Конспект урока на тему:«Сходства человека с животным.»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока на тему:«Сходства человека с животным.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему:«Сходства человека с животным.» | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
15.12 11 класс биология.
Тема урока: «Сходства человека с животным .»
Цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.
Результаты обучения:
- личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- предметные: характеризовать сходства человека с животным, объяснять свидетельства сходства человека с животными.
- метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: таблицы «Происхождение человека», «Рудименты и атавизмы», «Развитие зародышей позвоночных и человека» рисунки учебника, презентация .
План урока.
- Организационный момент.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
В тетради записываем число и тему урока. Давайте составим план работы на уроке.
“ Доказательства происхождения человека от животных ”. (слайд1)
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.
Сообщение целей урока. (слайд2)
На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:
- Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
- Какое положение занимает человек в системе животного мира?
- Доказательства происхождения человека от животных.
3. Изучение нового материала.
Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
Начнем с первого вопроса: Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие: (слайд4)
- Теория творения.
- Теория внешнего вмешательства.
- Теория пространственных аномалий.
- Эволюционная теория.
Сейчас используя дополнительный материал, подготовьте проект об основных положениях этих теорий.
Знакомимся с теорией творения.
Теория пространственных аномалий
Эволюционная теория .
Итак, подводим итог. В чём суть теорий происхождения человека?
Учащиеся делают выводы.
- Наша наука биология и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека.
Переходим ко второму вопросу: Какое место занимает человек в системе животного мира?
Итак, начертите таблицу. Вспоминаем систематику человека и записываем его. (слайд5)
Царство | Животные | |
Тип | Хордовые | Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша. |
Подтип | Позвоночные |
|
Класс | Млекопитающие |
|
Подкласс | Плацентарные |
|
Отряд | Приматы |
|
Подотряд | Человекообразные |
|
Семейство | Гоминиды люди (прямоходящие приматы) | |
Род | Человек | |
Вид | Человек разумный |
Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.
А теперь посмотрите на таблицу и рисунки – «Эмбриональное развитие», рудименты, атавизмы (слайд6)
Что изображено на них, что они доказывают?
Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.
- Всё это доказывает происхождение человека от животных.
Физминутка
-Чтоб понять человека создание
Надо б нам обобщить наши знания,
Чем похож ты на млекопитающего?
В дикой чаще лесов обитающего?
В нашей таблице еще не заполнен 3 столбик. Мы будем заполнять его в ходе беседы, используя рисунки и учебник.
-Назовём главный признак мы типа
Породнившего с птицей и рыбой,
И лягушкою остромордой
Этот признак –… наличие хорды.
-Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?
- Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
- Жаберные щели в глотке.
Заполняем таблицу. (слайд5)
Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.
-Появление конечностей
Сердце на брюшной стороне теперь бьётся
И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся
Вот по этим чертам скажем точно
Нас относят в подтип … позвоночных
-Какие еще есть признаки подтипа Позвоночные.
- Наличие двух пар свободных конечностей.
- Местонахождение сердца на брюшной стороне.
- Развитие позвоночного столба.
- Формируется череп и челюстной аппарат.
- Головной мозг состоит из 5 отделов.
- Наши братья по классу навечно
Обрели себе железы млечные
И ещё черту вспомнить осмелюсь я
На три ряда у нас зубы делятся
И зародыш внутри развивается
Со средой всякой он не считается
Вот по этим чертам впечатляющим
Мы относимся к классу… млекопитающих
-Какие признаки класса Млекопитающие вы знаете?
- Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
- Теплокровность.
- Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
- Четырёхкамерное сердце.
- Сильно развитая кора головного мозга.
- Волосы на поверхности тела.
- Пять отделов позвоночника.
- Диафрагма (дыхательная мышца).
- Коль зародыш через плаценту питается
Подкласс плацентарный называется
- Признаки подкласса плацентарные.
- Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
- Отряд Приматы. Назовите признаки отряда?
- Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
- Ногти на пальцах.
- Одна пара сосков млечных желёз.
- Хорошо развитые ключицы.
- Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
- Рождение, как правило, одного детёныша.
Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.
- Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
- Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
- Большое число извилин на полушариях головного мозга.
- Наличие аппендикса.
- Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.
Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).
- Диплоидное число хромосом(2n).
У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.
Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.
- Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).
-Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.
Пользуемся учебником Беляева (с.222) и рисунками учебника.
Что называют рудиментами?
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.
- Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
- Волосяной покров тела.
- Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
- Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
- Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
- На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
- Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).
Что называют атавизмами?
Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.
- Некоторые люди способны двигать ушами.
- Встречаются люди с остроконечными ушами.
- Густой волосяной покров тела.
-При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.
- Добавочные соски.
Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.
Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.
- Наличие хвоста.
В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.
- Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).
А теперь перейдём к следующей группе доказательств.
Эмбриологические доказательства.
Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.
Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.
Общая схема развития зародыша.
- Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.
Сходство зародышей.
- Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.
- В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.
Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.
- Прямохождение. Вертикальное положение тела.
- Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
- Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
- Плоская грудная клетка.
- Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
- Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
- Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
- Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
Общение. Речь.
4. Рефлексия (размышление)
Учитель предлагает назвать признаки, определяющие человека к типу Хордовые, классу Млекопитающие, отряду Приматы.
Ответы учащихся: сравнительно-морфологические свидетельства (план строения тела), эмбриологические свидетельства (развитие эмбриона), физиолого-биохимические (сходства белков крови высших обезьян и человека), молекулярно-генетические (сходства ДНК).
Обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?
Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.
В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных.
При недостатке времени эту работу можно выполнить дома.
5. Закрепление.
В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.
6. Домашнее задание. Изучить §33 подготовка к ЕГЭ вариант 4
Оценки за урок.
Оценки за проект
Оценки за активную работу на уроке
Теория творения (креационизм).
Суть теории творения в том, что человека создал бог или боги. Это теория одна из самых ранних. У разных народов возникли на этот счёт свои мифы и легенды.
Например, по месопотамским мифам боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей, кровь смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.
По взглядам индусов в мире властвовал Триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.
Наиболее распространенны в мире христианские взгляды, связанные с божественным творением Земли и всего живого на Земле за 6 дней. В шестой день был создан первый человек Адам, а потом из ребра – первая женщина Ева. От них и пошли люди.
Согласно этой теории:
- никакие новые виды не появляются постепенно;
- мутации вредны для сложных организмов, не приводят ни к чему новому;
- цивилизация возникает одновременно с человеком, сложная с самого начала;
- речь возникает одновременно с человеком.
Теория внешнего вмешательства.
Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. То есть люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты этой теории предполагают:
- скрещивание иномирян с предками людей
- порождение человека разумного методами генной инженерии
- эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом
В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчёркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причём уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали, поэтому не исключается, а скорее, предполагается, и на сей раз гибель всего человечества.
Теория пространственных аномалий.
Последователи данной теории трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии – гуманоидной триады «Материя – Энергия – Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной. То есть в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному пути, запрограммированному на уровне Ауры – информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Эта теория признаёт существование определённой программы развития жизни и разума, которая на ряду со случайными факторами управляет эволюцией.
Эволюционная теория.
В теорию эволюционного развития живых организмов, в том числе и антропогенеза, большой вклад внесли Карл Линней, Жан Батист Ламарки Чарлз Дарвин, который обобщил труды своих предшественников.
Эволюционная теория предполагает, что ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян была группа древесных обезьян (дриопитеков), обитавших 25-30 млн. лет назад. Под влиянием внешних факторов и естественного отбора происходило их постепенное видоизменение. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе) и гоминид, давших начало возникновению человека. Объединить человека и высших обезьян – смелый шаг.
Остаётся только поражаться смелости и прозорливости Карла Линнея, основателя научной систематики, который в своей «Системе природы» в 10 издании описал в роде Homo (человек), кроме человека разумного, виды человек лесной (Homo sylvestris) и Человек пещерный (Homo troglodutes) под которыми подразумевал, по-видимому, шимпанзе и орангутанга.
Но Карл Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве. Ж.Б.Ламарк ещё в начале 19 в. Высказал предположение о родстве человека и орангутанга, сопроводив его спасительной оговоркой: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если бы оно не было иным».
Но эволюционная теория Ламарка успеха не имела. Лишь в 1859 г. Ч.Дарвин в конце своего труда отметил, что «свет будет пролит на происхождение человека и его историю».
Одна эта фраза вызвала и взрыв негодования церковнослужителей, и первые по настоящему научные исследования эволюции человека.
За последние 100 лет после Ч.Дарвина антропогенез усиленно изучали. Детально исследовали анатомию ныне живущих обезьян, и нашли многочисленные ископаемые останки предполагаемых предков человека. Вроде бы родословная рода Homo стала известна в деталях. Однако многие предлагаемые доказательства оказались неточными и ошибочными.
Лишь во второй половине 20 века в изучении происхождения человека, произошла настоящая революция. Для этого имелись три причины.
- В последние годы велись и ведутся массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества древних обезьян и древних людей.
- Разработаны надёжные методы определения возраста горных пород (а значит и находящихся в них останков). Эти методы основаны на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч лет, чем предполагали.
- Близость генов и обезьян стала исследоваться методами молекулярной генетики. Количественный анализ сходства генов и белков позволил по иному оценить их родство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....
Конспект урока по теме: Дикие и домашние животные (Заяц, кролик) Сравнение.
Разработка урока и презентация для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 специальный (коррекционный) класс VIII вида. Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явл...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
Урок по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"
Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"...
Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....
Тема урока: «Сравнение свойств организма человека и животных»
Презентация к уроку по теме: «Сравнение свойств организма человека и животных»Цель урока.Изучить свойства сходства и различия человека от других животных, которые также относятся к классу...