Проект учебного занятия по биологии. Урок №4 «Деление клетки».6 класс.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Урок разработан на основе технологии проблемного обучения в соответствии с её этапами и особенностями. Учитель создаёт такие условия, в которых на уроке возникает проблемная ситуация, а её решение выстраивается в соответствии с алгоритмом (по М.А. Махмутову). При системном использовании на уроках проблемного обучения значительно повышается уровень мотивации обучающихся, развиваются различные УУД.
В уроке соблюдена логичная смена этапов урока и видов деятельности. На уроке создается положительный рабочий настрой. При проверке домашнего задания используется несколько видов заданий, что позволяет адекватно оценить уровень знаний обучающихся. Используется парная и индивидуальная работа. Для самооценки деятельности (индивидуальная, парная) заполняются листы с критериями. Важную роль играет мотивация учащихся. Для этого показывается связь процессов, изучаемых на уроке, с реальной жизнью. Обучающиеся в ходе размышлений приходят к теме урока и формулируют его цель. В соответствии с первым уровнем проблемности (по Л.И.Лернеру) идет работа над проблемной ситуацией. После интенсивной работы проводится психологическая разгрузка. На этапах закрепления новых знаний и формировании умений и навыков также используются различные виды заданий. При подведении итогов работы обучающиеся видят свой личный результат в листах самооценки, происходит обмен мнениями о работе пар на основе критериев. Учитель анализирует индивидуальную, парную и общую работу класса на основе тех же критериев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ec_bio_pahmurny_ea_konspekt.doc | 95.5 КБ |
ec_bio_pahmurny_ea_prezentaciya.pptx | 815.61 КБ |
ec_bio_pahmurny_ea_pril1.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия по биологии
Пахмурный Евгений Александрович
Урок №4 «Деление клетки»
Цель:
1. образовательная: изучить типы деления клеток, их роль в организм;
2. развивающая: развивать мышление путём решения проблемных задач;
3. воспитательная: формировать ценностное отношение к предмету «Биология».
Задачи урока:
1. образовательные:
а) сформировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе и мейозе);
б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности.
в) рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних и материнских клеток.
2. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её представления;
б) способствовать приобретению навыков анализа и сравнения процессов деления клетки.
3. воспитательная: формировать познавательный интерес к информации из разных областей науки.
Планируемые достижения учащихся: умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимание биологического смысла митотического деления клетки.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT).
ТСО: экран, проектор, компьютер, таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения животной клетки», кинофильм «Деление и рост растительной клетки», схема «Деление клетки», микроскоп, микропрепараты растительных и животных клеток.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап актуализации знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
5. Этап формирования новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Этап формирования умений и навыков.
8. Подведение итогов урока.
9. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Есть ли отсутствующие в классе? - Все ли готовы к занятию? Учитель проверяет наличие учебников и тетрадей. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания учащихся. 2. - Все из вас выполнили домашнее задание? - Почему не справились? [Слайд 1]Тест по домашнему материалу (1 минута. 5 вопросов [Слайды 2-6], на каждый по 10 -15 секунд). Использование взаимопроверки учащихся. [Слайд 7] Проверка и обсуждение результатов теста. [Слайд 8] - Ребята, на ваших столах лежат: лист «Работа в паре» и «Лист самооценки деятельности». Подпишите лист «Работа в паре» (оценивающий, оцениваемый Ф.И.). Здесь вы даете взаимооценку вашей работе в паре. Теперь на «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу. Работа с микроскопами. [Слайд 9] – На ваших столах находятся микроскопы. Рядом с каждым из них засекреченный готовый микропрепарат. Известно, что это клетка. Ваша задача: определить, какая именно клетка перед вами: растительная или животная. Обоснуйте свой выбор. Парная работа. Использование самоконтроля учащихся. - Ребята, возьмите лист «Работа в паре» проведите взаимооценку вашей работы в паре. На «Листе самооценки деятельности» оцените свою работу. Учитель оценивает уровень домашней подготовки. Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины. Исправляет ошибки, допущенные учащимися. Осмысление учителем своей деятельности на прошлом уроке. 3. – Молодцы, ребята. Теперь скажите, знакомы ли вы с элементарной единицей живого? [Слайд 10] [Слайд 11] – Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма. «… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ». – Скажите, к какому понятию оно относится? – Как вы считаете, связана ли клетка с процессами роста и развития организмов? – Каким образом они связаны? – У нас есть замечательная подсказка. [Слайд 12] Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм? – Откуда же берутся новые клетки на смену старым? 4. –Итак, какая тема у нас сегодня, скажите ребята? О чём пойдёт речь? [Слайд 13] –Скажите, а все ли клетки делятся одинаково? – Тогда какие виды деления вы знаете? – С какой проблемой мы столкнулись? –Итак, в таком случае, сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Какая будет цель? [Слайд 14] – Какие задачи возникают? [Слайд 15] – Сегодня нам предстоит решить поставленные задачи. 5. – Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы. Что же сказано о делении в наших замечательных учебниках? [Слайд 16] – Существует несколько видов деления и каждое из них имеет свое особое предназначение. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз - деление половых клеток. Амитоз - деление стареющих, патологических клеток. – Эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. Выпишите в словарь определения этих терминов. [Слайд 17] Задание: – На экране два процесса, с которыми должен справиться определённый тип деления: 1.Заживание раны после пореза. 2. Размножение организмов. | Дети приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Называют отсутствующих, если таковые имеются. Класс должен быть проветрен перед уроком. Доска готова к работе. Отдельные ученики называют причины невыполнения домашнего задания. Принятие решения к его выполнению на следующее занятие. Выполняют тестовые задания. После выполнения обмениваются тетрадями. Происходит взаимопроверка по ключу к тесту. Подписали листы, отметили нужный вариант. Оценивают свою работу. Определяют тип клетки (растительная и животная), обсуждают и объясняют свой выбор. Приводят наличие зелёных пластид (хлоропластов), как отличие растительной клетки от животной. Использование взаимопомощи учащихся. Привлечение к проверке домашнего задания учеников-консультантов. Заполняют необходимые пункты. Оценивают свою работу. – Да. Это клетка. Внимательно читают определение. Думают, с каким процессом оно связано. Приходят к выводу, что речь идёт о Росте. Предлагают свои варианты. Выражают согласие или несогласие. Строят гипотезы. Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос. Предположительный ответ: – Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым. – Они появляются в результате деления предшествующей клетки. – «Деление клетки». Записывают число и тему урока. Слушают учителя. –Нет, не все клетки делятся одинаково. – Мы еще не изучили их. У нас еще не достаточно знаний о делении клетки. – Наша цель изучить типы деления клеток, их роль в организме. – Познакомиться с разными видами деления клетки. Узнать в чем их сходство и различие. Установить биологическое значение. Дети внимательно слушают учителя. Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ: – Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов. Слушают учителя. Работая с текстом учебника, выписывают слова в словари. Смотрят на слайд. – Есть деление, которое называется митоз, оно справится с задачей под номером 1. И есть деление, в ходе которого образуются половые клетки, обеспечивающие размножение организмов. Это деление называется мейоз. |
[Слайд 18] Психологическая разгрузка. Небольшой перерыв (до 1 минуты). Звучит классическая музыка. Дети закрывают глаза. Делают упражнение «Правильное дыхание». | |
– Настало время более детально познакомиться с первым типом деления, который называется… – Обратитесь к тексту учебника. Прочитайте описание митотического деления. Рассмотрите рисунки. [Слайд 19] – Мы уже сказали, что митоз характерен для неполовых клеток. [Слайд 20] Какой набор хромосом у неполовых клеток? – Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате митоза? – Идентичны ли они материнской клетке? [Слайд 21] – За счет чего они идентичны? Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями? – Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом. Одну часть этого цикла и составляет интерфаза, которая может продолжаться до 20 часов. – [Слайд 22] А теперь перейдём непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4. Названия каждой также греческого происхождения. Запишем их в словарь. – [Слайд 23] Обратите, так же, внимание на новые термины. Дома запишите их в словарь. 6. Этап закрепления новых знаний. [Слайд 24] Учитель предлагает детям в розданных схемах подписать названия фаз митоза и отмеченных структурно-функциональных единиц. Дети по желанию (своему собственному или учителя) выходят к экрану и комментируют. - Заполните «Лист самооценки». [Слайд 25] – В чем заключается биологический смысл митоза? Наводящие вопросы, в случае затруднения: Сколько клеток образуется в результате митоза? Идентичен ли хромосомный набор дочерних клеток и материнской клетки? 7. Этап формирования умений и навыков. –Как в жизни будет выглядеть процесс деления клеток? Увидеть это можно с помощью методов микроскопии. [Слайд 26] На слайде мы видим снимки фаз митоза, увиденные в микроскоп. Рассмотрите их внимательно, назовите их. Сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника. [Слайд 27] Определите фазы митоза и установите их порядок. –Все ли виды имеют одинаковый набор хромосом? [Слайд 28] Определите правильный набор хромосом у различных видов? - А теперь не забудьте заполнить «Лист самооценки» по итогам двух заданий. 8. Закрепление. Итог урока. [Слайд 29]Учитель спрашивает, что нового узнали учащиеся на уроке. – В чем биологический смысл митоза? – В основе каких процессов лежит митоз? - Отлично. Мы с вами выполнили цель урока. Мы изучили типы деления клеток и их роль в организме. - Ребята, на «Листе самооценки деятельности» проверьте, всё ли вы заполнили. - Кто выполнил все задания верно? - Кто ошибся? В каком задании и почему? - Исходя из критериев, данных на листе «Работа в паре», дайте оценку работы вашей пары и других пар. - Сдайте оценочные листы. Учитель оценивает работу учащихся: как работал класс, отдельные учащиеся по тем же критериям. | – Митоз. Работают с учебником (1 минуту) Слушают. – Двойной (Диплоидный). Обозначается 2n. – Две дочерние клетки. –Да – В период между делениями клетка растет. Готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды. Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними и они были идентичны. Слушают объяснение учителя. Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетрадь или словарь. Записывают названия фаз и пояснения к ним в словарь. «про» - перед «профаза» «фазис» - появление «мета» - после «метафаза» «фазис» - появление «ана» - вверх «анафаза» «фазис» - появление «телос» - конец «телофаза» «фазис» - появление – Центриоли, полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы. Слушают задание учителя. Выходят к доске. Заполняют схему на местах. Заполняют. – В результате деления материнской клетки, образуются две дочерние, получающие наследственную информацию, как у материнской. Работают со слайдом, рассматривают снимки микропрепаратов на экране, сравнивают увиденное с рисунками учебника. Делают выводы, находят сходства и отличия. Выполняют задание. – Нет. Каждый вид имеет свой кариотип. Заполняют. – В результате деления, дочерние клетки получают наследственную информацию, идентичную материнской. – Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т.д. Ответы ребят и их аргументы. В соответствии с критериями высказывают своё мнение о деятельности пар. |
9. Домашнее задание. [Слайд 30] Изучить § 4 учебника до статьи «Мейоз в клетке» (с.26); Выполнить в «Рабочей тетради», задания к теме №4 «Деление клетки» (подписать на схеме митоза названия фаз и структурно-функциональных единиц, участвующих в делении); составить план рассказа по теме; выписать в словарь новые термины. Составить в тетрадях сравнительную таблицу митоза и мейоза. [Слайд 31] Заполнить графу, в которой характеризуется митоз. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка Домашнего Задания Дорогие ребята! Выполните предложенный тест. 5 вопросов, по 10 секунд на каждый!
1. Элементарная единица живого. А) Клетка Б) Лизосома В) Ткань Г) Комплекс Гольджи
2. Внутреннее содержимое клетки составляет: А)Клеточная стенка Б)Цитоплазма; В)Эукариоты; Г)Прокариоты.
3. Где содержится наследственная информация? А) в хромосомах Б) в лизосомах В) в митохондриях Г) в пироксисомах
4. Место расположения хромосом: А) Аппарат Гольджи Б) Эндоплазматическая сеть В) Митохондрия Г) Ядро
5. Все клетки тела животных и высших растений, за исключением половых клеток, имеют набор хромосом, который называется А)Одинарный Б)Двойной В) Тройной Г)Нет правильного ответа.
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку!
Ключ к тесту 1 – а 2 – б 3 – а 4 – г 5 – б
Работа с микроскопом.
Клетка - элементарная единица живого.
«… - процесс увеличения размеров организма, за счет потребляемых им питательных веществ».
Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм ?
«Деление клетки»
Цель урока Цель: изучить типы деления клеток, их роль в организме.
Задачи урока Задачи: 1) познакомиться с разными видами деления клетки; 2) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами деления, осознание их биологической сущности.
Типы деления клеток. Митоз Мейоз Амитоз Деление соматических клеток. Деление половых клеток. Деление стареющих, патологических клеток.
Задание На экране два биологических процесса: 1.Заживание раны после пореза. 2. Размножение организмов. Для каждого из них назовите свой тип деления обеспечивающий указанный процесс.
Психологическая разгрузка
Митоз - это деление здоровых соматических (неполовых) клеток, в результате которого из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние клетки идентичные материнской.
Наборы хромосом:
Клетки образованные путем митоза имеют в своих ядрах диплоидный набор хромосом (2n) идентичный набору клетки вступившей в деление.
Фазы митоза «про» - перед «профаза» «фазис» - появление «мета» - после «метафаза» «фазис» - появление « ана » - вверх «анафаза» «фазис» - появление « телос » - конец «телофаза» «фазис» - появление
Новые термины Центриоли, полюса клетки, экватор клетки, нити веретена деления, хроматиды, дочерние хромосомы.
В чем заключается биологический смысл митоза?
Сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.
Определите фазы митоза и установите их порядок
Задание: Определите правильный набор хромосом у различных видов? Вид животного или растения. Диплоидное число хромосом этого вида. Гаплоидное число хромосом этого вида. 1.Ячмень 2.Овёс 3.Томат 4.Домашняя муха 5.Курица 6.Кролик 7.Коза 8.Овца 9.Шимпанзе 10.Человек 14 42 24 12 78 ? 60 54 ? 46 7 21 12 ? ? 22 ? ? 24 ?
Что нового вы узнали сегодня на уроке биологии?
Домашнее задание. 9. Домашнее задание. Изучить § 4 учебника до статьи «Мейоз в клетке» (с.26 ). Рабочая тетрадь, задания к теме №4 «Деление клетки» (подписать на схеме митоза названия фаз и структурно-функциональных единиц, участвующих в делении); составить план рассказа по теме . Составить в тетрадях сравнительную таблицу митоза и мейоза. Заполнить графу, в которой характеризуется митоз.
Пункты сравнения Митоз Мейоз 1.Тип деления 2. Продолжительность 3. Количество этапов 4. Количество фаз 5. Результат деления 6. Количество хромосом в дочерних клетках
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Лист самооценки «Мои успехи» Ф.И. класс | |||
№ | Задания | Всё верно | Допустил ошибки (сколько) |
1 | Тест №1 (Д/З) | ||
2 | Работа с микроскопом | ||
3 | Схема «Фазы митоза» | ||
4 | Определение порядка фаз митоза | ||
5 | Определение правильного набора хромосом у различных видов | ||
Над чем буду работать: |
Лист оценки «Работа в паре» Ф.И. Я оценил работу(Ф.И.) | |||
№ | Критерий | Да | Нет |
1 | Правильная проверка теста | ||
2 | Активно искал информацию | ||
3 | Предлагал варианты решения | ||
4 | Обосновал выбор | ||
5 | Соблюдал логичность, точность ответа/дополнений | ||
Совет товарищу: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Проект учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в 10 Б классе по теме: «Ядерное оружие»
Данный урок является вторым в рамках изучения 2-ого раздела «Гражданская оборона – основная часть обороноспособности страны»....
Конспект открытого урока на тему: "Деление клетки", 6 класс
Конспект открытого урока на тему "Деление клетки" в 6 классе по умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм"...
Презентация к уроку "Деление клетки", 6 класс
Презентация к уроку "Деление клетки" в 6 классе умк Сонин Н.И. "Биология. Живой организм."...
Ресурсный материал к уроку по теме:"Деление клетки 6 класс"
Ресурсный материал при изучении способов деления клеток: митоза и мейоза...
Материалы для подготовки к ГИА по биологии по теме: " Деление клетки. Размножение и развитие. Онтогенез»
Материалы по подготовке к ГИА по биологии по теме: "Деление клетки. Размножение и развитие. Онтогенез"...
проект учебного занятия по биологии 5 класс
Тема урока: Взаимоотношения организмов в сообществеЦель урока: создание условий для формирование системы знаний о видах взаимоотношений, существующих в природе и многообразии связей между ними...