Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классов
Ресурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.66 КБ |
![]() | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»
Дата: 20.02.2023
Предмет: биология
Тема урока: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Класс: 7
Учитель: Пыжонкова Н.Е.
Тип урока: комбинированный.
Цели: раскрыть обучающимся признаки хордовых животных, их происхождение и классификации, установить различия между позвоночными и беспозвоночными животными, показать роль русских учёных в исследовании вопроса о происхождении хордовых.
Планируемые результаты
Предметные:
- Характеризовать особенности строения организма ланцетника;
- Выявить приспособления организма к обитанию в водной среде;
- Выявить их практическую и научно-эволюционное значение.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- умение выделять главное в тексте;
- структурировать учебный материал;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
- грамотно формулировать вопросы;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- формулировать вывод.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- представлять результаты работы классу;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение работать в составе групп; обсуждать вопросы со сверстниками.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- справедливо оценивать работы одноклассников.
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классов
Ресурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрадь.
Организационная структура урока
Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации № | Деятельность учителя | Ожидаемая деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе. | Полная готовность класса к работе. |
II. Актуализация знаний. Многообразие животного мира — Какие типы животных мы изучили? — Почему животных этих типов относят к беспозвоночным? | Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний. | Активно отвечают на поставленные вопросы. |
III. Изучение нового материала.
— А знаете ли вы, к какому типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверен, что вам будет интересно узнать побольше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков. — Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых?
— Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа
а) Общая характеристика типа хордовых. — Ребята, чтобы вы могли определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Затем заполните таблицу «Общая характеристика типа хордовых» — А теперь в качестве обобщения и закрепления, вновь полученных знаний, рассмотрим схему строения хордовых животных и зарисуем её в тетради б) Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания. в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников: — Первооткрыватель ланцетника П.С. Паллас назвал его ланцетовидным слизнем и отнес к типу моллюсков. Это утверждение было ошибочно. Сейчас мы прослушаем сообщение о классе Ланцетники и поймем, почему он был не прав. Особенности внешнего строения ланцетника в связи со средой обитания: ланцетовидная форма тела, спинной и хвостовой плавник, нет головы, ротовое отверстие окружено щупальцами, тело покрыто слизью( Особенности внутреннего строения ланцетника как низшего хордового животного: нет черепа, внутренний скелет — хорда, нервная система — нервная трубка над хордой, головной мозг не сформирован, пищеварительная система: рот — глотка — кишечник; дыхательная система — жаберные щели в глотке, кровеносная система замкнутая, сердца нет, органы чувств развиты слабо. Значение ланцетников. г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных: — Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные? — Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделите в ней основные признаки подтипа черепных. д) Общая характеристика класса круглоротых: Среда обитания и образ жизни; особенности строения примитивных позвоночных: осевой скелет – хорда и хрящевые зачатки позвонков, череп – хрящевой, рот круглый в форме присасывательной воронки, челюсти отсутствуют, мозг – примитивный Сообщение «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины». | Обеспечение мотивации деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. Сообщив об изучении животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...) Постановка задачи и запись темы урока на доске. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в заполнении таблицы. Обобщение учителем результатов самостоятельной работы. Демонстрация на схеме хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки с жаберными щелями. Ещё раз обращается внимание на то, что у большинства хордовых эти органы в таком виде имеются только в зародышевом состоянии. Рассказ с элементами беседы. Учащиеся прослушивают сообщение и делают выводы о строении Ланцетника. Рассказ о принадлежности к типу Хордовых своеобразных животных — ланцетников, систематическое положение которых около ста лет было неопределенным. А.О. Ковалевский доказал, что ланцетник — хордовое животное Беседа с использованием таблицы, препарата. Создание проблемной ситуации. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания. Подготовка класса к прослушиванию сообщения. Оценка работы ученика. | Проявление интереса к изучению новой темы. Затрудняются ответить на эти вопросы. Восприятие задачи урока и запись темы урока в тетради. Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение таблицы. Рисуют в тетради Слушают выступающего, рассматривают ланцетника . Участвуют в беседе, вспоминая схему строения хордовых животных, находят на микропрепарате органы, которые учитель показывает на таблице. Проявление интереса, участие в беседе. Отвечают на вопрос. Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию. Один из учащихся называет основные черты подтипа, остальные при необходимости дополняют ответ. Один из учащихся выступает с заранее подготовленным сообщением. Обсуждение сообщения. |
IV. Домашнее задание. § 20, Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46; 11 и 12 на с. 47 | Поясняет, как выполнять домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. |
V. Итог урока. Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые животные | Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке. | Слушают учителя. Получают чувство удовлетворения работой на уроке. |
VI. Закрепление знаний. — Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение Вопросы для беседы:
| Проверка и закрепление умения пользоваться указателем терминов. Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока. Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз. | Самостоятельная работа учащихся по заданию. Активное участие в беседе. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрыть обучающимся признаки хордовых животных, их происхождение и классификации, установить различия между позвоночными и беспозвоночными животными, показать роль русских учёных в исследовании вопроса о происхождении хордовых.
— Какой тип животных мы изучили?
— Почему животных этих типов относят к беспозвоночным?
Общая характеристика типа В настоящее время известно около 42 000 видов этих животных, обитающих как в водной среде, так и на суше. Тип Хордовые включает: подтип Личиночнохордовые ( Urochordata ); подтип Бесчерепные ( Acrania ): класс Головохордовые ; п одтип Позвоночные ( Vertebrata ): класс Круглоротые, класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие.
Прочитайте « Общую характеристику » на с. 92 учебника . 2. Определите основные признаки типа хордовых . Задание :
Ковалевский Александр Онуфриевич (1840 – 1901 г.) Установил новый тип животных Хордовые
Система органов Строение и особенности Скелет Центральная нервная система Пищеварительная система Жаберный аппарат Кровеносная система Симметрия тела Общая характеристика типа хордовых У низших хордовых прочный осевой стержень – хорда, у высших – хрящевой или костный позвоночник Нервная трубка, у высших появляется головной мозг Пищеварительная трубка Жаберные щели в передней части пищеварительной трубки Замкнутая Двусторонняя
Паллас Пётр Симон (1741 – 1811 г.) В 1774 году описал ланцетника
Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники.
Ланцетник почти все время проводит, зарывшись в песок, так что наружу высовывается только острый передний конец тела.
Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники. 1-8 см, водный образ жизни Зарывается в грунт, выставив переднюю часть тела Тело полупрозрачное Хорда Спинной мозг Воронка из щупальцев Желудочно-кишечный тракт Жабры
Систематическое положение ланцетника: К подтипу Бесчерепные, классу Головохордовые. Покровы ланцетникая: Однослойный эпидермис и дерма. Какие особенности характерны для нервной системы ланцетника: Нервная трубка над хордой, нет головного мозга. Куда попадает вода из глотки, когда проходит через жаберные щели: В околожаберную (атриальную) полость. Чем кровеносная система ланцетника отличается от кровеносной системы кольчатых червей: По брюшному сосуду кровь движется в переднюю часть тела, у кольчатых червей – в заднюю. С какими полостями связана выделительная система ланцетника: С целомом и околожаберной полостями. Образ жизни личинки ланцетника: Личинка покрыта ресничками и первое время плавает в толще воды. Подтип Бесчерепные Класс Ланцетники.
Подтип Черепные, или Позвоночные
Подтип Черепные Класс Круглоротые
Миноги
Минога ручьевая
Присасы-вательные воронки миног
Паразитический способ питания круглоротых
Миксины
Минога Какие классы объединены в тип хордовых?
Каковы отличительные признаки типа хордовых?
На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?
В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?
Выводы Животные типа Хордовые имеют внутренний скелет Обладают единым планом строения Тип Хордовые включает бесчерепных и черепных животных Ланцетник – один из самых примитивных представителей Хордовых, сохраняющий все основные их признаки в течение всей жизни Черепные находятся на более высоком уровне развития, ведут активный образ жизни, освоили все среды обитания, распространены по всему земному шару
§ 20, Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46, 11 и 12 на с. 47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531520-1416303517.jpg)
Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.
Цель урока - создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-454709-1443072163.jpg)
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1218285-1674659398.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"
В технологической карте урока подробно расписаны все этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1218285-1674659398.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост
В авторской разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1148263-1622020569.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"
Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1148263-1622020569.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-741749-1484502567.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"
Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....