Рабочая программа по биологии 5 класса 2019 - 2020 уч. год
рабочая программа по биологии (5 класс)
Эта рабочая программа по биологии 2019 - 2020 учебного года составлена для учащихся 5 класса по учебнику В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.docx | 69.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ № 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Стандарта, примерных программ основного общего образования, авторской программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных программ под редакцией В. В. Пасечника.г. Москва, издательство Дрофа, 2016 г.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2017 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, интегративного, компетентностного подходов.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования и следующих федеральных и региональных нормативно - правовых документов:
Рабочая программа выполнена на основе нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, ч. 2;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);
4. - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, №629 от 07.07.2017г.);
5. Устав МБОУ « ООШ».
6. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родионово
– Несветайского района « Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа» (5-9 класс).
7. Учебный план МБОУ « Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год;
8. Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»;
9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская ООШ».
10. Авторские программы "Биология" 5 - 9 классы (УМК "Биология"под редакцией В. В. Пасечника) , изд - во Дрофа", 2015 г.
11. Сборник рабочей программы основного общего образования "Биология. 5 - 9 кл." под редакцией Г. М. Пальдяевой, Москва, изд - во Дрофа, 2016 г.
Глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Задачи рабочей программы курса 5 класса:
1) освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2) овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии растений, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями; биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
3) воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
4) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде; профилактики заболеваний.
Срок реализации программы - 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 1 год.
РАЗДЕЛ № 2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса.
Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), данная рабочая программа по биологии в 5 классе предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 1 час в неделю (34 недели).
Срок реализации программы – 1 год.
Годовой календарный график МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2019-2020 учебный год предусматривает 34 учебные недели, что соответствует 34 ч.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом каникулярных, выходных и дополнительных рабочих дней.
Класс | Количество часов в неделю | Всего часов за учебный год по программе |
5 | 1 | 34 |
6 | 1 | 30 |
7 | 1 | 36 |
8 | 2 | 69 |
9 | 2 | 67 |
Итого за 5 лет - 236 часов
РАЗДЕЛ № 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
Ученик научится:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
Ученик научится:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– объяснять отличительные свойства живого от неживого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
Ученик получит возможноть:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Критерии оценивания устного ответа по биологии в рамках ФГОС
Знание материала
- содержание материала раскрыто в полном объеме.
Последовательность изложения
- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано.
Владение речью и терминологией
- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.
Применение конкретных примеров
- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами.
Знание ранее изученного материала
- продемонстрировано усвоение раннее изученного материала.
Уровень теоретического анализа
- показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.
Степень самостоятельности
- содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.
Степень активности в дискуссии процессе
- принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.
Критерии оценивания:
1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений
3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ
5. Правильность формулировки выводов
6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений
7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений
8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ
Оценивание:
- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)
- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)
- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)
- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)
- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)
Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
- Оценка личностных результатов
Простейшим индикатором личностных результатов служит расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое меню): допустим, измерению подлежат интересы уч-ся к различным видам деятельности в свободное время. Уч-ся предлагаются три одинаковых списка занятий, в каждом определенное число наименований.
- В первой ситуации (широкий диапазон выбора) они имеют право без ограничений указать разные виды занятий;
- Во второй ситуации (средний диапазон выбора) они имеют право оставить определенное количество видов занятий;
- Третий случай (узкий диапазон) им можно выбрать три вида занятий.
- Индикатор сильной ориентации – выбор занятий в трех ситуациях
- Индикатор средней ориентации – выбор в 1 и 2 случаях
- Индикатор слабой ориентации – выбор только в одном из списков.
С помощью данной методики можно выявлять:
- Мотивацию к обучению
- Определять ценностные установки.
Также можно использовать:
- наблюдение
-работу с документальными источниками
Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося
Оценка личностных результатов учащихся 5 класса
Измерители |
|
Личностные результаты не влияют на итоговую отметку учащихся, они показывают степень развития учащихся.
- Оценка метапредметных результатов
Для оценивания уровня развития ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности ключевых компетентностей:
§ на материале решения учебных задач;
§ на материале решения исследовательских и проектных задач;
§ портфолио.
Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов
Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):
- 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);
- 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;
- 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.
Карта оценки метапредметных результатов учащихся 5 класса
Ф.И.О. |
Регулятивные УУД |
|
Познавательные УУД |
|
Коммуникативные УУД |
|
Оценка предметных результатов
Предметные результаты оцениваются по:
- владению предметными понятиями и способами действия,
- умению применять знания в новых условиях,
- по системности знаний.
Критерии оценивания предметных результатов - по признакам трёх уровней успешности.
- Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
- оценки: «хорошо» и «нормально» ( решение с недочётами)
- Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний
- Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами)
- Максимальный уровень решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.
- Качественная оценка - «превосходно».
- Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале
Уровни успешности | 5-балльная шкала | 100% - я шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно | 0-49% |
Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» - норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 50-79% |
«4» - хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 80 – 90 % | |
Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 0-99% или 50-70% п.у |
«5»- отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 100% Или 70-100% п.у. | |
Максимальный (необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Отдельная шкала: 50-69% |
«5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Отдельная шкала: 70-100% |
Критерии оценивания разных видов работ
Устный ответ:
Оценка «5» Ответ полный, возможна одна несущественная ошибка
Оценка «4» Ответ полный, допущено не более двух несущественных ошибок
Оценка «3» Ответ содержит не менее половины требуемого, допускаются одна или две несущественные ошибки
Оценка «2» Ответ содержит меньше половины требуемого, содержит несколько существенных ошибок.
Лабораторная и практическая работа
- Оценка «5» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлялся по плану, с учетом Т.Б., поддерживалась чистота рабочего места, бережное отношение к моделям.
- Оценка «4» Работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, проведен не полностью, допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
- Оценка «3» Работа выполнена не менее, чем наполовину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в форме работы, но исправлены по требованию учителя
- Оценка «2» Допущены две или больше существенных ошибок, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя
Контрольная работа
- Оценка «5» Работа выполнена полностью, возможна одна несущественная ошибка
- Оценка «4» Работа выполнена полностью, допущено не больше двух несущественных ошибок
- Оценка «3» Работа выполнена не менее , чем наполовину, допущена одна или две несущественные ошибки
- Оценка «2» Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок
Критерии оценивания проектов по биологии в 5 классе
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 2 балла): | ||
Цель не сформулирована | 0 | |
Цель сформулирована, но не обоснована | 1 | |
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована | 2 | |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 2 балла): | ||
План отсутствует | 0 | |
Представлен краткий план достижения цели проекта | 1 | |
Представлен развернутый план достижения цели проекта | 2 | |
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 2 балла): | ||
Источники информации не указаны | 0 | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации | 1 | |
Работа содержит достаточно полную информацию | 2 | |
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 2 балла): | ||
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 | |
Автор проявил незначительный интерес к работе над проектом | 1 | |
Работа демонстрирует серьезную заинтересованность автора | 2 | |
Критерий 5. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов): | ||
Презентация не проведена | 0 | |
Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения презентации | 1 | |
Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации | 2 | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента | 3 | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией | 4 | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена | 5 | |
Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию | 6 | |
Критерий 6. Качество проектного продукта (максимум 3 балла): | ||
Проектный продукт отсутствует | 0 | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 | |
Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части(максимум 3 балла): | ||
Письменная часть проекта отсутствует | 0 | |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 | |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 | |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Оценивание
Отметка | Баллы |
5 | 19-20 |
4 | 15-18 |
3 | 9-14 |
2 | 3-8 |
1 | 0-2 |
РАЗДЕЛ № 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
РАЗДЕЛ № 1. Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Биология как наука. Значение биологии
Методы познания в биологии, наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление результатов. техника безопасности в кабинете биологии
Отличительные признаки живых объектов. Царства живой природы: грибы, бактерии, Растения. животные. Разнообразие живой природы. Среды жизни - водная, наземно - воздушная, почвенная, организм - как среда обитания. экологические факторы - антропогенные, биотические, абиотические и их влияние на живые организмы
Контрольная работа № 1 по теме: "Введение"
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Экскурсии №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
РАЗДЕЛ № 2. Клеточное строение организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки. Понятие «ткань».
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. правила работы с ними. строение клетки: клеточная мембран, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластид. Жизнедеятельность клетки : питание, дыхание, рост, развитие, деление. Вода и минеральные соли - неорганические вещества клетки.
Органические вещества - белки, жиры. углеводы, нуклеиновые кислоты,
Рост и деление клеток, Генетический аппарат. Ткань.
Виды тканей - образовательная, основная, покровная, механическая.
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Контрольная работа № 2 по теме: "Клеточное строение организмов"
РАЗДЕЛ № 3. Царство Бактерии. Царство Грибы. (3+ 5 часов = 8 часов)
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи
Грибы-паразиты. Бактерии, их строение: формы. распространение, цианобактерии, сапрофиты. паразиты, спора.. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Грибы. общая характеристика грибов. Черты сходства грибной клетки с животной клеткой. Съедобные и ядовитые грибы - шляпочные грибы. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Грибы - паразиты. Плесневые грибы и дрожжи. Гриб пеницилл. гриб мукор.
Практическая работа № 2. «Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа № 7. «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».
Контрольная работа № 3 по теме: "Царство Грибы. Царство Бактерии"
РАЗДЕЛ № 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (9 часов)
Ботаника — наука о растениях. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Ботаника - наука о растениях. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, мхов, хвощей. плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных, особенности их жизнедеятельности: питания. дыхания. роста, размножения. Роль водорослей, мха, лишайника. хвощей, папоротников. плаунов, голосеменных, покрытосеменных в природе и в жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Палеология. Палеоботаника. Риниофит
Лабораторная работа №8 «Строение зеленых водорослей.»
Лабораторная работа №9 «Строение мха (на местных видах).»
Лабораторная работа №10 « Строение спороносящего хвоща и папоротника»
Лабораторная работа № 11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения»
Контрольная работа № 4 по теме: "Царство Растения"
Промежуточная контрольная работа за курс Биология 5 класса
РАЗДЕЛ № 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение | 6 |
2. | Клеточное строение организмов | 9 |
3. | Царство Бактерии. | 3 |
4. | Царство Грибы | 5 |
4. | Царство Растения | 9 |
5. | Повторение | 2 |
Итого - 34 часа
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ ПО БИОЛОГИИ
№ Раздела темы | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения урока | Домашнее задание | ||||||
По плану | По факту | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (6 часов) | ||||||||||
1. | Биология — наука о живой природе | 1 | 03.09 | П. 1 | ||||||
2. | Методы исследования в биологии Практическая работа № 1 "Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе" | 1 | 10.09 | П. 2 | ||||||
3. | Разнообразие живой природы. Царства. Отличительные признаки живого от неживого. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | 1 | 17.09 | П. 3 | ||||||
4. | Среды обитания живых организмов | 1 | 24.09 | П. 4 | ||||||
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 01.10 | П. 5 | ||||||
6. | Контрольная работа № 1 по теме: "Введение" | 1 | 08.10 | Повторить П. 1 - 5 | ||||||
ГЛАВА № 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (9 часов) | ||||||||||
7. | Устройство увеличительных приборов. Л. Р № 1 "Устройство увеличительных приборов" | 1 | 15.10 | П. 6 | ||||||
8. | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды) Л. Р. № 2 "Изучение клеток растения с помощью лупы" | 1 | 22.10 | П. 7 до стр. 36 | ||||||
9. | Строение кожицы чешуи лука Л. Р. № 3. "Приготовление препарата кожицы чешуи лука" | 1 | 05.11 | П. 7, стр. 36 - 37 | ||||||
10. | Пластиды. Л. Р. № 4. "Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи" | 1 | 12.11 | П. 7, стр. 37 - 39 | ||||||
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | 19.11 | П. 8 | ||||||
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Л. Р. № 5 "Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи" | 1 | 26.11 | П. 9 | ||||||
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки | 1 | 03.12 | П. 9, конспект | ||||||
14. | Ткани. Л. Р. № 6 "Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных тканей" | 1 | 10.12 | П. 10 | ||||||
15. | Контрольная работа № 2 по теме: "Клеточное строение организмов" | 1 | 17.12 | Повторить П. 6 - 10 | ||||||
ГЛАВА II. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ. (3 часа) | ||||||||||
16. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 | 24.12 | П. 11. | ||||||
17. | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | 14.01 | П. 12 | ||||||
18. | Урок обобщения по теме: "Царство бактерии" | 1 | 21.01 | Повторить П. 11 - 12 | ||||||
ГЛАВА III. ГРИБЫ (5 часов) | ||||||||||
19. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | 28.01 | П. 13 | ||||||
20. | Шляпочные грибы. Р. К. Съедобные и ядовитые грибы. Пр. Р № 2 "Строение плодовых тел шляпочных грибов" | 1 | 04.02 | П. 14 | ||||||
21. | Плесневые грибы и дрожжи. Л. Р. № 7 "Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей" | 1 | 11.02 | П. 15 | ||||||
22. | Грибы - паразиты | 1 | 18.02 | П. 16 | ||||||
23. | Контрольная работа № 3. по теме: "Царство Грибы. Царство Бактерии" | 1 | 25.02 | Повторить П. 11 - 16 | ||||||
ГЛАВА IV. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (9 часов) | ||||||||||
24. | Ботаника - наука о растениях | 1 | 03.03 | П. 17 | ||||||
25. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Л. Р. № 8 "Строение зеленых водорослей" | 1 | 10.03 | П. 18 | ||||||
26. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | 1 | 17.03 | П. 18 | ||||||
27. | Лишайники. Мхи. Л. Р. № 9 "Строение мха (на местных видах) Р. К. | 1 | 31.03 | П. 19. П. 20 | ||||||
28. | Папоротники, хвощи и плауны Л. Р № 10 "Строение спороносящего хвоща и папоротника" | 1 | 07.04 | П. 21 | ||||||
29. | Голосеменные растения. Л. Р. № 11. "Строение хвои шишек" | 1 | 14.04 | П. 22 | ||||||
30. | Покрытосеменные растения или Цветковые. Л. Р. № 12"Строение цветкового растения" Р. К. | 1 | 21.04 | |||||||
31. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 28.04 | П. 23 | ||||||
32. | Контрольная работа № 4 по теме: "Царство Растения" | 1 | 12.05 | П. 24 | ||||||
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа) | ||||||||||
33. | Промежуточная контрольная работа по биологии за курс 5 класса | 1 | 19.05 | Повторить П. 1 - 24 | ||||||
34. | Защита проектов | 26.05 |
Итого - 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса основное общее образование 5-9 класс срок реализации 2015-2020 год
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего о...
Рабочая программа по биологии 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии 5-9 класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии 8 класс 2019-2020
Программа составоена на основе учебника Пасечник В.В...