уровня биологии с целью подготовки к ЕГЭ.
Целесообразность курса объясняется недостаточным уровнем биологических знаний, предполагаемых общеобразовательным и гуманитарными профилями, и необходимостью его углубления для прохождения итоговой аттестации и подготовки к поступлению в ВУЗы и ССУЗы некоторыми учащимися по выбору, которые в условиях сельских малокомплектных школ не имеют возможности получить на уроках соответствующее образование.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 7 теоретических и 27 практических. Распределение времени указано ориентировочно и может изменяться в зависимости от подготовки учащихся и их потребностей, что определяется путем диагностики остаточных знаний по темам курса.
В программу включены только некоторые, самые значимые и трудные для учащихся темы: «Молекулярные основы наследственности» и «Основы генетики». Теоретический материал включает вопросы, выходящие за рамки базового уровня, что помогает расширить знания учащихся. Большой и разнообразный практикум по решению и составлению тестовых заданий, решению биологических задач способствует развитию практических навыков использования знаний в необычных ситуациях, овладению необходимой тестовой культурой, которая включает в себя умение правильно распределять время, строго следовать инструкциям, понимать условия заданий и т.п. Предполагается знакомство с особенностями различных тестов, выполнение тренировочных тематических и комплексных тестовых работ по различным источникам: печатным сборникам и компьютерным репетиторам. Основной упор сделан на выполнение заданий части В и С, как наиболее сложных, требующих профильной углубленной подготовки и которые развивают умения вычленять главное, обобщать, обосновывать явления, устанавливать соответствие, четко и кратко излагать мысли.
Работа по данной программе включает школьные и внешкольные занятия. На школьных занятиях учитель излагает теоретический материал, проводит консультации, организует практикумы и семинары, а учащиеся вне урока самостоятельно готовят выступления, выполняют письменные тренировочные задания, составляют задачи творческого уровня.
Реализация данного курса предполагает использование электронных носителей информации, что призвано способствовать развитию у учащихся навыков использования ИКТ для приобретения, закрепления знаний и диагностики результатов.
Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения тренировочных и зачетных практических работ, участия в семинарах, выполнения проектов.
Основная цель курса: дать учащимся возможность удовлетворить интерес к углублению знаний по биологии до уровня, соответствующего ЕГЭ.
Задачи курса:
-организовать системное повторение пройденного теоретического материала,
- расширить и углубить знания, насытить их современными биологическими научными фактами и открытиями,
- развить практические умения использования имеющихся знаний, получения новых знаний, в том числе с использованием информационных технологий для прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- теоретический материал по данным темам биологии на углубленном уровне, соответствующем ЕГЭ,
- структуру, примерное содержание и уровень сложности экзаменационных работ,
-правила выполнения работ и заполнения бланков ответов.
Учащиеся должны уметь:
-решать биологические и генетические задачи по темам «Молекулярные основы наследственности» и «Основы генетики» на углубленном уровне
-применять имеющиеся знания при выполнении различных заданий экзаменационных тестов,
-заполнять бланки ответов ЕГЭ,
-правильно распределять время,
-кратко и четко формулировать ответы на вопросы уровня В и С.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количест- во часов | Теоре- тич. | Практи- кум | Семи- нары | Формы деятельности уч-ся Формы контроля. |
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Решение тематических тестов |
2. | Молекулярные основы наследственности | 9 | 2 | 4 | 2 | Решение биологических задач, тестов. Зачет (1 часа) |
3. | Основы генетики | 15 | 3 | 8 | 2 | Решение генетических задач, тестов. Зачет (2 часа) |
4. | Тренировочное тестирование | 8 | 1 | 5 | Решение тренировочных тестов Зачет (2 часа) |
Итого: | 34 | 7 | 18 | 4 | 5 |
Программа.
Тема 1.Введение (2 часа).
Содержание и структура курса, требования.
Живая природа, её многообразие. Уровни организации живой природы. Особенности хранения наследственной информации у разных групп организмов. Ядро, его роль в хранении и передаче наследственной информации.
Практикум:
Составление и решение готовых тематических тестов.
Тема 2.Молекулярные основы наследственности (9 часов).
Генетическая информация в клетке. Нуклеиновые кислоты. Хромосомы. Гены. Геном.
Механизмы реализации генетической информации. Матричный синтез в процессах обмена веществ, репликации нуклеиновых кислот. Регуляция биохимических процессов в живой клетке; роль ферментов, витаминов, гормонов.
Практикум:
Решение биологических задач.
Решение тестовых заданий.
Семинар «Матричный синтез и здоровье человека».
Тема 3.Основы генетики (15часов).
1.Закономерности наследования, установленные Менделем. Наследование признаков, определяемых одной парой аллельных генов. Полное и неполное доминирование признаков. Моногибридное скрещивание. Возвратное, анализирующее скрещивание. Наследование групп крови человека по системе АВО. Наследование резус-фактора.
Сверхдоминирование, кодоминирование.
Дигибридное скрещивание.
Практикум:
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
- при полном доминировании.
- при неполном доминировании.
- на возвратное скрещивание.
- на анализирующее скрещивание.
- Решение задач на наследование групп крови (АВО).
- Решение задач на дигибридное скрещивание.
2.Основные положения хромосомной теории наследственности. Теория гена. Кроссинговер. Сцепление генов: полное и неполное. Знакомство с генетической картой хромосом. Работы Моргана.
Наследование сцепления с полом. Генетика человека. Причины наследственных заболеваний и аномалий. Современные достижения генетической безопасности.
Практикум:
- Решение генетических задач на сцепление генов.
- Решение задач на сцепление с полом.
Семинар «Причины наследственных заболеваний человека».
3.Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.
Практикум:
Решение задач на взаимодействие генов.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература:
- Соколовская Б. Х. Задачник по генетике. Новосибирск, 1968 г.
- Соколовская Б. Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск, 1971 г.
- Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. Изд.Учитель, Волгоград, 1990 г.
- Элективный курс «Молекулярные основы наследственности», автор Р.И. Горелов.
- Пособие для студентов медицинских ВУЗов. Пермь, 1997 г.
- «Биология в школе» 1990 г.
«Иллюстрированные карточки-задачи по генетике»
«О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач»
«О составлении и использовании генетических задач»
- Короткова Л. С. Дидактический материал по общей биологии 11. М., Просвещение, 1990 г.
- Мишина Н. В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии 10. М., Просвещение, 1988 г.
- Короткова Л. С. Дидактический материал по общей биологии 11 (пособие для вечерней школы).М., Просвещение, 1981 г.
- Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М., Просвещение, 1989 г.
СD-диски:
1. Репетитор. Биология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
Элективный курс. Подготовка к ЕГЭ по биологии
Данный курс поможет в организации работы с детьми сдающими ЕГЭ по биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов»
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в 9 кла...
Элективный курс " Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Помочь выпускникам выбрать образовательный маршрут, соответствующий его профессиональным предпочтениям. Отработать умения оформлять экзаменационную работу в форме ЕГЭ, работы с текстом, тестовыми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» БИОЛОГИЯ 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса«Подготовка к ЕГЭ по биологии» БИОЛОГИЯ 11 класс...