Проект учебного занятия в 5 классе "Что такое синонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия
Ф.И.О. Тимошенко Евгения Алексеевна
Тема: Что такое синонимы?
Класс: 5 (УМК Русский язык под ред. Бысторова Е.А., Кибирева Л.В. )
Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: стремиться приобретать новые знания, осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, осваивать новые виды деятельности. | |||
Метапредметные | Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. | Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. | Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Предметные: Освоить понятие синонимии, узнать основные особенности лексической системы, формировать навык уместного употребления стилистических и контекстуальных синонимов. | ||||
Цель ученика: | Усвоить понятие синонимии, научиться грамотно употреблять в речи синонимы с разными оттенками значения. | |||
Цель учителя: | Способствовать формированию лексических навыков по теме «Синонимы», организовать деятельность учащихся по изучению особенностей употребления синонимов в речи. | |||
Задачи: | рассмотреть явление синонимии в контексте других лексических понятий, выявить особенности определения. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. продолжить формировать интерес к предмету, формировать бережное отношение к слову и родному языку. | |||
Проблема: | Выяснить, чем синонимы отличаются от других лексических групп слов и для чего они нужны? | |||
Педагогические технологии: | Проблемное обучение, изучающее чтение, критическое мышление, дифференцированное обучение, компьютерные и игровые технологии. |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
I этап: Мотивация Цель: Выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. | - Прозвенел звонок для нас, все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Вижу класс наш хоть куда, мы начнем урок, друзья! -Пока вы записываете в терадь число и «Классная работа», давайте проверим наш «Экран успеха» (тетрадь, где класс отмечает свою готовность к уроку). | Записывают число в тетрадь, объясняют причины неполного выполнения домашнего задания (3 балла - традиционно состоит из 3 частей: теория, одно упражнение письменно и одно устно). | Перед уроком каждый ученик подходит к командиру класса и называет количество баллов за свою работу дома, знают о том, что невыполнение ведет за собой дополнительное задание, а завышение баллов снижает отметку в журнале). | Рифмованное начало урока, самооценка. | Коллективная работа, фронтальный опрос. |
II этап: Актуализация знаний и фиксирование затруднения. Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | - Обратите внимание на 1 слайд. Здесь представлены три ряда слов. Сыграем в игру «Четвертый лишний» (объяснение правил игры, выслушивание ответов учеников, выделение тех ответов, где были использованы изученные понятия и термины: лексическое значение, однозначное и многозначное слова, прямое и переносное значения, омонимы, омоформы и омографы). | Читают самостоятельно слова, определяют, какой грамматический признак объединяет три слова из четырех. Отвечают, объясняя свое мнение классу (анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы). | 1 ряд: атлас, ключ, земля, печь (лишнее – земля: многозначное, остальные из темы омонимы, омоформы и омографы). 2 ряд: гербарий, язык, бисер, чемодан (лишнее – язык: в словарной статье представлено и прямое и переносное значение, остальные слова однозначные). 3 ряд: радость, восторг, удивление, ликование (лишнее: удивление, так как остальные слова обозначают только положительные эмоции). | Игровая и проблемная технологии. | Индивидуальная работа в тетрадях, коллективное обсуждение. |
3 этап: Выявление затруднения и его причины. Цель: Осознание учащимися в чем состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Скажите мне, пожалуйста, удалось ли нам в полной мере объяснить, чем отличались слова в третьем ряду? Ведь мы продолжаем изучать с вами тему «Лексика», а значит по-прежнему опираемся на «Значение слова»? (подводящий диалог). - Давайте побудем немного языковедами, которые для того, чтобы придумать новое понятие, используют чаще всего греческие корни. Как бы вы назвали эти слова? | Желающие проговаривают затруднение, что это новая группа слов, которая объединена близким значением, но назвать их омонимами или многозначными словами нельзя. - Методом исключения из представленных корней предлагают слово «синоним». | На доске греческие слова и их перевод, с некоторыми ребята уже знакомы: «лексис» в переводе с греческого – слово, «анти» - против, «омо» - одинаковый, «сино» - одно. | Учебная дискуссия, проблемное обучение. | Коллективная работа. |
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств и х реализации. | Итак, мы определили для себя новое понятие? Можем ли мы вынести его в тему нашего урока? Мы уже изучали с вами группы слов: однозначные и многозначные, омонимы и другие. Попробуем сами сформулировать, что еще нам было бы важно узнать об этих словах. | Формулируют тему урока: Что такое синонимы? Сравнивают уже изученные определения с новым и предполагают (гипотезы на доске), что будут искать синонимы в тексте, учиться использовать их в своей речи, познакомятся с правилами их правильного употребления. | Сравнивают определения в тетради для правил, записываю начало определения: Синонимы – это слова, которые звучат по-разному, но имеют близкое значение…. | Уточняющий диалог, совместное обсуждение, работа по образцу. | Коллективная работа, индивидуальное формулирование определения. |
5 этап: Реализация построенного проекта. Цель: Построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. | - Сравните данное вами определение синонима с теоретическим ключом учебника, все ли правильно мы сформулировали, или нужно что-то добавить в определение? | Работа с учебником, пояснение, что синонимы – это слова всегда одной части речи. | Сравнение с определением в учебнике, анализ примеров, запись в тетрадь полного определения. | Изучающее чтение. | Индивидуальная работа. |
6 этап: Физкультминутка. Цель: Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую. | А сейчас я буду говорить вам утверждения, а вы, если считаете их верными – присаживаетесь, если неверно – подпрыгиваете с хлопком. |
| 1.Все слова в русском языке – многозначные. 2.Слова – Атлас и атлАс – омонимы. 3. Если я не знаю значение слова, то возьму толковый словарь. 4. В.И.Даль – составитель толкового словаря. 5.Переносное значение есть у всех слов нашего языка. | Здоровьесберегающие технологии. | Коллективная |
7 этап: Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: Усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач. | - На слайде три слова, каждый ряд подбирает к своему слову синонимы, записывает в тетрадь и на доску, а потом все вместе проверим. – А один из вас может включить понятие новое понятие в систему уже изученных нами лексических понятий и заполнить перфокарту. | - Работают в паре, записывая результат в тетрадь и у доски, сильный ученик работает по перфокарте. | Три слова: добрый, бежать, злость – подобрать как можно больше синонимов, обращая внимание на то, что слова должны быть одной части речи. На интерактивной доске текст с пропусками: Все слова в русском языке изучает такая наук как Лексика. В основе этого раздела языка лежит значение слова. Если в словарной статье есть несколько цифр, значит перед нами многозначное слово, которое может употребляться в прямом и переносном занчении. Если слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы или явления, их называют омонимы. А если они звучат по-разному, но говорят нам о похожих явлениях или предметах, то – это синонимы. Например: После заполнения пробелов ученик сравнивает свой текст с распечатанным правильным вариантом, объясняет классу, где допустил ошибки, выставляет себе оценку. | Самопроверка по эталону, решение типовой задачи. | Парная, индивидуальная работа. |
8 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Интериоризация нового способа действий при решении типовых задач. | Ребята, давайте обратим внимание еще раз на доску, где мы записали три своих гипотезы, о чем сегодня на уроке мы будем говорить: 1.Понятие синонимии мы разобрали, а вот как их употреблять и в чем они могут нам помочь, нам еще предстоит разобраться. | Рассаживаются по группам, анализируют тексты, исправляют ошибки, записывают в тетрадь, формулируют вывод: что нового узнали из предложенного примера. Объясняют свои выводы другим группам, сравнивают получившийся текст с правильным вариантом на экране. Остальные группы в ходе обсуждения в скобках после определения в тетради для правил записываю выводы с примерами:
| 1 карточка – замена повторяющихся слов на местоимения – речевой повтор. 2 карточка – переставить синонимы местами, чтобы соблюсти стиль речи – соблюдение стиля. 3.Замена речевого повтора синонимом - точность выражения. 4. Подбор синонимов – имен персонажей к качествам человека - контекстуальные синонимы. | Технология критического мышления, самопроверка по эталону. | Групповая, коллективная. |
9 этап: Включение в систему знаний и повторение. Цель: Повторение и закрепление ранее изученного, использование нового знания в системе. | - Но, чтобы понять, как синонимы ведут себя внутри темы лексика, попробуйте обсудить и расположить их на схеме, которая посвящена «Слову». | Работают со схемой, предлагают свои варианты. | Дополнить схему «Слово» в тетради для правил. | Моделирование (на схеме луна – однозначное слово, солнце с лучиками – многозначное, вокруг него облака – слова, которые помогают определить значение, в уголке зеленое солнце – омоним, другие планеты рядом с солнцем - синонимы). | Групповая. |
8 этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Самооценка учащимися своей учебной деятельности, осознание границ применения нового знания. | Ну что же, подошел к концу наш урок, и прежде чем вы занесете свои баллы в экран успеха, мне хотелось бы, чтобы мы закончили наши традиционные предложения: 1.Сегодня на уроке я узнал о… 2. Я думаю, версия №… была сегодня самой важной, так как… 3. После урока нам обязательно нужно запомнить… | Соотносят цели и результаты своей работы, определяют степень своей успешности по критериям: активность, внимательность, аккуратность, работа с текстом, самостоятельность. | После обсуждения записывают задание на дом: параграф в учебнике, 2 упражнения (устно и письменно). | Самооценка, компьютерные технологии (средство диагностики, контроля, тренажер). | Индивидуальная, фронтальный опрос. |
Урок по теме «Что такое синонимы?» состоялся в 5а классе МКОУ Северной СОШ 23.01.2015г. По итогам прошедшего занятия можно отметить следующие моменты:
- содержание урока соответствовало поставленной цели (обучающиеся на представленных примерах получили представление о синонимах как составляющих лексической системы языка, употребление в речи которых определяется контекстом и стилем речи);
- сочетание методов и приемов обучения стало оптимальным для данного класса, так как ребята обучались ФГОСу в начальном звене и у них уже сформированы навыки работы в группе, самооценки, рефлексии и т.д. Чередование разных форм работы: индивидуальной, групповой, парной помогло активизировать большинство обучающихся; «отсиживающихся» на уроке не было;
- высокая работоспособность класса обеспечивалась за счет применения на уроке различных технологий: изучающее чтение; моделирование, дискуссия, игровые и компьютерные технологии; помогает и то, что мы вторую четверть работаем в «Экране успеха», ребята стали писать аккуратнее, внимательнее слушать, не задавая посторонних вопросов, проявляют большую заинтересованность уроком;
- Больше запланированного времени мы с ребятами потратили на формулировку целей и задач урока, поэтому в конце урока рефлексия получилась «неполной», а также группы справились со своим заданием в разное время, поэтому последнюю карточку с окказионализмами мы разбирали коллективно;
- все этапы урока в логичном порядке сменяли друг друга, и дети самостоятельно сформулировали определение синонимов и определили, что в основе этого понятия лежит сходство значений слова;
- запасной методический ход на случай, если дети не смогут сформулировать, в чем ошибка в предложенной карточке был слайд для всего класса, на котором были прописаны примеры синонимов и особенности их употребления, нужно было лишь соединить звенья и объяснить, но этого не потребовалось;
- учащимся понравилось занятие, большинство свою работу на уроке оценило на 5 баллов (я был активным, аккуратным, внимательным, самостоятельным, нашел нужную информацию в учебнике);
- мною было получено удовлетворение от занятия, огорчило то, что из-за недостатка времени домашнее задание мы разбирали уже на перемене, для экономии времени необходимо формулировать цель и выстраивать версии с ребятами по другому: по ключевым словам, разбор каждого слова в уже предложенной теме, добавление пропущенных слов в заявленной теме и т.д.;
- подобные занятия мы проводим с детьми постоянно, поэтому ребята с удовольствием идут на урок, активно высказывают свое мнение, объясняют свою позицию и сотрудничают с другими членами класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учебного занятия в 7 классе по физике
Проект открытого урока в 7 классе разработан на основе деятельностного подхода обучения физики. Учащиеся на этом занятии обобщают и систематизируют ЗУН по теме "Плотность вещества", закрепляют ум...
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
Проект учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме "В кафе"
Урок представляет собой занятия по изучению и первичному закреплению нового материала. На данном уроке применяются различные педагогические технологии, в том числе личностно- ориентированные, иг...
Проект учебного занятия по биологии. Урок №4 «Деление клетки».6 класс.
На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Урок разработан на основе технологии проблемного обучения в соответствии с её этапами и особенностями. Учитель создаёт такие условия, в котор...
«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»
Цель: соотношение красоты и пользы в окружающем мире и мире искусства.Задачи:1. Повторить понятия : натюрморт, пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....
Проект учебного занятия общепрофессионального цикла по дисциплине «Материаловедение»
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вознесенский агротехнический техникум» Проект учебного занят...
Проект «Учебное занятие вне стен классной комнаты»
формирование мышления с помощью фотографии на уроках физики....