план-конспект урока биологии на тему "Видоизменения листьев"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

сценарий урока биологии в 6 классе на тему "Видоизменения листьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidoizmeneniya_listev.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  биологии

Тема: Строение  и  многообразие  покрытосеменных  растений

Тема  урока:  Видоизменения  листьев

Цель: изучить  видоизменения  листьев, как  результат  приспособления к различным  факторам  среды.

Тип:  урок, раскрывающий  содержание  темы

Вид: урок – беседа.

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать понятия «световые  листья», «теневые  листья», «видоизменения листа».

- продолжить формировать понятия «лист», «факторы среды  обитания»

- сформировать умение определять  видоизмененные  листья;

- продолжить формировать умение работы  с текстом  учебника


2. Воспитательные:

- трудовое  воспитание  через работу   с учебником, таблицами, натуральными  объектами  и  гербарным  материалом

- нравственное  воспитание через  формирование  устойчивого интереса учащихся к исследованию  приспособленности  растений к  изменяющимся  условиям  среды  обитания.

3. Развивающие

- продолжить развитие любознательности  через беседу о значении  видоизменений  листьев  для  жизни  растения

- продолжить развитие трудолюбия через  работу  с гербариями  и  натуральными объектами

- продолжить  развитие  умения анализировать  изучаемый  материал, выделять  в нем  главное, делать  выводы через  самостоятельную  познавательную  деятельность.

Методы: словесные (рассказ  с  элементами  беседы)

                наглядные  (демонстрация  таблиц, гербарного  материала,  натуральных  объектов)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях листьев.

Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растения и видоизменениями его листьев

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев.

               

Оборудование: учебник, комнатные  растения (бегония, кактусы, колеус, фикус, алоэ, пеларгония); гербарные экземпляры  растений с видоизмененными  листьями: горох посевной, барбарис.

Литература: 

1. Пасечник  В.В. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений.учеб. для общеобразоват. учеб.  Заведений. – М.: Дрофа, 2016.-207с.

2. Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс. Поурочные  планы  по  учебнику  В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.-144.

3. Галушкова  Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные  планы  по  учебнику  В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.

4. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. -8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. -78 с.: ил.

4. Плахов И.А. Биологические  игры. Растения. Грибы. – М.: ВЛАДОС, 2005. -266 с.

 Ход  урока

  1. Организационный  момент (1-2 мин)

Здравствуйте,  ребята! Сегодня  на  уроке  мы  продолжаем  изучать  материал,  связанный  с  листьями  растения. Это  видоизменения  листа.

  1. Актуализация  знаний: беседа  по  вопросам (5-7 мин)

Прежде  чем  познакомиться  с новым  материалом,  давайте  вспомним основные  моменты  прошлого  урока, выполнив  тест.

Тестирование:

1. Черешок – это:

    А) боковая  часть  побега, на  которой  сидит  лист

    Б) часть  листа, соединяющая  со  стеблем листовую  пластинку

2. Совокупность  черешка и одной  листовой  пластинки  называют…

   А) простым  листом       Б) сложным  листом

3. Листовая  пластинка – это…

   А) уплощенный  боковой  побег       Б) часть  листа

4. Совокупность  нескольких  листовых  пластинок, сидящих  на  одном  общем  черенке, называют …

    А) простым  листом      Б) сложным  листом

5. Дуговое  и  параллельное  жилкование  листьев  характерно  для:

    А) двудольных  растений    Б) однодольных  растений

6. Устьица  необходимы  растениям  для…

   А) поглощения  воды  и  воздуха  из  внешней  среды

   Б) выделения  воды и  газообразных  продуктов обмена  во внешнюю  среду

   В) поглощения  и  выделения  воды и  газов  (газообмена0

7. Устьица  находятся  в …

     А) межклетниках       Б) срединной  ткани  листа      В) кожице  листа

8. Испарение  воды  с  поверхности  листа  происходит …

   А) ночью, при закрытых  устьицах        Б) днем, при  открытых устьицах

   В) при  низкой  влажности  воздуха       Г)  при высокой  влажности  воздуха

  1. Изучение  нового  материала  (20-25  мин)

Итак,  на  прошлом  занятии  мы  познакомились со  строением  листа, видами  листьев  и  типами  жилкования. Сегодня  рассмотрим,  как  изменяется  лист  растения  в зависимости  от  условий  среды  обитания.

3.1. Влияние  условий  среды  на  строение  листа

(Рассказ  с  элементами  беседы, с использованием  таблицы)

Форма, размеры и  строение  листьев  в  значительной  степени  зависят  от  условий  обитания  растений.

                                             Факторы среды обитания

    биотические                             абиотические                                 антропогенные

(живые  организмы)                              (t, свет О2, влажность)      (человек и его деятельность)

 

Влияние  влажности

Влажные  условия

Засушливые  условия

Листья  крупные

Имеют  большое  количество устьиц

Листья  мелкие

Имеют небольшое  количество устьиц

Густое  опушение

Восковой налет

Влияние  освещения

Теневыносливые

Светолюбивые

2-3 слоя  округлых, неплотно  прилегающих  друг  к  другу  клеток

Листья  тонкие, темно-зеленые

Несколько  слоев  плотно  прилегающих  друг  к  другу  клеток (столбчатых)

Листья  более  толстые, светло-зеленые  

3.2. Видоизменения    ( Объяснение  с использованием   гербарного  материала и  поэтапным  выполнением  учащимися  задания № 32  в  рабочей  тетради  на  печатной  основе ).

В  процессе  приспособления  к  условиям   окружающей  среды  листья  у  некоторых  растений  видоизменились  потому, что  стали  играть  роль  не  свойственную  типичным  листьям и  стали   выполнять  дополнительные  функции. 

  1. Закрепление  изученного  материала.   (Беседа  по  вопросам)  5-7 мин.

1. Как  по  внешним  признакам  можно  определить, влаголюбивое это или  засухоустойчивое  растение?

2. Чем  отличаются  светолюбивые  растения  от  тенелюбивых?

3. Какие  видоизменения  листьев  вам  известны?

4. Какие  функции выполняют  видоизмененные  листья?

5. Как  влияют  на  испарение  воды  растениями  различные  условия  окружающей  среды?

6. Чем  можно  объяснить  появление  ловушек  у  насекомоядных  растений?

7. Что  такое  испарение  воды? Каково  его  значение  для  растений?

  1. Домашнее  задание: §8, ответить  на  вопросы  после  §8. Подготовить  сообщения  по  темам: «Кактусы – растения  пустыни», «Многообразие  кактусов  в  культуре  садоводства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...