Конспект урока биологии в 6 классе "Видоизменения листьев"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Миляева Надежда Михайловна

Оборудование:  учебники, рабочие тетради; комнатные растения (кактус, алоэ, амазонская лилия, монстера), луковицы репчатого лука, ноутбук, мультимедийный проектор, «солнышки»

 Цель урока: формирование умений определять влияние факторов окружающей среды на строение листьев; развитие речевых навыков учащихся

 Задачи урока: расширить знания о взаимосвязи растений со средой обитания; познакомить с видоизменениями листьев; определить, как растения приспосабливаются с помощью видоизмененных листьев к различным факторам среды

       Планируемые результаты:                                                                                                                                     Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха и неуспеха в учении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке

- познавательные: извлекать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи

- коммуникативные:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли

 Предметные:                                                                                                                                                                       уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания,  признаки растений  засушливых мест обитания, теневыносливых растений и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест; уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_klass.docx157.79 КБ

Предварительный просмотр:

  Видоизменения листьев

                                               C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\цветы\original.jpg

                  Урок биологии в 6 классе

                                                 Учитель  Миляева Н.М.

                         МКОУ «Быковская ООШ»

Оборудование:  учебники, рабочие тетради; комнатные растения (кактус, алоэ, амазонская лилия, монстера), луковицы репчатого лука, ноутбук, мультимедийный проектор, «солнышки»

 Цель урока: формирование умений определять влияние факторов окружающей среды на строение листьев; развитие речевых навыков учащихся

 Задачи урока: расширить знания о взаимосвязи растений со средой обитания; познакомить с видоизменениями листьев; определить, как растения приспосабливаются с помощью видоизмененных листьев к различным факторам среды

       Планируемые результаты:                                                                                                                                     Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, адекватно судить о причинах успеха и неуспеха в учении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке

- познавательные: извлекать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи

- коммуникативные:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли

 Предметные:                                                                                                                                                                       уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания,  признаки растений  засушливых мест обитания, теневыносливых растений и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест; уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды

                Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала                                                                                                                      1).  Игра «Верно – неверно»   

1. У рябины листья сложные.

2. У пшеницы лист сидячий.

3.  Простой лист имеет несколько листовых пластинок.

4.  Мякоть листа состоит из столбчатой и губчатой ткани.                                                                                              5.Жилки – это проводящие пучки листовой пластинки.                                                                             6.  Сетчатое жилкование характерно для растений класса двудольных.                                                                            7.   По сосудам передвигаются органические вещества.                                                                                     8.  Ситовидные трубки – это мертвые клетки.                                                                                                          9. Одна из функций листа – газообмен.                                                                                                                    10.  У водных растений устьица находятся на нижней стороне листа.  

Ответы:      

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         2). Фронтальная беседа с классом по вопросам:                                                                                                     А) Чем снаружи покрыта листовая пластинка? Каково значение этого покрова?                                              Б) Среди прозрачных клеток кожицы есть устьица. Что это за образования и какую роль они выполняют?                                                                                                                                                             В) Под кожицей листа располагается мякоть. К какому виду ткани вы ее отнесете?                                       Г) В каких клетках листа находится особенно много хлоропластов?                                                                   Д) Из чего состоят жилки листа?                                                                                                                            Е) Какова роль волокон? К какому виду тканей их относят?                                                                             Ж) Каково значение сосудов и ситовидных трубок в листе? К какому виду тканей их относят и почему?                                                                                                                                                                               З) Какие функции выполняет лист? (фотосинтез, газообмен, испарение воды).

 3) Игра «Абракадабра»

Составить слово из следующих букв:  

ГИЯЛОЭКО  (ЭКОЛОГИЯ)

3. Изучение нового материала

 Неслучайно у нас на доске появилось слово ЭКОЛОГИЯ. Давайте вспомним, что изучает эта наука? (отношения организмов между собой и средой их обитания).                                                             – Какие же факторы могут повлиять на жизнь растений? (другие живые организмы, человек, свет, вода, температура, питательные вещества). Сегодня мы с вами остановимся на влиянии факторов неживой природы.                                                                                                                                                   Ученикам демонстрируют комнатные растения (алоэ, кактус, эухарис, монстера).                                                                                                                                                                  Что же нам говорят эти растения?  (На растения влияют условия среды, в которых оно произрастает.)                                                                                                                                                          Тема урока: Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.                                   Каковы же задачи нашего урока? Ученики высказывают свои мнения.                                                           Формулируем задачи урока. (Выяснить, в чем заключается взаимосвязь между особенностями строения листьев и условиями внешней среды; познакомиться с видоизменениями листьев как результату приспособления растений к условиям среды обитания).                                                                1. Особенности строения листьев растений засушливых и влажных мест обитания.                              Одним из важнейших факторов среды, влияющих на растения, является вода. Вода на земной поверхности распространена неравномерно. Например, во влажных тропических лесах растения не испытывают недостатка в воде, в пустыне же и других засушливых местах влаги не хватает. Чем же будут отличаться листья растений пустынь от листьев влажных мест произрастания? Ученики высказывают свои мнения.                                                                                        Самостоятельная работа с учебником на стр.41 ст. «Листья и фактор влажности» по заданию: сравнить строение листьев растений влажных и засушливых мест обитания.                                                                                                                                     Беседа с классом и формулирование вывода: растения влажных мест имеют крупные листовые пластинки с большим числом устьиц в кожице, а у растений засушливых мест обитания небольшие листовые пластинки с приспособлениями к уменьшению испарения воды (небольшое число устьиц, густое опушение, восковой налет).                                                                       Демонстрация учителем слайдов с изображением кактуса и банана.                                                 Интересное. На рис.34, стр.45 учебника лист ковыля. К недостатку влаги приспособился свертывать лист в трубку. Устьица оказываются внутри листа и влаги с его поверхности испаряется меньше.

2. Строение листа и условия освещения.                                                                                                                На строение листьев влияют и условия освещения. Демонстрация слайда с изображением теневого и светового листа сирени. Чем же они различаются? Ученики высказывают свои мнения. Самостоятельная работа со статьей учебника  «Листья и условия освещения» на  стр.42.                                           По окончании самостоятельной работы в беседе с учениками формулируем вывод: Теневые листья тоньше и более темной окраски, а световые листья толще и светлее. Часто и световые, и теневые листья можно встретить на одном и том же дереве. А почему? (Одни листья освещены больше, а другие меньше).                                                                                                                                                3. Видоизменения листьев.                                                                                                                                           В процессе приспособления к условиям окружающей среды растения листья у некоторых растений стали сильно отличаться от обычных листьев, т.е. видоизменились и стали выполнять функции, не свойственные обычным листьям. А какие же функции выполняют листья? (Фотосинтез, испарение воды и газообмен).

А. Колючки и волоски кактуса. Загадка: Хотя, ребята, я не еж, меня так просто не возьмешь. Демонстрация комнатного растения и слайда с изображением кактуса. Колючки и волоски кактуса – это видоизмененные листья. Как вы думаете, почему у кактуса листья превратились в колючки? (Уменьшить испарение воды в условиях ее недостатка). Да, действительно. Кактусы –  жители пустынь. Это самые жароустойчивые растения на Земле. Они выдерживают температуру более +600С.                                                                                                                                                                                    Б. Колючки барбариса. ( Демонстрация слайда с изображением ветки барбариса.)                                              А вот у барбариса то же некоторые листья превратились в колючки, хотя это растение не растет в пустыне. Как вы думаете, зачем ему эти колючки?  (Защита от поедания животными.)                                 В) Усики гороха. (Демонстрация слайда с изображением листа гороха). Загадка: Без рук, без ног ползет на батог. (Горох).                                                                                                                                                                    У листа гороха верхняя часть превратилась в усики. Для чего ему понадобились усики? (Для поддержания стебля в вертикальном положении).  Чтобы получить хороший урожай гороха, его высевают вместе с овсом. Горох «цепляется» за прямостоячий стебель овса и не падает.  Превращение листьев в усики широко распространено у растений семейства мотыльковых (бобовых). Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. И в том месте, где он соприкасается с преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем, удлиняются не все клетки, а те, которые располагаются со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик закручивается вокруг стебля другого растения.                                                                                                                                          Г). Чешуи  лука. ( Демонстрация слайда с изображение луковицы репчатого лука) и луковица репчатого лука. Загадка: Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).Чешуи у лука 2-х видов: сухие и сочные.  Сухие чешуи зачем нужны луковице? (Защита ). А сочные чешуи какую выполняют функцию? (Накапливают и запасают питательные вещества).     Д) Листья – ловушки. Растения приспосабливаются к недостатку света, воды. А каким же образом приспосабливаются растения к недостатку минерального питания? Как выживать растениям, произрастающим на сфагновых болотах, где разложение органических веществ почти не идет и минеральных солей растениям взять негде? Разве что им остается хватать и есть насекомых. Так и поступают некоторые растения. Их называют растениями – хищниками. Об одном из таких растений, кстати, встречающимся у нас в Тульской области, даже есть загадка: «Мушка на травку села, а травка та мушку съела.»  (Росянка круглолистная)                                                                    Это речь идет о росянке круглолистной.                                                                                                                       Сообщение учащегося с демонстрацией слайда с изображением росянки круглолистной.   Кроме росянки, в природе встречается более 500 растений, поедающих насекомых и даже более крупных животных.  Демонстрация презентации «Растения – хищники».

 4. Закрепление знаний

       Заполнить таблицу «Видоизменения листьев»

Видоизменения листьев

Функции                        видоизмененных листьев

Примеры

Колючки

Уменьшение испарения влаги, защита от поедания животными

Кактус, барбарис

Усики

Закрепление лазающего стебля

Горох, вика, чина

Чешуи тонкие

Защитная функция

Репчатый лук

Чешуи сочные

Запасание питательных веществ

Репчатый лук

Ловчие аппараты насекомоядных растений

Отлавливание и переваривание насекомых

Росянка, непентес, мухоловка

5. Домашнее задание:  п.8, вопросы 1-4, стр.44, по теме «Лист» составить кроссворд.                                                                                                                                             6.  Подведение итогов урока: О чем мы узнали на уроке? Вывод записываем в тетрадь.                           Вывод: видоизменения листьев – это приспособленность растений к условиям среды обитания.

Рефлексия.

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения листьев"

сценарий урока биологии в 6 классе на тему "Видоизменения листьев"...

Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс

Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....

Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс

На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти  среди комнатных растений  растения, име...

Технологическая карта урока биологии по теме "Лист" 6 класс по УМК Пономаревой И.Н.

Технологическая карта предназначена для урока биологии в 6 классе, построена по УМК Пономаревой И.Н. Урок построен в технике активного обучения....

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа"

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа"...