Рабочая программа по биологии 8-9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс)

Бельтюкова Ольга Александровна

Программа составлена на основе «Биология. Примерные рабочие программы, учебные  пособия для общеобразовательных организаций:  / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю Сарычева.  М.: Просвещение, 2022 (8 класс) / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский Е.К.Касперская. М.: Просвещение, 2019.(9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_89_klass.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Протокол заседания Педагогического

совета МБОУ СОШ № 52

№ _____ от ___________

               УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ № 52

______________ Ю.А. Барашкина

     Приказ № 435 от 31.08.2022 г.

Приложение 1 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №52

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по учебному предмету «Биология»

Класс: 8,9

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 2022/2023уч.г.

Количество часов по учебному плану:

Всего – 68 ч в год; 2 ч в неделю в каждом классе

Учитель биологии О.А.Бельтюкова

Программа составлена на основе «Биология. Примерные рабочие программы, учебные  пособия для общеобразовательных организаций:  / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю Сарычева.  М.: Просвещение, 2022 (8 класс) / В.И. Сивоглазов, А.А.Каменский Е.К.Касперская. М.: Просвещение, 2019.(9 класс)

                        

 

      8 класс                                                                                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Содержание

       Предметные результаты

1.

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

6

Основные 4 царства живой природы.  Признаки живого. Уровни жизни.

Науки о человеке (медицина, анатомия, физиология, психология, гигиена).

 Значение знаний о человеке. Особенности строения и поведения, свойственные только человеку. Биосоциальная сущность человека.  

Основные этапы эволюции человека. Расы человека и их формирование.

Организм человека – биосистема. Уровни организации организма: молекула, клетка, ткань, орган, система органов.

 Структура тела человека. Внутренние органы.

Ткани организма человека.. Особенности строения и функционирования тканей.

Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей.

 В процессе изучения курса «Биология. 8 класс» обучающиеся должны:

Определять черты сходства и различия представителей разных царств.

Объяснять сущность понятий «медицина», «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена».

 Объяснять место человека в системе органического мира, причины возникновения у человека особенностей строения и поведения.  Характеризовать человека как существо биосоциальное.

Объяснять сущность понятий «клетка», «ткань», «орган», «система органов». Выделять уровни организации организма человека. Различать части тела человека, указывать место их расположения в организме.

Объяснять сущность понятия «ткань». Называть виды и типы основных тканей человека.

2.

Раздел 2. Физиологические системы органов человека.

Тема 1. Регуляторные системы – нервная и эндокринная

57

8 час

Регуляция функций организма, способы регуляций.

Гуморальная регуляция.

Нервная регуляция.

 Единство гуморальной и нервной регуляций в организме.

Виды нарушений в работе нервной системы. Врожденные и приобретенные заболевания.

Железы внутренней секреции. Роль гипофиза и гипоталамуса в гуморальной регуляции.

системы.

Заболевания, связанные с нарушением работы эндокринной системы.

Контрольная работа №1 «Место человека в системе органического мира. Регуляторные системы – нервная и эндокринная».

Объяснять сущность понятий «гуморальная регуляция» и «нервная регуляция». Объяснять механизма действия гуморальной и нервной регуляций.

Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретенных заболеваний нервной системы. Приводить доказательства необходимости профилактики заболеваний НС

Тема 2. Сенсорные системы

  6час.

Сенсорные системы или анализаторы.

 Понятие об органах чувств и рецепторах.

 Расположение, строение и функции анализаторов.

Лабораторная работа №2. Изучение строения и работы органа зрения.

Объяснять сущность понятий «анализатор», «органы чувств», «рецепторы». Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств человека. Распознавать на рисунках, таблицах анализаторы. Объяснять путь прохождения сигнала по анализатору

Тема 4.Опорно-двигательная система.

5 час.

Значение опорно-двигательной системы.

 Общая характеристика и функции скелета. Отделы скелета.

Строение и работа скелетной мышцы.

Оказание первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №3 (выполняется дома). Выявление плоскостопия и нарушений осанки.

Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опорно-двигательной системы.

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мышц.

 Приводить доказательства необходимости профилактики травматизма, нарушения осанки, плоскостопия. Освоить приемы оказания доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 5. Внутренняя среда организма.

6 час.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз

Иммунитет и органы иммунной системы.

Иммунитет. Виды иммунитета. Вакцинация, лечебная сыворотка. Нарушения иммунитета. СПИД. Аллергия. КОВИД-19

Лабораторная работа №4 Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.

Контрольная работа №2 «Сенсорные и опорно-двигательная системы органов человека. Внутренняя среда организма».

Объяснять сущность понятий «внутренняя среда организма», «гомеостаз».

 Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека.

Объяснять сущность понятий «иммунитет», «живая вакцина».

Объяснять механизмы свертывания крови и их значение для организма.

Называть группы крови. Понимать необходимость знания своей группы. Объяснять принципы переливания крови и его значение.

Тема 6. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы

4 час.

Строение и работа сердца

Кровеносные сосуды.

 Большой и малый круги кровообращения. Пульс. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система.

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа №5 Подсчет пульса до и после фиксированной нагрузки.

Анализировать причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Характеризовать признаки различных видов кровотечений. Освоить приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Тема 7. Дыхательная система

3 час.

Значения дыхания. Дыхательная система человека. Органы дыхания и их функции. Строение легких. Голосовой аппарат.

Травмы дыхательной системы. Первая помощь при нарушении дыхания и остановке сердца.

Гигиена дыхания.

Объяснять опасность заболеваний органов дыхания. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний. Объяснять важность гигиены дыхания. Освоить приемы оказания первой помощи при спасении утопающего, отравлении угарным газом, простудных заболеваниях.

Тема 8. Пищеварительная система.

4час.

Состав пищи.

Питание и пищеварение.

Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы

Заболевания органов пищеварительной системы.

Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения зубов

Анализировать причины основных заболеваний органов пищеварительной системы.

Описывать меры профилактики нарушений работы органов пищеварительной системы.

Тема 9. Обмен веществ

5 час.

Обмен веществ – общее свойство всех живых организмов. Затраты энергии в организме.

 Нормы и режим питания. Калорийность пищи.

Витамины.  

Лабораторная работа №7 Решение биологических задач на составление рациона питания.

Лабораторная работа №8 Решение биологических задач на определение калорийности обеда.

Объяснять сущность понятий «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз».

 Определять роль витаминов в организме человека. Анализировать способы сохранения витаминов.

 Анализировать причины нарушения обмена веществ в организме.

Объяснять сущность понятий «анарексия», «булимия».

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ.

Тема 10. Покровы тела.

3 час.

 Строение и функции кожи.  Причины повреждения кожных покровов.

Оказание первой помощи при перегревах, ожогах, обморожении. Закаливание. Заболевания кожи.

Контрольная работа №3

 Сердечно-сосудистая, лимфатическая, дыхательная, пищеварительная системы органов человека. Обмен веществ и покровы тела человека

Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями.

 Объяснять причины солнечного удара, ожога, обморожения. Освоить приемы оказания первой помощи при повреждении кожи, тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожении. Объяснять профилактическое значение закаливания.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекционных кожных заболеваний.

Тема 11. Мочевыделительная система.

2 час.

Выделение и его значение. Строение мочевыделительной системы. Органы мочевыделения.

Характеризовать регуляцию работы почек. Анализировать причины, вызывающие заболевания органов мочевыделительной системы.

Тема 12. Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека

3 час

Характеризовать особенности строения женской и мужской половой системы.

Характеризовать основные этапы развития зародыша и плода человека.

Определять возрастные этапы развития человека. Объяснять сущность понятия «половое созревание».

 Наследственные болезни и их причины.

 Инфекции, передающиеся половым путем. Забота о репродуктивном здоровье.

Контрацепция. Предупреждение нежелательной беременности.

Объяснять сущность понятий «врожденные заболевания».

 Объяснять механизмы заражения половыми инфекциями.

ВИЧ. Объяснять сущность понятия «репродуктивное здоровье».

 Объяснять значение медико-генетического консультирования как одного из основных видов профилактики наследственных заболеваний.

Тема 13. Поведение и психика человека

8 час.

Учение о ВНД, исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Учение о ВНД. Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы.

ВНД

Сигнальные системы.

 Речевые условные рефлексы. Мышление.

Значение памяти.

 Запоминание. Обучение. Навыки. Эмоции. Многообразие эмоций. Виды эмоций. Состояние аффекта. Страсть.

Лабораторная работа №9. Определение своего типа темперамента по тесту Белова.

Оценивать вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создание учения о высшей нервной деятельности.

Объяснять сущность понятий «темперамент», «характер».

Классифицировать темпераменты.

Объяснять связь характера человека с особенностями индивидуального темперамента.

3.

Раздел 3. Человек и его здоровье

5 час.

Здоровье человека. Здоровый образ жизни.

 Факторы, укрепляющие здоровье. Основные формы труда. Рациональная организация труда и отдыха.

Объяснять сущность понятия «здоровье». Называть факторы, укрепляющие здоровье человека. Описывать и сравнивать виды трудовой деятельности. Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха

Итого:

68 часов

9 класс

                                                                                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Содержание

       Предметные результаты

1

Введение

3 час.

Биология – наука о живых организмах. Признаки живых организмов.

 Методы биологии.  

Живая природа – биологическая система.

Уровни организации живой природы.

 Значение биологических знаний в практической деятельности человека. 

В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник научится:

Характеризовать живую природу как биологическую систему.

 Характеризовать уровни организации живой материи.

Объяснять роль биологических знаний в жизни человека.

2

Раздел 1. Клетка

9 час.

Клеточный уровень организации живой материи. Клетка – элементарная единица живого. Клетка – биосистема.

 Становление клеточной теории. Работы М.Шлейдена, Т.Шванна. Современная клеточная теория.

Строение эукариотической клетки.

Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции.

Многообразие клеток. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток.

Лабораторная работа №1. Изучение разнообразия внешнего строения клеток растений, животных и грибов на готовых микропрепаратах.

Обобщать полученные ранее знания о клетке. Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки.

Различать на рисунках, таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки. 

3

Раздел 2. Организм

25 час.

Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов.

 Биологический смысл одноклеточности.

Гипотезы происхождения жизни.

Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке.

Биологическая роль размножения. Способы деления клетки.

Причины и виды заболеваний человека.

 Генетические нарушения в клетках.

Контрольная работа №1 «Клеточные и неклеточные формы жизни».

Контрольная работа №2 «Химической состав клетки», «Ассимиляция и диссимиляция», «Работа организма», «Размножение организмов».

Практическая работа № 1«Решение генетических задач»

Лабораторная работа №2.

Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой.

Характеризовать одноклеточныхкак целостные организмы.

Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы.

Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез».

Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза.

Объяснять сущность понятия «биосистема».  Выделять и характеризовать  основные этапы и основных участников биосинтеза белка в клетке.

4

Раздел 3. Вид

10 час.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

 Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина.

Вид – основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида.

Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор).

Лабораторная работа 3.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

Лабораторная работа № 4 "Изучение морфологического критерия вида"

Контрольная работа №3 «Основы генетики и теории эволюции»

Объяснять движущие силы эволюции.

Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения.

Оценивать творческую роль естественного отбора в природе.

5

Раздел 4. Экосистемы

17 час

Экосистема.

Структура экосистемы. Экологическая ниша.

Пищевые взаимоотношения в экосистеме.  

Пищевые цепи (пастбищная, детритная).

Агроценозы.

Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов.

Биосфера – живая оболочка Земли.

Ноосфера как сфера разума. Влияние ноосферы на биосферы.

Проводить доказательства того, что биосфера – глобальная экосистема.

Выделять основные положения учения о биосфере В.И.Вернадского.

 Объяснять роль живого вещества в биосфере.

 Выяснять причину появления и развития аэробныех одноклеточных организмов.

Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы.

Проводить доказательства защитной роли озонового слоя.

Анализировать и оценивать последствия хозяйственной деятельности человека в природе.

Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Итого:

64 час.

Приложение 2 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №52

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

                                                                           

8 класс.

урока

п/п

Наименование разделов курса и тем уроковов

Номер параграфа

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (6 часов)

1

Защита летних заданий по биологии.

-

2

Повторение по курсу биологии в 5-7 классах «Характеристика царств живой природы»

-

3

Науки, изучающие организм человека. Систематическое положение человека

§1-2

4

Эволюция человека. Расы современного человека

§3

5

Общий обзор организма человека.  

§4

6

Ткани. Лабораторная работа №1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей.

§5

Раздел 2. Физиологические системы органов человека (57 час)

                                                              Регуляторные ситемы – нервная и эндокринная (8ч)

7

Регуляция функций организма. Строение и функции нервной системы.

§6-7

8

Строение и функции спинного мозга. ВНС.

§8

9

Строение и функции головного мозга.

§9

10

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

§10

11-12

Строение и функции желез внутренней секреции

§11

13

Нарушения работы эндокринной системы и их предупреждение.

§12

14

Контрольная работа №1

                                                                           Сенсорные системы (6ч)

15

Строение сенсорных систем (анализаторов) и их значение.

§13

16

Зрительный анализатор. Строение глаза. Лабораторная работа №2. Изучение строения и работы органа зрения.

§14

17

Восприятие зрительной информации. Нарушения работы органов зрения и их предупреждение.

§15

18

Слуховой анализатор. Строение и работа органа слуха.

§16

19

Орган равновесия. Нарушения работы органов слуха и равновесия и их предупреждение.

§17

20

Кожно-мышечная чувствителность. Обонятельный и вкусовой анализатор

§18

Опорно-двигательная система (5ч)

21-22

Строение и функции скелета.

§19

23

Строение костей. Соединения костей.

§20

24

Строение и функции мышц

§21

25

Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №3. Выявление плоскостопия и нарушений осанки.

§22

Внутренняя среда организма (6ч)

26

Состав и функции внутренней среды организма. Кровь и ее функции.

§23

27

Форменные элементы крови. Лабораторная работа №4. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.

§24

28

Виды иммунитета. Нарушения иммунитета.

§25

29

Развитие иммунологии в России. Исследования профессора М.П. Чумакова.

§25*

30

Свертывание крови. Группы крови. Биологический диктант №2.

§26

31

Контрольная работа №2

Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (4ч)

32-33

Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца.

§27

34

Движение крови и лимфы в организме. Лабораторная работа №5. Подсчет пульса до и после фиксированной нагрузки.

§28

35

Гигиена сердечно-сосудистой системы и первая помощь при кровотечениях.

§29

Дыхательная система (3ч)

36

Строение органов дыхания

§30

37

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

§31

38

Заболевания органов дыхания и их гигиена.

§32

Пищеварительная система (4ч)

39

Питание и пищеварение. Органы пищеварительной системы.

§33

40

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения зубов

§34

41

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ

§35

42

Регуляция пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

§36

Обмен веществ (5ч)

43

Понятие об обмене веществ. Лабораторная работа №7.Решение биологических задач на составление рациона питания.

§37

44

Обмен белков, углеводов и жиров. Лабораторная работа №8. Решение биологических задач на определение калорийности обеда.

§38

45

Обмен воды и минеральных солей.

§39

46

Витамины и их роль в организме.

§40

47

Регуляция обмена веществ. Нарушение обмена веществ.

§41

Покровы тела (3ч)

48

Строение и функции кожи. Терморегуляция.

§42

49

Гигиена кожи.

§43

50

Контрольная работа №3 Сердечно-сосудистая, лимфатическая, дыхательная, пищеварительная системы органов человека. Обмен веществ и покровы тела человека.

Мочевыделительная система (2ч)

51

Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы.

§44

52

Образование мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы и их профилактика.

§45

Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека (3ч)

53

Женская и мужская репродуктивная система. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка после рождения

§46 -47

54

Наследование признаков. Наследственные болезни и их предупреждение.

§48

55

Врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем.

§49

Поведение и психика человека  (8 часов)

56

Жизнь и достижения И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

57

Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

§50

58

Образование условных рефлексов.

§51

59

Сон и бодрствовавние. Значение сна.

§52

60

Особенности психики человека. Мышление.

§53

61

Память и обучение. Эмоции.

§54-55

62

Темперамент и характер. Лабораторная работа №9. Определение своего типа темперамента по тесту Белова.

§56

63

Цель и мотивы деятельности человека.

§57

Раздел 3. Человек и его здоровье (5 час.)

64

Здоровье человека и здоровый образ жизни

§58

65

Человек и окружающая среда.

§59

66

Обобщение по курсу биологии в 8м классе.

67

Итоговая контрольная работа

68

Повторение по курсу биологии в 8 классе

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

                                                                           

9  класс.

урока

п/п

Наименование разделов курса и тем уроков

Номер параграфа

Введение (3 часа)

1

Повторение по курсу биологии в 5-8 классах.

-

2

Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии.

§1

3

Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира.         

§2

Раздел 1. Клетка (9 часов)

4/1

Клеточная теория. Единство живой природы.  

§3

5/2

Строение клетки.

§4

6/3

Строение клетки

7/4

Многообразие клеток.

§5

8/5

Многообразие клеток Лабораторная работа №1.. Изучение разнообразия внешнего строения клеток растений, животных и грибов на готовых микропрепаратах.

§5*

9/6

Обмен веществ и энергии в клетке.

§6

10/7

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организма.

§7

11/8

Нарушения строения и функций клеток – основа заболеваний.  

§8

12/9

Повторение обобщение . Проверочная работа по разделу «Клетка»

Раздел 2. Организм (25часов)

13/1

Неклеточные формы жизни: вирусы.

§9

14/2

Клеточные формы жизни: одноклеточные и многоклеточные организмы, колонии.

§10

15/3

Химический состав организма: химические элементы, неорганические вещества.

§11

16/4

Химический состав организма: органические вещества (белки, липиды, углеводы)

§11

17/5

Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ)

§12

18/6

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез).

§13

19/7

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (синтез белка).

§13

20/8

Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен.

§14

21/9

Транспорт веществ в организме.

§15

22/10

Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.

§16

23/11

Опора и движение организмов.

§17

24/12

Регуляция функций у различных организмов

§18

25/13

Бесполое размножение.

§19

26/14

Половое размножение.

§20

27/15

Мейоз.

§20

28/16

Рост и развитие организмов

§21.

29/17

Контрольная работа №2 «Химической состав клетки», «Ассимиляция и диссимиляция», «Работа организма», «Размножение организмов».

30/18

Наследственность и изменчивость – общие свойства живых организмов.

§22

31/19

Грегор Мендель, жизнь и достижения.

§22*

32/20

Закономерности наследования признаков.

§22

33/21

Практическая работа № 1«Решение генетических задач»

34/22

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой.

§23

35/23

Наследственная изменчивость.  

§24

36/24

Генетика и молекулярная биология – науки будущего.

37/25

Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм».

Раздел 3. Вид (10 часов)

38/1

Развитие биологии в додарвиновский период.

§25

39/2

Чарльз Дарвин – основоположник учения об эволюции

§26

40/3

Вид как основная систематическая категория живого. Лабораторная работа № 3 "Изучение морфологического критерия вида"

§27

41/4

Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции.

§28-29

42/5

Основные движущие силы эволюции в природе

§30

43/6

Результаты эволюции.  Лабораторная работа №4.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

§31

44/7

Усложнение организации растений в процессе эволюции.  

§32

45/8

Усложнение организации животных в процессе эволюции.  

§33

46/9

Применение знаний об эволюции в селекции.

§34

47/10

Контрольная работа №3 «Основы генетики и теории эволюции»

Раздел 4. Экосистемы (17часов)

48/1

Экология как наука.

§35

49/2

Закономерности влияния экологических фактором на организмы.

§36

50/3

Абиотические факторы среды и приспособленности к ним живых организмов.

§37

51/4

Биотические факторы. Взаимодействие популяций разных видов.

§38

52/5

Экосистемная организация живой природы.  

§39

53/6

Структура экосистемы.

§40

54/7

Пищевые связи в экосистеме.

§41

55/8

Экологические пирамиды.

§42

56/9

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.

§43

57/10

Биосфера – глобальная экосистема. Структура биосферы. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере.

§44

58/11

Распространение и роль живого вещества в биосфере.

59/12

Краткая история эволюции биосферы.  

§45

60/13

Ноосфера.

§46

61/14

Итоговая контрольная работа

§47

62/15

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.

§48

63/16

Современные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем.

§49 - 50

64/17

Повторение по курсу биологии в 9 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...