Технологическая карта урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет Биология
Класс 8в
Тема урока «Витамины и их роль на организм человека»
Тип урока: урок усвоения новых знаний и видов учебных действий с элементами проблемного обучения и практической работы.
Цель: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний о витаминах и их биологической роли в жизни человека через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: применять биологические термины и понятия; различать биологически активные вещества, выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; проводить простейшие исследования и объяснять их результаты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
Метапредметные: формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный биологический эксперимент; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи.
Личностные: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; принятие решения в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.
Технологии:
ИКТ технология;
Технология проблемного обучения;
Технология развития критического мышления;
Здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы:
словесный (сообщения учащихся)
проблемный
репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы
исследовательский- проведение эксперимента
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Мотивация 1 мин | Слайд 1. Слайд 2. Кто такие альпинисты? Какая связь между вами и альпинистами? Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами поднимемся вверх, в горы. И я уверена, покорим новую высоту. Для покорения вершин нужна сноровка, Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных горы допускают, и к себе зовут. Ребята, у каждого из вас лежат оценочные листы. Выполняя каждое задание вы в них отмечаете результаты своей деятельности. Напишите на них свою фамилию и имя. | Слушают, настраиваются на деятельность Ответ: альпинисты-люди, которые покоряют вершины гор. Связь в том, что альпинисты и мы стараемся идти вверх к вершинам знаний. | готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры | ||
Актуализация учебной деятельности 5 мин | Ребята, послушайте одну информацию из истории мореплавания. Слайд 3. Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Больные моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Недостаток каких веществ спровоцировал тяжёлое заболевание у моряков? Тема нашего сегодняшнего урока… Слайд 4. Цель нашего урока… Мы часто слишим о витаминах разную информацию: Слайд 5. -Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. -В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. -Витамины нужно принимать только зимой и весной. -Их недостаток может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где вымысел, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. | Отвечают (витамины) Отвечают (получить как можно больше информации о витаминах) Ученики отвечают, используя свои знания.(учитель не корректирует их ответы) | устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. | высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; | применять биологические термины и понятия; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать |
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний 5 мин | -Что такое витамины? - Давайте познакомимся с историей открытия этих веществ. Слайд 6, затем 7.
-Витамины – это различные органические соединения, которые в небольшом количестве поступают в организм человека с пищей. Значение витаминов для жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. Слайд 8. В настоящее время известно несколько десятков витаминов. Большинство их не синтезируется в организме человека. Возможно, что в процессе эволюции человек утратил необходимые для синтеза витаминов ферментные системы, поскольку, находясь в тесном контакте с природой, получал огромные дозы витаминов с пищей. Данные вещества обозначают большими латинскими буквами. | Сообщение обучающихся о витаминах | Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. | знать определение понятия витамины; - находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма - убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ. | |
Освоение новых знаний 15 мин | Чтобы поближе познакомиться с витаминами, я вам предложу работу с кейсами (Приложение 1) Отвечаем на вопросы: 1.Почему витамины нужно получать в определенной дозировке? 2. Как восполнить недостаток витаминов в организме? 3. Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты? 4. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? Подводя итог вашей работы, давайте обозначим основные функции витаминов. -Запишите функции в тетради. Слайд 9. Используя полученные знания, я предлагаю вам выполнить задание с платформы МЭО https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/42/topic/2995/lesson/6584 | Заполняют в тетрадях таблицу, предварительно прочитав текст, отвечают на вопросы. Каждая группа обучающихся работает со своим заданием (всего 4 группы). Затем представитель каждой группы рассказывает о «своем витамине», используя таблицу. Перечисляют функции Выполняют интерактивное задание на экране | Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ | высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; | Уметь выявлять важную информацию из данных источников; учатся анализировать, сравнивать, обобщать |
Пробное учебное действие 7 мин | Слайд 10
Задание а. Определите по предложенным для анализа картинам потребность нашего организма в витаминах, в соответствии с определенным временем года. Задание б. Представив себя художником, создайте свой автопортрет или картину из тех продуктов питания, которые вы употребляете в пищу в зимний период времени. 2.Давайте с вами решим задачу Слайд 11. В 100 г крупы содержится 0,24 мг витамина В1. | Сравнивают изображение, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Решают задачу, рассуждают. Ответ(10 тарелок каши) | выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество | высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное. | подбирать критерии для сравнения объектов; установления причинно-следственных связей, моделирование, поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Пробное учебное действие 7 мин | Только ли в продуктах растительного происхождения содержатся витамины? Слайд 12. Предлагаю вам провести эксперименты, доказывающие или опровергающие наличие витаминов в продуктах. Напоминаю вам о правилах техники безопасности при работе со стеклянной посудой и химическими веществами, которые у вас на столах. (Приложение 3) Слайд 13 Задание «Корзина здоровья». Перед вами «корзина здоровья» распределите продукты, фрукты, овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке. Ребята, есть вещества, которые мешают усвоению витаминов, Слайд 14. мы их видим на слайде. | Ответ: также витамины есть в продуктах животного происхождения. В аптеках можно приобрести готовые препараты разных витаминов. Проводят эксперименты в группах, делают выводы (Витамины содержатся не только в растительной, но и животной пище). Ученики по одному выбирают себе продукт с содержанием того витамина, который они изучили (работа в группе). | выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; выделять главное. | построение логической цепи рассуждения |
Самопроверка 3 мин | Слайд 15. Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Что вы узнали на уроке? Каждый человек должен следить за своим здоровьем. Давайте вместе с вами сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. Итак, каким должен быть состав полноценной пищи? |
5.При недостатке витаминов могут развиться заболевания. Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь. -Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной. -Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Больше времени бывать на улице. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача. -Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача. -Не злоупотреблять витаминами. Ответы: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. | оценивание усваиваемого содержания; умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; выделять главное. | построение логической цепи рассуждения, учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Рефлексия учебной деятельности 2 мин | Ребята, можете ли вы с уверенностью сказать: -Я могу дать определение… - Теперь я знаю, что… -Что тебе показалось самым удачным, интересным? Слайд 16 - Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса. -Что вам показалось сложным? Слайд 17. Закончить сегодняшний урок мне хочется этими строками… В жизни нам необходимо Очень много витаминов, Всех сейчас не перечесть. Нужно нам побольше есть Мясо, овощи и фрукты- Натуральные продукты! | Дети дают ответы | формирование личностного самоопределения | учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя. | |
Домашнее задание | п.31; задание с платформы МЭО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...