Рабочая программа по биологии 8-9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа составлена на основе «Биология. Примерные рабочие программы, учебные пособия для общеобразовательных организаций: / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю Сарычева. М.: Просвещение, 2022 (8 класс) / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский Е.К.Касперская. М.: Просвещение, 2019.(9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_89_klass.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Протокол заседания Педагогического совета МБОУ СОШ № 52 № _____ от ___________ | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ № 52 ______________ Ю.А. Барашкина Приказ № 435 от 31.08.2022 г. |
Приложение 1 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №52
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
Класс: 8,9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2022/2023уч.г.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 68 ч в год; 2 ч в неделю в каждом классе
Учитель биологии О.А.Бельтюкова
Программа составлена на основе «Биология. Примерные рабочие программы, учебные пособия для общеобразовательных организаций: / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю Сарычева. М.: Просвещение, 2022 (8 класс) / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский Е.К.Касперская. М.: Просвещение, 2019.(9 класс)
8 класс ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание | Предметные результаты |
1. | Раздел 1. Место человека в системе органического мира | 6 | Основные 4 царства живой природы. Признаки живого. Уровни жизни. Науки о человеке (медицина, анатомия, физиология, психология, гигиена). Значение знаний о человеке. Особенности строения и поведения, свойственные только человеку. Биосоциальная сущность человека. Основные этапы эволюции человека. Расы человека и их формирование. Организм человека – биосистема. Уровни организации организма: молекула, клетка, ткань, орган, система органов. Структура тела человека. Внутренние органы. Ткани организма человека.. Особенности строения и функционирования тканей. Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей. | В процессе изучения курса «Биология. 8 класс» обучающиеся должны: Определять черты сходства и различия представителей разных царств. Объяснять сущность понятий «медицина», «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена». Объяснять место человека в системе органического мира, причины возникновения у человека особенностей строения и поведения. Характеризовать человека как существо биосоциальное. Объяснять сущность понятий «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выделять уровни организации организма человека. Различать части тела человека, указывать место их расположения в организме. Объяснять сущность понятия «ткань». Называть виды и типы основных тканей человека. |
2. | Раздел 2. Физиологические системы органов человека. Тема 1. Регуляторные системы – нервная и эндокринная | 57 8 час | Регуляция функций организма, способы регуляций. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Единство гуморальной и нервной регуляций в организме. Виды нарушений в работе нервной системы. Врожденные и приобретенные заболевания. Железы внутренней секреции. Роль гипофиза и гипоталамуса в гуморальной регуляции. системы. Заболевания, связанные с нарушением работы эндокринной системы. Контрольная работа №1 «Место человека в системе органического мира. Регуляторные системы – нервная и эндокринная». | Объяснять сущность понятий «гуморальная регуляция» и «нервная регуляция». Объяснять механизма действия гуморальной и нервной регуляций. Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретенных заболеваний нервной системы. Приводить доказательства необходимости профилактики заболеваний НС |
Тема 2. Сенсорные системы | 6час. | Сенсорные системы или анализаторы. Понятие об органах чувств и рецепторах. Расположение, строение и функции анализаторов. Лабораторная работа №2. Изучение строения и работы органа зрения. | Объяснять сущность понятий «анализатор», «органы чувств», «рецепторы». Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств человека. Распознавать на рисунках, таблицах анализаторы. Объяснять путь прохождения сигнала по анализатору | |
Тема 4.Опорно-двигательная система. | 5 час. | Значение опорно-двигательной системы. Общая характеристика и функции скелета. Отделы скелета. Строение и работа скелетной мышцы. Оказание первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №3 (выполняется дома). Выявление плоскостопия и нарушений осанки. | Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опорно-двигательной системы. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мышц. Приводить доказательства необходимости профилактики травматизма, нарушения осанки, плоскостопия. Освоить приемы оказания доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы. | |
Тема 5. Внутренняя среда организма. | 6 час. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз Иммунитет и органы иммунной системы. Иммунитет. Виды иммунитета. Вакцинация, лечебная сыворотка. Нарушения иммунитета. СПИД. Аллергия. КОВИД-19 Лабораторная работа №4 Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. Контрольная работа №2 «Сенсорные и опорно-двигательная системы органов человека. Внутренняя среда организма». | Объяснять сущность понятий «внутренняя среда организма», «гомеостаз». Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Объяснять сущность понятий «иммунитет», «живая вакцина». Объяснять механизмы свертывания крови и их значение для организма. Называть группы крови. Понимать необходимость знания своей группы. Объяснять принципы переливания крови и его значение. | |
Тема 6. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы | 4 час. | Строение и работа сердца Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Пульс. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа №5 Подсчет пульса до и после фиксированной нагрузки. | Анализировать причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Характеризовать признаки различных видов кровотечений. Освоить приемы оказания первой помощи при кровотечениях | |
Тема 7. Дыхательная система | 3 час. | Значения дыхания. Дыхательная система человека. Органы дыхания и их функции. Строение легких. Голосовой аппарат. Травмы дыхательной системы. Первая помощь при нарушении дыхания и остановке сердца. Гигиена дыхания. | Объяснять опасность заболеваний органов дыхания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний. Объяснять важность гигиены дыхания. Освоить приемы оказания первой помощи при спасении утопающего, отравлении угарным газом, простудных заболеваниях. | |
Тема 8. Пищеварительная система. | 4час. | Состав пищи. Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы Заболевания органов пищеварительной системы. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения зубов | Анализировать причины основных заболеваний органов пищеварительной системы. Описывать меры профилактики нарушений работы органов пищеварительной системы. | |
Тема 9. Обмен веществ | 5 час. | Обмен веществ – общее свойство всех живых организмов. Затраты энергии в организме. Нормы и режим питания. Калорийность пищи. Витамины. Лабораторная работа №7 Решение биологических задач на составление рациона питания. Лабораторная работа №8 Решение биологических задач на определение калорийности обеда. | Объяснять сущность понятий «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Определять роль витаминов в организме человека. Анализировать способы сохранения витаминов. Анализировать причины нарушения обмена веществ в организме. Объяснять сущность понятий «анарексия», «булимия». Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ. | |
Тема 10. Покровы тела. | 3 час. | Строение и функции кожи. Причины повреждения кожных покровов. Оказание первой помощи при перегревах, ожогах, обморожении. Закаливание. Заболевания кожи. Контрольная работа №3 Сердечно-сосудистая, лимфатическая, дыхательная, пищеварительная системы органов человека. Обмен веществ и покровы тела человека | Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Объяснять причины солнечного удара, ожога, обморожения. Освоить приемы оказания первой помощи при повреждении кожи, тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожении. Объяснять профилактическое значение закаливания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных кожных заболеваний. | |
Тема 11. Мочевыделительная система. | 2 час. | Выделение и его значение. Строение мочевыделительной системы. Органы мочевыделения. | Характеризовать регуляцию работы почек. Анализировать причины, вызывающие заболевания органов мочевыделительной системы. | |
Тема 12. Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека | 3 час | Характеризовать особенности строения женской и мужской половой системы. Характеризовать основные этапы развития зародыша и плода человека. Определять возрастные этапы развития человека. Объяснять сущность понятия «половое созревание». Наследственные болезни и их причины. Инфекции, передающиеся половым путем. Забота о репродуктивном здоровье. Контрацепция. Предупреждение нежелательной беременности. | Объяснять сущность понятий «врожденные заболевания». Объяснять механизмы заражения половыми инфекциями. ВИЧ. Объяснять сущность понятия «репродуктивное здоровье». Объяснять значение медико-генетического консультирования как одного из основных видов профилактики наследственных заболеваний. | |
Тема 13. Поведение и психика человека | 8 час. | Учение о ВНД, исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Учение о ВНД. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы. ВНД Сигнальные системы. Речевые условные рефлексы. Мышление. Значение памяти. Запоминание. Обучение. Навыки. Эмоции. Многообразие эмоций. Виды эмоций. Состояние аффекта. Страсть. Лабораторная работа №9. Определение своего типа темперамента по тесту Белова. | Оценивать вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создание учения о высшей нервной деятельности. Объяснять сущность понятий «темперамент», «характер». Классифицировать темпераменты. Объяснять связь характера человека с особенностями индивидуального темперамента. | |
3. | Раздел 3. Человек и его здоровье | 5 час. | Здоровье человека. Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье. Основные формы труда. Рациональная организация труда и отдыха. | Объяснять сущность понятия «здоровье». Называть факторы, укрепляющие здоровье человека. Описывать и сравнивать виды трудовой деятельности. Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха |
Итого: | 68 часов |
9 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание | Предметные результаты |
1 | Введение | 3 час. | Биология – наука о живых организмах. Признаки живых организмов. Методы биологии. Живая природа – биологическая система. Уровни организации живой природы. Значение биологических знаний в практической деятельности человека. | В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник научится: Характеризовать живую природу как биологическую систему. Характеризовать уровни организации живой материи. Объяснять роль биологических знаний в жизни человека. |
2 | Раздел 1. Клетка | 9 час. | Клеточный уровень организации живой материи. Клетка – элементарная единица живого. Клетка – биосистема. Становление клеточной теории. Работы М.Шлейдена, Т.Шванна. Современная клеточная теория. Строение эукариотической клетки. Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции. Многообразие клеток. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Лабораторная работа №1. Изучение разнообразия внешнего строения клеток растений, животных и грибов на готовых микропрепаратах. | Обобщать полученные ранее знания о клетке. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки. |
3 | Раздел 2. Организм | 25 час. | Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов. Биологический смысл одноклеточности. Гипотезы происхождения жизни. Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке. Биологическая роль размножения. Способы деления клетки. Причины и виды заболеваний человека. Генетические нарушения в клетках. Контрольная работа №1 «Клеточные и неклеточные формы жизни». Контрольная работа №2 «Химической состав клетки», «Ассимиляция и диссимиляция», «Работа организма», «Размножение организмов». Практическая работа № 1«Решение генетических задач» Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой. | Характеризовать одноклеточныхкак целостные организмы. Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы. Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема». Выделять и характеризовать основные этапы и основных участников биосинтеза белка в клетке. |
4 | Раздел 3. Вид | 10 час. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина. Вид – основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида. Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор). Лабораторная работа 3.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания. Лабораторная работа № 4 "Изучение морфологического критерия вида" Контрольная работа №3 «Основы генетики и теории эволюции» | Объяснять движущие силы эволюции. Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения. Оценивать творческую роль естественного отбора в природе. |
5 | Раздел 4. Экосистемы | 17 час | Экосистема. Структура экосистемы. Экологическая ниша. Пищевые взаимоотношения в экосистеме. Пищевые цепи (пастбищная, детритная). Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов. Биосфера – живая оболочка Земли. Ноосфера как сфера разума. Влияние ноосферы на биосферы. | Проводить доказательства того, что биосфера – глобальная экосистема. Выделять основные положения учения о биосфере В.И.Вернадского. Объяснять роль живого вещества в биосфере. Выяснять причину появления и развития аэробныех одноклеточных организмов. Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы. Проводить доказательства защитной роли озонового слоя. Анализировать и оценивать последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. |
Итого: | 64 час. |
Приложение 2 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №52
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
8 класс.
№ урока п/п | Наименование разделов курса и тем уроковов | Номер параграфа | |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (6 часов) | |||
1 | Защита летних заданий по биологии. | - | |
2 | Повторение по курсу биологии в 5-7 классах «Характеристика царств живой природы» | - | |
3 | Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека | §1-2 | |
4 | Эволюция человека. Расы современного человека | §3 | |
5 | Общий обзор организма человека. | §4 | |
6 | Ткани. Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей. | §5 | |
Раздел 2. Физиологические системы органов человека (57 час) | |||
Регуляторные ситемы – нервная и эндокринная (8ч) | |||
7 | Регуляция функций организма. Строение и функции нервной системы. | §6-7 | |
8 | Строение и функции спинного мозга. ВНС. | §8 | |
9 | Строение и функции головного мозга. | §9 | |
10 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение | §10 | |
11-12 | Строение и функции желез внутренней секреции | §11 | |
13 | Нарушения работы эндокринной системы и их предупреждение. | §12 | |
14 | Контрольная работа №1 | ||
Сенсорные системы (6ч) | |||
15 | Строение сенсорных систем (анализаторов) и их значение. | §13 | |
16 | Зрительный анализатор. Строение глаза. Лабораторная работа №2. Изучение строения и работы органа зрения. | §14 | |
17 | Восприятие зрительной информации. Нарушения работы органов зрения и их предупреждение. | §15 | |
18 | Слуховой анализатор. Строение и работа органа слуха. | §16 | |
19 | Орган равновесия. Нарушения работы органов слуха и равновесия и их предупреждение. | §17 | |
20 | Кожно-мышечная чувствителность. Обонятельный и вкусовой анализатор | §18 | |
Опорно-двигательная система (5ч) | |||
21-22 | Строение и функции скелета. | §19 | |
23 | Строение костей. Соединения костей. | §20 | |
24 | Строение и функции мышц | §21 | |
25 | Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №3. Выявление плоскостопия и нарушений осанки. | §22 | |
Внутренняя среда организма (6ч) | |||
26 | Состав и функции внутренней среды организма. Кровь и ее функции. | §23 | |
27 | Форменные элементы крови. Лабораторная работа №4. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. | §24 | |
28 | Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. | §25 | |
29 | Развитие иммунологии в России. Исследования профессора М.П. Чумакова. | §25* | |
30 | Свертывание крови. Группы крови. Биологический диктант №2. | §26 | |
31 | Контрольная работа №2 | ||
Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (4ч) | |||
32-33 | Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца. | §27 | |
34 | Движение крови и лимфы в организме. Лабораторная работа №5. Подсчет пульса до и после фиксированной нагрузки. | §28 | |
35 | Гигиена сердечно-сосудистой системы и первая помощь при кровотечениях. | §29 | |
Дыхательная система (3ч) | |||
36 | Строение органов дыхания | §30 | |
37 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | §31 | |
38 | Заболевания органов дыхания и их гигиена. | §32 | |
Пищеварительная система (4ч) | |||
39 | Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы. | §33 | |
40 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения зубов | §34 | |
41 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ | §35 | |
42 | Регуляция пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | §36 | |
Обмен веществ (5ч) | |||
43 | Понятие об обмене веществ. Лабораторная работа №7.Решение биологических задач на составление рациона питания. | §37 | |
44 | Обмен белков, углеводов и жиров. Лабораторная работа №8. Решение биологических задач на определение калорийности обеда. | §38 | |
45 | Обмен воды и минеральных солей. | §39 | |
46 | Витамины и их роль в организме. | §40 | |
47 | Регуляция обмена веществ. Нарушение обмена веществ. | §41 | |
Покровы тела (3ч) | |||
48 | Строение и функции кожи. Терморегуляция. | §42 | |
49 | Гигиена кожи. | §43 | |
50 | Контрольная работа №3 Сердечно-сосудистая, лимфатическая, дыхательная, пищеварительная системы органов человека. Обмен веществ и покровы тела человека. | ||
Мочевыделительная система (2ч) | |||
51 | Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. | §44 | |
52 | Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы и их профилактика. | §45 | |
Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека (3ч) | |||
53 | Женская и мужская репродуктивная система. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка после рождения | §46 -47 | |
54 | Наследование признаков. Наследственные болезни и их предупреждение. | §48 | |
55 | Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем. | §49 | |
Поведение и психика человека (8 часов) | |||
56 | Жизнь и достижения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. | ||
57 | Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова. | §50 | |
58 | Образование условных рефлексов. | §51 | |
59 | Сон и бодрствовавние. Значение сна. | §52 | |
60 | Особенности психики человека. Мышление. | §53 | |
61 | Память и обучение. Эмоции. | §54-55 | |
62 | Темперамент и характер. Лабораторная работа №9. Определение своего типа темперамента по тесту Белова. | §56 | |
63 | Цель и мотивы деятельности человека. | §57 | |
Раздел 3. Человек и его здоровье (5 час.) | |||
64 | Здоровье человека и здоровый образ жизни | §58 | |
65 | Человек и окружающая среда. | §59 | |
66 | Обобщение по курсу биологии в 8м классе. | ||
67 | Итоговая контрольная работа | ||
68 | Повторение по курсу биологии в 8 классе |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
9 класс.
№ урока п/п | Наименование разделов курса и тем уроков | Номер параграфа |
Введение (3 часа) | ||
1 | Повторение по курсу биологии в 5-8 классах. | - |
2 | Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии. | §1 |
3 | Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира. | §2 |
Раздел 1. Клетка (9 часов) | ||
4/1 | Клеточная теория. Единство живой природы. | §3 |
5/2 | Строение клетки. | §4 |
6/3 | Строение клетки | |
7/4 | Многообразие клеток. | §5 |
8/5 | Многообразие клеток Лабораторная работа №1.. Изучение разнообразия внешнего строения клеток растений, животных и грибов на готовых микропрепаратах. | §5* |
9/6 | Обмен веществ и энергии в клетке. | §6 |
10/7 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организма. | §7 |
11/8 | Нарушения строения и функций клеток – основа заболеваний. | §8 |
12/9 | Повторение обобщение . Проверочная работа по разделу «Клетка» | |
Раздел 2. Организм (25часов) | ||
13/1 | Неклеточные формы жизни: вирусы. | §9 |
14/2 | Клеточные формы жизни: одноклеточные и многоклеточные организмы, колонии. | §10 |
15/3 | Химический состав организма: химические элементы, неорганические вещества. | §11 |
16/4 | Химический состав организма: органические вещества (белки, липиды, углеводы) | §11 |
17/5 | Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ) | §12 |
18/6 | Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез). | §13 |
19/7 | Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (синтез белка). | §13 |
20/8 | Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен. | §14 |
21/9 | Транспорт веществ в организме. | §15 |
22/10 | Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ. | §16 |
23/11 | Опора и движение организмов. | §17 |
24/12 | Регуляция функций у различных организмов | §18 |
25/13 | Бесполое размножение. | §19 |
26/14 | Половое размножение. | §20 |
27/15 | Мейоз. | §20 |
28/16 | Рост и развитие организмов | §21. |
29/17 | Контрольная работа №2 «Химической состав клетки», «Ассимиляция и диссимиляция», «Работа организма», «Размножение организмов». | |
30/18 | Наследственность и изменчивость – общие свойства живых организмов. | §22 |
31/19 | Грегор Мендель, жизнь и достижения. | §22* |
32/20 | Закономерности наследования признаков. | §22 |
33/21 | Практическая работа № 1«Решение генетических задач» | |
34/22 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой. | §23 |
35/23 | Наследственная изменчивость. | §24 |
36/24 | Генетика и молекулярная биология – науки будущего. | |
37/25 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм». | |
Раздел 3. Вид (10 часов) | ||
38/1 | Развитие биологии в додарвиновский период. | §25 |
39/2 | Чарльз Дарвин – основоположник учения об эволюции | §26 |
40/3 | Вид как основная систематическая категория живого. Лабораторная работа № 3 "Изучение морфологического критерия вида" | §27 |
41/4 | Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции. | §28-29 |
42/5 | Основные движущие силы эволюции в природе | §30 |
43/6 | Результаты эволюции. Лабораторная работа №4.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания. | §31 |
44/7 | Усложнение организации растений в процессе эволюции. | §32 |
45/8 | Усложнение организации животных в процессе эволюции. | §33 |
46/9 | Применение знаний об эволюции в селекции. | §34 |
47/10 | Контрольная работа №3 «Основы генетики и теории эволюции» | |
Раздел 4. Экосистемы (17часов) | ||
48/1 | Экология как наука. | §35 |
49/2 | Закономерности влияния экологических фактором на организмы. | §36 |
50/3 | Абиотические факторы среды и приспособленности к ним живых организмов. | §37 |
51/4 | Биотические факторы. Взаимодействие популяций разных видов. | §38 |
52/5 | Экосистемная организация живой природы. | §39 |
53/6 | Структура экосистемы. | §40 |
54/7 | Пищевые связи в экосистеме. | §41 |
55/8 | Экологические пирамиды. | §42 |
56/9 | Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. | §43 |
57/10 | Биосфера – глобальная экосистема. Структура биосферы. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. | §44 |
58/11 | Распространение и роль живого вещества в биосфере. | |
59/12 | Краткая история эволюции биосферы. | §45 |
60/13 | Ноосфера. | §46 |
61/14 | Итоговая контрольная работа | §47 |
62/15 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. | §48 |
63/16 | Современные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. | §49 - 50 |
64/17 | Повторение по курсу биологии в 9 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...