Методическая разработка урока по теме: "Зрительный анализатор". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Данный урок знакомит обучающихся с содержанием понятия "анализатор", с особенностями строения и функционирования глаза как органа зрения, показывает взаимосвязь строения и функций органа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnyy_analizator.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Зрительный анализатор»

Цели: раскрыть содержание понятия «анализатор»; сформировать знания о функциях и строении зрительного анализатора, значении его частей в восприятии и анализе раздражений; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Задания в рабочей тетради по теме «Большие полушария головного мозга».

III. Актуализация знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Беседа:

- Каким путем человек получает информацию о внешнем мире? (Через органы чувств)

- Сколько чувств у человека? (6: вкус, обоняние, осязание, слух, зрение, равновесие)

- Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды? (Это рецепторы)

Запись в тетрадь:

Рецептор – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

IV. Изучение нового материала

1. Анализаторы.

Беседа.

Запись в тетрадь:

Схема анализатора

                        Физический,                                             Физиологический                      Психический

                         химический                                                       процесс                                 процесс

                          процессы                                                                                                      Ощущение

                                       

 

                                                                                                      возбуждение

                                                                                                      проводящие

                                                                                                        пути

                                                                                                           

Ощущение – это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств.

Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Иллюзии – это искаженные, ошибочные восприятия.

Беседа. Примеры.

2. Зрительный анализатор.

А) Орган зрения.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (§49).                             

Анализ прочитанного, заполнение таблицы.

Строение и функции органа зрения

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

системы

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки

Кожные складки с ресницами

Защита глаз, равномерное распределение слезной жидкости

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают , очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза

Белочная (1мм)

Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, прочная)

Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту

Сосудистая (0,2-0,4мм)

Средняя оболочка, обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Питание глаза

Сетчатка (0,15-0,2мм)

Внутренняя оболочка состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток

Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света.

Формирование нервных импульсов под действием света.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи. Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи

Световоспринимающая

Фоторецепторы - рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке в форме палочек и колбочек (130 млн. палочек и 7 млн. колбочек)

Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки - цвет

Б) Зрительный анализатор.                                                                                             

Задание классу

Используя схему анализатора, самостоятельно составить схему зрительного анализатора .

IV. Закрепление.

Лабораторная работа

«Сужение и расширение зрачка»

Цель работы: наблюдать изменение величины зрачка в зависимости от освещенности.

Ход работы:

  1. Рассмотрите свои глаза в зеркале и отметьте величину зрачка.
  2. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза и наблюдайте в зеркало за изменением величины зрачков.
  3. Объясните наблюдаемое явление.

V.  Домашнее задание.

§48, 49, индивидуальные сообщения: «Гигиена зрения», «Болезни органов зрения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока по теме: "Слуховой анализатор. Гигиена слуха".

« Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, чтобы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить». Данная тема помогает раскрыть значение органа слуха. .Знако...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...