Целеполагание и мотивация.
| Вадим Шефнер ПЕРВЫЙ МОСТ ...И вот он вырвался из чащи По следу зверя. Но поток, В глубокой трещине урчащий, Ему дорогу пересек.
На берегу другом - добыча,- Для всей семьи его - еда: Нетронутые гнезда птичьи, Косуль непуганых стада... Себе представив на мгновенье Закрытый для него простор, Затылок он в недоуменье Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли, И молча сел на камень он, Весь напряженьем первой мысли, Как судорогою, сведен.
И вдруг - голодный, низколобый - Он встал, упорен и высок. Уже с осмысленною злобой В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво Росла у самого обрыва, И корни оглядев - гнилье!- Он стал раскачивать ее. И долго та работа длилась, И камни падали в обрыв, И с хрустом дерево свалилось, Два берега соединив.
И он тропою небывалой На берег перешел другой, И пот со лба отер усталой - Уже не лапой, а рукой.
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Тема урока «Происхождение человека» А вы встречались с этим понятием? А как человек появился на Земле?
Что вам известно по теме урока? Чего мы не знаем?
Отсюда, какую цель мы поставим?
Итак: над чем нам необходимо работать на уроке?
Гипотеза: человек произошел от обезьяны или от человекообразной обезьяны.
Какой план работы? Какие вопросы нам необходимо рассмотреть в течение урока? Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?
Доказать или опровергнуть происхождение человека от человекообразных обезьян.
В конце урока мы должны научиться объяснять происхождение человека в процессе эволюции
А зачем нам это необходимо знать? Где мы будем использовать наши знания?
| Заслушивают стихотворение
Ответы учащихся: Как человек появился на Земле
Тема урока« Происхождение человека»
Гипотезы и теории происхождения Человека разумного - эволюционная - божественная - эволюция в воде - пришельцы из космоса.
Выяснить: «Кто является предком человека?» «Под влиянием каких факторов произошло возникновение вида Человек разумный? Выдвигают гипотезу о том, что человек вероятнее всего произошел от обезьяны.
1.Сходство и различия человека с представителями животного мира. 2.Систематическое положение и доказательства. 3.Этапы становления вида. 4.Факторы (причины) эволюции
| Диалог Анализ
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока
Выдвижение гипотезы о происхождении человека
Создание проблемной ситуации | Формулировка темы и целей урока в действиях учащихся.
Заполнение таблицы в рабочем листке
|
Актуализация знаний | Кто создал первую искусственную систему животных и растений?
Где К. Линней поместил человека в своей систематике?
Кто первым писал о происхождении человека от человекообразных обезьян? (Презентация слайд №1) Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему? Человек и человекообразные обезьяны относятся к классу Млекопитающие, перечислите не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих?
Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян.
| Первую искусственную систему животных и растений создал Карл Линней.
К. Линней предположил, что человек относится к отряду Приматы.
Ч. Дарвин «Происхождение видов»
1.сходство строения и систем органов (диафрагма, теплокровность , 4-х камерное сердце) 2.наличие волосяного покрова. 3.развитие зародыша в матке, вскармливание детенышей молоком и забота о потомстве.
1.забота о потомстве, 2.сходно выражение эмоций, 3.расположение лобных пазух, 4.строение верхней и нижней конечности. | Беседа
Анализ информации представленной на слайде презентации
Анализ информации представленной на таблице-плакате (на доске) | Определяют систематическое положение Человека разумного как вида
Заполнение рабочих листов
Заполнение рабочих листов |
Формирование знаний | Задание №1 ГРУППА№1 Укажите различия в строении человека и человекообразных обезьян. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.
Задание №2 ГРУППА№2 Какие ароморфозные изменения произошли у предков человека в их строении в процессе длительной эволюции? Приведите не менее 3-х изменений
Задание №3 ГРУППА№3 Перечислите этапы становления человека как вида, расставив гипсовые модели в соответствующем порядке
Задание №4 ГРУППА№4 Какое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций между верхними и нижними конечностями, сложившимися у них при жизни на деревьях?
Какие биологические изменения произошли в процессе антропогенеза? В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира?
В чем заключается решительный шаг на пути очеловечивания обезьяны? | Ответы учащихся: 1.преобладание мозгового отдела над лицевым; 2. уменьшение челюстного аппарата; 3.наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 4.уменьшение надбровных дуг. Под воздействием каких факторов увеличился головной мозг? Изменился рацион питания: роль животной пищи, питание пресноводной рыбой, моллюсками, питание подземными частями растений, богатыми крахмалом Ответы учащихся 1.увеличение объема мозга и мозгового отдела черепа. 2 хождение на 2-х ногах, прямохождение и соответствующие изменения в скелете. 3.Освобождение и развитие руки противопоставление большого пальца 4.Редукция волосяного покрова.
Ответы учащихся: 1.протоантропы (предлюди) 2.архантропы (древнейшие люди) 3.палеоатнропы (древние люди) 4.неоантропы (новые люди)
Ответы учащихся: Наши предки были вынуждены ходить на двух ногах, т.к. передние конечности у них были заняты ношением беспомощных детенышей. Предкам гоминид, обитавшим на открытых пространствах, приходилось перемещаться далеко и быстро. Редукция волосяного покрова: под действием жаркого климата Африки, с целью защиты от высокой температуры и сухости окружающей среды, кожа увлажняется и редуцируется волосяной покров. Это дает возможность охотиться в дневное время. Ответы учащихся: Мутации - материал для естественного отбора. Естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов и образованию новых видов.
Опровержение выдвинутой в начале урока гипотезы, учащиеся формулируют вывод: «у человека и человекообразных обезьян был общий предок - дриопитеки» | Работа в группах в течение (5-7 мин) с последующим обсуждением результатов исследования. Группа №1 работа с моделями черепных коробок Группа№2 работа с гипсовыми моделями
Группа№3 работа с гипсовыми моделями предков человека
Группа№4 работа с гипсовыми моделями конечностей
Беседа, диалог | Заполнение рабочих листов
Заполнение таблицы
Заполнение таблицы
Заполнение рабочих листов
Заполнение рабочих листов
Подведение итогов: биологические изменения в процессе эволюции человека |
Обобщение и первичное закрепление знаний | Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. 1. «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо» Аристотель. Какова основная идея высказывания? Что лежит в основе антропогенеза? Составим логическую схему социального изменения человека.
2. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование предметов, данных природой 2) способность к целеполаганию 3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды 5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи
3. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование предметов, данных природой 2) стремление объяснить законы природы 3) продолжение рода 4) общение с помощью членораздельной речи 5) приспособление к условиям окружающей среды 6) способность к мышлению
4. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
5. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
| Ответы Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. Пояснение. В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека? Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности. Может быть приведено иное объяснение мысли психолога. 2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение. 3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же социальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.) Пояснение. Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения. Примеры. 1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей. 2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе. 3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
| Беседа, диалог | Составление логической схемы |