Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии, концентрический курс, Н.И.Сонин Живой организм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_rab.programma.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
УТВЕРЖДЕНО Приказ №140-од от «01» 09 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
6 класс
Срок реализации 2022-2023 учебный год.
Составила: Хобракова Н.В., учитель биологии
Улан-Удэ 2022
Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
4. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5-9 классов.
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
6. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
7. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
9. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения биологии в 6 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по биологии общим объемом 34 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как химия, экология, физика.
Особенности программного материала
Данная программа включает в себя сведения о многообразии живых организмов, их основных свойствах, строении растительной и животной клеток; строении цветкового растения, об особенностях питания растений и животных; регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Предлагаемая программа построена на УМК (Н.И.Сонин Биология. Живой организм). Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя. Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Цели дистанционного образования:
- - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося;
- введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
- стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями;
- постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному.
Задачи дистанционного образования:
- формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
- расширение диапазона знаний;
- выбор индивидуальной траектории обучения;
Основными формами дистанционного обучения являются:
- использование образовательных интернет-ресурсов;
- использование ресурсов, созданных учителями школы;
- WEB-консультации;
- общение с учителем через электронную почту;
- использование специализированных порталов дистанционного обучения.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
∙ продолжить непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в
соревнованиях и т.д.)
∙ быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей
любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической)
на любые расстояния;
∙ обеспечивает обратную связь «учитель-ученик» с диагностикой ошибок и оценкой
результатов учебной деятельности;
∙ осуществить самоконтроль и самокоррекцию результатов;
∙ проведение лабораторных работ в условиях имитации в образовательном ресурсе
реального опыта или моделирование эксперимента, который практически невозможно
показать в школьной лаборатории (уровень микромира);
∙ комфортность условий для творческого самовыражения.
Целевая установка
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями. Содействие формированию умения проектировать собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений, представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
В ходе достижений поставленной цели решаются следующие задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными источниками информации;
-формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
- создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, личностные качества;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Структура программы.
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты обучения биологии
- Содержание обучения биологии
- Календарно-тематическое планирование
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета, биологического диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
-развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям;
- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,
размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных
организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных
организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Часть 1. Строение живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Часть 2. Жизнедеятельность организмов
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Часть 3. Организм и среда
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Календарно-тематическое планирование
№/ № | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Основные направления воспитательной деятельности | |||
Контр. работы | Развите речи | Лабор.и практич. работы | Планир. | Фактич. | ||||
I | Строение живых организмов | 11 | ||||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 1 | Выражение познавательных интересов в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентирование в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природой. Развитие личных навыков использования различных средств познания, накопления знаний о мире. Проявление интереса к познанию растений и животных своего края | |||||
2 | Химический состав клетки. | 1 | ||||||
3 | Строение растительной и животной клеток | 1 | ||||||
4 | Строение растительной и животной клеток | 1 | ||||||
5 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||
6 | Деление клетки. Митоз. | 1 | ||||||
7 | Ткани растений. Ткани животных | 1 | ||||||
8 | Органы цветковых растений. Строение корня и побега. | 1 | ||||||
9 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||
10 | Органы цветковых растений. Цветок. | 1 | ||||||
11 | Органы и системы органов животных | 1 | ||||||
II | Жизнедеятельность организмов | 18 | ||||||
12 | Особенности питания растительного организма | 1 | Ориентирование на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражение неприятия действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Выражение установки на здоровый образ жизни. Проявление понимания последствий и неприятия вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знание и соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения на природе. | |||||
13 | Особенности питания животных | 1 | ||||||
14 | Дыхание у растений и животных. | 1 | ||||||
15 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||
16 | Передвижение веществ в растении | 1 | ||||||
17 | Передвижение веществ в животном организме | 1 | ||||||
18 | Значение процессов выделения в организме растений, животных и грибов | 1 | ||||||
19 | Обмен веществ и превращение энергии в организме растений и животных | 1 | ||||||
20 | Опорные системы растений и позвоночных животных | 1 | ||||||
21 | Движение | 1 | ||||||
22 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. | 1 | ||||||
23 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | ||||||
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений | 1 | ||||||
25 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | 1 | ||||||
26 | Половое размножение животных. | 1 | ||||||
27 | Половое размножение растений. | 1 | ||||||
28 | Рост и развитие растений | 1 | ||||||
29 | Рост и развитие животных | 1 | ||||||
III | Организм и среда | 5 | ||||||
30 | Среда обитания организмов. Факторы среды. | 1 | Проявление интереса к познанию флоры и фауны родного края. Понимание ценности жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражение установки на здоровый образ жизни | |||||
31 | Природные сообщества. | 1 | ||||||
32 | Повторение. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. | 1 | ||||||
33 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||
34 | Итоговый урок. | 1 | ||||||
Итого: | 34 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...