Применение естественно-научной грамотности на уроках биологии. Статья.
статья по биологии (10 класс)
В статье описаны виды заданий по естественно-научной грамотности, которые можно предложить решить обучающимся на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Васильева К.И.
учитель химии и биологии, МБОУ « СШ № 54», г. Иваново
В статье рассматриваются современные аспекты естественнонаучной грамотности, применение заданий из этой области на уроках биологии, что соответствует одной из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально – грамотных людей.
Ключевые слова: PISA, естественнонаучная грамотность, контекст, уровень познавательных действий, содержательная область, тип знания.
В настоящее время под понятием современный человек подразумевают человека, который получает качественное образование, который компетентен в интеграции знаний, умений, отношений и ценностей, который переносит предметные знания в ситуации, приближенные к жизненным, возникшие как эффект формирования знаний и умений. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA).
Рис. 1
Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством различных заданий, соответствующих требованиям PISA.
В МБОУ « СШ № 54» г. Иваново в рамках Региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности, на уроках биологии применяются различные виды заданий, которые формируют навыки применения знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям. Так, например, на уроке по изучению раздела генетики, ребятам предоставляется несколько различных заданий:
Задание №1. Найти пару символ – понятие:
Таблица № 1 Таблица № 2
Символ | |
♂ | 1 |
а | 2 |
F1 | 3 |
Х | 4 |
P | 5 |
F2 | 6 |
А | 7 |
♀ | 8 |
Определение | |
знак скрещивания | а |
рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект. | б |
гибриды второго поколения | в |
мужская особь | г |
доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян | д |
женская особь | е |
гибриды первого поколения | ж |
родительское поколение | з |
Задание № 2. Перед вами в технологической карте представлены фотографии известных личностей, их родителей и дан текст. Прошу вас внимательно рассмотреть фотографии и прочитать текст, а затем сравнить фотографии и выявить признаки наследственности (чем похожи, какие заболевания характерны для семьи.) На основании текста дать предположения о наследственных качествах, передавшихся потомкам. Предположения записать в технологической карте. (обучающимся предоставляются фотографии известных личностей и их родителей, личности могут относится к различным сферам деятельности – физики, химики, литераторы и т.д., а также дается текст, описывающий жизнь каждого).
Задание № 3. Вставить пропущенные слова в текст.
Генетика – наука о законах___________ и___________. Основателем генетики является чешский ученый ________________. Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью _____________________метода.
Материальной основой наследственности являются _________, которые являются участками молекулы ___________и определяют развитие всех ____________________организма.
Совокупность всех генов организма называется _____________. Под влиянием _____________ и условий среды формируется _________ , который представляет собой совокупность всех ______________ организма.
Благодаря заданиям, направленным на развитие естественнонаучных компетенций у школьников появляется стремление аргументировать обсуждаемые вопросы и проблемы, относящиеся к естественным наукам, в результате чего обучающийся учится объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования. На основе реализации естественнонаучной грамотности в образовании формируется продуктивная деятельность обучающихся.
Список литературы
- http://www.centeroko.ru/
- http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-podkhody/
- Киселев Ю.П., Ямщмкова Д.С. Живые системы. Естественнонаучная грамотность. Тренажер. 7 – 9 классы: Москва, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...
Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.
quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...
Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"
Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...
Методическая разработка по теме " Практическое применение Естественно- научной функциональной грамотности на уроках биологии"
Данный материал направлен пна применение ЕНФГ на уроках биологии...
Приемы формирования естественно – научной грамотности на уроках биологии в рамках подготовки учащихся к реализации международной программы на компетентность PISA"
Материал для выступления на мастер класах, конференциях, методических объединениях...
Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.
В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....