обобщение по теме "Клеточный уровень"
тест по биологии (9 класс)
Задания для к.р взяты с сайта ФИПИ. Работа состоит из 8 вариантов с заданиями разного уровня сложности. Можно использовать в качестве проверки знаний на уроке или при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r._kletochnyy_uroven.docx | 204.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
- Период жизни клетки, когда осуществляется синтез органических веществ, удвоение хромосом, называется
1) митозом
2) интерфазой
3) мейозом
4) развитием половых клеток
Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
- Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.
ДНК
Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________ (А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар__________ (Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________ (В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся
в митохондриях и __________ (Г).
|
|
- УГЛЕВОДЫ
Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%.
Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде. В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов.
Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.
Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию? 2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера. |
Вариант 2
- Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро, – это
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
С6Н12О6 + 6О2 = … + 6Н2О | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
- В результате митоза из одной диплоидной материнской клетки образуется
1) 1 дочерняя диплоидная клетка
2) 2 дочерние диплоидные клетки
3) 2 дочерние гаплоидные клетки
4) 4 дочерние диплоидные клетки
- Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 32 до 37°С? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры в данном интервале. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИТОХОНДРИЯ Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________ (А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________ (Б), на которых расположены __________ (В), осуществляющие синтез молекул __________ (Г). |
|
|
- ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ
Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира –
растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических.
Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи.
В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет.
Есть и ещё одно различие между этими типами клеток –это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.
Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы. 1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки? 2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка». 3) Что происходит при делении клеток? |
Вариант 3
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||
5.Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции? 6СО2 + 6Н2О = … + 6О2 | ||||||||||||
|
6.В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров? | ||||||||||||
| ||||||||||||
7.Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 4 на этой схеме? | ||||||||||||
| ||||||||||||
8.ДНК, в отличие от белка, выполняет функцию | ||||||||||||
|
9.Аналогом какой из клеточных структур можно считать принтер, соединённый с компьютером? | ||||||||||||
|
10. Спирализация хромосом происходит в
1) профазе
2) метафазе
3) анафазе
4) телофазе
11.Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа(по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,01–0,06%?
Скорость фотосинтеза в данном интервале | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
13. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. |
|
| ||||||||||||||||||||||
14. Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов. БЕЛКИ Молекулы белков состоят из большого числа молекул __________ (А), соединённых в длинные цепи за счёт образования множества __________ (Б) связей. Большинство белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму __________ (В) Под действием температуры или химических веществ такие пространственные структуры могут разрушаться. Данное явление получило название __________ (Г). |
|
|
15 БИОПОЛИМЕРЫ
Всем хорошо известно, что в живых клетках важнейшие функции выполняют белки и нуклеиновые кислоты. Это высокомолекулярные соединения – полимеры, состоящие из структурных единиц – мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты, а мономерами нуклеиновых кислот –нуклеотиды.
Организмы растений и животных отличаются большим разнообразием белковых молекул. Они выполняют самые разнообразные функции
в организме. Множество белков выполняет ферментативную функцию. Другие белки входят в состав клеточных мембран волос, ногтей, других образований. Такие белки называются структурными. Кроме того, белки могут выполнять защитную, сигнальную, энергетическую и транспортную функции. В белках обычно встречается 20 аминокислот, последовательность соединения которых определяет вид белка.
Вариантов нуклеиновых кислот немного. К ним относятся ДНК, рибосомальная РНК, информационная РНК и транспортная РНК. Нуклеотиды ДНК, так же как и аминокислоты в белках, выстраиваются
в разной последовательности. От этой последовательности зависит структура и вид синтезируемых в клетках белков. Информационная РНК снимает информацию с ДНК и направляется к месту синтеза белка на рибосомы. Транспортная РНК приносит к рибосомам аминокислоты.
Таким образом, связь нуклеиновых кислот и белков проявляется в том, что нуклеиновые кислоты кодируют и передают информацию к месту синтеза белков и обеспечивают доставку аминокислот на рибосомы. Однако если белки обладают разными свойствами и функциями в зависимости от их строения, то у нуклеиновых кислот функции относительно постоянны.
Используя содержание теста «Биополимеры», ответьте на следующие вопросы. 1) Чем можно объяснить, что такие белки, как гемоглобин и инсулин, обладают разными свойствами? 2) Какую функцию в клетке выполняют рибосомы? 3) Какая связь существует между генетическим кодом и молекулами ДНК, иРНК и тРНК? |
Вариант 4
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2↑ | ||||||||||||
|
10. Завершающая фаза митоза
1) метафаза
2) телофаза
3) анафаза
4) профаза
11.Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,03–0,16%? Скорость фотосинтеза в данном интервале
| ||||||||||||||||||
12.Что происходит в процессе фотосинтеза? Выберите три верных ответа из шести. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
13.Установите соответствие между строением или функцией органического вещества и его видом. |
|
| ||||||||||||||||||||||
14.Вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК В течение всей жизни большинство клеток активно функционирует. Так, они поглощают из окружающей среды различные твёрдые частички. Такой процесс называют __________ (А). Ведущую роль в нём играет __________ (Б), которая образует впячивание, и пищевая частица попадает внутрь клетки. Внутрь образовавшегося пузырька проникают ферменты. Такой пузырёк представляет собой __________ (В). Под действием ферментов осуществляется внутриклеточное __________ (Г). |
|
|
15. ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.
В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом. Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов –пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах –накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.
Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы. 1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки? 2) Какую роль играют пластиды в клетке? 3) Почему растительную клетку относят к эукариотной? |
Вариант 5
| ||||||||||||
|
- Химические соединения клеток прокариот и эукариот, в которых хранится наследственная информация, – это
|
- Химические соединения клетки, которые участвуют в передаче наследственной информации, – это
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
7.Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 1 на этой схеме? | ||||||||||||
| ||||||||||||
8.Клеточная теория имеет фундаментальное значение для понимания | ||||||||||||
| ||||||||||||
9.Биологический смысл митотического деления клеток заключается в | ||||||||||||
|
10. При митозе из одной материнской клетки образуется
1) 1 дочерняя
2) 8 дочерних
3) 2 дочерние
4) 4 дочерние
11.Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале 15–30 дней? Значение показателя в данном интервале
| ||||||||||||||||||
12.Что входит в состав нуклеотида молекулы ДНК? Выберите три верных ответа из шести. | ||||||||||||||||||
|
13.Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом
Строение и функции органоида | Вид органоида |
|
|
14. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в __________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных. Второй этап протекает в __________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название –
__________ (В). Третий этап энергетического обмена – кислородный –
осуществляется непосредственно внутри __________ (Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ. |
|
|
15. МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ
Митохондрии и хлоропласты –наиболее крупные органоиды клетки. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и делению. Эти органоиды преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.
Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки. На мембранах складок располагаются многочисленные ферменты. Основная функция митохондрий –синтез универсального источника энергии – АТФ – в процессе окисления органических веществ. Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших, например, у зелёной эвглены. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает кислород.
Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри их почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там же находится пигмент хлорофилл, придающий пластидам зелёный цвет.
Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие вещества являются исходными в энергетическом обмене? 2) Какие вещества являются конечными продуктами энергетического обмена? 3) С помощью уравнений химических реакций поясните схему процесса дыхания.
|
Вариант 6
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
- Очередностью стадий в митозе является
1) телофаза-профаза-анафаза-метафаза
2) профаза-анафаза-метафаза-телофаза
3) профаза-метафаза-анафаза-телофаза
4) метафаза-телофаза-профаза-анафаза
- Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры в интервале от 39 до 43 °С | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
ТЕМНОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: __________ (А) и темновую. Для протекания реакций темновой фазы наличие света __________ (Б). В это время происходит усвоение __________ (В) из воздуха, его восстановление ионами водорода и образование органического вещества __________ (Г) благодаря накопленной в световой фазе энергии. |
|
|
- ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Белки и жиры –высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.
Белки разных клеток неодинаковы, они специфичны. Однако они обладают общим свойством –свёртываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Белки, жиры и углеводы участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.
Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма.
Используя содержание текста «Органические соединения», ответьте на следующие вопросы. 1) Из каких молекул образованы жиры? 2) Каким общим свойством обладают молекулы белков? 3) О какой сходной функции белков и жиров говорится в тексте? |
Вариант 7
| ||||||||||||
|
- Органоид, на котором находятся рибосомы, – это
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + ? | ||||||||||||
|
- Ген – это часть молекулы
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
- В процессе митоза число хромосом в дочерних клетках оказывается одинаковым с материнской клеткой благодаря тому, что
1) в интерфазу хромосомы удваиваются
2) все хромосомы парные
3) хромосомы располагаются в центре клетки
4) хромосомы расходятся к полюсам клетки
- Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно характеризует данную зависимость? Значение показателя | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
13.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером для которого она характерна
Функции | Биополимеры |
| 1. БЕЛОК 2.ДНК |
14.Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.
ПЛАСТИДЫ
В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды –
__________ (А) –
обеспечивают процесс __________ (Б) за счёт наличия в их составе пигмента __________ (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют __________ (Г). |
|
|
15. ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ
Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.
Ген –это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.
Хромосомы –нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.
Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.
Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы. 1) Какие функции выполняет хромосома? 2) Что представляет собой ген? 3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – |
в неполовых клетках?
Вариант 8
| ||||||||||||
|
- Прокариоты – это организмы,
| ||||||||||||
3.Какой органоид клетки обеспечивает сборку молекул белка? | ||||||||||||
| ||||||||||||
4.В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления? | ||||||||||||
| ||||||||||||
5.Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма? | ||||||||||||
| ||||||||||||
6.Какое химическое соединение является мономером ДНК? | ||||||||||||
| ||||||||||||
7.Сущность клеточной теории отражена в положении: | ||||||||||||
| ||||||||||||
8.Какой из указанных процессов сопровождается образованием энергии (АТФ) в клетках? | ||||||||||||
| ||||||||||||
9.Какие структуры удаляются из клетки одновременно с удалением ядра? | ||||||||||||
|
10.Расхождение хромосом по полюсам происходит в фазу митоза
1) метафаза
2) телофаза
3) анафаза
4) профаза
11.
Изучите график зависимости снижения выработки фермента лактазы у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у – выработка фермента организмом (в %)).
Определите, в каком возрасте у человека выработка фермента сократится на 50%. | ||||||||||||
|
12. Выберите три верных ответа из шести.В состав молекулы РНК входит:
- рибоза
- гуанин
- ион магния
- дезоксирибоза
- аминокислота
- фосфорная кислота
13.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером для которого она характерна
Функции | Биополимеры |
|
|
14.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов. СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и __________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул __________ (Б) и синтез молекул __________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного __________ (Г). Этот процесс называется фотолизом. |
|
|
15. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ
У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты –кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.
Дыхание растений –процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом –хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.
Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких клетках происходит процесс дыхания? 2) Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза? 3) На что затрачивается энергия в процессе дыхания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы в 2010-2011уч.году (школьный уровень)
В работе приводится в систему небольшой опыт моей педагогической деятельности в рамках школы....
Биологический диктант по теме «Клеточный уровень. Обобщение", 9 класс
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Биологический диктант по теме "Молекулярный уровень. Обобщение", 9 класс
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...
технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС
Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...
обобщение и распространение опыта работы (внутришкольный уровень)
Благодарности администрации МБУ ДО ДШИ за 2019/202, 2022/2023, 2023/2024 уч. гг....
свидетельство об обобщении опыта работы с лингвистически одаренными детьми (международный уровень)
Опыт работы отделения "Интеллектуал" Малой Академии Наук был обобщен на международном уровне WFB профессионального мастерства....