Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Биология" ЗПР - 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Писеукова Елена Георгиевна

 

Адаптированная рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии в соответствии с примерной программой по биологии , авторы учебника И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова  "Биология. 5 класс".с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_biologiya_5.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района

Воронежской области

«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________

Протокол № 1   от

«29» августа 2020 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР        МОУ «Новохоперская СОШ  №91»

______________ Е.Н.Федотова

«30» августа 2020 г

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Новохоперская СОШ  №91»

_____________Н. В. Почепцова

Приказ № _36/4_

от «31» августа  2020 г.

АДПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Биология»

                                                        для     5    класса

                                                   на 2020 -2021 учебный год                 

                                         Составитель: учитель Писеукова Е.Г.

               

                                       

р.п. Новохоперский

                                                                              2020 г

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии в соответствии с примерной программой по биологии , авторы учебника И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова  "Биология. 5 класс".с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
− Конституция РФ;
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;

− Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта
(с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
− Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е. Галеевой.

                                2.Общая характеристика учебного предмета

Актуальными до настоящего времени остаются вопросы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Поэтому одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения».

Адаптированная рабочая программа  составлена с учетом психологических и социально-возрастных потребностей ребенка. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, снижены требования к знаниям и умениям учащихся..Обучающиеся с ЗПР — это дети с сохраненным интеллектом, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Они испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения.

Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям обучающихся , характеру заболевания (ЗПР по типу 7.1.). В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитываются индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечивается уровневый к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету. Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Содержание самостоятельной работы обучающегося с индивидуальными психофизическими возможностями определяется в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и проходит в форме выполнения упражнений по учебнику, работы с текстом учебника, выполнения презентаций, работы над проектами и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.

Таким образом, курс русского языка способствует раскрытию личностного потенциала учащихся с ЗПР. Адаптированная рабочая программа предоставляет возможность обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов. Также реализовать цели и задачи образования обучающихся с ЗПР, независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков и предоставить возможность социализации в процессе изучения русского языка.

Цель реализации ООП русского языка обучающихся с ЗПР: обеспечение выполнения требований ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Цели и задачи организации учебной деятельности:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа. Коррекционно-развивающая цель четко ориентирует деятельность педагога на развитие психических процессов учащегося с ЗПР, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель предельно конкретна и направленна на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно- развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер. В рамках коррекционной работы предусмотрено:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция  развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Таким образом, адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Содержание обучения биологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания биологии в школе является формирование коммуникативной, языковой,
 лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов (тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический устные диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков(тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса биологии с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (устный опрос,диктант, контрольное тестирование).

Формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу, проверка знаний при помощи тестов, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка упражнения, взаимопроверка, самоконтроль (по словарям, справочным пособиям), различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический), виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана), составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ), наблюдение над речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, изложения на основе текстов типа описания, рассуждения, написание сочинений, письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм, контрольное списывание, зрительные диктанты.

3.Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану школы на учебный предмет «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю.-35 ч.

Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год.

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 

Планируемые личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с пред-ками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, па-поротники, голосеменные и цветковые);
  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, гри-бы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препа-ратов.
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Выпускник научится: 

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:

- проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,

- описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых

организмах, получаемую из разных источников;

- последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научить: 

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядо-

витыми растениями, укусах животных;

- работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

        5.Содержание учебного предмета

Живые организмы

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

6.Тематическое планирование  

1

Биология — наука о живом мире

9

2

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

6

7.Материально-технического обеспечение

Электронные образовательные ресурсы:

«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).

http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=35 (видеоуроки на любые темы)

www.youtube.com. Уроки по биологии 5 класс.

www.bio.1september.ru Я иду на урок биологии.

www.bio.nature.ru Журнал «Биология»

www.edios.ru Олимпиады «Эйдос»

http://festival.1september.ru. Фестиваль открытый урок

1.Технические средства обучения (компьютер, принтер, сканер, телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска, в кабинете есть подключение к сети Интернет

2. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).

3. Раздаточный материал для проверочных и контрольных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)  для детей  с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка             Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)ДЛЯ 9 КЛАССа НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ  составлена на основе пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ с ТНР. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ с ТНР (вариант 6.1) сост...

Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...