Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно-исследовательского судна и батискафа. По ходу урока заполняется самостоятельно таблица о жизни животных на разных глубинах. Занятие начинается с постановки проблемного вопроса, ответ на который дети дают после изучения нового материала. Предполагается рефлексия и первичные выводы по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_uchebnoe_zanyatie_5_kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Жизнь организмов в морях и океанах

Цель. Дать учащимся представление о разнообразии живых организмов в морях,  океанах и раскрыть черты приспособленности их обитателей к разнообразным условиям.

Формируемые УУД:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—        жизнь обитателей морей и океанов

Учащиеся должны уметь:

—        сравнивать различные зоны обитания;

—        характеризовать условия жизни в различных зонах обитания;

—        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—        приводить примеры обитателей морей и океанов.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

-        находить и использовать причинно-следственные связи;

-        формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные результаты:

- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;

- удержание и повышение учебной мотивации за счет организации учебного сотрудничества – работа в парах;

- уметь оценивать свой труд и труд товарища.

Умение работать с текстом:

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- выделять в тексте нужную информацию.

Форма организации учебной деятельности:  виртуальное морское путешествие

 Оборудование:  компьютер, проектор, карта морей и океанов, презентация о жизни морских обитателей

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Проверка изученного материала

- Ребята, кто помнит, о чём мы говорили на прошлом  занятии?

- Посмотрите на экран, назовите животное и расскажите, на каком материке оно находится.

- Почему эти животные обитают на разных материках?

Слайд 1

  1. Актуализация знаний

3.1. Постановка проблемы

-  Когда я шла к  вам на урок, то в коридоре услышала разговор двух ребят, который мне показался необычным.

1-й мальчик говорит:

- Вчера  мама из магазина принесла очень странную рыбу, она называется камбала.

2-й мальчик возразил:

- А что в ней странного? Да мы таких рыб с папой на нашем озере много раз ловили!

 - Ребята как вы думаете, что в этом разговоре необычного?

3.2. Вводная беседа

- Можем мы с вами сразу разрешить спор ребят?

- Почему не можем? ( Не достаточно знаний)

- Вот для того, чтобы больше узнать, мы и отправимся сейчас с вами в виртуальное путешествие. Хотите знать куда? Отгадайте загадку.

- Кругом вода - с питьем беда. (Море)

-  Почему так говорят о море? (Соленая вода)

- А много ли на планете Земля морей и океанов?  Посмотрите на карту.

- Действительно, Мировой океан покрывает большую часть земного шара -  2/3 всей поверхности Земли покрыто водой.

- Вот  мы и отправляемся в путешествие по морю.

- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия? (Учитель выслушивает мнения ребят и подводит к цели урока)

- На чём мы отправимся в морское путешествие? (На корабле)

- Да, верно, но не просто на корабле, а на научно-исследовательском судне.

Слайд 2

- Кто знает, для чего оно предназначено?

- Верно, чтобы изучать природу морей и океанов.

- А какие методы изучения природы вы знаете?

Слайд 3

- А как оформляют свои наблюдения учёные? (Ведут дневник наблюдений и фотографируют)

- Мы тоже будем с вами вести такой дневник.

- Свои наблюдения мы оформим в виде таблицы, чтобы было удобно читать. Согласны?

Слайд 4

Зона моря

Преимущества

Недостатки

Обитатели

- А чтобы нам не ошибиться в своих записях, мы будем обращаться к нашему верному помощнику.

- К чему? (К учебнику)

4. Новый материал

- Итак, наш корабль отходит от причала.

Звук гудка корабля

4.1. Зона мелководья

- Какую зону мы проплываем сейчас? (Мелководье)

Слайд 5

- Какие организмы вы видите на небольшой глубине? (Мидии, устрицы, водоросли)

Слайд 6, 7

- Отметьте их в своих дневниках.

- Чтобы вам было быстро и удобно работать, мы разделимся на пары. Полученную информацию перед тем, как записать, обсудите с партнёром.

- Как вы думаете, есть ли какие-то преимущества или недостатки проживания в этой зоне?

- Отметим их  в своих дневниках наблюдений, а поможет нам в этом материал учебника на с.100, последний абзац.

- Можете отмечать главное карандашом в учебнике, потом сотрём.

- Зона мелководья скоро закончится, какая пара может нам описать эту зону по своим записям в дневнике наблюдений?

ФИЗМИНУТКА

Музыка из мультфильма «Чунга-чанга»

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход.

Он шагнул назад, вперёд,

А потом шагнул вперёд

И поплыл, поплыл по речке.

Набирая полный ход.

4.2. Зона открытой воды

- Плывём дальше (Гудок). Наш корабль вышел в открытое море.

Слайд 8

- Посмотрите, какие организмы здесь живут и отметьте это в своих дневниках.

- Какие имеются преимущества и недостатки обитания в этой зоне? Отметим в дневниках. Учебник, с.101, 1 абзац.

- Посмотрите внимательно в воду. Кого вы в ней видите?

Слайд 9 (планктон)

- Эти организмы называются как? Вам поможет учебник, с.101.

- Верно, это – планктон.

- Планктон иногда называют «пастбищем». Как вы считаете, почему? Можете найти ответ в учебнике на с.102.

- Какая пара может по дневнику наблюдения описать особенности зоны открытой воды?

4.3. Глубоководная зона

- Всё ли можно увидеть, находясь на поверхности воды?

- Что нам придётся сделать, чтобы лучше узнать жизнь морских обитателей?

- А на чём мы будем спускаться под воду? (На батискафе)

- Что это за машина?

- Готовим для спуска наш глубоководный аппарат – батискаф. Начинаем погружение.

Слайд 10

- Посмотрите внимательно, какие условия в зоне глубоководья? Какие животные там обитают?

Слайд 11

- Каковы же условия обитания? Как приспособились к ним животные? Отметим это в своих дневниках. Поможет нам учебник, с.102-103.

- Какая пара нам готова дать пояснения по глубоководной зоне?

5. Подведение итогов

- Вот и пришла пора возвращаться. Любое путешествие когда-нибудь заканчивается.

- Что же мы с вами привезли? (Дневник наблюдений и фотографии)

5.1. Первичная проверка новых знаний

Слайд 12

- Сколько зон в море? Какие?

- Посмотрите на фотографию животного №1, скажите из какой он зоны?

- Как вы определили?

- А под №2? Почему?

- А чем интересен №3?

5.2. Решение проблемы

- Давайте вспомним разговор двух мальчиков. Так кто же из них прав?

- Почему?

- Для миллионов существ море - родной дом. Жизнь в нём можно сравнить с многоэтажным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Сегодня мы прошли по этажам этого дома, познакомились с его обитателями.

- Так почему же все морские организмы не проживают на одном этаже – в одной зоне моря? (Разные организмы приспособились по-разному)

6. Оценка полученных знаний с самооценкой и комментарием учителя

- Ребята, какие отметки вы сегодня себе поставите?

- Почему?

7. Рефлексия

- Что нового, неизвестного вам ранее вы узнали на занятии?

- А пригодится вам это?

  1. Домашнее задание

- Чтобы вы не забыли о нашем путешествии, я предлагаю вам домашнее задание на выбор. Можно:

1. Прочитать материал параграфа и ещё раз пройти по рассмотренным зонам моря.

2. Выполнить творческое задание: написать сочинение о нашем сегодняшнем виртуальном путешествии по морям.

- Спасибо, ребята, мне было приятно с вами путешествовать. На прощание я дарю вам маленький бумажный кораблик, который вы можете самостоятельно отправить в плаванье по весеннему ручейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия по биологии. Урок №4 «Деление клетки».6 класс.

На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Урок разработан на основе технологии проблемного обучения в соответствии с её этапами и особенностями. Учитель создаёт такие условия, в котор...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Особенности организации учебного занятия по биологии в условиях перехода на ФГОС ОО

В этой статье я   размышляю и делюсь опытом  по вопросу  организации урока биологии в условиях перехода на ФГОС ОО...

урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "

Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС...

Практическая работа №2 "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии"

Технологическая карта урока по теме: "Корень. Корневые системы"...

проект учебного занятия по биологии 5 класс

Тема урока: Взаимоотношения организмов в сообществеЦель урока: создание условий для формирование системы знаний о видах взаимоотношений, существующих в природе и многообразии связей между ними...