Технологическая карта урока биологии по теме "Лист" 6 класс по УМК Пономаревой И.Н.
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технологическая карта предназначена для урока биологии в 6 классе, построена по УМК Пономаревой И.Н. Урок построен в технике активного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_6_klass_po_teme_list.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Биология |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии. |
Тема и номер урока в теме | Органы цветкового растения. Урок 5. Лист. Строение листа, значение. |
Цель | Организация деятельности обучающихся по изучению строения листа и его значения. |
Задачи | Обучающие: сформировать представления о внешнем строении листа, его видоизменениях и функциях. Научить различать простые и сложные листья, способы расположения листьев на побеге, жилкование листьев. Развивающие: развивать у учащихся умения находить нужную информацию в тексте. Формировать умения сравнивать объекты; делать выводы; создавать и применять схемы, опорные конспекты для решения учебных задач. Воспитательные: формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение окружающего мира. Уметь организовать совместную деятельность в группах. |
Основные термины, понятия | Лист. Листовая пластинка. Черешок. Сидячие и черешковые листья. Прилистники. Основание листа. Простой лист. Сложный лист. Жилки листа. Жилкование. Пальчатое, перистое, сетчатое, параллельное, дуговое жилкование. Фотосинтез. Газообмен. Транспирация. Листопад. Видоизменение листьев. |
Базовый учебник | Пономарёва И. Н. Корнилова О. А. Кучменко B. C. «Биология 6 класс», издательство «Вентана-граф», 2016 |
Планируемый результат | |
Предметные умения - выделять признаки строения листа - объяснять значение листа в природе и жизни человека - определять отличительные черты разных видов листьев - определять по жилкованию принадлежность к классам растений - сравнивать разные виды листьев - выявлять особенности внешнего и внутреннего строения листа и выполняемым функциям | Личностные УУД: - работать в рабочей группе (уметь обосновывать свое мнение и слышать товарищей); - формировать познавательные интересы на изучение листьев и их строение - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - развивать опыт практической деятельности и применение в жизненных ситуациях Регулятивные УУД: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, - искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении темы, искать выход из проблемы, разрабатывать этапы деятельности - оценивать свою деятельность и деятельность групп на уроке Познавательные УУД: - работать с учебником; рисунками, дополнительными материалами - находить отличия; - составлять схемы-опоры, используя различные символы, знаки - объяснять значения; терминов - сравнивать и выделять признаки изучаемого объекта Коммуникативные УУД: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая | Книгопечатная продукция: учебник, рабочая тетрадь Технические средства обучения: документ-камера, ПК, мультимедийный проектор Дополнительные средства: шкатулка, ватман, фломастеры, шляпы 6 цветов, рисунки внешнего строения листа, комнатные растения кабинета на каждую группу |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовиться к работе на уроке. Обеспечить мотивацию и принятие цели работы на уроке. |
Актуализация опорных знаний и умений | Формировать представления о листе, как важном органе растения, способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятиях. |
Постановка учебной проблемы | Развивать умения определять цели своей деятельности на уроке. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Развивать умения находить ответы на проблемные вопросы. Уметь планировать свою деятельность на уроке. |
Открытие нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. |
Первичная проверка понимания | Создать условия для выявления причинно – следственных связей между особенностью строения листа и выполняемыми функциями, видоизменениями листа. |
Применение новых знаний | Освоить способы действий с применением знаний в практической деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности | Выяснение качества и уровня знаний. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
| Метапредметные (УУД): коммуникативные: умение выполнять задания учителя регулятивные: контроль, самоконтроль | Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, психологический настрой с целью создать настрой на учебную деятельность | Проверяют наличие готовности к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока | |||
| Коммуникативные - восприятие информации Предметные: :. формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов Регулятивные: - прогнозироание - целеполагание - планирование Метапредметные познавательные: - определение цели учебной деятельности, поиск путей решения проблемы и средств достижения цели; | Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Перед вами шкатулка, а в ней сегодняшняя тема урока, вам предстоит догадаться по описанию, что же внутри: - внутри шкатулки живое, но бегать не умеет - многие народы поклоняются этому живому - без этого не было бы всех живых организмов - оно создает себе питательные вещества за счет солнечной энергии, воды и углекислого газа - это может менять цвета в зависимости от сезона года, отгадайте загадку: сидит зеленеет, летит пожелтеет, упадет – почернеет… О каком органе растения идет речь? Что мы должны сделать сегодня на уроке? | Слушают. Взаимодействуют с учителем. Выполняют задания учителя, наблюдают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии. | |||
| Метапредметные: регулятивные: - определение цели учебной деятельности, поиск путей решения проблемы и средств достижения цели; - обсуждение идей - обоснование своего мнения коммуникативные: -обоснование и защита своего мнения познавательные: - работа с интерактивной тетрадью; - составление кластера; - сравнение и выделение признаков; | Ставит проблему перед учащимися. Создает условия для самостоятельного определения темы урока. Мы с вами говорили о побеге и его строении. Заполните на доске кластер, что у вас в заполнении вызывает затруднение? | Внимательно слушают, заполняют кластер возле доски по итогам домашнего задания по теме побег. Предлагают свои формулировки темы урока. Озвучивают тему урока. | |||
| Метапредметные: регулятивные: - определение цели учебной деятельности, поиск путей решения проблемы и средств достижения цели - участие в коллективном обсуждении проблемы, - обоснование и защита своего мнения коммуникативные: - обоснование своего мнения - выражение своих мыслей и идей познавательные: - работа с учебником; - объяснение значения новых слов - сравнение и выделение признаков | Постановка проблемного вопроса: Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н.э. задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать свои ветви?» Именно с того времени люди начали изучать лист. А что вы знаете о листе? Собираем «Банку идей» Я смотрю, у вас не так много знаний о листе, поэтому мы с вами поработаем сегодня в ботанической лаборатории экспертами. Мы должны с вами изучить секретные материалы, чтоб ответить на эти вопросы. Какие секретные материалы мы будем использовать? | Отвечают на проблемный вопрос, актуализируют знания, которые имеются по данной теме, работают с учебником и тетрадью | |||
| Метапредметные: регулятивные: - определение цели учебной деятельности, поиск путей решения проблемы и средств достижения цели; - участие в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; коммуникативные: - обсуждение в паре информации; - выражение своих мыслей и идеи. познавательные: - работа с учебником; - нахождение признаков и отличий; - объяснение значения новых слов; - сравнение и выделение признаков - работа с опорными конспектами - умение преобразовывать информацию из одного вида в другой | Ребята, мы с вами в секретной биологической лаборатории и мы будем разыскивать – лист. Для того, чтобы кого-то разыскивать необходимо составить особые приметы. Для этого мы воспользуемся учебником. Задание – составить в паре объявление. В вашем объявлении должны быть указаны особые приметы и признаки разыскиваемого, но эти признаки должны быть биологического уклона. (Какой он, для чего он?) Разыскивается ….. (лист). Особые приметы: в основном ………. (зеленого) цвета. Имеют ………(черешок, листовую пластинку, жилки, прилистники). У них много ухищрений, к стеблю они могут прикрепляться с помощью…. (черешка), тогда это …….. (черешковый) лист. А некоторые маскируются прямо на стебле без черешка, это ……. (сидячие) листья. Выполняет такие функции как: ………… (фотосинтез, испарение, газообмен) | Работают в парах, с помощью учебника и составляют в тетради особые приметы листа в виде схемы. Отвечают на вопросы, добавляют слова в текст. | |||
| Познавательные: - формирование умения работать с учебником. - формирование умения находить отличия, составлять , сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные: - формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. - формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: - формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно - обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. | Перед вами на партах комнатные растения. Скажите, имеются ли на разных комнатных растениях одинаковые листы - правильно, нет. Все листья различны по форме, размерам, жилкованию. Помните, мы говорили, что все растения распределяются по 2 классам. Каким? (Однодольные, двудольные) Вспомните какие признаки однодольных и двудольных вы знаете? ( одна, две семядоли, мочковатая и стержневая корневая системы). А мы с вами можем по внешнему виду растения определить, к какому классу оно относится? В строении листа мы выделили – жилки. По жилкам можно определить, какие особенности жилкования подразделяют растения на 2 класса. | Составляют схему по жилкованию растений и распределяют на однодольные и двудольные. (на доске) Работают в парах, с помощью учебника. Отвечают на вопросы. Работают по рядам упражнение «У меня на столе…»: каждый парта как можно быстрее должна описать предложенные растения (по жилкованию) и определить признаки либо двудольных или однодольных растений. | |||
| Регулятивные: -выявление эффективных способов самооценки и самоконтроля учебной деятельности. - оценивание собственной работы в течение урока Личностные: - самооценка, понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
А теперь давайте подведем итоги: Найдите ошибки в тексте: Преподаватель травологии Помона Стебль писала директору школы Альбусу Дамблдору. «Я очень люблю собирать разные листья, которые использую в последствии в зельеварении. Очень красивые и полезные листья у клена и осины, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение у листьев земляники и каштана. Эти листья называются сложными» Сколько ошибок вы услышали и какие? Подведение итогов: «6 шляп» по итогам темы Белая – констатирует факты, информацию, не используя оценки и эмоции Желтая – положительная, все, что понравилось на уроке Черная – отрицательная, все, что не понравилось на уроке или было непонятно Красная – какие чувства возникли в ходе урока Зеленая – с позиции творчества – где можно использовать полученный опыт Синяя – делает вывод и обобщает. | Внимательно слушают письмо и выделяют ошибки в тексте. Высказывают свои предположения, аргументируют свой ответ Подводят анализ достигнутых результатов. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, выбирают шляпы и высказывают свое мнение по работе на уроке. | |||
| Познавательные: - умение работать с учебиком | Объясняет, какие задания выполнять обязательно, а какие по желанию Всем: Параграф §9 Творческий уровень: сочинить сказку о листе сделать кроссворд по теме лист - Спасибо всем за урок | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...