Применение естественно-научной грамотности на уроках биологии. Статья.
статья по биологии (10 класс)

Васильева Карина Игоревна

В статье описаны виды заданий по естественно-научной грамотности, которые можно предложить решить обучающимся на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Васильева К.И.

учитель химии и биологии, МБОУ « СШ № 54», г. Иваново

В статье рассматриваются современные аспекты естественнонаучной грамотности, применение заданий из этой области на уроках биологии, что соответствует одной из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально – грамотных людей.

Ключевые слова: PISA, естественнонаучная грамотность, контекст, уровень познавательных действий, содержательная область, тип знания.

В настоящее время под понятием современный человек подразумевают человека, который получает качественное образование, который компетентен в интеграции знаний, умений, отношений и ценностей, который переносит предметные знания в ситуации, приближенные к жизненным, возникшие как эффект формирования знаний и умений. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение используемое в PISA).

C:\Users\я\Desktop\2022-10-14_13-58-17.png

                                                           Рис. 1

Поэтому в современных школах необходимо уделять значительное количество времени для формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся посредством различных заданий, соответствующих требованиям PISA.  

В МБОУ « СШ № 54» г. Иваново в рамках Региональной инновационной площадки по формированию функциональной грамотности, на уроках биологии применяются различные виды заданий, которые формируют навыки применения знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям. Так, например, на уроке по изучению раздела генетики, ребятам предоставляется несколько различных заданий:

Задание №1.  Найти пару символ – понятие:

   Таблица № 1                                          Таблица № 2

Символ

1

а

2

F1

3

Х

4

P

5

F2

6

А

7

8

Определение

знак скрещивания

а

рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в конспект.

б

гибриды второго поколения

в

мужская особь

г

доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

д

женская особь

е

гибриды первого поколения

ж

родительское поколение

з

        Задание № 2.  Перед вами в технологической карте представлены фотографии известных личностей, их родителей и дан текст. Прошу вас внимательно рассмотреть фотографии и прочитать текст, а затем сравнить фотографии и выявить признаки наследственности (чем похожи, какие заболевания характерны для семьи.) На основании текста дать предположения о наследственных качествах, передавшихся потомкам. Предположения записать в технологической карте. (обучающимся предоставляются фотографии известных личностей и их родителей, личности могут относится к различным сферам деятельности – физики, химики, литераторы и т.д., а также дается текст, описывающий жизнь каждого).

        Задание № 3. Вставить пропущенные слова в текст.

Генетика – наука о законах___________ и___________. Основателем генетики является чешский ученый ________________. Основные закономерности наследования признаков были установлены им с помощью _____________________метода.

Материальной основой наследственности являются _________, которые являются участками молекулы ___________и определяют развитие всех ____________________организма.

Совокупность всех генов организма называется _____________. Под влиянием _____________   и условий среды формируется _________ , который представляет собой совокупность всех ______________ организма.

Благодаря заданиям, направленным на развитие естественнонаучных компетенций у школьников появляется стремление аргументировать обсуждаемые вопросы и проблемы, относящиеся к естественным наукам, в результате чего обучающийся учится объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования. На основе реализации естественнонаучной грамотности в образовании формируется продуктивная деятельность обучающихся.

Список литературы

  1. http://www.centeroko.ru/
  2. http://skiv.instrao.ru/content/board1/obshchie-podkhody/
  3. Киселев Ю.П., Ямщмкова Д.С. Живые системы. Естественнонаучная грамотность. Тренажер. 7 – 9 классы: Москва, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

laquo; … Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дал...

Основные подходы к формированию естественно-научной грамотности на уроках биологии.

quot;мир уже вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то что они знают." А. Шляйхер...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Формирование естественно научной грамотности на уроках биологии и химии.

В статье рассмотрена естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности....