открытый урок по биологии ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Писарева Татьяна Анатольевна

Открытый урок- технологическая карта- по биологии на тему "Происхождение человека" для 5 и 9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четверть 4

Класс 5,9а,9б

Дата: 21.04.2021

биология

Урок №

Тема урока

Происхождение человека

Цель урока

Обобщить и систематизировать  знания о происхождении человека

Задачи урока

Обобщить, систематизировать знания учащихся по вопросу происхождения человека, этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.

Тип урока

Комбинированный (Обобщающего повторения, контроля знаний)

Форма организации деятельности учащихся

Групповая, урок-конференция, игровая

Методы обучения

Словесная ( беседа,диалог), наглядные (работа с презентацией,таблицами),практические( выполнение заданий по турам), дедуктивные( анализ,применение знаний, обобщение)

Основные понятия

Антропогенез, предки человека, эволюция, гипотеза, австралопитеки, дриопитеки, кроманьонцы, неандертальцы

Оборудование

Формируемые УУД: П

формировать рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Формируемые УУД: К

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

Формируемые УУД: Р

составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий

Формируемые УУД: Л

формирование устойчивого интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока,

Время

Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

Примечание по ходу урока

Организационный момент

(1 мин)

Приветствие, Проверяю готовность обучающихся к уроку

Приветствие

Формулирование темы урока,

(2 мин)

Озвучиваю наводящие вопросы для формирования темы , цели и задач, методов достижения по теме урока.

Формируют тему, цель, задачи, пути решения по теме урока

Обобщение ранее изученного  

(5 мин)

Беседа по вопросам:

См. приложение( презентация)

Выдвигают гипотезы, работа с учебником, презентацией, таблицами и докладами

Физкультминутка

 закрепление изученного

(30 мин)

Работают в группе , делают  задания , анализируют и делают вывод

Рефлексия

(3 мин).

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Дают качественную оценку работы группы и отдельных учащихся

 Подведение итогов

 (2 мин)

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Домашнее задание

(2 мин)

§27 ответить на вопросы стр134 ( 5 класс),  

§45 ответить на вопросы стр216 ( 9а,9б класс)

записывают дом. задание

Приложение

Презентация на 40 листах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК- ОБОБЩЕНИЕ по биологии в форме СЕМИНАРА Разработала учитель биологии МБОУ Петропавловская СОШ №39 Писарева Татьяна Анатольевна для учащихся 5 и 9 классов

Слайд 2

Говорят, что обезьяна в человека превратилась. Мне понятно, только странно, как все это получилось? Предположите тему сегодняшнего урока…

Слайд 3

ИЛИ

Слайд 4

Определите цель урока… Что в итоге мы получим? какой результат?

Слайд 5

целью нашего урока является Обобщение и систематизация имеющихся знаний о происхождении человека

Слайд 6

Ч то будет с пособствовать формированию у Вас целостной научной картины появления человека на Земле? Поставьте перед собой задачи на этот урок…

Слайд 7

ЗАДАЧИ : 1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о происхождении человека 2. Узнать о роли биологических и социальных факторах, повлиявших на формирование и эволюцию человека

Слайд 8

Как мы будем решать поставленные задачи? Подумайте, как достичь поставленной цели? Что нужно сделать на уроке ?

Слайд 9

Актуализация знаний: Для решения этих задач мы на уроке будем учиться выяснять взаимосвязь между явлениями, делать выводы, анализировать, самостоятельно добывать знания. Э тому уроку-семинару подойдет такой эпиграф : «Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому – надо думать сообща!!!» (Б. Васильев) и предлагаю задачи этого урока решить в игровой форме. Для этого у нас есть три команды : 5 класс , 9а класс и 9б класс

Слайд 10

ЗАДАНИЕ Разделившись на группы, вы внимательно изучите предложенный материал и выполните задания, предложенные вам. Вы будете анализировать : Версии ( гипотезы) происхождения человека. Стадии развития и изменения человека. Факторы, повлиявшие на развитие человека.

Слайд 11

ПРОБЛЕМА По мнению учёных, первые люди появились около 2 млн. лет назад Откуда же они взялись на Земле? Предложите свои варианты

Слайд 12

Исследование версий происхождения человека Естественно-научное объяснение происхождения человека на Земле Космическая версия Идеалистическая (божественная) версия происхождения человека

Слайд 13

Идеалистическое учение- божественное создание человека По этой версии разумные расы были созданы изначально ЕДИНЫМ Творцом Вселенной для заселения и созидания космического пространства и в процессе сотворения побочным продуктом стал весь животный мир

Слайд 14

Космическое происхождение человека По этой гипотезе человечество было генносмодулировано нашими старшими космическими братьями по разуму на основе местного млекопитающего вида из отряда Приматов с целью ускорения его эволюции в разумный вид

Слайд 15

Чарльз Дарвин утверждал, что человек появился в результате биологической эволюции Он указал и на роль социальных факторов Естественно-научное объяснение происхождения человека на Земле

Слайд 16

Гипотезу выбрать можешь любую ты: от кого хотел бы ты произойти? - Идеалистическая гипотеза сотворения мира. - Космическая гипотеза. - Эволюционное происхождение человека от приматов Объясни свой выбор

Слайд 17

Стадии развития и изменения человека. Согласно естественно-научной гипотезе происхождения человека Австралопитек 3,5-1,8 млн. лет назад Питекантроп 1 млн. лет назад Неандерталец 250 тыс. лет назад Кроманьонец 35 тыс. лет назад Так как биология является наукой , мы будем рассматривать

Слайд 18

учения В 1859 г. английский учёный Ч.Дарвин выдвинул теорию происхождения человека от человекообразной обезьяны эволюционным путём.

Слайд 19

В С П О М Н И М по теории Ч.Дарвина

Слайд 20

Генетический родственник твой- австралопитек: уже не обезьяна, но и не человек Автралопитек в переводе означает "южная обезьяна". Австралопитека трудно назвать настоящей обезьяной - это почти человек.

Слайд 21

Вот так они и жили : охотились, бродили.. Мамонтов загоняли, да корешки собирали. Не зря человеком умелым их потомки назвали

Слайд 22

А вот эти предки наши В биологическую эволюцию уже вошли, но до социальной еще не доросли… питекантроп и синатроп появились около 1 млн. лет назад . Употребляли в качестве орудий палки, сучья, создавали первые примитивные орудия из камня: скребки, сверла. Они умели пользоваться огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было

Слайд 23

неандерталец Всё менялось век от века: труд из обезъяны сделал человека Они жили около 150 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху. Неандертальцы были ниже нас ростом, коренастые (мужчины в среднем 155-158 см), ходили, несколько согнувшись. У них был еще низкий скошенный лоб, у основания его нависали сильно развитые надбровные дуги, нижняя челюсть без подбородочного выступа или со слабым развитием его. Объем мозга приближался к объему мозга современного человека - около 1400 см 3 и более, но извилин было меньше .

Слайд 24

Неандертальцы одевались в шкуры. В суровых условиях жизни неандертальцев естественный отбор происходил по линии выносливости, ловкости, смелости. Но большую роль играли и социальные факторы: трудовая деятельность в коллективе, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта Они жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились на зверей, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старшие, более опытные, изготовляли орудия

Слайд 25

Кто такие кроманьонцы Этот вид относят к человеку разумному . Поздние кроманьонцы — представители современных европейцев . Они были выше предыдущих видов, вырастали до 180 см и имели большой череп. Эти древние люди выражали свои мысли характерными звуками и строили речевые предложения. Делились на собирателей и охотников, использовали каменные орудия труда. Позже они научились строить примитивные печи для обжигания глиняных изделий. Для поддержания огня кроманьонцы пускали в ход не только дрова, но и уголь . Они изготавливали одежду и занимались примитивным искусством. Продолжали жить в пещерах, где и наносили на стены наскальные рисунки, изображая животных и моменты своей жизни. . Их образ существования способствовал развитию рук, формируя удобное положение большого пальца.

Слайд 26

Хомо сапиенс — современный человек Появился Homo sapiens около 28 000 лет назад и является прототипом современных людей, Он уже умел выражать свои эмоции связной речью и совершенствовал социальные связи Различия в климате повлияли на формирование физических отличий, и п римерно 20 000 лет назад зародилось 3 расы: Негроидная. Европеоидная. Монголоидная.

Слайд 27

Приведите примеры проявления биологических и социальных свойств человека. Как вы думаете, какие из этих факторов оказались решающими для развития человека? Почему? Проанализируем…

Слайд 28

Итак, подводя итоги нашему исследованию, мы можем выделить два основных фактора, повлиявших на развитие человека ФАКТОРЫ социальные биологические -наследственность -изменчивость -борьба за существование -естественный отбор -изоляция -трудовая деятельность -речь -сознание -восприятие и образование -общественная жизнь -альтруизм

Слайд 29

А сейчас мы проверим, насколько усвоилась вами информация по теме урока и насколько внимательными вы были Вам предлагается пройти 5 туров по 1 минуте каждый и принести своей команде максимальное количество баллов! В добрый Путь!

Слайд 30

Первый тур команды должны указать учёных в соответствии с их заслугами Время – 1 минуты Впервые отнес человека к животным - ... Впервые определил систематическое положение человека - ... Впервые говорил о животном происхождении человека - ... Научно обосновал животное происхождение человека - ... Указал на роль труда в эволюции человека - ...

Слайд 31

за каждый Правильный ответ 1 тура -1 балл внесите сумму баллов в вашу карточку (максимальный балл-5) Ответы: Аристотель, Линней, Ламарк, Дарвин, Энгельс

Слайд 32

Тур 2 команды должны Указать систематическое положение человека за каждый правильный ответ – 1 балл Время выполнения -1 минута Хордовые Млекопитающие Приматы Гоминиды - прямоходящие приматы Человек Человек разумный Животные Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид

Слайд 33

Просуммируйте ваши баллы по 2 туру и общую сумму за правильные ответы внесите в вашу карточку Ответы: 1. Царство Животные 2. Тип Хордовые 3. Класс Млекопитающие 4 Отряд Приматы 5. Семейство Гоминиды - прямоходящие приматы 6 Род Человек 7 Вид Человек разумный (максимальный балл-7)

Слайд 34

ТУР 3 команды должны Дать описание доказательств животного происхождения человека ( соответствие) по следующему плану: ( время выполнения – 1 минута) 1. Название группы доказательств. 2. Что учитывают данные доказательства. Группа доказательств животного происхождения человека Что учитывает 1. Палеонтологические Учитывает данные сравнения внешнего строения 2.Эмбриологические Сходство физиологических процессов 3. Цитогенетические Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных 4. Сравнительно - анатомические Находки древних и древнейших людей 5. Физиологические Сходство генетического аппарата

Слайд 35

Просуммируйте ваши баллы по 3 туру и общую сумму за правильные ответы внесите в вашу карточку максимальное количество баллов-5 Группа доказательств животного происхождения человека Что учитывает 1. Палеонтологические Находки древних и древнейших людей 2.Эмбриологические Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных 3. Цитогенетические Сходство генетического аппарата 4. Сравнительно - анатомические Учитывает данные сравнения внешнего строения 5. Физиологические Сходство физиологических процессов ОТВЕТЫ:

Слайд 36

ТУР 4 Команды должны Назвать черты сходства человека и человекообразных обезьян время выполнения 1 минута

Слайд 37

Просуммируйте ваши баллы по 4 туру и общую сумму за правильные ответы внесите в вашу карточку максимальное количество баллов-4 На руках ногти. Выражение эмоций. Отсутствие хвоста. Строение ушных раковин и глаз. Четыре группы крови. Болезни и паразиты. Сроки беременности. Кожные узоры. Хромосомный аппарат и др ответы

Слайд 38

ТУР 5 Узнай кто это: время – 2 минуты, максимальный балл-4 Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. Они весили примерно 30 - 50 кг, объём мозга 650 см3. Рука их была близка к человеческой, челюсти менее массивные. Изготавливали орудия труда - чопперы (галечная культура), строили несложные укрытия, занимались собирательством.

Слайд 39

Просуммируйте ваши баллы по 5 туру и общую сумму за правильные ответы внесите в вашу карточку максимальное количество баллов-5 (Н) - неандертальцы, (К) - кроманьонцы. , (П) – питекантропы (А) - австралопитеки Ответы:

Слайд 40

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ 1. Подсчитайте очки, заработанные вашей командой. 2. Распределите баллы между членами команды, т.е. выставите им оценку : «2», «3», «4», «5», при этом общая сумма баллов должна равняться сумме очков команды. 3. Запишите фамилии и «Оценку» , выставленную вами в таблицу: ( выдана вам на руки) Участники команды № : Как вы оцениваете свой уровень знаний по теме до игры (от 2 до 5 баллов) Как вашу работу оценила команда после игры Оценка и бонусы от учителя команде или конкретному участнику 1

Слайд 41

Рефлексия Вам понравился урок? Оцените свою работу. У каждой команды листочек с вашими фамилиями и дополнительные колонки. Пожалуйста, оцените вашу работу на уроке и работу вашего одноклассника по команде. Как вы оценивали работу своих одноклассников? Листочки сдайте учителю, который также оценив вашу работу на уроке, выставит оценки.

Слайд 42

“Не важно, произошел ли человек от обезьяны, намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.” Р. Вагнер СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Запишите Д.З . 5 кл - ответить на вопросы стр. 134 9а и 9б- ответить на вопросы стр.216

Слайд 43

Приложение Баллы за 1 тур Баллы за 2 тур Баллы за 3 тур Баллы за 4 тур Баллы за 5 тур Итого баллов по команде 5 кл ( 9а, 9б) нужное подчеркнуть:

Слайд 44

Участники команды класса 5 9а 9б Как вы оцениваете свой уровень знаний по теме до игры (от 2 до 5 баллов) Как вашу работу оценила команда после игры Оценка и бонусы от учителя команде или конкретному участнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Описание внешности человека» (открытый урок в 5 «А» классе по английскому языку)

1.Организационный момент.Good morning(3) to youGood morning dear teacherI am glad to see you/ Let\'s sing song “Hello” ex.8 p.122.Фонетическая зарядка.Let\'s play.The game is “Magic steps”.Yo...

Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс

Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...