АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе основного общего образования по курсу «Биология» 8 класс
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа село Бельское
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Принято на заседании ШМО Руководитель ШМО _________________ Протокол № 1 от 30.08.2022 г. | Согласовано: заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Бельское ______ Н.Н. Валекжанина | Утверждено: Директор МОБУ СОШ с.Бельское _______ Э.Х.Харсева Приказ № 228 от 31.08.2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология» 8 класс
в неделю количество часов – 2 часа
В году – 68 часов
Автор: учитель биологии Зорова Ирина Сергеевна
Стерлитамакский район 2022
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе основного общего образования по курсу «Биология» 8 класс
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Рабочая программа для 8 класса по биологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-Ф3;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
• Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. Бельское на 2019-2024 учебные года;
• Устава МОБУ СОШ с. Бельское;
• Федерального перечня учебников на 2022-2023 учебный год;
• Учебного плана МОБУ СОШ с. Бельское на 2022-2023 учебный год.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по биологии для 8 класса линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
• примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного
курса;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образовании по биологии VI-IIIX кл. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов – М.: Просвещение, 2014г. На изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, что соответствует программе В.В. Пасечника.
В связи с тем, что в основе курса лежит концентрический принцип построения обучения, основными целями изучения биологии в 8 классе лежит углубление и расширение знаний в области:
1. Освоения знаний о многообразии живой природе и присущих ей закономерностях.
2. Овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
3. Воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
4. Использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Цели:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Задачи:
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Планируемые результаты освоения программы
курса «Биология» в 8 классе.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают знания и понимания:
1) признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
2) сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;
3) особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
4) объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
5) изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
6) распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
7) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
8) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
9) проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника заданную информацию; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
10) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
11) соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
12) оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
13) рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
14) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышения уровня их умственного развития;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением "эффекта новизны" при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения приема анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности использования педагогических технологий:
Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:
- замедленный темп формирования обобщенных знаний;
- интеллектуальная пассивность детей;
- повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учетом этих особенностей в школе намечены пути обучения:
- обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучение нового материала);
- обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;
- обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;
- постепенное сокращение помощи со стороны;
- постепенное повышение трудности заданий;
- постоянное внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАССА
Введение. Человек как биологический вид. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека. Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
• Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Лабораторная работа:
Строение головного мозга по муляжам.
Глава 3. Опора и движение. Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторная работы:
• Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы:
• Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Глава 4. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
• Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Глава 5. Кровообращение и лимфообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
• Измерение кровяного давления.
• Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Глава 6. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
• Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
• Определение частоты дыхания.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Глава 7. Питание. Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа:
• Изучение действия ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Глава 8. Обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Глава 9. Выделение продуктов обмена. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа:
• Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Глава 10. Покровы тела. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Глава 13. Размножение и развитие человека. Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Глава 14. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Требования к уровню подготовки в результате изучения биологии ученик 8-го класса должен
Критерии оценивания знаний и умений обучающихся
Результаты обучения оцениваются по пятибальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитывается число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, неправильно названы основные признаки понятий, явлений, характерные свойства, неправильно сформулированный закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации т.д.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании предмета, вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся.
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее, чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной работы учитываются требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую письменную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование главы | Всего часов | Теоретические и лабораторные работы | Контрольные работы |
Введение. Человек как биологический вид | 4 | 4 | - |
Глава 1. Общий обзор организма человека | 4 | 3 | 1 |
Глава 2. Опора и движение | 6 | 5 | 1 |
Глава 3. Внутренняя среда организма | 4 | 4 | - |
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение | 4 | 4 | - |
Глава 5. Дыхание | 5 | 4 | 1 |
Глава 6. Питание | 6 | 6 | - |
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии | 5 | 4 | 1 |
Глава 8. Выделение продуктов обмена | 2 | 2 | - |
Глава 9. Покровы тела человека | 4 | 3 | 1 |
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 8 | 7 | 1 |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. | 5 | 5 | - |
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 4 | 4 | - |
Глава 13. Размножение и развитие человека. | 3 | 3 | - |
Глава 14. Человек и окружающая среда. | 4 | 3 | 1 |
Итого | 68 | 61 | 7 |
Календарно тематическое планирование
по «Биологии» 8 класс
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Дата | Глава/тема урока | Кол-во часов | |||
план | факт | |||||
Введение. Человек как биологический вид 4 ч. | ||||||
1 | Науки о человеке и их методы. | 1 | ||||
2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | 1 | ||||
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | 1 | ||||
4 | Диагностическая работа. | 1 | ||||
Глава 1. Общий обзор организма человека. 4 ч. | ||||||
5 | Строение организма человека. Клеточное строение. | 1 | ||||
6 | Ткани. Органы и системы органов. Л.р. № 1 Изучение микроскопического строения тканей. | |||||
7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 1 | ||||
8 | Контрольная работа №1. | 1 | ||||
Глава 2. Опора и движение 6 ч. | ||||||
9 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. | 1 | ||||
10 | Скелет человека. Скелет туловища и конечностей. Пр.р.№ 1 «Строение и функции скелета человека» | 1 | ||||
11 | Строение и функции скелетных мышц. | 1 | ||||
12 | Работа мышц и ее регуляция. Лр.р. № 2 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | ||||
13 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. | 1 | ||||
14 | Контрольная работа №2 | 1 | ||||
Глава 3. Внутренняя среда организма 4 ч. | ||||||
15 | Состав внутренней среды организма и ее функции. | 1 | ||||
16 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. Лр. р. № 3. «Изучение микроскопического строения крови» | 1 | ||||
17 | Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. | 1 | ||||
18 | Иммунитет и иммунная система человека. | 1 | ||||
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4 ч. | ||||||
19 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 | ||||
20 | Сосудистая система. Лимфообращение | 1 | ||||
21 | Сердечно-сосудистые заболевания. Лр. р. № 4 «Измерение пульса и кровяного давления» | 1 | ||||
22 | Обобщение и систематизация знаний. Пр.р.№ 1 «Распознавание органов системы кровообращения» | 1 | ||||
Глава 5. Дыхание 5 ч. | ||||||
23 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 1 | ||||
24 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Лр.р. № 5 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 | ||||
25 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лр.р. № 6 «Определение частоты дыхания» | 1 | ||||
26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация. | 1 | ||||
27 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | ||||
Глава 6. Питание. 6 ч. | ||||||
28 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 1 | ||||
29 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. | 1 | ||||
30 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 | ||||
31 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 | ||||
32 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 1 | ||||
33 | Обобщение и систематизация знаний. Пр. р. № 3 «Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы» | 1 | ||||
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 5 ч. | ||||||
34 | Пластический и энергетический обмен. Подготовить рефераты: «Ферменты», «Витамины». | 1 | ||||
35 | Ферменты и их роль в организме. | 1 | ||||
36 | Витамины и их роль в организме человека | 1 | ||||
37 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ | 1 | ||||
38 | Контрольная работа №3. | 1 | ||||
Глава 8. Выделение продуктов обмена 2 ч. | ||||||
39 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 1 | ||||
40 | Заболевания органов мочевыделения Пр.р. «№ 4 «Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы» | 1 | ||||
Глава 9. Покровы тела человека 4 ч. | ||||||
41 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | ||||
42 | Болезни и травмы кожи | 1 | ||||
43 | Гигиена кожных покровов. | 1 | ||||
44 | Контрольная работа №4. | 1 | ||||
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма 8 ч. | ||||||
45 | Железы внутренней секреции и их функции. Подготовить реферат: «Гормоны» | 1 | ||||
46 | Работа эндокринной системы и ее нарушения. | 1 | ||||
47 | Строение нервной системы и ее значение. Лр.р. № 7 «Строение головного мозга по муляжам» | 1 | ||||
48 | Спинной мозг | 1 | ||||
49 | Головной мозг | 1 | ||||
50 | Вегетативная нервная система | 1 | ||||
51 | Нарушения в работе нервной системе и их предупреждение. | 1 | ||||
52 | Контрольная работа №5. | 1 | ||||
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. 5 ч. | ||||||
53 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | 1 | ||||
54 | Слуховой анализатор. | 1 | ||||
55 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 1 | ||||
56 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. | 1 | ||||
57 | Обобщение и систематизация знаний. Пр. р. № 5 «Определение частей слухового и зрительного анализаторов» | 1 | ||||
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 4 ч. | ||||||
58 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 1 | ||||
59 | Память и обучение. | 1 | ||||
60 | Врожденное и приобретенное поведение. Сон и бодрствование. | 1 | ||||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | ||||
Глава 13. Размножение и развитие человека. 3 ч. | ||||||
62 | Особенности размножения человека. | 1 | ||||
63 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 1 | ||||
64 | Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения | 1 | ||||
Глава 14. Человек и окружающая среда. 4 ч. | ||||||
65 | Социальная и природная среда человека. | 1 | ||||
66 | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | ||||
67 | Итоговая контрольная работа по курсу «Биология» за 8 класс. | 1 | ||||
68 | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Биология» за 8 класс. | 1 |
Учебно-методический комплекс:
1. Биология. 8 классы: Учеб. для общеобразовательных организаций| Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. /. Под ред. Пасечника В.В.: Рос. акад.наук. Рос. акад. образования изд-во «Просвещение» – М.: 2014 – 249 с.: (Линия жизни)
2. В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2011.
3. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 г.
4. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопро-сах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007 – 174 с.
5. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.
6. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.
7. Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.
8. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энцик-лопедии».
14. bio.1september.ru - газета «Биология».
15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология» 7-9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Биология»7 - 9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Биология"
Программа ориентирована на обучающихся с интеллектуальными нарушениями 6, 7, 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Биология" ЗПР - 5 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии в соответст...
Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...
Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 8 класс
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...
Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 9 класс
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...