Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост
методическая разработка по биологии (5 класс)
В авторской разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучения биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь
Плутарх
Разработка открытого урока по биологии
на тему:
«Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост»
Составила: учитель биологии
Лакпар А.А
Суш 2020г
Технологическая карта урока
Автор-разработчик | Лакпар Аясмаа Александровна | ||||||
Учебная дисциплина | Биология | ||||||
Класс | 5 | ||||||
Формируемы е компетенции
| Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного применения полученных биологических знаний на практике. | |||||||
Тема раздела рабочей программы | Клеточное строение организмов | ||||||
Тема урока | Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. | ||||||
Вид урока | Открытие новых знаний | ||||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности. | ||||||
Цели учебного занятия | - сформировать понятия: межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы - знание определения процесса деления, умение различать процессы деления. | ||||||
Задачи учебного занятия | Предметные | Метапредметные | Развивающие | ||||
Сформировать понятия - межклетники -межклеточное вещество -движение цитоплазмы -хромосомы | Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, решать задачи в новой проблемной ситуации, обобщать и делать выводы. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока. | Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах. Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии. | |||||
Методы обучения | рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод критического мышления. | ||||||
Результаты обучения | Освоенные умения | Усвоенные умения | |||||
Знать понятия полимеры, аминокислоты, мономеры. Сравнение различных видов макромолекул и оценивать их значение в жизнедеятельности клетки. | Знать понятия нуклеиновые кислоты; нуклеотид; Днк и Рнк; комплиментарность, правило Чаргаффа. знать формулировку принципа комплементарности. Уметь различать и сравнивать молекулы Днк и Рнк, и применять знания на практике. | ||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | ||||||
Технические средства обучения | Дидактический материал | литература | Наглядные пособия | ||||
Мультимедиа, проектор с выходом в интернет. | тематическая презентация, задания для закрепления Задания для прохождения этапов урока. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
Основные этапы организации учебной деятельности | время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | 1-2 минуты | Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга сегодня пожелаем друг другу плодотворной работы. Спасибо, садитесь, пожалуйста. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность |
Актуализация знаний. | 5-7 минут | Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера - Итак, мы приступили к изучению строения клетки, и домашнее задание было слепить из пластилина модель «строения клетки». - теперь расскажите ребята, из каких обязательных структур состоит клетка ( выслушивает ответы учащихся) - а теперь давайте вспомним материал предыдущих тем. На доске слова: мембрана, цитоплазма, ядро, защита, среда, хранение, пластиды Внимательно посмотрите и скажите, что соответствует каждому понятию? Ответ поясните. (На доске ответы разместить) | Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения. Выполняют проверку домашнего задания дополняют своими примерами. Высказывают свое мнение (клетка состоит из мембраны (защита), цитоплазма(среда), ядро (хранение),пластиды(фотосинтез, крахмал, морковь,поимдоры)). |
Постановка темы и целей урока | 5 минут | - Так, ребята расшифруйте ребус и отгадайте тему урока
1.Какое слово зашифровано? 2. В каком предмете вы еще применяете данное действие? 3.Как вы думаете, какова тема нашего урока. 3. Сформулируйте цель урока. Используя опорные слова: 1.Познакомиться с процессом деления клетки. 2. Сравнивать стадии деления клетки 3. Применять знания при выполнении тестов. | Расшифровывают ребус, отвечают на вопросы, делают выводы. Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения. Формируют тему урока, ставят цели своих будущих учебных действий.
Осознают цель предстоящей деятельности. Высказывают свои предположения Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. |
Изучение нового материала (метод построения кластера) | 15 минут | - Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с процессом деления. Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Как делится клетка. Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут. Запишем определение процесса деления: Деление клетки –это процесс образования двух дочерних клеток из одной материнской. - Делению клетки предшествует деление её ядра (рис. 25). - Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы их называют хромосомы. Хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Рис.25 - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. -Образуются две одинаковые части. - В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. - В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. - Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Любые клетки в живом организме способны расти. Рис. 26 Рост клетки - Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей (рис. 26). Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться. Какую мы поставили вторую цель? - Теперь зарисуйте схему деления клетки. Приложение 2 | Составляют кластер занятия, дают определение понятиям; -Деление; - Хромосомы -Рост клетки; - Межклетник -Межклеточное вещество при необходимости корректируют свои записи. Зарисовывают процессы деления клетки. Записывают основные моменты Работают самостоятельно и в парах. Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия нуклеиновых кислот. |
Закрепление | 10 минут | - А сейчас мы, научимся применять полученные знания на практике. Перед вами тест пожалуйста и проверим с помощью эталонов ответа у доски. Приложение 3 - Проведение физкультминутки если время останется. | Работают в парах. Фиксируют в тетрадях свои ответы Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку. |
Подведение итогов урока | 5 минут | Теперь ребята, давайте подведем итоги нашего урока, какие цели мы поставили? Цели достигнуты. Какая группа работала хорошо? | Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия. Стимулирует участие всех обучающихся. Корректирует ответы. |
Рефлексия | 2 минуты | Теперь оценим себя Для оценивания своей деятельности Внесем свой вклад в наш урок. Оцените урок, запишите на листочках Я знаю Я могу… Я хочу… Записывают на листах свои ответы. И прикрепляют на доску | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формируют и записывают то, что узнали на уроке. |
Домашнее задание | 1-2 минуты | В качестве домашнего задания вы можете: 1.. 2.Творческие задания: Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! Спасибо всем за урок | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. |
Приложение 3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Выполните задания теста, и выберите один правильный ответ.
Система оценки: 5 балльная
0 ошибок – 5
2 ошибки -4
3 и более - 3
Вопрос 1
Выберите важнейшее свойство клетки из представленных:
А) поглощать вредные вещества
Б) питаться
В) поглощать воду
Г) размножаться делением
Вопрос 2
Процесс образования двух дочерних клеток из одной материнской называется:
А) ростом
Б) делением
В) обменом веществ
Г) накоплением
Вопрос 3
В процессе деления из одной исходной клетки образуется …. клеток:
А)1
Б) 2
В)3
Г) 5
Вопрос 4
Каждая клетка появляется путем деления …
А) межклеточного вещества
Б) клеточных стенок соседних клеток
В) материнской клетки
Г) органических и минеральных веществ
Вопрос 5
Назовите наследственный материал ядра, которого удваиваются, а при делении клетки делится на две одинаковые части …. Запишите ответ.
Вопрос 6
В каждой новой клетке количество хромосом
А) столько же, сколько в материнской клетке
Б) вдвое больше, чем в материнской клетке
В) втрое больше, чем в материнской клетке
Г) вдвое меньше, чем в материнской клетке
Вопрос 7
Кто первый открыл процесс деления клеток?
А) А. Левенгук
Б) Р. Вирхов
В) К. Линней
Г) Ч. Дарвин
Вопрос 8
Сопоставьте этапы деления клетки с номером, изображённым на рисунке:
А) Расхождение хромосом к полюсам клетки
Б) Образование дочерних клеток
В) Расположение хромосом по экватору
Г) Деление ядра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-454709-1443072163.jpg)
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-49074-1363600179.jpg)
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1218285-1674659398.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"
В технологической карте урока подробно расписаны все этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1148263-1622020569.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"
Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-1148263-1622020569.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...
Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-741749-1484502567.jpg)
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"
Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....