РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 - 11 КЛАСС
рабочая программа по биологии (10 класс)
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_biologii_10-11.docx | 58.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу «_____» ___________________2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
10 - 11 КЛАСС
Составитель: Пыжонкова Н.Е.
Учитель биологии
Категория первая
М. Сольба
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
«Биология» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии отражают:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебного предмета "Биология" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 ч).
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (2 часа). Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. (3 часа).
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (21 ч).
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (2 часа).
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2.2. Химический состав клетки (8 часов).
Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 часов).
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Лабораторные работы:
№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
№2 Сравнение строение клеток растений и животных.
Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2 часа).
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Тема 2.5. Вирусы. (2 часа).
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Резервное время – 1 ч.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ. (40 часов)
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час). Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. (4 часа).
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Тема 3.3. Размножение (9 часов).
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа).
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость. (15 часов).
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Лабораторные работы:
№1 Составление простейших схем скрещивания.
№2 Решение элементарных генетических задач.
№3 Изучение изменчивости.
Практическая работа № 2 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. (5 часов).
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
- Практическая работа №3 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Резервное время – 2 часа. Заключение – 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС
Введение – 1 час
РАЗДЕЛ 1. ВИД (36 ч).
Тема 1.1 История эволюционных идей (7 ч).
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2. Современное эволюционное учение (16 ч)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные работы:
1) Описание особей вида по морфологическому критерию.
2) Выявление изменчивости у особей одного вида.
Практическая работа №1 Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (6ч).
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Практическая работа №2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Тема 1.4 Происхождение человека (7 ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторная работа №3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Практическая работа №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ (20ч).
Тема 2.1 Экологические факторы (5 ч).
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 2.2 Структура экосистем (7 ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
Лабораторные работы:
№4 Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.
№5 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Практические работы:
№4 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
№5 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
№6 Решение экологических задач.
Тема 2.3 Биосфера — глобальная экосистема (4 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Тема 2.4 Биосфера и человек (4ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Практические работы:
№7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
№8 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Заключение - 1 час
Резервное время – 10 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Лаб. работы | Прак.работы |
| БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. | 5 | ||
| Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 2 | ||
| Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. | 3 | ||
| КЛЕТКА | 21 | ||
| История изучения клетки. Клеточная теория. | 2 | ||
| Химический состав клетки. | 8 | ||
| Строение эукариотической и прокариотической клеток | 6 | 2 | 1 |
| Реализация наследственной информации в клетке | 2 | ||
| Вирусы | 2 | ||
| Резервное время | 1 | ||
| ОРГАНИЗМ | 40 | ||
| Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | ||
| Обмен веществ и превращение энергии. | 4 | ||
| Размножение | 9 | ||
| Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 4 | ||
| Наследственность и изменчивость. | 15 | 3 | 1 |
| Основы селекции. Биотехнология. | 6 | 2 | |
| Резервное время | 2 | ||
| Заключение | 1 | ||
Итого: | 68 | 5 | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11КЛАСС
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Лаб. работы | Прак.работы |
| Введение | 1 | ||
| РАЗДЕЛ 1. ВИД | 36 | ||
| История эволюционных идей | 7 | ||
| Современное эволюционное учение | 16 | 2 | 1 |
| Происхождение жизни на Земле | 6 | 1 | |
| Происхождение человека | 7 | 1 | 1 |
| ЭКОСИСТЕМЫ | 20 | ||
| Экологические факторы | 5 | ||
| Структура экосистем | 7 | 2 | 3 |
| Биосфера — глобальная экосистема | 4 | ||
| Биосфера и человек | 4 | 2 | |
| Заключение | 1 | ||
| Резервное время | 10 | ||
| Итого: | 68 | 5 | 8 |
Контрольно-оценочные средства, применяемые в рамках текущего контроля
10-11 кл.
Класс/Программа | Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы | Перечень используемых методических материалов |
10 класс, Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников Сивоглазова В.И. 10-11 кл. | 1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В. И., Биология. Общая биология. 10 кл. Базовый уровень. Рабочая тетрадь.2. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс / Сост.Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 80 с. 3. Демьянков Е.Н. Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций: углубл.уровень / Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с. | Методические рекомендации для 10 класса (размещены на сайте https://rosuchebnik.ru/product/biologiya-bazovyy-uroven-10-klass-metodicheskoe-posobie-421464/) |
10 класс, Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников Сивоглазова В.И. 10-11 кл. | 1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В. И., Биология. Общая биология. 11 кл. Базовый уровень. Рабочая тетрадь.2. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 11 класс / Сост.Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 85 с. 3. Демьянков Е.Н. Биология. Сборник задач и упражнений. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций: углубл.уровень / Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с. | Методические рекомендации для 10 класса (размещены на сайте https://rosuchebnik.ru/product/biologiya-obshchaya-biologiya-bazovyy-uroven-11-klass-metodicheskoe-421465/) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...