Технологическая карта к открытому уроку по биологии в 8 классе по теме "Строение сердца" разработала учитель высшей категории МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла Республики Тыва Сендажы Чойган Валерьевна
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Сендажы Чойган Валерьевна

Технологическая карта к открытому уроку по биологии  в 10   классе  по теме "Строение сердца " разработала учитель высшей категории МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла Республики Тыва Сендажы Чойган Валерьевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Строение и работа сердца, 8 класс,           составитель учитель высшей категории  Сендажы Ч.В.

Тип урока

Изучение нового, практическая работа

Образовательные ресурсы

Учебник  для 8 класса «Биология.Человек.»  Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.изд. «Дрофа».М.2013 г.

 

Цель

образовательные:

  1. познакомить обучающихся со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями; изучить фазы сердечного цикла; изучить влияние физической нагрузки и других факторов на работу сердца;
  2. дать понятия: сердечный цикл, автоматизм сердца
  3. способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить  и  действовать в условиях ситуации выбора

План

  1. Организационный момент
  2. слушаем звук сердца
  3. создание ситуации
  4. ассоциации с сердцем (беседа), пословицы и поговорки
  5.  Объяснение нового материала, расположение органа, внешнее и внутреннее строение сердца (сообщения учащихся)
  6.  Объяснение нового материала, сердечный цикл
  7.  Объяснение нового материала, регуляция сердечной деятельности
  8.  Закрепление,  практическая работа
  9. Закрепление в игровой форме, регуляция деятельности
  10. Домашнее задание
  11. Рефлексия

Воспитательные задачи

  воспитательные:

1.прививать обучающимся  ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

Развивающие задачи

развивающие:

  1. развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
  2. продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
  3. Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Методы, формы урока

 Объяснительно- иллюстративные методы, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, частично-поисковый метод,

Исследовательское задание, задание в паре.

Возможное развитие:

  • Умение применить теоретические знания на практике
  • Умение создавать СЛС, опорные конспекты
  • Умение сотрудничать, выполняя в паре роли
  • Умение корректно и эстетично оформлять свою работу

Оборудование

Листы с практической работой,  таблички с набором слов, музыка звука сердца, кардиограмма сердца, словарь, модель сердца, презентация, мультимедиа с интерактивной доской, таблица «строение сердца», магнитная доска

Планируемые результаты

 Личностные - Формируется научное мировоззрение на основе строения и работы сердца человека и млекопитающих.  Сравнение фаз сердца, устанавливаются знания о сердечной деятельности.

Метапредметные изучение кардиограммы, её роль

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Основные понятия

Сердечный цикл, автоматизм, Ацетилхолин, адреналин, диастола, миокард, систола, перикард, эндокард, пульс, околосердечная сумка, электрокардиограмма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Педагогические технологии, методы, результат

Организационный момент 
(1 мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной  атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Учитель Приветствует гостей и учащихся

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  у нас не обычный урок. Предлагаю вам самим назвать тему и цель урока.  Для этого чтобы узнать тему  нашего  прослушайте следующую запись. Звучит спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца.
-  
Ребята определите, что за звук?
создается ситуация

 

Это работает наше сердце.

Системно-деятельностный подход, проблемный вопрос, создание ситуации.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

2.Мотивация к учебной деятельности 
(2 мин).
Цели:
формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

- предлагаю вам, ребята стать на этом уроке специалистами в анатомии человека –врачами. У нас в руках исследование одного из органа нашего организма. Какого орган исследование вы сейчас держите? Сможете ли вы ребята, расшифровать его?

-значит, тема нашего урока? Строение и работа сердца, а целью нашего урока будет…

- а для определения цели нашего урока, я вам предлагаю прослушать стихотворение (прослушаем стихотворение)

-цель нашего урока Изучить строение и работу сердца.

- много произведений посвящены «сердцу», кто вспомнил хоть одно из них?

М.Горький «Легенда о Данко»

Вильгельм Гауф «Холодное сердце»

М.Булгаков «Собачье сердце»

- Ребята скажите какие эпитеты можно применить к нашему  органу сердцу? (горячее сердце, холодное, бескорыстное, жадное, умное, глупое, отзывчивое, доброе, жестокое, смелое, гордое, злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое, черствое, глухое, черное и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и друга)

- кроме этого существуют и пословицы и поговорки о сердце. Кто может вспомнить о них? Может слышали?

(сердце не камень, сердце сердце чует, сердце кровью обливается, с глаз долой из сердца вон, сердце-вещун: чует, где добро, где зло)

Ученик читает стихотворение Эдуардаса Межелайтиса (родился в  1919г. народный поэт Литвы) «Что такое сердце?»
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

 (Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)

Записывают число и тему урока.

Отвечают на вопросы, поддерживают беседу

Проблемный вопрос, создание ситуации, ТСКО

Регулятивные:
самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование.

3.Изучение нового материала. (10 мин)
Цели: познакомить  с  органом.

- какое оно мое сердце? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. Сейчас прослушаем сообщение, которое приготовила Кыргыс Саша о сердце.  Ваша задача внимательно прослушать сообщение, запомнить строение органа.

- на партах лежат готовые карточки с контурами сердца. Предлагаю вам подписать части сердца по памяти. Что то вы уже знаете из предыдущего материала, а какие-то части органа вы узнали сейчас.

(сообщение) Как вы думаете, почему сердце так называется? 
Верно, слово «сердце»
(лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».

- А где расположено сердце?

Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме  (слайд)

- Каковы размеры сердца?

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака (слайд)
Форма – конус.

Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют

околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость.  

  • Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?

(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки) ( модель сердца)

 Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.

Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый. Клапаны открываются только в сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.

         У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови из сосудов в желудочки. На поверхности сердца, ближе к его основанию, проходит поперечно венечная борозда, залегающая на границе между предсердиями и желудочками.  Здесь расположены венечные артерии сердца.

( Работа с диском )

Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани, средний (миокард) – мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из

эпителиальной ткани (слайд)

- поблагодарить Сашу. Молодец, Саша!

(Учащиеся внимательно слушают сообщение) подготовлен слайд

- расположение органа в организме

- внешнее строение сердца

Внутреннее строение сердца

(Учащиеся отвечают, записывают на карточках)

СЛС одновременно рисует на доске учитель

Личностные
Умение ориентироваться в новой обстановке, правильно находить ответ на поставленные вопросы.  
Регулятивные:
 умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

  1. Взаимопроверка

Вспомнили:

12-13 частей -5

11-9 частей -4

6-8 частей -3

Менее 6 вспомнить –неуд

Работу  сдают на стол

Карточки заполнены, 1 ученик выходит к модели сердца и показывает, объясняет, одновременно проходит взаимопроверка

Умение работать в коллективе, самостоятельная работа, оценивание соседа – быть как учитель

  1. Изучение нового материала (продолжение)

- сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания

- вы знаете, что любая мышца работает, сокращаясь, постепенно утомляется и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

- возникает вопрос Почему сердце может сокращаться в течении всей жизни? Когда оно отдыхает? (на доске воссоздается СЛС, фазы сердца)

- сердце ритмически сокращается и расслабляется – это и ест Сердечный цикл. Он включает 3 фазы. (Объяснение на доске)

1. сокращений предсердий - систола предсердий, длится  0.1 сек;

2. сокращение желудочков - систола желудочков, длится  0.3 сек;

3. сердечная пауза – диастола, длится  0.4 сек.

При первой фазе желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

При второй фазе предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

При третьей фазе - полное расслабление сердца

- просмотрим как работает сердце во время сердечного цикла (ЦОР)

- Постановка проблемы

 Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.

 Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии (слайд)
…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы» п22.

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье. (слайд).

           А кто контролирует и направляет работу сердца?  Так мы переходим к следующему вопросу. Регуляция сердца. Предлагаю прочитать статью « Регуляция сердца» в учебнике стр 143, и составить на магнитной доске схему, а вы паралельно работаете в тетрадях.

В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов
       
  СЛС о регуляции сердца

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

Положение клапанов

Движение крови

1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

0,1 сек.

0,3 сек.

0,4 сек.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

предсердие – желудочек

желудочек – предсердие

вены – предсердие, желудочек

Учащиеся отвечают на вопрос, предположения и мнения,

Чертят СЛС в тетради.

Внимательно смотрят ЦОР, когда сердце работает

(ответы учащихся)

(работа у доски учащихся, выходят двое).
остальные работают в тетрадях

Проблемный вопрос, ТСКО, СЛС

4. релаксация  (2 мин)
Цель: произвести  разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности.

-  Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты.  Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например, сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. (Звучит «Ноктюрн ре-минор» Шопена) далее звучит Свадебный марш.

(В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста).

Релаксация, учитель просит учащихся расслабится, можно лечь на парту и отдохнуть.

Слушаем музыку

  1. Ноктюрн ре минор
  2. Свадебный марш

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке.
Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе.

5.практическая работа 

Цели: научится находить пульс

- немного отдохнули? Очень хорошо. Каждый в свое время услышит этот марш. Сейчас предлагаю выполнить маленькую практическу работу. Только определенную часть.

Практическая работа № 1

Практическая работа

Тема  «Измерение пульса»

Цель работы:

  1. Научиться находить  пульс
  2. Научиться измерять пульс

Оборудование:  часы с секундной стрелкой

Пульс –это толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты  и поступлением в них  крови  из желудочков.

Поэтому по пульсу можно судить не только о числе  сердечных толчков, но и о силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья.

Ход работы:

  1. 4 пальца  правой руки (соединены  вместе) кладем на запястье (зона браслета) левой руки на поверхность лучевой кости. Большой палец правой руки помогает держать запястье левой руки.(снизу).
  2. За 15 минут просчитываем толчкообразные движения артерии.
  3. Полученную цифру умножаем на 4 (то есть,  15 секунд переводим в минуту)

В состоянии сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

Подросток – я

Родитель

-

Младшие

Бабушка или дедушка

-

 Сравните полученные результаты и сделайте выводы о работе сердца.

Выполнить только первую  часть практической работы. Остально на д.з.

Отвечают на вопросы делают выводы, записывают

Личностные
умение работать в паре, помогать друг другу. 
Регулятивные
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками, измерение пульса – как врачи

  1. Закрепление

Цель: закрепить полученные знания

Учитель предлагает воссоздать на магнитной доске СЛС из набора слов.

Двое ребят выходят к доске, сообща они создают СЛС

Игровая форма, на определенное время

  1. Разбор кардиограммы

    Рассматриваем  кардиограмму, где зашифрована работа сердца: где же отображены систола и диастола в  длинных записях аппарата ЭКГ?  Учитель предлагает рассмотреть уже самостоятельно, где здесь систола предсердий -R, систола желудочков - S, а где диастола TP. Пояснение исследования уже могут сами объяснить учащиеся: для чего именно выполняют такую процедуру.

Учащиеся делают выводы

 СЛС, ТКСО – как врач Личностные
умение правильно построить ответ на поставленный вопрос. 
Регулятивные: 
умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний. 
Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное.

7.Итог урока.
(2 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности  и всего класса

- урок подходит к концу. Каие главные аспекты нашего урока вы можете сказать?

Общие выводы урока.

  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
  2. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
  3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
  4. Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).

Учащиеся делают выводы

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. 
Познавательные: структурирование знаний.                

Личностные: понимание значения органа и его деятельности, происходящте процессы внем

8. Домашнее задание. (1мин)
Цель: провести комментарий домашнего задания

Домашнее задание:

Выполнить практическую работу до конца, по желанию можно приготовить синквейн осердце, сообщение о новых открытиях в кардиологии.

Выбор домашнего задания

Познавательные: поиск информации, кммуникативные навыки, действие как специалиста.

Рефлексия (1 мин)

Рефлексия:

- Урок подошел к концу, оценки вы получите за то что вспомнили строение сердца,  практическую работу домашнее задание. Спасибо всем за урок!

- Понравился ли вам урок?  Для этого у вас на столе находятся сердечки, если вам урок понравился положите  красное сердце в лоток, он находится на парте у выхода.(ответы учащихся)

Отвечают с помощью готовых сердечек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к открытому уроку в 8 классе "Экология и окружающая среда"

Технологическая крта к открытому уроку по английскому языку в 8 классе по теме "Экология и окружающая среда"...

Технологическая карта к открытому уроку по теме "Является ли русский язык международным?"

Урок проведён в 7а классе МБОУ "СОШ№21 г.Элисты" по УМК "Английский с удовольствием - 7" М.З.Биболетовой с использованием материалов ФЦИОР, материлами учащихся,подготовленными в ходе проектной д...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Технологическая карта для открытого урока в 4 классе.

План–конспект открытого урока по физической культуреМБОУ СОШ №10Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс: 5Дата проведения: 8.04.15г.Учитель: Холод В.С.Цели: Развитие двигательных качеств: в...

Технологическая карта к открытому уроку английского языка по теме "Одежда"

В данном документе содержится полное описание и ход открытого урока...

Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")

Разработка технолоических карт  к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....