рабочая программа "юные биологи"
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить:
-формирование биологической и экологической грамотности;
-расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
-представление о человеке как биосоциальном существе;
-развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Рабочая программа кружка по биологии в 6 классе составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от «29» декабря 2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897.
- Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, учебный план .
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).
- Воспитательной программе .
2. Общая характеристика учебного курса
Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 6 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Вклад курса в достижение целей основного общего образования
Биологические знания в основной школе представляют собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Цель работы: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся при изучении природы Ярославской области, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- осознание и усвоение тем, которые наиболее трудно запоминаются обучающимися;
- развитие личностных качеств учащихся, направленных на «умение учиться»;
- расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды
- изучение природных объектов
- развитие познавательного интереса учащихся к природе;
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Для реализации данной программы «Юные биологи» определяется нормативный срок – 1 год.
В соответствии с воспитательнеым планом МБОУ СШ № 25 программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
4. Планируемые результаты
Личностные результаты
1. представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
2.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;
8. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
9. способность к эмоциональному восприятию биологических объектов, задач, решений, рассуждений.
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
11.наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных биологических задач;
- умение определять биологические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), видеть различные стратегии решения задач и делать выводы;
- формирование межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:
-овладение обучающимися основами читательской компетенции;
-приобретение навыков работы с информацией;
-участие в проектной деятельности.
Предметные результаты
- Выделять существенные признаки строения растений.
- Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.
- Объяснять роль различных растений в жизни человека.
- Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания культурных растений.
- Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
- Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация).
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.
- Содержание и тематическое планирование
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение и др.. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий, мини-проектов и т.д..
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
- выявить уровень знаний учащихся по биологии;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы и т.п.. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Тематическое планирование
№ | Название раздела: | Кол-во часов: | ИКТ-компетентность | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | Биологические исследования: |
1 | Введение | 2 | проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве. | получить первичные навыки деления исследовательского текста на Вводную, Центральную и Заключительную части; обучить навыкам выделения в тексте или речевых высказываниях биологических фактов; обучить написанию связного текста аналитического характера; обучить тесному увязыванию вывода по этапу исследования с поставленной на этом этапе задачей. | |
2 | Жизненные формы и экологические группы растений | 10 | 5 | ||
3 | Деревья и кустарники | 7 | 2 | ||
4 | Основные систематические группы травянистых растений | 12 | 5 | ||
5 | Редкие и охраняемые растения | 4 | 1 | ||
Итого | 34 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы, биологические исследования: | Дата план | Дата факт |
1. | Раздел 1. Введение Проблемы сохранения биоразнообразия | ||
2. | Биоразнообразие природы | ||
3. | Раздел 2. Жизненные формы и экологические группы растений Жизненные формы и экологические группы растений БИ № 1: Знакомство с жизненными формами и экологическими группами растений, грибов, лишайников | ||
4. | Жизненные формы растений и экологические группы растений леса | ||
5. | БИ №2: Определение по гербарию жизненных форм растений леса | ||
6. | Жизненные формы растений лугов и полей | ||
7. | БИ №3:определение по гербарию жизненных форм растений лугов и полей | ||
8. | Жизненные формы растений водоемов | ||
9. | БИ № 4: определение жизненных форм растений водоемов | ||
10. | Жизненные формы растений болот | ||
11. | БИ № 5: Определение по гербарию жизненных форм растений болот | ||
12- 13. | Раздел 3. Деревья и кустарники Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников Экскурсия: Деревья и кустарники вокруг нашей школы. | ||
14- 15. | Голосеменные растения БИ № 6: Определение по гербарию видов и экологических групп голосеменных | ||
16-17. | Лиственные деревья и кустарники БИ № 7: Определение по гербарию видов и экологических групп лиственных | ||
18. | Экскурсия: Деревья и кустарники парков и скверов | ||
19. | Раздел 4. Основные систематические группы травянистых растений Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек | ||
20. | Семейства класса Двудольных: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные | ||
21. | БИ № 8: Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные | ||
22. | БИ № 9: Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые | ||
23. | БИ № 10: Характеристика и определение по определителям растений семейства Крестоцветные | ||
24. | Семейства класса Однодольных: лилейные, злаковые | ||
25. | БИ № 11: Характеристика и определение по определителям растений семейства Лилейные и Луковые | ||
26. | БИ № 12: Характеристика и определение по определителям растений семейства Злаковые | ||
27. | Искусственные растительные сообщества. Декоративные и культурные растения. | ||
28. | Лекарственные и ядовитые растения | ||
29- 30. | Защита проектов (презентаций): Виртуальный гербарий | ||
31. | Раздел 5. Редкие и охраняемые растения Изменения в природных сообществах под воздействием человека. Лимитирующие факторы и меры по охране растений | ||
32. | Основные категории растений: исчезнувшие, уязвимые виды, редкие, виды с неопределенным статусом. | ||
33. | История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий: Дарвинский заповедник, природные памятники, нац.парки, заказники | ||
34. | БИ № 13: Определение и описание редких и охраняемых растений |
6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Библиотечный фонд для учителя:
- Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
- Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
- Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя
Библиотечный фонд для учеников:
- Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
- Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
- Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
- Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся
- Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе
- Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов
- Морис Р..Тайны живой природы.
Наглядные пособия:
- натуральные живые пособия: растения, животные;
- гербарии; коллекции насекомых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы;
- микроскопы;
- готовые микропрепараты.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
- Диск «Звуки живой природы»
- Диск «Биологические исследования»
- Диск «Природа России»
- Фильм «Многообразие растительного мира»
- Фильм «Природа в разное время года»
- Фильм «Бережем природу»
- Презентация «Звери и растения нашего края».
- Презентация «Красная книга Ярославской области»
Учебные пособия:
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС / Пасечник В. В., 2018.
8. Планируемые результаты
Обучающиеся должны уметь:
- называть растения и их роль в жизни человека;
- перечислять особенности растений, грибов и лишайников
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- наблюдать и оценивать явления природы;
- выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
- моделировать правильное поведение на природе;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...