Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.tsepi_i_seti_pitaniya.5_klass.docx | 206.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 24
Тема | Цепи питания и сети питания. |
Тип урока | Комбинированный |
Дата | 17.03.2023 |
Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы) | УМК Презентация «Цепи и сети питания». Карточки с фотографиями. |
Цель | Изучение цепей и сетей питания |
Задачи | 1. Ввести тему урока при помощи рисунка на слайде, определить цель и задачи урока. 2. Повторить изученный ранее материал о сообществе и его функциональных группах (производителях, потребителях, разлагателях), в форме фронтального опроса. 2. Изучить понятия цепь питания и звенья цепей питания используя стихотворение про воробьёв. 4. Представить составленные цепи, и провести игру-разминку «Живое-мёртвое». 5. Обобщить информацию о видах цепей питания используя слайды презентации. 6. Сформулировать понятие «сеть питания», используя слайд презентации. 8. Сформулировать главный вывод урока – в чём значение знаний о цепях питания для человека? (вспоминаем стихотворение про воробьёв) |
Формы и методы обучения | Метод: частично-поисковый, словесно-иллюстративный, проблемный Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах |
Основные понятия и термины | Цепь питания, пастбищная цепь, цепь выедания, сеть питания, звенья цепи питания |
Планируемые результаты обучения | Предметные: учащиеся знают основные группы живых организмов и используют эти знания при составлении пищевых цепей и сетей, умеют их отличать и знают их особенности. Метапредметные: Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов между собой. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух Личностные: формируется научное мировоззрение на основе знаний о приспособлениях живых организмов к жизни в природных сообществах |
Организационная структура урока
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 минута) | Проверка готовности учащихся к уроку. | Самоконтроль готовности к уроку. |
2. Определение темы урока. (3 минута) | Что изучали на прошлом уроке? Задает вопрос: что такое природное сообщество? В любом сообществе все организмы связаны между собой и зависят друг от друга. Как связаны живые организмы? Использует слайд с иллюстрацией цепей питания и задает вопросы: Как вы думаете, что мы сегодня с вами будем изучать? Какая будет тема урока? Учитель дополняет и сети питания. Какая будет цель урока? - Что необходимо знать, чтобы достичь поставленной цели? Какие будут задачи урока? Задачи: Важно ли узнать в чём значение знаний о цепях питания для человека? | Определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь. Устно отвечают. Пытаются ответить на проблемный вопрос. Ведут диалог с учителем, определяя тему урока и цель урока (самостоятельно, с направлением учителя) Тема: «Цепи питания….»
Изучить: цепи питания и сети питания Изучить: понятия –цепь питания - виды цепей питания - звенья цепей питания - сети питания Значение знаний о цепях питания для человека |
3. Проверка знаний Актуализация знаний. (4 минут) | Проводит фронтальный опрос домашнего материала: Рассказать о группах живых организмов в сообществах. Устная проверка знаний: В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Что такое природное сообщество? Приведите примеры природных сообществ? - Какие группы организмов входят в сообщества? - Объясните, почему растения в сообществах называют производителями; - К какой группе относят животных и почему? - Каково значение бактерий и грибов в сообществе? Кто больше всех и лучше всех отвечал может получить отметку «5». | Ведут диалог с учителем. Отвечают на вопросы по дом. заданию. Природное сообщество – это организмы, совместно обитающие на одной территории и их среда обитания, связанные друг с другом -Лес, озера, луг -Производители, потребители, разлагатели -Производят органические вещества из неорганических за счёт энергии света -Потребители, потребляют готовое вещество. -Разрушители или разлагатели, разлагают мёртвое вещество до более простых. |
4. Создание проблемной ситуации. Изучение нового материала. (23 минуты) | Организует беседу: -1. Понятие о цепи питания и звеньях цепи питания (8 минут) Предлагает ученикам представить себе, что они учёные-экологи, и им необходимо объяснить ребятам из детского сада, что такое пищевая цепь, используя стихотворение «Хулиганы-воробьишки». Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки. - хорошо, а теперь попробуйте описать, что такое - «Цепь питания» Направляет деятельность обучающихся, связанную с путём решения проблемы. Организует работу по обсуждению материала Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии. Какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу? Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями? Попробуйте сформулировать определение цепи питания. Пищевая цепь – это последовательность организмов, которые друг другом питаются Что такое пищевое звено? В чём ошибка китайцев, какую цепь они нарушили, почему насекомые так размножились? 2) Виды цепей питания (10 минут) Игра составь цепь питания. Используя карточки, составьте цепь питания. Проводится физминутка, вместе с комментариями по каждой цепи . С чего начинается цепь? Игра - Живое или мёртвое вещество? Живое -… упражнение, мёртвое-… Учитель подводит итоги. Выводит на слайде цепи питания. Цепи выедания, составленные в ходе работы с раздаточным материалом трава-заяц-лиса-орёл злаки-мышь-змея растение-кузнечик(насекомое)-лягушка-ястреб Цепи разложения, составленные в ходе работы с раздаточным материалом опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб опавшая листва – дождевой червь – крот навоз – жук-навозник – насекомоядная птица (славка) – ястреб Сделайте выводы, в чём отличие составленных цепей питания? Составим схему вместе, приведём в схеме пример одну из составленных ранее цепей. Рассказывает о двух видах цепей питания, используя презентацию. 3. Сети питания (5 минут). Демонстрация пищевой сети мультимедийной презентации. Как вы думаете, что изображено на слайде? Что такое пищевая сеть? Учитель поясняет: В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть. Редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи, вид входит в несколько пищевых цепей. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость сообщества. Если в результате изменения условий какой - либо вид -например-производителей (растений) резко снизит свою численность, питающиеся им потребители перейдут на другие источники питания Пищевая сеть – совокупность всех организмов и пищевых цепей в природном сообществе. Демонстрация пищевой сети мультимедийной презентации. Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке различные цепи питания. Назовите их звенья. | Читают стихотворение. В процессе обсуждения в парах, а затем фронтальной работы пытаются сформулировать определение понятий – цепь питания и звенья цепей питания. Производители Их поедают травоядные животные, затем хищники. Формулируют определения с помощью учителя. Записывают в тетрадь определения. Устно озвучивают: Пищевая цепь – это последовательность организмов, которые друг другом питаются. Пищевое звено – отдельный организм. Ответ: Зерно- насекомое -воробей Групповая форма работы Обсуждают в группах. Выходят представители групп с карточками в порядке составления цепи. Физминутка-игра Делают выводы: ответы-одни цепи начинаются с живых растений, а другие с мертвого вещества Записывают в тетрадь схему со слайда, записывают по одному примеру Высказывают предположения. Слушают объяснение учителя. Пытаются ответить, что такое пищевая сеть. Записывают в тетрадь определение: Пищевая сеть – совокупность всех организмов и пищевых цепей в природном сообществе. Работают в парах обсуждения (1 минута). Устно называют придуманные цепи |
5.Закрепление знаний. (10 минут) Решение заданий на формирование естественноно-научной грамотности. | Сможете ли вы отличить виды цепей питания 1) Определите вид цепи питания на стр.90 учебника, докажите. (2 минуты) 2) Продолжаем решение задания «Аквариум». Напомните о каком типе сообщества идёт речь в нашем задании. Решите задание. Определите вид цепи питания на слайде презентации, докажите, что это цепь разложения. Учитель раздаёт каждому ученику задания, Один ученик отвечает. (5 минут) 3) А теперь попробуйте составить цепи питания по слайду-задание. (3 минуты) (если останется учебное время) | Решают, потом отвечает один ученик. Индивидуальная форма работы. Находят на слайде два изученных вида цепей питания, один ученик отвечает |
6. Итоги урока. Рефлексия. (3 минуты) | Учитель проводит рефлексию: Оцените, достигли мы цели урока, выполнили задачи или нет? Для чего человеку знания о цепях питания? Подводит к главному выводу урока (напоминает про воробьёв из стихотворения): Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже. Проводится самооценка. Давайте закончим предложения. Учитель объявляет оценки за урок. | Учащиеся вспоминают цель и задачи урока. Делают главный вывод по уроку: Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже. Используя слайд, дети оценивают свою работу. По одному человеку от класса (желающие) на каждое предложение. сегодня я узнал... |
7. Домашнее задание (1 минута) | Объясняет домашнее задание. § 20, учить термины. Творческое задание, составить по три примера цепей питания двух видов, которые мы изучили, но не менее 4 звеньев, можно использовать ресурсы интернет | Запись домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"
В технологической карте урока подробно расписаны все этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост
В авторской разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...
Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"
Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...
Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)...
Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...