Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Виктория Другова

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx94.06 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Администрация Красногорского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Малиновская основная общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании школьного методического объединения

Протокол № 1

от 29 августа 2022 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Педагогический совет

Протокол № 1

от 30 августа 2022 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МКОУ «Малиновская ООШ»

________ Л. В. Кайгородова

Приказ № 39 от 30 августа 2022 г.

Рабочая программа

Основного общего образования

по учебному предмету «Биология»

для 9 класса

 (ID 1279597)

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

                                                              Составитель:

                                                                                             Другова Виктория Васильевна

                                                                                             учитель биологии и географии

с. Красногорское

2022 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса на 2022/2023 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.  № 1897;

2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Малиновская ООШ», утвержденная приказом МКОУ «Малиновская ООШ» от 30.08.2019 № 47;

3. Учебный план основного общего образования на 2022/2023 учебный год МКОУ «Малиновская ООШ», утвержденный приказом МКОУ «Малиновская ООШ» от 30.08.2022 №39;

4. Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год МКОУ «Малиновская ООШ», утвержденный приказом МКОУ «Малиновская ООШ» от 30.08.2022 №39;

5. Положение «О порядке разработки рабочей программы учебного предмета, учебного курса (в том числе курса внеурочной деятельности), учебного модуля», рассмотренное и принятое на педагогическом совете МКОУ «Малиновская ООШ», Протокол № 1 от 30.08.2021 г.

6.  Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Линия жизни». 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2018.

 

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 9 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

—  формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

—  формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

—  формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

—  формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

—  формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

—  формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

—  приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

—  овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

—  освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

—  воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 9 классе - 2 часа в неделю, всего - 65 часов.

Для реализации рабочей программы по учебному предмету «Биология» для 9 класса используется следующий учебно-методический комплект:

1. Биология. 9 класс : учеб.для общеобразоват. организаций В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника.- 10-е изд.-М. : Просвещение,2021.-256с. : ил.- (Линия жизни).  

2. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 9 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Пасечник, К.В. Хайбулина.- М.: Просвещение, 2019.- 191с.- (линия жизни).

3. Пасечник В.В., Суматохин С.В, КалиноваГ.С.,Швецов Г.Г. Биология.9 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций (Линия жизни)

4. Уроки биологии. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника; Рос.акад. наук, Рос.акакд. образования, издат-во «Просвещение» , 2014.-174с. (Линия жизни)

5. Биология.9 класс: проверочные работы в формате ВПР: учебное пособие / С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк.- М: Просвещение, 2021.- 64с. – (Линия жизни)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общие биологические закономерности» (на выбор учителя):

  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.
  2. Выявление изменчивости организмов.
  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общие биологические закономерности»

  1. Изучение и описание экосистемы своей местности
  2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка)
  3. Естественный отбор – движущая сила эволюции

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—  отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

—  готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

—  готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

—  понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

—  понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

—  ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

—  понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

—  развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

—  ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

—  соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

—  сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

—  активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,

связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

—  ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

—  осознание экологических проблем и путей их решения;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  адекватная оценка изменяющихся условий;

—  принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

—  планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

—  устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

—  с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

—  проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта

(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—  в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,

исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

—  овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

—  ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):
—  владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—  давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—  оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
—  различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;—  выявлять и анализировать причины эмоций;
—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;—  регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:
—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
—  открытость себе и другим;
—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
—  овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных  задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Тема

Кол-во часов

Контр.

работы

Практ.

 и лабор.

работы

1.

Введение. Биология в системе наук

3

-

-

2.

Основы цитологии-науке о клетке

10

-

1

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

-

-

4.

Основы генетики

9

-

2

5.

Генетика человека

3

1

1

6.

Основы селекции и биотехнологии

4

-

-

7.

Эволюционное учение

13

1

1

8.

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

1

-

9.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

13

1

6

Итого:

65

4

11

ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Кол-во часов

План

Факт

Введение. Биология в системе наук (3 ч)

1

02.09

Биология как наука.

1

2

07.09

Методы биологических исследований. Значение биологии.

1

3

09.09

Входное тестирование

Основы цитологии – наука о клетке (10ч)

4

14.09

Цитология – наука о клетке.

1

5

16.09

Клеточная теория.

1

6

21.09

Химический состав клетки.

1

7

23.09

Строение клетки.

1

8

28.09

Строение клетки.

1

9

30.09

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. 

Лабораторная работа № 1 «Строение клеток».

10

05.10

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1

11

07.10

Биосинтез белков.

1

12

12.10

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1

13

14.10

Обобщение темы «Основы цитологии – наука о клетке»

1

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5ч)

14

19.10

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

1

15

21.10

Половое размножение. Мейоз.

1

16

26.10

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1

17

28.10

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1

18

09.11

Обобщающий урок и тестирование по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)».

1

Основы генетики (10ч)

19

11.11

Генетика как отрасль биологической науки.

1

20

16.11

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

1

21

18.11

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

1

22

23.11

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

23

25.11

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

1

24

30.11

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1

25

02.12

Комбинативная изменчивость.

1

26

07.12

Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».

1

27

09.12

Обобщающий урок «Основы генетики».

1

Генетика человека (3 ч)

28

14.12

Методы изучения наследственности человека. Практическая работа №2  «Составление родословных».

1

29

16.12

Генотип и здоровье человека.

1

30

21.12

Контрольная работа по теме «Основы генетики. Генетика человека».

1

Основы селекции и биотехнологии (4ч)

31

23.12

Основы селекции.

1

32

28.12

Достижения мировой и отечественной селекции.

1

33

11.01

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование

1

34

13.01

Обощающий урок по разделу «Основы селекции и биотехнологии».

1

Эволюционное учение (13 ч)

35

18.01

Учение об эволюции органического мира.

36

20.01

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

37

25.01

Вид. Критерии вида.

1

38

27.01

Популяционная структура вида.

1

39

01.02

Видообразование.

1

40

03.02

Формы видообразования.

1

41

08.02

Обобщение материала по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Видообразование».

1

42

10.02

Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции.

1

43

15.02

Естественный отбор.

1

44

17.02

Адаптация как результат естественного отбора. Лабораторная работа № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

45

22.02

Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции».

1

46

01.03

Контрольная работа по главе «Эволюционное учение»

1

47

03.03

Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка».

1

Возникновение и развитие жизни на Земле (5ч)

48

10.03

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

49

15.03

Органический мир как результат эволюции.

1

50

17.03

История развития органического мира.

1

51

22.03

Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».

1

52

05.04

Контрольная работа по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12ч)

53

07.04

Экология как наука.

 Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)».

1

54

12.04

Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни».

1

55

14.04

Экологическая ниша.

Лабораторная работа № 6 «Описание экологической ниши организма».

1

56

19.04

Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов.

Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».

1

57

21.04

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем.

1

58

26.04

Поток энергии и пищевые цепи.

Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».        

1

59

28.04

Искусственные экосистемы.

Лабораторная работа № 7 «Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».

1

60

03.05

Экологические проблемы современности.

1

61

05.05

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта.

1

62

10.05

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе».

1

63

12.05

Контрольная работа по главе  «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

1

64

17.05

Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке».

1

65

19.05

Обобщение за курс 9 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...