Естественно-научная функциональная грамотность на уроках английского языка (реферат)
материал по английскому языку
l
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno-nauchnaya_gramotnost_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Древние греки ещё не умели так красиво и заумно формулировать и не знали, что «то, что пригодится детям, когда они вырастут», много веков спустя, их далёкие потомки назовут термином «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Это - ни что иное, как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Между прочим, термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это, прежде всего, умение работать с информацией. А информации вокруг нас с каждым годом становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Соответственно, функциональная грамотность школьников становится важным показателем качества образования и определённым залогом их дальнейшего жизненного благополучия.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Так как уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества, то, соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню развития естественно-научной грамотности выпускника школы.
В исследованиях PISA естественно-научная грамотность определяется как «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественно-научными идеями». Естественно-научная грамотность – важнейшая составляющая эколого-гражданского развития личности учащегося школы. Популяризация науки необходима школьникам, для многих из которых она может стать мотивом к учёбе и ориентиром при выборе профессии. Популяризация науки необходима учителям, поскольку позволяет им постоянно обогащать и насыщать уроки и внеурочные занятия новыми интересными фактами и данными.
Изучение иностранных языков является неотъемлемой составляющей образованного человека. Язык – это средство общения. Для успешной коммуникации необходимо знать не только, как говорить, т.е., грамматические и фонетические правила, но, в первую очередь, надо знать и понимать, что говорить, т.е., необходимо знать слова. Но знать их нужно не просто на уровне «здравствуйте – до свидания». Для полноценного владения языком, как средством, необходимо обладать знаниями разных областей: будь то литература или математика, география или биология, физика или химия. Но сегодня мы подробнее останавливаемся на аспектах естественно-научного цикла.
В нашей школе реализуется УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, и В.Эванс), который предлагает множество тем и целых разделов, где рассматриваются те или иные физические явления, химические процессы, географические особенности стран, растения, животные и человек.
К примеру, экологическое образование, как часть естественно-научной грамотности, осуществляется здесь последовательно на трёх этапах.
Первый этап – начальная школа (2-4 классы). Именно в этот период дети особенно эмоциональны, чувствительны и открыты общению с живой природой. На этом этапе закладываются основы экологической культуры. Это также этап формирования познавательного и нравственного отношения к природе. Возможность включения элементов экологического воспитания предоставляется авторами УМК на этом этапе через введение соответствующей лексики, т.е. формирование базового словаря (названия животных, времён года и т.д.)
Так, например, в учебнике 4 класса героями комиксов наряду с людьми являются и животные. Учащиеся получают советы по правильному уходу за домашними животными, учатся доброму, гуманному отношению к братьям нашим меньшим (Module 3), знакомятся с многообразием животного мира и правилами поведения в зоопарке (Module 4). Особую роль на этом этапе занимают песни, стихи и рифмовки о животных.
Второй этап – это основная школа (5-9 классы), где формируется система основных экологических понятий, умений рационального использования природы, навыков компетентного поведения в природе, осознания роли человека в жизни планеты и родного края.
Например, в 6 классе учащиеся получают представление о планете Земля (Module 1), учатся вести беседу о погоде (Modules 2, 10), знакомятся с растениями (Module 3) и уникальными природными объектами ( Module 10), осваивают правила активного отдыха на природе (Modules 4, 8), анализируют проблемы окружающей среды в своём микрорайоне и пытаются найти пути их решения (Module 8), знакомятся с навыками правильного питания (Module 9).
Третий этап – старшая школа (10-11 классы). На этом этапе углубляются экологические знания, обсуждаются и анализируются глобальные и региональные проблемы природопользования, ведётся поиск их решений
Возьмём, для примера, учебник 10 класса. Здесь учащиеся знакомятся с процессом переработки отходов и осознают необходимость их сортировки (Module 1), осваивают правила сохранения и поддержания чистоты воздуха в помещении (Module 2), расширяют список животных, находящихся под угрозой исчезновения (Module 3), учатся экономить природные ресурсы и сохранять уникальные природные объекты (Modules 4,5,7,8), продолжают знакомство с навыками правильного питания, узнают о способах рационального землепользования (Module 6).
При изучении тем, связанных с естественно-научными предметами, бывает, приходится сталкиваться с тем, что дети, уже изучив данную тему непосредственно на уроках естественно-научного цикла, не помнят сути вопроса, а во время работы на уроке английского языка начинают вспоминать забытое, и, на этапе рефлексии, говорят, что урок был полезен не только с точки зрения изучения языка, но и для повторения других предметов.
Также, часто термины, используемые на уроках естественно-научного цикла, имеют однокоренные слова в английском языке, и, при их повторении, облегчается запоминание подобных терминов. Например, в биологии, консумент от латинского consumo, в английском – consume (потреблять), consumer (потребитель).
Итак, какие же приёмы работы могут использоваться на уроках АЯ для формирования навыков естественно-научной грамотности?
Во-первых, это работа с учебником или дополнительными источниками, т.е. чтение текстов. Это, несомненно, помогает освежить в памяти имеющиеся знания, а также взглянуть на них с другой стороны: не как на изучение науки, а как на интересные факты, поскольку большинство текстов написано в научно-популярном стиле.
Во-вторых, это просмотр видео, обсуждение увиденного. Независимо от возраста учащихся, от образа их мышления, наглядность всегда вызывает большой интерес. Так, например, в 8 классе при изучении темы Natural Disasters (Стихийные бедствия) можно предложить учащимся просмотр короткого видео о том, как проходит извержение вулкана. В 10 классе можно продемонстрировать видео про обитателей тропических лесов, что очень наглядно и способно вызвать интерес.
В-третьих, это презентации и доклады, подготовленные самими учениками. Польза данного задания очевидна: при подготовке ученику нужно найти дополнительную информацию, глубже вникнуть в проблему.
Например, в 5 классе, после прочтения текста про насекомых, можно предложить детям выбрать одно насекомое и подготовить про него рассказ и иллюстрации к нему.
В 7 классе при изучении темы Food Chain (Пищевые цепи) можно попросить детей нарисовать пример пищевой цепи и прокомментировать схему.
В-четвёртых, это проекты: от краткосрочных (проведённых на оном уроке) до долгосрочных (занимающих до нескольких недель).
Так, в 7 классе в рамках изучения темы Ecology (Экология) моно предложить такое задание. Учащиеся делятся на три группы, обсуждают то, как обычные люди могут уменьшить загрязнение воздуха, воды, почвы, рисуют плакаты, готовят презентацию своего проекта и выступают перед остальными.
В связи с этим можно сказать, что иностранный язык является универсальным предметом, при изучении которого волей-неволей приходится обращаться к знаниям, полученным при изучении других предметов, а при их отсутствии – восполнять пробелы. На основании вышеизложенного можно утверждать, что через уроки английского языка можно и нужно прививать интерес учащихся к изучению естественных наук и, соответственно, формировать основы естественно-научной функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...
Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
«Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
laquo;Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» ...
Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"
Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...