проект учебного занятия по биологии 5 класс
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

КИЛЯКОВА СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА

Тема урока: Взаимоотношения организмов в сообществе

Цель урока: создание условий для формирование системы знаний о видах взаимоотношений, существующих в природе и многообразии связей между ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchebnogo_zanyatiya_po_biologii_5_klass.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора(ов): Килякова Светлана Вениаминовна

Населённый пункт:  г. Дудинка                                                                  

Образовательная организация: ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №1»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема раздела: Природные сообщества

Тема урока: Взаимоотношения организмов в сообществе

Цель урока: создание условий для формирование системы знаний о видах взаимоотношений, существующих в природе и многообразии связей между ними.

Предметные результаты: учащиеся знают основные типы взаимоотношений между живыми организмами; выявляют существенные признаки природных сообществ организмов; дают характеристику основным типам взаимоотношений

Метапредметные результаты: выявляют  причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; используют вопрос как исследовательский инструмент познания; находят и извлекают информацию; соотносят визуальное изображение с вербальным текстом;  знают роли в группах, умеют распределять роли в группе; проявляют уважительное отношение к собеседнику; принимают цель совместной деятельности; создают письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела; владеют способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.

Действия учителя

Действия учеников

  1. Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний

1)        Терминологическая разминка  (на столах находятся напечатанные на бумаге биологические понятия – приспособленность, среда обитания, факторы среды)

- Поднимите тот  термин, о котором я говорю:

•        Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.

•        Часть  природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

•        Определенные  условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.

2)       На слайде предложено задание:

а) Найти соответствия.

          Растения                                  разрушители

          Грибы                                      потребители

         Животные                                производители

          Бактерии

б) Найти соответствия

1.        Естественные сообщества

2.        Искусственные сообщества

А. сад             Д. озеро

Б. степь          Е. океан

В.огород        Ж. аквариум

Г.  лес             З. луг

Учащиеся поднимают нужный термин, при ошибке - объясняют своё решение.

Учащиеся в своих рабочих тетрадях выполняют задание; проводят взаимооценку

  1. Постановка учебной задачи

- Каждый день мы с вами общаемся с другими людьми. С одними мы в хороших отношениях, с другими в не очень хороших, но есть люди, с которыми у нас с вами не возникает никаких отношений.

- Как вы думаете, а в природе такое может быть?

- Предположите,  какой  будет тема сегодняшнего урока?

И так, тема нашего урока «Взаимоотношения организмов в сообществе».

- Какая цель нашей работы на уроке?

- Ребята! К нам обратился за помощью один художник. Внимание на экран!

На экране видеообращение художника к детям.

« Ребята, здравствуйте! Обращаюсь к вам с просьбой. Мне поручили сделать иллюстрацию к книге «Типы взаимоотношений организмов  в природе. Мне дали карточки с изображением животных по разным типам. Но я такой рассеянный…. Я уронил папку и все картинки перепутались. Теперь не знаю, что мне делать. Очень вас прошу, помогите, пожалуйста, разложить карточки»

- Ну что, ребята, поможем художнику?

- А вы сразу сможете ему помочь?

- Почему?

- Совершенно верно

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

- Будем говорить об отношениях живых организмов между собой.

- Определить, какие взаимоотношения могут существовать между различными видами живых организмов.

- Да, конечно!

- Нет

- Мы не знаем какие есть типы взаимоотношений

  1. Решение учебной задачи

- Итак, для того, чтобы помочь художнику, вы должны сами узнать о типах взаимоотношений.

- Сегодня вы будете работать в группах. Правила работы в группах вы уже знаете, давайте их повторим.

 - У каждой группы на столах находится информация о различных  взаимоотношениях.

- Вы должны определить признаки, по которым они различаются и предположить, как будут называться эти взаимоотношения.

- По какому признаку можно проводить классификацию типов взаимоотношений?

- Все согласны с этим?

- А какое влияние может один организм оказывать на другой?

- Правильно, когда организм не оказывает влияние на другой организм, то говорят, что такие отношения нейтральные.

- А как это можно изобразить с помощью знаков?        

- Молодцы! Вы предположили, как будут называться типы взаимоотношений?

- Вы хорошо поработали!

- А теперь, для того, чтобы помочь художнику, каждая группа будет искать пары живых организмов определенного типа.

1 группа – «Конкуренция»

2 группа – «Хищник – жертва»

3 группа – «Паразит – хозяин»

4 группа – «Взаимовыгодные отношения»

- У вас на столах находятся карточки с изображением различных животных и большой лист бумаги, на который вы должны прикрепить пары живых  организмов, соответствующих вашему типу.

- Вы сами определили, что результат влияния организмов оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в природе.

        00    нейтральные

        - -    взаимовредные

        ++   взаимополезные

        +-    полезновредные

- При составлении пар обязательно укажите результат с помощью данных знаков.

- Все ли согласны с таким выбором?

- Обоснуйте своё несогласие.

- Вы все большие молодцы! Ваши листы с изображением пар животных разных типов взаимоотношений я передам художнику!

Вспоминают и закрепляют правила работы в группе.

Учащиеся работают в группах, изучают материал о различных  взаимоотношениях.

- Как влияет один вид на другой.

- Да, согласны.

- Может быть полезным, вредным или никаким.

Находят пары живых организмов, соответствующего типа и указывают с помощью знаков какие это взаимоотношения.

- полезный (положительный) - (+), отрицательный - (-) , нейтральный - (0)

- «Хищник – жертва»

- «Конкуренты»

- «Паразит – хозяин»

- «Взаимовыгодные»

Учащиеся работают в группах.

Один представитель группы закрепляет при помощи магнитов свой лист с изображениями животных.

Каждая группа рассказывает о том, почему они подобрали такие пары.

Представители  других групп могут высказать своё несогласие.

Ребята высказывают свои обоснования, другие соглашаются или нет с этим.

Если выявлены неточности, то дополняют свои схемы,

обсуждают допущенные неточности и исправляют их.

  1. Отработка учебных действий

- А сейчас я предлагаю вам выполнить индивидуальное небольшое задание.

«Вставьте в текст «Взаимоотношения живых организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ________(А) – умерщвляет другого _______(Б) и использует его в качестве пищи, называется _______(В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является ________(Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.

А

Б

В

Г

- Сейчас я вам на слайде покажу правильные ответы, поверьте и сами оцените себя

Учащиеся индивидуально выполняют задание.

А

Б

В

Г

5

6

4

3

Оценивают свои ответы

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

- Какие типы взаимоотношений организмов существуют?

- Оцените свою работу в группе и успехи класса.

- Оцените  свою работу на уроке.

  Я узнал(а) …

  Меня удивило …

  Работая в группе, я …

- Да, мы определили, какие взаимоотношения могут существовать между различными видами живых организмов.

- Конкуренция; Хищник – жертва; Паразит – хозяин; Взаимовыгодные отношения.

Оценивают работу в группе.

Оценивают свою индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия в 7 классе по физике

Проект открытого урока в 7 классе разработан на основе деятельностного подхода обучения физики. Учащиеся на этом занятии обобщают и систематизируют ЗУН по теме "Плотность вещества", закрепляют ум...

Проект учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме "В кафе"

Урок представляет собой занятия по изучению и первичному закреплению нового материала. На данном уроке  применяются различные педагогические технологии, в том числе личностно- ориентированные, иг...

Проект учебного занятия по биологии. Урок №4 «Деление клетки».6 класс.

На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Урок разработан на основе технологии проблемного обучения в соответствии с её этапами и особенностями. Учитель создаёт такие условия, в котор...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Проект учебного занятия по литературе в 10 классе

Тема учебного занятия:   Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина.Тип урока:   анализ эпического произведенияЦель и ожидаемый результ...

Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"

Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...