Тема урока | Строение и работа сердца, 8 класс, составитель учитель высшей категории Сендажы Ч.В. |
Тип урока | Изучение нового, практическая работа |
Образовательные ресурсы | Учебник для 8 класса «Биология.Человек.» Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.изд. «Дрофа».М.2013 г. |
Цель | образовательные: - познакомить обучающихся со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями; изучить фазы сердечного цикла; изучить влияние физической нагрузки и других факторов на работу сердца;
- дать понятия: сердечный цикл, автоматизм сердца
- способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора
|
План | - Организационный момент
- слушаем звук сердца
- создание ситуации
- ассоциации с сердцем (беседа), пословицы и поговорки
- Объяснение нового материала, расположение органа, внешнее и внутреннее строение сердца (сообщения учащихся)
- Объяснение нового материала, сердечный цикл
- Объяснение нового материала, регуляция сердечной деятельности
- Закрепление, практическая работа
- Закрепление в игровой форме, регуляция деятельности
- Домашнее задание
- Рефлексия
|
Воспитательные задачи | воспитательные: 1.прививать обучающимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.
|
Развивающие задачи | развивающие: - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности
- продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение
|
Методы, формы урока | Объяснительно- иллюстративные методы, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, Исследовательское задание, задание в паре. Возможное развитие: - Умение применить теоретические знания на практике
- Умение создавать СЛС, опорные конспекты
- Умение сотрудничать, выполняя в паре роли
- Умение корректно и эстетично оформлять свою работу
|
Оборудование | Листы с практической работой, таблички с набором слов, музыка звука сердца, кардиограмма сердца, словарь, модель сердца, презентация, мультимедиа с интерактивной доской, таблица «строение сердца», магнитная доска
|
Планируемые результаты | Личностные - Формируется научное мировоззрение на основе строения и работы сердца человека и млекопитающих. Сравнение фаз сердца, устанавливаются знания о сердечной деятельности. Метапредметные изучение кардиограммы, её роль Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
Основные понятия | Сердечный цикл, автоматизм, Ацетилхолин, адреналин, диастола, миокард, систола, перикард, эндокард, пульс, околосердечная сумка, электрокардиограмма. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические технологии, методы, результат |
Организационный момент (1 мин). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | Учитель Приветствует гостей и учащихся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок. Предлагаю вам самим назвать тему и цель урока. Для этого чтобы узнать тему нашего прослушайте следующую запись. Звучит спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца. - Ребята определите, что за звук? создается ситуация
| Это работает наше сердце.
| Системно-деятельностный подход, проблемный вопрос, создание ситуации.
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2.Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Цели: формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности | - предлагаю вам, ребята стать на этом уроке специалистами в анатомии человека –врачами. У нас в руках исследование одного из органа нашего организма. Какого орган исследование вы сейчас держите? Сможете ли вы ребята, расшифровать его? -значит, тема нашего урока? Строение и работа сердца, а целью нашего урока будет… - а для определения цели нашего урока, я вам предлагаю прослушать стихотворение (прослушаем стихотворение)
-цель нашего урока Изучить строение и работу сердца. - много произведений посвящены «сердцу», кто вспомнил хоть одно из них? М.Горький «Легенда о Данко» Вильгельм Гауф «Холодное сердце» М.Булгаков «Собачье сердце» - Ребята скажите какие эпитеты можно применить к нашему органу сердцу? (горячее сердце, холодное, бескорыстное, жадное, умное, глупое, отзывчивое, доброе, жестокое, смелое, гордое, злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое, черствое, глухое, черное и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и друга) - кроме этого существуют и пословицы и поговорки о сердце. Кто может вспомнить о них? Может слышали? (сердце не камень, сердце сердце чует, сердце кровью обливается, с глаз долой из сердца вон, сердце-вещун: чует, где добро, где зло) | Ученик читает стихотворение Эдуардаса Межелайтиса (родился в 1919г. народный поэт Литвы) «Что такое сердце?» Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово - красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело.
(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку) Записывают число и тему урока. Отвечают на вопросы, поддерживают беседу | Проблемный вопрос, создание ситуации, ТСКО
Регулятивные: самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование. |
3.Изучение нового материала. (10 мин) Цели: познакомить с органом. | - какое оно мое сердце? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. Сейчас прослушаем сообщение, которое приготовила Кыргыс Саша о сердце. Ваша задача внимательно прослушать сообщение, запомнить строение органа.
- на партах лежат готовые карточки с контурами сердца. Предлагаю вам подписать части сердца по памяти. Что то вы уже знаете из предыдущего материала, а какие-то части органа вы узнали сейчас.
(сообщение) Как вы думаете, почему сердце так называется? Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина». - А где расположено сердце? Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме (слайд) - Каковы размеры сердца? Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака (слайд) Форма – конус. Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют жидкость. - Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?
(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки) ( модель сердца) Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый. Клапаны открываются только в сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий. У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови из сосудов в желудочки. На поверхности сердца, ближе к его основанию, проходит поперечно венечная борозда, залегающая на границе между предсердиями и желудочками. Здесь расположены венечные артерии сердца. ( Работа с диском ) Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани, средний (миокард) – мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (слайд)
- поблагодарить Сашу. Молодец, Саша! | (Учащиеся внимательно слушают сообщение) подготовлен слайд - расположение органа в организме - внешнее строение сердца Внутреннее строение сердца (Учащиеся отвечают, записывают на карточках)
| СЛС одновременно рисует на доске учитель
Личностные: Умение ориентироваться в новой обстановке, правильно находить ответ на поставленные вопросы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
- Взаимопроверка
| Вспомнили: 12-13 частей -5 11-9 частей -4 6-8 частей -3 Менее 6 вспомнить –неуд Работу сдают на стол
| Карточки заполнены, 1 ученик выходит к модели сердца и показывает, объясняет, одновременно проходит взаимопроверка | Умение работать в коллективе, самостоятельная работа, оценивание соседа – быть как учитель |
- Изучение нового материала (продолжение)
| - сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания - вы знаете, что любая мышца работает, сокращаясь, постепенно утомляется и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. - возникает вопрос Почему сердце может сокращаться в течении всей жизни? Когда оно отдыхает? (на доске воссоздается СЛС, фазы сердца) - сердце ритмически сокращается и расслабляется – это и ест Сердечный цикл. Он включает 3 фазы. (Объяснение на доске) 1. сокращений предсердий - систола предсердий, длится 0.1 сек; 2. сокращение желудочков - систола желудочков, длится 0.3 сек; 3. сердечная пауза – диастола, длится 0.4 сек. При первой фазе желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. При второй фазе предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. При третьей фазе - полное расслабление сердца - просмотрим как работает сердце во время сердечного цикла (ЦОР) - Постановка проблемы Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия. Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии (слайд) …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце? Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы» п22. Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье. (слайд). А кто контролирует и направляет работу сердца? Так мы переходим к следующему вопросу. Регуляция сердца. Предлагаю прочитать статью « Регуляция сердца» в учебнике стр 143, и составить на магнитной доске схему, а вы паралельно работаете в тетрадях. В организме работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной системы и гуморальных факторов СЛС о регуляции сердца Фазы сердечного цикла | Продолжительность фаз (сек) | Положение клапанов | Движение крови | 1. Сокращение предсердий (систола) 2. Сокращение желудочков (систола) 3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола). | 0,1 сек. 0,3 сек. 0,4 сек. | Створчатые – открыты. Полулунные – закрыты. Створчатые – закрыты. Полулунные – открыты. Створчатые – открыты. Полулунные – закрыты. | предсердие – желудочек желудочек – предсердие вены – предсердие, желудочек |
| Учащиеся отвечают на вопрос, предположения и мнения, Чертят СЛС в тетради.
Внимательно смотрят ЦОР, когда сердце работает
(ответы учащихся)
(работа у доски учащихся, выходят двое). остальные работают в тетрадях | Проблемный вопрос, ТСКО, СЛС |
4. релаксация (2 мин) Цель: произвести разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности. | - Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты. Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например, сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. (Звучит «Ноктюрн ре-минор» Шопена) далее звучит Свадебный марш. (В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста).
| Релаксация, учитель просит учащихся расслабится, можно лечь на парту и отдохнуть.
Слушаем музыку - Ноктюрн ре минор
- Свадебный марш
| Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе. |
5.практическая работа
Цели: научится находить пульс | - немного отдохнули? Очень хорошо. Каждый в свое время услышит этот марш. Сейчас предлагаю выполнить маленькую практическу работу. Только определенную часть. Практическая работа № 1 Практическая работа Тема «Измерение пульса» Цель работы: - Научиться находить пульс
- Научиться измерять пульс
Оборудование: часы с секундной стрелкой Пульс –это толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочков. Поэтому по пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и о силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья. Ход работы: - 4 пальца правой руки (соединены вместе) кладем на запястье (зона браслета) левой руки на поверхность лучевой кости. Большой палец правой руки помогает держать запястье левой руки.(снизу).
- За 15 минут просчитываем толчкообразные движения артерии.
- Полученную цифру умножаем на 4 (то есть, 15 секунд переводим в минуту)
| В состоянии сидя | В положении стоя | После 10 приседаний | Подросток – я |
|
|
| Родитель |
|
| - | Младшие |
|
|
| Бабушка или дедушка |
|
| - |
Сравните полученные результаты и сделайте выводы о работе сердца.
Выполнить только первую часть практической работы. Остально на д.з. | Отвечают на вопросы делают выводы, записывают | Личностные: умение работать в паре, помогать друг другу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: овладение умением работать с текстом учебника, рисунками, измерение пульса – как врачи |
- Закрепление
Цель: закрепить полученные знания | Учитель предлагает воссоздать на магнитной доске СЛС из набора слов. | Двое ребят выходят к доске, сообща они создают СЛС | Игровая форма, на определенное время |
- Разбор кардиограммы
| Рассматриваем кардиограмму, где зашифрована работа сердца: где же отображены систола и диастола в длинных записях аппарата ЭКГ? Учитель предлагает рассмотреть уже самостоятельно, где здесь систола предсердий -R, систола желудочков - S, а где диастола TP. Пояснение исследования уже могут сами объяснить учащиеся: для чего именно выполняют такую процедуру. | Учащиеся делают выводы | СЛС, ТКСО – как врач Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний. Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное. |
7.Итог урока. (2 мин) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | - урок подходит к концу. Каие главные аспекты нашего урока вы можете сказать? Общие выводы урока. - Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
- Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
- Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
- Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).
| Учащиеся делают выводы | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: структурирование знаний. Личностные: понимание значения органа и его деятельности, происходящте процессы внем
|
8. Домашнее задание. (1мин) Цель: провести комментарий домашнего задания | Домашнее задание: Выполнить практическую работу до конца, по желанию можно приготовить синквейн осердце, сообщение о новых открытиях в кардиологии.
| Выбор домашнего задания | Познавательные: поиск информации, кммуникативные навыки, действие как специалиста. |
Рефлексия (1 мин) | Рефлексия: - Урок подошел к концу, оценки вы получите за то что вспомнили строение сердца, практическую работу домашнее задание. Спасибо всем за урок! - Понравился ли вам урок? Для этого у вас на столе находятся сердечки, если вам урок понравился положите красное сердце в лоток, он находится на парте у выхода.(ответы учащихся)
| Отвечают с помощью готовых сердечек |
|