Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы" | 19.37 КБ |
obobshchayushchiy_urok_kl_ptitsy_urok.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"
Цели урока: углубить и обобщить знания школьников по классу “Птицы”, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами, продолжить развитие интереса к процессу познания природы и познавательную активность.
Оборудование: таблица личных достижений, таблицы и рисунки с изображениями птиц разных видов; видеофильмы: “Птичьи профессии” и “Охрана птиц”; карточки-задания по группам, тестовые задания; чучела птиц, пластинки “Голоса птиц”.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри.
II. Проверка знаний учащихся
Проводится в виде игр-конкурсов.
Примечание: перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки.
III. Подведение итогов урока
Выставление оценок за участие в конкурсах.
Общие итоги и выводы.
VI. Знакомство с выставкой книг о птицах
На доске эпиграф И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по классу “Птицы”, на котором мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу, узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. Эпиграфом нашего урока являются слова И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
На уроке мы совершим путешествие в мир птиц. Отслеживать результаты нашего путешествия
Вы будете самостоятельно заполняя «Листок учета личных достижений»
В ходе урока школьники стремятся получить за выполнение каждого задания максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок.
II. Проверка знаний и умения
Итак, начнем путешествие.
Первая станция: “Интеллектуальный “Олимп”.
Ответы на вопросы в быстром темпе (правильный ответ – 1 балл)
1 группа:
Какая наука изучает птиц? (Орнитология)
Звери ходят на четырех ногах, а птицы? (Двух)
Какова температура тела птицы? (+40, +42оС)
Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду (Кукушка)
У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)
Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбных косточек делает гнездо? (Зимородок)
Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (Вертишейки)
Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри, 1,5-2гр, размер шмеля)
У каких птиц самки крупнее самцов? (Бекас)
Какие птицы выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)
Какие птицы носят названия грибов? (Поганки-чомги, бледная поганка)
С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан)
Название какой птицы носят созвездия? (Орел, лебедь)
2 группа:
Переворачивает ли птица яйца в гнезде? (Да)
Какая птица в России самая маленькая? (Королек)
Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)
Какой носорог летает? (Птица-носорог)
Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)
У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (Стриж)
У какой птицы гнездо плавает? (Чомги и других поганок, черной крачки)
Какая птица носит название корабля? (Фрегат)
Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
Каких птиц называют веслоногими и почему? (Пеликан, когда они плавают, кажется, что они гребут веслами, потому их так и называют)
Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)
Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
Какие птицы прилетают в Россию первыми? (Грачи, скворцы)
Вторая станция “Темная птичка”
1 задание: группам выдаются карточки с изображением силуэтов птиц, под ними пустые клеточки, в них необходимо вписать название птиц.
2 задание:
У каждой птицы музыка своя,
И свой голос для пенья строки,
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
Узнай, чья это песня? (звучат фрагменты записи голосов птиц, школьники определяют, чьи это голоса).
3 задание “Третий лишний”:
Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю и обоснуйте свой выбор.
Дятел, жаворонок, соловей (ответ: дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и жаворонок - перелетные).
Канюк, скопа, филин (ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа - дневные).
Скворец, синица, иволга (ответ: иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах).
Рябчик, тетерев, журавль (ответ: журавль, т.к. он не относится к отряду куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица открытых пространств).
Ребята, мы отправляемся на следующую станцию нашего путешествия “Легендарные птицы”.
Третья станция: “Тест”.
Тест по теме « Птицы »
1. Какие приспособления к полету характерны для птиц:
а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря;б) крылья; е) один яичник;
в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами.г) легочные мешки;
2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи со способностью к полету:
а) череп; г) плечо;б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей.в) кисть;
3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете:а) мышцы шеи; г) подключичные;б) большие грудные; д) мышцы ног.в) межреберные;
4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у нихзубов и челюстей:
а) зоб; в) мускульный отдел желудка;б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник,
5. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;б) легкие;
6. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
7. Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:
а) с необходимостью облегчения тела;б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
8. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:
а) передний мозг; г) мозжечок;б) средний мозг; д) продолговатый мозг.в) промежуточный мозг;
9. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; г) осязания; б) слуха; д) вкуса.в) обоняния;
10. Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся ,а постепенно:
а) у них функционирует только один яичник;б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц небольшое число яиц
Вопросы к классу:
Почему птиц мы считаем своими друзьями?
Что является решающим в оценке хозяйственного значения той или иной птицы?
Что птицы дали человечеству?
Демонстрируется фрагмент видеофильма “Охрана птиц” (птицы и нефтяное пятно).
Я хочу показать вам фрагмент фильма, который невозможно смотреть без боли и страдания.
(После просмотра):
Объясните, чем нефть опасна для птиц?
Ответы учащихся: морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть же разрушает структуру перьев, и они больше не защищают кожу птицы от охлаждения. Вдобавок у птицы нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птица глубже погружается в воду и часто не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием некоторого количества нефти, которое действует как яд. И если даже птица спасена, шансов всплыть у нее мало. Лишь немногие птицы могут перенести чистку и плен.
Орнитологи делают для спасения птиц все от них зависящее, но одним орнитологам при всем их желании не справиться. Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
Ответы учащихся.
Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так уж и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Чтение учеником стихотворения К. Кулиева “Не разоряйте птичьего гнезда”.
1 задание “Обратная связь” (домашнее): составление текста по темам (на выбор школьников):
- “Птицы в моей жизни”
- “Я в жизни птиц”
- “Значение птиц в природе”
- “Значение птиц в жизни человека”
Учитель отмечает, что в системе охраны природы в России играют большую роль государственные заповедники, среди которых есть орнитологические.
III. Подведение итогов урока
VI. Знакомство с выставкой книг о птицах
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"
Цели урока: углубить и обобщить знания школьников по классу “Птицы”, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами, продолжить развитие интереса к процессу познания природы и познавательную активность.
Оборудование: таблица личных достижений, таблицы и рисунки с изображениями птиц разных видов; видеофильмы: “Птичьи профессии” и “Охрана птиц”; карточки-задания по группам, тестовые задания; чучела птиц, пластинки “Голоса птиц”.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри.
II. Проверка знаний учащихся
Проводится в виде игр-конкурсов.
Примечание: перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки.
III. Подведение итогов урока
Выставление оценок за участие в конкурсах.
Общие итоги и выводы.
VI. Знакомство с выставкой книг о птицах
На доске эпиграф И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по классу “Птицы”, на котором мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данному классу, узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. Эпиграфом нашего урока являются слова И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”.
На уроке мы совершим путешествие в мир птиц. Отслеживать результаты нашего путешествия
Вы будете самостоятельно заполняя «Листок учета личных достижений»
В ходе урока школьники стремятся получить за выполнение каждого задания максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок.
II. Проверка знаний и умения
Итак, начнем путешествие.
Первая станция: “Интеллектуальный “Олимп”.
Ответы на вопросы в быстром темпе (правильный ответ – 1 балл)
1 группа:
Какая наука изучает птиц? (Орнитология)
Звери ходят на четырех ногах, а птицы? (Двух)
Какова температура тела птицы? (+40, +42оС)
Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду (Кукушка)
У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)
Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбных косточек делает гнездо? (Зимородок)
Птенцы какой птицы шипят из гнезда, как змеи? (Вертишейки)
Какие птицы самые маленькие в мире? (Колибри, 1,5-2гр, размер шмеля)
У каких птиц самки крупнее самцов? (Бекас)
Какие птицы выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)
Какие птицы носят названия грибов? (Поганки-чомги, бледная поганка)
С помощью какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан)
Название какой птицы носят созвездия? (Орел, лебедь)
2 группа:
Переворачивает ли птица яйца в гнезде? (Да)
Какая птица в России самая маленькая? (Королек)
Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)
Какой носорог летает? (Птица-носорог)
Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)
У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (Стриж)
У какой птицы гнездо плавает? (Чомги и других поганок, черной крачки)
Какая птица носит название корабля? (Фрегат)
Где ночуют белые куропатки? (В снегу)
Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
Каких птиц называют веслоногими и почему? (Пеликан, когда они плавают, кажется, что они гребут веслами, потому их так и называют)
Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)
Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
Какие птицы прилетают в Россию первыми? (Грачи, скворцы)
Вторая станция “Темная птичка”
1 задание: группам выдаются карточки с изображением силуэтов птиц, под ними пустые клеточки, в них необходимо вписать название птиц.
2 задание:
У каждой птицы музыка своя,
И свой голос для пенья строки,
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
Узнай, чья это песня? (звучат фрагменты записи голосов птиц, школьники определяют, чьи это голоса).
3 задание “Третий лишний”:
Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю и обоснуйте свой выбор.
Дятел, жаворонок, соловей (ответ: дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и жаворонок - перелетные).
Канюк, скопа, филин (ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа - дневные).
Скворец, синица, иволга (ответ: иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах).
Рябчик, тетерев, журавль (ответ: журавль, т.к. он не относится к отряду куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица открытых пространств).
Ребята, мы отправляемся на следующую станцию нашего путешествия “Легендарные птицы”.
Третья станция: “Тест”.
Тест по теме « Птицы »
1. Какие приспособления к полету характерны для птиц:
а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря;б) крылья; е) один яичник;
в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами.г) легочные мешки;
2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи со способностью к полету:
а) череп; г) плечо;б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей.в) кисть;
3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете:а) мышцы шеи; г) подключичные;б) большие грудные; д) мышцы ног.в) межреберные;
4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у нихзубов и челюстей:
а) зоб; в) мускульный отдел желудка;б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник,
5. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;б) легкие;
6. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
7. Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:
а) с необходимостью облегчения тела;б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
8. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:
а) передний мозг; г) мозжечок;б) средний мозг; д) продолговатый мозг.в) промежуточный мозг;
9. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; г) осязания; б) слуха; д) вкуса.в) обоняния;
10. Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся ,а постепенно:
а) у них функционирует только один яичник;б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц небольшое число яиц
Вопросы к классу:
Почему птиц мы считаем своими друзьями?
Что является решающим в оценке хозяйственного значения той или иной птицы?
Что птицы дали человечеству?
Демонстрируется фрагмент видеофильма “Охрана птиц” (птицы и нефтяное пятно).
Я хочу показать вам фрагмент фильма, который невозможно смотреть без боли и страдания.
(После просмотра):
Объясните, чем нефть опасна для птиц?
Ответы учащихся: морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть же разрушает структуру перьев, и они больше не защищают кожу птицы от охлаждения. Вдобавок у птицы нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птица глубже погружается в воду и часто не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием некоторого количества нефти, которое действует как яд. И если даже птица спасена, шансов всплыть у нее мало. Лишь немногие птицы могут перенести чистку и плен.
Орнитологи делают для спасения птиц все от них зависящее, но одним орнитологам при всем их желании не справиться. Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
Ответы учащихся.
Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так уж и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Чтение учеником стихотворения К. Кулиева “Не разоряйте птичьего гнезда”.
1 задание “Обратная связь” (домашнее): составление текста по темам (на выбор школьников):
- “Птицы в моей жизни”
- “Я в жизни птиц”
- “Значение птиц в природе”
- “Значение птиц в жизни человека”
Учитель отмечает, что в системе охраны природы в России играют большую роль государственные заповедники, среди которых есть орнитологические.
III. Подведение итогов урока
VI. Знакомство с выставкой книг о птицах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....