Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «биология»
Параллель (класс) 9
Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии
Адресат
Курс рекомендован учащимся 9 класса.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Программа составлена на основе:
· Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов.
· Примерной программы основного общего образования и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с., полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «биология»
Параллель (класс) 9
Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии
Адресат
Курс рекомендован учащимся 9 класса.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Программа составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов.
- При мерной программы основного общего образования и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с., полностью отражающей содержа ние примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать
- Царства живой природы. Признаки живого. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.
- Клетка – единица строения всех живых организмов.
- Химический состав живой клетки.
- Особенности строения и жизнедеятельности клеток животных.
- Деление клетки.
- Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.
- Особенности строения и функции основных тканей животных.
- Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.
- Рассматривание микрообъектов в микроскоп.
- Строение и жизнедеятельность живого организма;
- Признаки организма: клеточное строение, постоянство химического состава, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.
- Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных животных.
- Гетеротрофный способ питания.
- Организмы – паразиты.
- Одноклеточные животные – возбудители заболеваний животных и человека.
- Регуляция процессов жизнедеятельности.
- Поведение животных.
- Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организма.
- Связь организма животных со средой обитания.
- Роль животных в жизни и хозяйственной деятельности человека.
- Биологические основы разведения сельскохозяйственных животных.
- Охрана животных.
- Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности животных.
- Взаимосвязь организма и среды.
- Среды обитания животных.
- Приспособленность к среде обитания.
- Экологические факторы.
- Изменения среды обитания животных под воздействием антропогенного фактора.
- Меры охраны среды обитания животных.
- Наблюдения в природе.
- Природные и искусственные сообщества.
- Понятие о природном сообществе.
- Понятие о виде, популяции как структурной единице вида.
- Цепи питания.
- Организмы – продуценты, консументы, редуценты.
- Круговорот веществ.
- Изменения природных сообществ под влиянием деятельности человека.
- Охрана видов животных и природных сообществ.
- Многообразие живых организмов. Классификация животных и эволюционное учение.
- Царства живой природы.
- Основные таксономические единицы в царстве животных.
- Классификация животных.
- Основные признаки царства, подцарств, типов, классов, отрядов, семейств, видов.
- Усложнение животных в процессе эволюции.
- Доказательства эволюции.
- Породы животных, причины их многообразия.
- Роль животных в природе и народном хозяйстве.
- Сохранение генофонда животного мира.
- Наблюдение.
Уметь:
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования условия их содержания;
- о видах, популяциях /природных сообществах для обоснования мер их охраны.
- Сравнивать:
- царства живой природы;
- строение и функции клеток животных с клетками растений, бактерий, грибов.
- ткани животных и растений;
- типы животных, классы хордовых;
- природные и искусственные сообщества.
- Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни животных;
- взаимоотношения и поведение животных.
Узнавать:
- ткани животных на микропрепаратах;
- органы, системы органов на таблицах и рисунках;
- наиболее распространенные виды животных своего региона, домашних животных.
Делать выводы:
- о клеточном строении животных;
- о единстве органического мира;
- об историческом развитии животного мира;
- о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов, систем органов.
Соблюдать правила:
- работы с микроскопом при рассматривании микропрепаратов;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов по изучению поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе.
Формы организации учебного процесса
Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
При вы полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Практические работы
№ | Название практической работы |
1. | Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений. |
2 | Сравнение строения растительной и животной клеток. |
3. | Изучение тканей растений и животных. |
4. | Отработка приемов вегетативного размножения растений. |
5. | Влияние длины светового дня на развитие растений. |
6. | Изучение ненаследственной изменчивости у листьев комнатных растений. |
7. | Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе. |
8. | Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме. |
9. | Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы). |
Итого: 9 практических работ |
Нумерация практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени боль шинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические ра боты, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.)
Объем и сроки изучения
Программа общим объемом 68 часов (2 часа в неделю) изучается в течение 1 учебного года.
Содержание программы
Содержание программы соответствует Программе основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /
Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 2-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2009. -288 с.
а также методических пособий для учителя:
- Учебник. 9 класс Биология. Основы общей биологии. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Рабочая тетрадь (2 части). – М.: Вентана-Граф, 2010.
- О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. Биология. Биология в основной школе. 9-ый класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010.
- Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2000.
- Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.
- Т.С.Сухова, В.С. Кучменко. Биология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- В.С Кучменко, В.В. Пасечник. Задания и вопросы с ответами и решениями. Школьная олимпиада. Учебно-методическое пособие по биологии. - М.: АСТ* Астрель, 2009.
- В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Электронный атлас для школьника. Основы общей биологии. CD-R. Интерактивная линия, 2008.
- Электронные уроки и тесты. Биология. CD-R. Просвещение, 2007.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Биология» 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний. | Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. | Давать определение термину биология. Приводить примеры диффе ренциации и интеграции биоло гических наук. Перечислять значение дости жений биологии в различных сферах человеческой деятель ности; методы научного исследования. Выделять предмет изучения бирлогии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формули ровать определение основ ных понятий. Объяснять роль биологии в современном обществе. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение био логических знаний в современ ном обществе возрастает. Описывать этапы научного ис следования. Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формули ровать определение основ ных понятий. Выделять область применения методов исследования в биоло гии. Предлагать методы исследо вания для конкретных ситуаций. | Введение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Живые системы – объект изучения биологии | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Живые системы – объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост и развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого. | Введение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Живые системы: клетка, организм (25 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Химический состав живого (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Химические элементы, составляющие живые системы. ПР №1. Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений. | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, | Приводить примеры биопо лимеров. Называть: >процессы, происходящие на молекулярном уровне; >уровни организации жизни и элементы, образующие уро вень. .Определять принадлежность биологических объектов к уров ню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность прин ципа организации биополиме ров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углево ды и липиды являются биопо лимерами только в клетке. | ПР №1. Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений. | П. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Неорганические вещества – компоненты живого | 1 | Комбинированный урок | П. 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Органические вещества. Углеводы | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры ве ществ, относящихся к углево дам Называть: >органические вещества клет ки; >клетки, ткани, органы, бога тые углеводами. Характеризовать: > биологическую роль углево дов; Классифицировать углево ды по группам | П. 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Белки | 1 | Комбинированный урок | Называть продукты, богатые белками. Узнавать ~пространственную структуру молекулы белка. Называть: >связь, образующую первич ную структуру белка; >вещество - мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации бел ковой молекулы. Юписывать механизм дена турации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные. Называть функции белков. Описывать проявление строи тельной, регуляторной и энер гетической функций органиче ских веществ. Давать определение основ ным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многооб разия функций белков. Характеризовать проявле ние функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии. | П. 4 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Нуклеиновые кислоты | 1 | Комбинированный урок | Давать полное название нук леиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: >нахождение молекулы ДНК в клетке; >мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение моле кул ДНК и РНК. | П. 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Липиды. АТФ | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Называть: >органические вещества клет ки; >клетки, ткани, органы, бога тые липидамию Характеризовать: >биологическую роль лип Называть структурные компо ненты и функцию АТФ. Описывать механизм осво бождения и выделения энергии. Приводить примеры жиро растворимых и водораствори мых витаминов. Объяснять, почему связи ме жду остатками фосфорной ки слоты называются макроэрги- ческими. Характеризовать: > биологическую роль АТФ; >роль витаминов в организме. | П. 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Зачет по теме «Химический состав живого» | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Фотосинтез. Энергетический обмен. Биосинтез РНК и белка | Приводить примеры орга низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:
Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках зна чение термина теория. Объяснять общность проис хождения растений и животных. Доказывать, что клетка - жи вая структура. | П. 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Структура клетки. ПР №2. Сравнение строения растительной и животной клеток. ПР №3. Изучение тканей растений и животных. | 1 | Комбинированный урок | Распознавать и описывать на таблицах клеточную мем брану. Называть: >способы проникновения ве ществ в клетку; >функции клеточной мембра ны. Описывать строение клеточ ной мембраны. Характеризовать функции клеточной мембраны. Прогнозировать последст вия удаления различных орга ноидов из клетки Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Отличать по строению шеро ховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последст вия удаления различных орга ноидов из клетки. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Отличать по строению шеро ховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последст вия удаления различных орга ноидов из клетки. | ПР №2. Сравнение строения растительной и животной клеток. ПР №3. Изучение тканей растений и животных. | П. 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты | 1 | Комбинированный урок | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строе ние ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте опреде лений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм обра зования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в га метах и в соматических клет ках. Давать определение терми ну прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прока риот и эукариот. Распознавать по немому ри сунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описы вать особенности клеток бак терий. Описывать по таблице: >строение клеток прокариот; >механизм процесса спорооб разования у бактерий. Сравнивать, строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого срав нения. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. Использовать практическую работу для доказательства вы двигаемых предположений о родстве и единстве живой при роды. | П. 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем | 1 | Комбинированный урок | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: >этапы обмена веществ в ор ганизме; >роль АТФ и ферментов в об мене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассими ляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиля ция и диссимиляция - состав ные части обмена веществ. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | П. 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Фотосинтез | 1 | Комбинированный урок | Давать определение терми нам питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: >органы растения, где проис ходит фотосинтез; >роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фо тосинтеза. Сравнивать процессы фото синтеза и хемосинтеза. | П. 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Обеспечение клетки энергией | 1 | Комбинированный урок | Жизненный цикл клеток. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток. | Дать определение понятию диссимиляция Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссими ляции. Называть: > вещества - источники энер гии; >продукты реакций этапов об мена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. | П. 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Синтез РНК и белка | 1 | Комбинированный урок | Давать определение терми нам ассимиляция, ген. Называть: >свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосин тезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс крипция, трансляция Объяснять сущность генети ческого кода. Описывать процесс биосин теза белка по схеме. Характёризовать:
механизм трансляции. Составлять схему реализа ции наследственной информа ции в процессе биосинтеза белка. | П. 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Митоз | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры деления юпетки у различных организмов. Называть >процессы, составляющие жизненный цикл клетки; . >фазы митотического цикла. Описывать процессы, проис ходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | П. 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Мейоз | 1 | Урок проверки знаний | Узнавать и описывать по ри сунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности беспо лого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: >биологическое значение поло вого размножения; >сущность и биологическое зна чение оплодотворения; > причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Ин тернета для составления справки о генетических заболе ваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. Объяснять эволюционное пре имущество полового размноже ния. | П. 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Зачет по теме «Строение и функции клетки» | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Организм – целостная систем (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Вирусы – неклеточная форма жизни | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы – бактериофаги. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | Давать определение терми ну паразит. Перечислять признаки живо го. Приводить примеры заболе ваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития ви руса. Выделять особенности строе ния вирусов. Доказывать-. >что вирусы - это живые орга низмы; >что вирусы - внутриклеточ ные паразиты. | П. 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Одноклеточные и многоклеточные организмы | 1 | Комбинированный урок | П. 17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Размножение организмов. Бесполое размножение. ПР №4. Отработка приемов вегетативного размножения растений. | 1 | Комбинированный урок | Дать определение понятию размножение. Называть: > основные формы размноже ния; >виды полового и бесполого размножения; >способы вегетативного раз множения растений. Приводить примеры растений и животных с различными фор мами и видами размножения. Характеризовать сущность | ПР №4. Отработка приемов вегетативного размножения растений. | П. 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных | 1 | Комбинированный урок | Узнавать и описывать по ри сунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности беспо лого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: >биологическое значение поло вого размножения; >сущность и биологическое зна чение оплодотворения; > причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Ин тернета для составления справки о генетических заболе ваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. Объяснять эволюционное пре имущество полового размноже ния. | П. 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Двойное оплодотворение у цветковых растений | 1 | Комбинированный урок | П. 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Индивидуальное развитие организмов | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Биологические ритмы. Фотопериодизм. | Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: >сущность эмбрионального пе риода развития организмов; >роста организма. Называть: >начало и окончание постэм бриональное развития; >виды постэмбрионального раз вития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развити ем. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое зна чение непрямого постэмбрио нального развития. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Объяснять, чем развитие от личается от роста. | П. 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Организм и среда его обитания. ПР №5. Влияние длины светового дня на развитие растений. | 1 | Комбинированный урок | Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие ор ганизмов; >факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вред ных привычек (курение, алкого лизм, наркомания). | ПР №5. Влияние длины светового дня на развитие растений. | П. 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Зачет по теме «Организм – целостная система» | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (11 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (6 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Основные понятия генетики | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип. | Давать определения поня тиям генетика, ген, генотип, фено тип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. | П. 23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Моногибридное скрещивание. Закон доминирования | 1 | Комбинированный урок | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. | Приводить примеры доми нантных и рецессивных призна ков. Воспроизводить формулиров ки правила единообразия и пра вила расщепления. Описывать механизм проявле ния закономерностей моногиб ридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моно гибридном скрещивании. Составлять схему моногиб ридного скрещивания. Определять: >по фенотипу генотип и, наобо рот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероят ность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридо логического метода Г.Менделя. | П. 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании | 1 | Комбинированный урок | Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании. | Описывать механизм проявле ния закономерностей дигибрид- ного скрещивания. Называть условия закона неза висимого наследования. Анализировать: >содержание определений ос новных понятий; >схему дигибридного скрещива ния. . Составлять схему дигибрид ного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и гено типов, вероятность проявления признака в потомстве. | П. 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола организмов | 1 | Комбинированный урок | Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов. | Давать определение терми нам гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины переком бинации признаков при сцеплен ном наследовании. Давать определение термину аутосомы. Называть: >типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хро мосом у человека и у дрозофи лы. Объяснять причину соотноше ния полов 1:1. Приводить примеры наслед ственных заболеваний, сцеплен ных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и гено типов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетиче ские задачи. | П. 26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Формы изменчивости организмов. ПР №6. Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений. | 1 | Комбинированный урок | Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости. | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: >ненаследственной изменчиво сти (модификаций); > нормы реакции признаков; Зависимости проявления нор мы реакции от условий окру жающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие феноти пов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модифика- ционную изменчивость. Давать определение терми нам изменчивость. Называть: >основные формы изменчиво сти; > вещество, обеспечивающее явление наследственности; >биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчи вость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мута ций. Называть: -виды наследственной измен чивости; >уровни изменения генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Выявлять и описывать раз ные формы изменчивости орга низмов (наследственную и нена следственную). Характеризовать виды мутаций. | ПР №6. Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений. | П. 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Зачет по теме «Основы наследственности и изменчивости» | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Генетика и медицина | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение. | П. 28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Генетика и селекция | 1 | Комбинированный урок | Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. | Называть практическое значе ние генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития се лекции. Объяснять: >причину совпадения центров многообразия культурных расте ний, с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов; > роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | П. 29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Исходный материал для селекции. Искусственный отбор | 1 | Комбинированный урок | Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов. | Давать определения поняти ям порода, сорт, биотехноло гия, штамм, Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: >пород животных и сортов куль турных растений; Использования микроорганиз мов в микробиологической про мышленности. Характеризовать методы се лекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности лю дей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного произ водства, медицинской, микро биологической и других отрас лей промышленности. Проводить самостоятель ный поиск биологической ин формации в тексте учебника, в биологических словарях и спра вочниках значения биологиче ских терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | П. 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Многообразие методов селекции | 1 | Комбинированный урок | Достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции. | П. 31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Зачет по теме «Генетика» | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (13 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Популяции (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Основные свойства популяций | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Основные свойства популяции как надорганизменной системы. | Называть признаки популяций. Приводить примеры практиче ского значения изучения популя ций. Анализировать содержание определения понятия - популя ция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учеб ника в графическую модель по- пуляционной структуры вида. | П. 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Возрастная и половая структуры популяции | 1 | Комбинированный урок | Половая и возрастная структура популяции. | П. 33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Изменение численности популяций | 1 | Комбинированный урок | Изменение численности популяций. Сохранение пищевых связей и из роль в обществе. | П. 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Зачет по теме «Популяции» | 1 | Комбинированный урок | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Биологические сообщества (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Биоценоз, его структура и устойчивость | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естест венных и искусственных сооб ществ. Называть-. >предмет изучения экологии; >компоненты биогеоценоза; >признаки. биологического объекта - популяции; > показатели структуры популя ций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); >свойства экосистемы. Изучать процессы, происходя щие в популяции. | П. 35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Разнообразие биотических связей в сообществе. ПР №7. Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе. | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | Приводить примеры жизнен ных форм растений, водных и наземных животных. Называть факторы, опреде ляющие видовое разнообразие. Характеризовать: >структуру наземных и водных экосистем; >роль производителей, потреби телей, разрушителей органиче ских веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчиво сти экосистемы. | ПР №7. Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе. | П. 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Структура пищевых связей и их роль в сообществе | 1 | Комбинированный урок | Структура пищевых связей и из роль в сообществе. | Давать определение терми нам автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организ мов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление пере вернутой пирамиды численно сти. Узнавать по немому рисунку компоненты пирамиды числен ности. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль орга низмов (производителей, потре бителей, разрушителей органи ческих веществ) в потоке ве ществ и энергии. Определять соотношение чис ленности организмов разных трофических уровней по рисунку. Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. Использовать правило 10% для расчета потребности орга низма в веществе. | П. 37 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Роль конкуренции в сообществе | 1 | Комбинированный урок | Конкуренция | П. 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Экосистемы (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Организация экосистем. ПР №8. Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме. | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. | Называть вещества, исполь зуемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: >биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; >проявление физико- химического воздействия орга низмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: >сущность круговорота веществ и превращения энергии в экоси стемах; >роль живых организмов в жиз ни планеты и обеспечении ус тойчивости биосферы. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезнове ния живых организмов. | ПР №8. Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме. | П. 39 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Развитие экосистем | 1 | Комбинированный урок | Называть ипы сукцессионных изменений, факторы, определяющие про должительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, пер вичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцес сий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причи ны сукцессии. Находить различия между пер вичной и вторичной сукцессиями. | П. 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Биосфера – глобальная экосистема | 1 | Комбинированный урок | Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о реальном природопользовании. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы. | Давать определение понятию биосфера. Называть: > признаки биосферы; >структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиоти ческих факторов. Характеризовать живое веще ство, биокосное и косное веще ство биосферы. Объяснять роль биологическо го разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | П. 41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы | 1 | Комбинированный урок | Приводить примеры: >неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; >агроэкосистем. Называть: >антропогенные факторы воз действия на биоценозы; >факторы (причины), вызываю щие экологический кризис. Раскрывать:
Выявлять особенности агро экосистемы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природ ных ресурсов в жизни человека. Высказывать предположе ния о вмешательстве человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоле ния экологического кризиса. Называть: >современные глобальные эко логические проблемы; >антропогенные факторы, вы зывающие экологические про блемы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступ ков на живые организмы и Экоси стемы; >роль биологического разнооб разия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведе ния в окружающей среде. спрогнозировать последствия дальнейшего негативного воз действия человека на природу. Прогнозировать последствия экологических проблем вследст вие их нерешения. Предлагать пути решения глобальных экологических про блем. | П. 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Зачет по теме «Экосистемы» | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Эволюция органического мира (17 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Эволюционное учение (9 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Додарвиновская научная картина мира | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Додарвиновская научная картина мира. | Давать определение поня тию эволюция. Выявлять и описывать пред посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многооб разия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность поня тий теория, научный факт. Выделять отличия в эволю ционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | П. 43 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Ч. Дарвин и его учение | 1 | Комбинированный урок | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. | П. 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. ПР №9. Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы). | 1 | Комбинированный урок | Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. | Давать определение поня тиям: наследственная измен чивость, . борьба за существо вание. Называть: >основные положения эволюци онного учения Ч.Дарвина; >движущие силы эволюции; >формы борьбы за существова ние и приводить примеры про явления. Характеризовать: >сущность борьбы за существование; >сущность естественного отбо ра. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эво люции. | ПР №9. Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе (на примере конкретной экосистемы). | П. 45 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Современные взгляды на факторы эволюции | 1 | Комбинированный урок | Современные взгляды на факторы эволюции. | П. 46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Приспособленность – результат эволюции | 1 | Комбинированный урок | Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов – результат действия факторов эволюции. | Раскрывать, содержание по нятия приспособленность вида к усло виям окружающей среды. Называть основные типы при способлений организмов к окру жающей среде. Приводить примеры приспо собленности организмов к среде обитания. Выявлять и описывать раз ные способы приспособленности живых организмов к среде оби тания. Выявлять относительность приспособлений. Объяснять относительный ха рактер приспособительных при знаков у организмов. | П. 47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Понятие вида в биологии | 1 | Комбинированный урок | Вид как макробиологическая система. Критерии вида. | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для со хранения целостности и единст ва вида. | П. 48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Пути возникновения новых видов - видообразование | 1 | Комбинированный урок | Современные представления о видообразовании. | Приводить примеры различ ных видов изоляции. Описывать: >сущность и этапы географиче ского видообразования; > сущность экологического видо образования. Анализировать содержание определений понятия микроэво люция. Доказывать зависимость ви дового разнообразия от условий жизни. | П. 49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Доказательства эволюции | 1 | Комбинированный урок | Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии). | Давать определения поня тиям: ароморфоз, идиоадапта ция, общая дегенерация. Называть основные направле ния эволюции. Описывать проявления основ ных, направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявле ния направлений эволюции. Различать понятия микроэво люция и макроэволюция. Объяснять: >роль биологии в формирова нии современной естественно научной картины мира; >сущность биологического про цесса эволюции на современном уровне. | П. 50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Зачет по теме «Эволюционное учение» | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Биогенез и абиогенез | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Гипотеза А. И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. | Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказав тельства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современ ные представления о возникно вении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной ес тественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхож дения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса воз никновения жизни. | П. 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Развитие жизни на Земле | 1 | Комбинированный урок | Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии как науке о древней жизни. Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений – условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира. Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции. | Давать определения основ ным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущ ность гипотез образования эука риотической клетки. Объяснять взаимосвязи орга низмов и окружающей среды. Давать определение термину - ароморфоз. Приводить примерь: >растений и животных, сущест вовавших в протерозое и палео зое; >ароморфозов у растений и жи вотных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления рас тений и животных в связи с вы ходом на сушу. Объяснять причины появле ния и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | П. 52 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | Комбинированный урок | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Происхождение и эволюция человека (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Человек и приматы: сходство и различия | 1 | Урок и изучения и пер вичного закрепления новых знаний | Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. | Давать определение терми нам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологиче ского объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Чело век» к классу Млекопитающие отделу Приматы. Объяснять: >место и роль человека в при роде;
Доказывать единство челове ческих рас. Проводить самостоятель ный поиск биологической ин формации по проблеме проис хождения и эволюции человека. | П. 53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Основные этапы эволюции человека | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы эволюции человека | П. 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Роль деятельности человека в биосфере | 1 | Комбинированный урок | Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения. | П. 55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Итоговый контроль знаний | 1 | Урок контроля и коррекции ЗУН | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс (линия Трайтака)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Д. И. Трайтака...
Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 7 класс Трайтак
Рабочая программа, требования к учащимся...
Рабочая программа 8 класс Трайтак
Тематическое планирование, требования к уровню знаний обучающихся 8 класса, умения, навыки...
Рабочая программа Биология 5-9 класс по программе Д. И.Трайтака, Н.Д. Андреевой
Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Биол...