Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_kar_9_kl_otkr_ur_19-20.docx | 27.65 КБ |
kozha_9kl_.pdf | 697.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «открытия новых знаний»
Предмет | Биология |
Класс | 9б |
Тема | Кожа и ее роль в жизни человека |
Цель | Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Кожа и ее роль в жизни человека» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме работы в парах с элементами индивидуальной и фронтальной работы, проведения практического эксперимента. |
Задачи | Коррекционно-образовательные: - познакомить со строением кожи, - сформировать понятие о функциях кожи, - раскрыть связь строения с выполняемыми функциями, - дать определение покровной ткани, - сформировать практические навыки и умения в ходе проведения самонаблюдения и эксперимента. Коррекционно-развивающие: - создать условия для развития познавательной активности, - корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, - развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, - способствовать развитию коммуникативных умений, - развивать интерес к изучаемому предмету. |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание деятельности (этапов работы) | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
| Здоровьесберегающие технологии | Поздороваемся друг с другом. Повернитесь к своему однокласснику лицом…улыбнитесь друг другу… …посмотрите на меня…улыбнитесь мне…и пожелаем друг другу хорошего настроения. Чтобы активно работать сегодня на уроке,сделаем массаж ушных раковин: | Обучающиеся всают, настраиваются на урок, здороваются с гостями. Выполняют массаж ушных раков |
| Терминологический диктант | Какую систему органов мы с вами уже изучили? 1.Перечислите органы мочевыделительной системы(почки, мочеточники,мочевой пузырь,мочеиспускательный канал). 2.Полый мочевой орган в котором накапливается моча(мочевой пузырь) 3.Жидкий продукт выделения, который образуется в почках(моча) 4.Парный орган бобовидной формы темно-красного цвета(почки) 5.Трубочки с толстыми мышечными стенками, соединяющие почки с мочевым пузырем(мочеточники) Какую роль в организме выполняют почки? Вывод: роль почек в системе организма человека - удаление ненужных веществ. | Мочевыделительную систему Обучающиеся находят ответы на рисунках учебника 116, 117 страница159, отвечают с места. Ответы обучающихся: через почки из организма в растворенном виде удаляются ненужные и вредные вещества. |
| Проблемный вопрос Слайд №1 | Как вы думаете, что еще кроме почек выделяет из организма ненужные ему вещества? | Обучающиеся рассматривают на презентации рисунок (потный человек, занимающийся спортом) |
| |||
| Мотивация к учебной деятельности Прием « отсрочена отгадка» | - Отгадайте загадку: Вот одежда, так одежда! В ней уютно и тепло, Под дождём не промокает И не мнётся ни за что! А ещё не выцветает, И дышать легко нам в ней, И носить её мы можем, Не снимая много дней! (кожа) Правильно это кожа. Каждый человек имеет вес. А как вы думаете сколько же веси кожат? Пощупайте ее толщину на ладонях, веках. Что вы можете сказать? Ее площадь 2м кв.,она весит около 2-3 кг,средняя толщина составляет 1-2 мм. Она посоянно растет и обновляется. Это самый большой орган человека. | Обучающиеся называют орган-это кожа Обучающиеся трогают кожу на руках, ладонях, веках (ощупывают, оттягивают) |
| Постановка учебных задач урока. На доске план урока. Объяснение нового материала Видеофильм Карточки с вопросами Слайд №2 Активизация внимания обучающихся. Смысловая стадия: объяснение особенностей строения кожи учителем с опорой на знания обучающихся. Работа по учебнику. Слайд №3( слущенные клетки эпидермиса) Слайд№4 (разная окраск цвета кожи представителей разных групп людей) Индивидуальная работа на местах. Карточки «Строение кожи» и термины, определяющие название сруктурных единиц кожи. Слайд№5 ? (гимнастика для глаз) Физкультминутка Работа в парах. Организация практической работы по изучению функций кожи. Работа с текстом учебника и таблицей стр.167 «Функции кожи в организме». Слайд№6 (отпечатки пальцев людей) Инструктивные карточки. Закрепление усвоения понятия «Функции кожи». Выражения со смыслом. | Теперь давайте определим тему и составим план урока. План урока: 1.Строениеие кожи человека. 2.Функции кожи в организме. Как вы думаете, что будем изучать?(вначале изучим строение кожи, а на основании строения выделим ее функции) Предлагаю вашему вниманию фильм « Строение кожи».В ходе просмотра фильма вам надо найти ответы на вопросы,которые написаны на карточках и написать на них ответы. В случае затруднения можно пользоаться учебником стр. 166. 1. Сколько слоев кожи существует ….. 2.Как называется наружный слой кожи … 3.Как называется средний слой кожи … 4.Что расположено в среднем слое кожи … А сейчас проверим правильность выполнения работы на карточках и рассмотрим более подробно строение слоев кожи. Как называется наружный слой кожи? ( эпидермис). Проверьте правильность записи на карточках. Найдите на рисунках. Прикрепите соответствующий термин к рисунку. Эпидермис состоит из мертвых клеток, плотно прилегающих друг к другу и поэтому защищает организм от проникновения микробов. Клетки наружного слоя эпидермиса постоянно слущиваются и полностью обновляются за 7—10 дней, а их место занимают клетки нижних слоев.В эпидермисе находятся специальные клетки, которые определяют цвет кожи. Чем его больше, тем темнее кожа. Посмотрите на фотографии людей.Что вы можете сказать? (
Что находится в дерме? (В дерма находятся: потовые и сальные железы, кровеносные сосуды, нервные окончания).Проверьте правильность записей на карточке. Найдите их на крточках с рисунком кожи, обозначте название. В коже так же имеются мышечные волокна, которые придают ей эластичность и кожа может растягиваться.
Найдите на рисунках самый глубокий слой кожи. Как он называется? (жировая ткань). В ней находится жир. Он предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения.При необходимости он расщепляется и обеспечивает энергией организм человека.Толщина его различна на различных участках тела человека (наибольшей величины она достигает на бёдрах, животе и подошвах ног). Кроме желез, кожа имеет роговые образования- волосы и ногти ( о них мы будем более подробно говорить на следующих уроках). Ребята, кто устал- можно отдохнуть: -расправьте плечи,расслабьтесь, выпрямите позвоночник; сделайте вращительные движения кистями рук, поверните голову вправо-влево; - потренируйте глаза: крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем откройте. Посмотрите в окно, выберите самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно посмотрите на эти точки по 10 секунд. А теперь, уже зная строение кожи, давайте поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Проведем практическую работу: в ходе исследования и самонаблюдения определим какая у нас кожа. У вас на столах лежит оборудование: микроскопы, предметные стекла …….. По ходу выполнения практической работы будем определять ее функции и находить подтверждение в таблице и тексте учебника. 1. Поместие левую руку перед собой, правой рукой аккуратно захватите кожу в области запястья…оттяните вверх…отпустите. ……, что ты наблюдаете?Что вы можете сказать о ее свойствах?(мягкая, эластичная). Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области суставов? (Растягивается). Мы говорили о строении дермы. Что находится в дерме, что придает ей эластичность? (Мышечные волокна )Благодаря этому свойству человек может захватывать предметы, передвигаться. 2.Рассмотрите складки и узоры на подушечках пальцев. Сравните с узором соседа.Одинаковы ли они? Почему? У каждого человека свой особый узор и он никогда не повторяется у другого человека. Это своеобразный паспорт. По отпечаткам пальцев можно опознать каждого человека. Неграмотные люди в старину вместо подписи ставили в документах отпечаток смазанного краской пальца. 3. Рассмотрите без микроскопа, а затем под микроскопом тыльную сторону кисти руки. Что вы увидели?( поры, роговые чешуйки). Как вы думаете, зачем они? Какую функцию может выполнять кожа благодаря такому строению?Найдите ответ в учебнике( стр.165).Найдите структурные элементы, выполняющие эту функцию на карточках с рисунком кожи ( потовые железы). Обратите внимание на особенность строения потовых желез. ( кожа через них дышит, выделяет пот.). 4.Потрите крепко пальцы по коже лба. Возьмите в руки предметное стекло и плотно прижмите палец к стеклу. Посмотрите на него. Что вы наблюдаете? ( Осталось жирное пятно). Значит кожа выделяет жир – кожное сало. Из каких желез выделяется жир? Прочитайте в тексте параграфа как выделяется кожное сало (стр 165). Найдите на карточках с рисунком кожи железы, которые выделяют жир(сальные железы). Прочитайте в таблице учебника, как называется эта функция (кожа выделяет). ВЫВОД: КОЖА ВЫДЕЛЯЕТ Что бы определить следующую функцию кожи, проведем игру. 5. Игра «Угадай, что это?» Выйти к доске, положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у вас в руках. Рассказать все о нем, что можно (вата, ножницы, тряпочка). Осторожно нажмите на кожу ногтем. Что вы почувствовали?Какая функция кожи помогла вам, неглядя определить предмет? Почему вы почувствовали боль? Найдите ответ в учебнике (стр.167 ). Найдите на рисунках данные структурные единицы (нерв). Это осязательная функция кожи. Прочитайте в таблице ее название. (Кожа предупреждает и защищает. В коже расположены нервные окончания, поэтому кожей мы чувствуем тепло, холод, прикосновение и боль.) Вывод: кожа ПРЕДУПРЕЖДАЕТ кожа ЗАЩИЩАЕТ 6.Меняется ли температура вашего тела в зависимости от температуры воздуха? (нет) Измерьте температуру вашего тела. (Термометр, измеряющий т.тела от прикосновения).Какя она? -вы испугались ….как изменилась кожа? (побледнела). -вам стыдно…. (покраснела) -вам больно… (побледнела) -вам жарко … (покраснела) В коже расположено множество мелких капилляров. Для того, чтобы доказать наличие большого количества кровеносных капилляров в коже, достаточно сжать кончик указательного пальца, что вы наблюдаете? (кожа побледнела) Благодаря расширению и сужению кровеносных сосудов кожи происходит защита организма от перегревания и переохлаждения. Она участвует в регулировании температуры тела. Прочитайте в учебнике, как осуществляется эта функция ( стр.168). Найдите на карточках с рисунком кожи структурные единицы, которые выполняют эту функцию. Назовите. Вывод: кожа РЕГУЛИРУЕТ. На листах вы видите выражения, в которых заложен тайный смысл. Ваша задача, прочитав их, обсудив с напарником, разгадать какую функцию кожи они в себе скрывают. «Белый как мел» –кожа предупреждает; «Красный как рак» - кожа регулирует; «Мокрый как мышь» - кожа выделяет; «Толстокожий» - кожа защищает; («Гусиная кожа», «Лезет из кожи», «Мурашки по коже»).?
| Обучающиеся учавствуют в постановке задач урока Обучающиеся смотрят фильм, находят ответы на поставленные вопросы, вписывают ответы на карточках после просмотра фильма Обучающиеся проводят самоанализ выполненной работы на карточках в ходе изучения строения кожи. Индивидуальная работа с раздаточным материалом: рисунки «Строение кожи», напечатанные термины. Обучающиеся изучают стоение кожи по карточкам и презентации под руководством учителя. Находят соответствующие структурные единицы строения кожи на карточках с рисунком «Строение кожи" и обозначают их название. Обучающиеся проводят самонаблюдение под руководством учителя Работают в парах (обучающиеся сидят сильный ученик-слабый). Находят соответствующие структурные единицы строения кожи на рисунках и прикрепляют карточки с их названием. Названия функций обучающиеся прикрепляют на таблицу на доске. К доске выходит один обучающийся, остальные наблюдают, учавствуют в обсуждении результата опыта. Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся выходят попорядку к доске и прикрепляют на доску понятия ( в таблицу: выражение напротив записанной уже функции). |
|
Разноуровневые задания наверное уже замного и не надо задания и тесты????? | Ответить на вопросы: 1.Что мы изучали сегодня на уроке?(Кожа и ее роль в жизни человека) 2.Из каких слоев состоит кожа?(эпидермис, дерма и жировая ткань) 3.Какое значение имеет кожа для жизни человека? (защищает от повреждений и болезнетворных бактерий, предупреждает от внешних воздействиях, поддерживает постоянную температуру тела, выводит некоторые вредные для организма вещества Задание №1: Вставьте пропущенные слова. 1. В эпидермисе находятся ____________ и ____________ клетки. (мертвые и живые.) 2. В среднем слое кожи расположены___________ и _________ железы, ______________ сосуды, ___________ окончания. (потовые и сальные железы, кровеносные сосуды, нервные окончания.) 3. Жировая ткань содержит____________________ 1.Кожа – это орган: 2.Кожа дышит через: 3. К функциям кожи относится: в)пищеварительная; | Ответы обучающихся с места |
| Домашнее задание: Работа с учебником: $ 43, стр. 165-167.
Оценки. | Обучающиеся выполняют по выбору | |
| Изучив сегодняшнюю тему, давайте порассуждаем, о чем говорит поговорка «Лучше быть опрятным, чем красивым». Какой вывод вы для себя сделаете? | Обучающиеся высказывают предположения. |
Мария Геннадиевна! Чувствую, что замного.?????
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"
В технологической карте урока подробно расписаны все этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост
В авторской разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...
Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"
Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...
Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"
Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...
Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...
Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"
Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....