Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику»
рабочая программа по биологии (10 класс)
Программа ориентирована на формирование и развитие научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей учащихся в области естественных наук. В процессе проведения занятий, учащиеся получат передовые знания в области биотехнологии, практические навыки работы на различных видах современного научного лабораторного оборудования. Программа курса позволит повысить интерес учащихся к изучению предметов биологического профиля через освоение межпредметных дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (биохимия, микробиология, экологическая биотехнология, генная инженерия и т.д.), а также через введение учебно-исследовательской и проектно – исследовательской деятельности в рамках этих дисциплин. Настоящая программа интегрирует в себе достижения современных направлений в области биологии и биотехнологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vvedenie_v_biotehnologii_i_genetiku.docx | 961.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной
направленности
«Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику»
Программа рассчитана на 17 часов.
Разработчик: Дикая Алёна Николаевна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
.
г.Радужный,2021 г
Аналитическая справка
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,
приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,
а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.
Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успехи мировой биотехнологии весьма значительны. В России она становится приоритетной в программе научно-технического прогресса. В недалеком будущем методы клеточной и генной инженерии станут обыденными в создании живых систем с заданными параметрами. В настоящее время достижения биотехнологии вызывают большой интерес в обществе. Для развития личности школьника третьего тысячелетия необходимо обеспечить его современными знаниями основ наук, новейшими методами познания закономерностей развития природы и общества, способствующими его ориентации в различных сферах деятельности. Современное обучение школьников невозможно без ознакомления с приоритетными направлениями биологических наук, их интеграцией с другими перспективными смежными областями.
Биотехнология— дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Биотехнологией часто называют применение генной инженерии в XX—XXI веках, но термин относится и к более широкому комплексу процессов модификации биологических организмов для обеспечения потребностей человека, начиная с модификации растений и животных путем искусственного отбора и гибридизации. С помощью современных методов традиционные биотехнологические производства получили возможность улучшить качество пищевых продуктов и увеличить продуктивность живых организмов.
Программа направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей, формированию у них позитивного и ответственного отношения к применению лекарственных средств, использованию рецептов народной медицины. Она способствует интеллектуальному развитию подростков, формирует систему знаний и умений о способах сохранения и улучшения здоровья.
Мероприятия, предлагаемые в программе, направлены на формирование и развитие творческих способностей детей и подростков, повышения интереса учащихся к своему организму.
В основу программы положено содержание школьных учебников по общей биологии, химии и экологии для средних общеобразовательных учреждений и ныне действующие стандарты базисного и профильного обучения биологии и химии.
Содержание материала данного курса расширено историческими данными об открытиях, способствующих развитию биотехнологии, сведениями о методах клеточной и генной инженерии, актуальных научных основах современной биотехнологии, ценными в образовательном, воспитательном и развивающем отношении. В программе рассматриваются вопросы современного состояния и перспективы развития биотехнологии, при этом особое внимание уделено методам биотехнологии, позволяющим раскрыть генетический потенциал организма с последующей реализацией в коммерческий продукт.
Наибольшее внимание: биологическим, научно-техническим и экономическим предпосылкам в развитии биотехнологии; основным методам и приемам молекулярной и клеточной биотехнологии; принципам и правилам конструирования генов и генотипов in vitro; методам получения биотехнологической коммерческой продукции. Материал программы обеспечивает учащихся знаниями практического использования биотехнологических методов и исследований, сведения о которых, возможно, помогут учащимся выбрать будущую профессию.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена мыслительными операциями, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность в различные стороны личности ребенка, прежде всего с мотивацией и интересами. А обучение по таким дополнительным образовательным программам как «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику» в том числе будет оказывать влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. А так как исследовательская деятельность занимает в данной программе не последнее место, то она особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Обучаясь по программе «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику», учащиеся могут пополнить знания по биологии, химии и экологии, которые имеют важное значение для правильной социальной адаптации в быстро меняющимся мире. Кроме того, в рамках реализации программы происходит формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, даются рекомендации по организации питания, появляются правильные знания о пищевых и косметических добавках, видах пищевой продукции; проводятся спортивные занятия, беседы и фильмы о вреде табака, алкоголя и наркотиков, выпуск санбюллетней, профилактика вредных привычек.
В течение учебного года учащиеся выполняют исследовательские и социальные проекты по фармакологии, пищевой биотехнологии, биотехнологии природной растительности, работают в библиотеке с литературой, а также с использованием цифровых лабораторий, цифровых микроскопов и другого цифрового оборудования. А чтобы темы данной программы не затрагивали лишь научную часть вышеуказанных наук, исследовательские работы сопровождаются беседами с кондитерами и поварами, а также школьными медицинскими работниками.
Новизна:
Любая наука зарождается, развивается, может прекратить свое существование или, наоборот, развиваться длительное время, пополняется знаниями из других наук или интегрироваться с некоторыми из них. Как и любая отрасль знания, биотехнология имеет длительный путь возникновения и становления. В настоящее время биотехнология развивается стремительными темпами. Целью и результатом всех биотехнологических исследований является создание продукта. К новейшим достижениям относят получение генно-модифицированных растений, клонирование животных, антител для лечения инфекционных заболеваний и т.д. Успехи мировой биотехнологии весьма значительны. На фоне таких открытий и создана программа «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику», в которой приоритетным являются открытия научно-технического прогресса.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, чтобы:
программы объясняется тем, что её содержание нацелено на развитие личности обучающегося, так как она основывается на экспериментальной деятельности и способствует развитию исследовательского мышления, формируя навыки осуществления экспериментальной деятельности. Требования программы направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у учащихся представление о биотехнологии, ее современном статусе и этапах развития, основных направлениях – клеточной и генной инженерии, показать области применения генномодифицированных организмов и продуктов их жизнедеятельности, раскрыть роль биотехнологии как приоритетного направления в научно-техническом прогрессе, познакомить с этическими проблемами, возникающими при развитии науки. А также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания о нуклеиновых кислотах, природе гена, вирусах, прокариотах и эукариотах, половом процессе у бактерий, иммунитете, закономерностях наследственности и изменчивости, регуляции активности генов и т. д.;
- развить познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за последние десятилетия (получение антител для лечения и диагностики инфекционных и наследственных заболеваний, создание поли- и субъединичных вакцин, изобретение новых лекарственных препаратов, установление степени родства людей, получение новейших сортов растений с нехарактерными для них свойствами и т. д.);
- расширить кругозор через работу с дополнительной литературой;
- развить общеучебные и интеллектуальные умения: сравнивать и сопоставлять биотехнологические объекты, методы биотехнологии, анализировать полученные результаты научных исследований ученых в микробиологии, молекулярной биологии, биохимии, генетике, выявлять причинно-следственные связи при изучении методов биотехнологии, биологических явлений: трансформации, трансдукции и др., обобщать факты, делать выводы; воспитать на примере открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы, действии единых закономерностей для материального мира;
- воспитать бережное отношения к своему здоровью, культуру питания при отборе традиционных и генномодифицированных продуктов питания; культуру уважения чужого мнения и аргументированное отстаивание своих убеждений при участии в дискуссиях.
- Расширить и углубить теоретические знания в области биологии, химии, экологии человека, охраны здоровья человека и биотехнологии;
- сформировать знания о современных методах конструирования клеток и генетических программ организмов. Ознакомить с примерами получения клонированных и трансгенных организмов, областями их применения освоить методы оценки качества среды обитания, анализа продуктов питания.
Развивающие:
- Развить коммуникативные способности;
- Развить потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение;
- Сформировать и развить экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
- развить общеучебные и интеллектуальные умения: сравнивать и сопоставлять биотехнологические объекты, методы биотехнологии, анализировать полученные результаты научных исследований ученых в микробиологии, молекулярной биологии, биохимии, генетике, выявлять причинно-следственные связи при изучении методов биотехнологии, биологических явлений: трансформации, трансдукции и др., обобщать факты, делать выводы
- Развить умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно).
- Привить навыки исследовательской и творческой работы;
- Расширить кругозор через работу с дополнительной литературой; Воспитательные:
- Воспитать на примере открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы, действии единых закономерностей для материального мира; Развитие личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственности к себе и своему здоровью;
- Стимулировать потребность в труде, приобщение к коллективной деятельности;
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Главная идея программы заключается в том, что она предназначена для расширения кругозора обучающихся старшего звена через знакомство с основами биотехнологии на жизненных примерах, которые знают обучаемые. Материал программы обеспечивает учащихся знаниями практического использования биотехнологических методов и исследований, сведения о которых, возможно, помогут учащимся выбрать будущую профессию. В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объёмами информации, выявлять проблемные вопросы, пытаться найти ответы
Данная программа состоит из одного образовательного модуля:
1-й модуль «Введение в биотехнологии и генетику»
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 класса.
Формы работы:
Основной формой организации работы в рамках программы на занятиях является исследовательская деятельность - один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологических проблем родного края. Причем, при проведении исследовательской работы каждый обучающийся является членом исследовательского коллектива, имеет определенные обязанности перед ним и особую ответственность за результат своей работы. Исследовательская деятельность в рамках программы «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику» способствует формированию у обучающихся эколого-биологических и медико-фармакологических знаний.
Компетентности, приобретаемые учащимся:
Учебно-познавательные:
умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
способность объединять в одно целое и умение применять отдельные части знаний;
решать учебные и самообразовательные задачи; получать пользу из обучающей деятельности;
Исследовательские:
получение и переработка поступающей информации;
обращение к различным источникам данных и их использование;
обучающиеся принимают участие на конференциях, конкурсах и форумах с проектами и исследовательскими работами.
Социально-личностные:
оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
анализ информации, полученной из различных предметных областей;
Моделирование ситуации;
составление алгоритмов деятельности по разрешению ситуации;
Коммуникативные:
выслушивать и принимать во внимание убеждения и мнения по той или иной проблеме других людей;
выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.
Информационные:
способствование формированию информативной компетентности учащихся посредством освоения системой знаний в области современных ИКТ;
формирование у учащихся логического (алгоритмического) способа мышления;
развитие познавательной деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны: Знать/ понимать:
1.основные открытия в области цитологии, генетики, биохимии, молекулярной биологии, способствующие развитию биотехнологии;
2.методы клеточной и генной инженерии;
3.области применения трансгенных растений; достижения биотехнологии в области медицины; этические проблемы биотехнологии.
Уметь:
1.описывать этапы микроклонального размножения растений, клонирования беспозвоночных и позвоночных животных, получение моноклональных антител,
создание векторов;
2.провести эксперименты по методике острого опыта с использованием различных тест объектов, анализу качества продуктов питания и другие; микробиологическому культивированию бактерий.
3.провести измерения с помощью цифровой лаборатории: Архимед»
4.выполнить и защитить на городском и других уровнях исследовательскую работу, по теме, выбранной обучающимися.
5. Качество выполненной исследовательской работы и уровень усвоения содержания программы оценивается по результатам участия обучающихся в научных конференциях, конкурсах и форумах. В Приложении имеются критерии оценки исследовательских работ. Оценка индивидуального прогресса обучающихся проводится с целью определенных коррекционных педагогических действий. Индивидуальный прогресс обучающихся при реализации данной программы представлен в виде формирования портфолио материалов обучающегося, где будут представлены документы, свидетельствующие о результативном участии в мероприятиях различного уровня.
Индивидуально-образовательная траектория
Данная программа позволяет создать для каждого обучающегося индивидуально образовательную программу (ИОП). Это связано с тем, что отдельно взятый ребенок в рамках программы может отработать методы и технику самостоятельной работы при планировании работы, а также, благодаря небольшому количеству обучающихся в группе, у каждого обучающегося может быть сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, а это способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося. Так, например, в программе заложено большое количество практических работ и с учетом ИОТ каждый обучающийся может выбрать себе по силам практическую работу, которая может стать первым шагом к созданию соей собственной исследовательской работы.
Так и программа «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику» отчасти направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей.
Технологическое описание образовательного модуля
1 модуль «Введение в биотехнологии и генетику»
Цель: сформировать у учащихся представление о биотехнологии, ее современном статусе и этапах развития, основных направлениях – клеточной и генной инженерии, показать области применения генномодифицированных организмов и продуктов их жизнедеятельности, раскрыть роль биотехнологии как приоритетного направления в научно-техническом прогрессе
Задачи модуля:
расширить и углубить знания о нуклеиновых кислотах, природе гена, вирусах, прокариотах и эукариотах, половом процессе у бактерий, иммунитете, закономерностях наследственности и изменчивости, регуляции активности генов и т. д.;
сформировать знания о современных методах конструирования клеток и генетических программ организмов;
ознакомить с примерами получения клонированных и трансгенных организмов, областями их применения;
развить познавательные интересы при изучении достижений биотехнологии за последние десятилетия (получение антител для лечения и диагностики инфекционных и наследственных заболеваний, создание поли- и субъединичных вакцин, изобретение новых лекарственных препаратов, установление степени родства людей, получение новейших сортов растений с нехарактерными для них свойствами и т. д.
Общая структура образовательного модуля «Введение в биотехнологии и генетику»
Блок понятийной работы:
1.Обучающиеся познакомятся с такими науками как биоинженерии, селекция, гибридизация.
2.Обучающие освоят правила пользования и технике безопасности с лабораторным оборудованием, предназначенным для работы в ходе реализации программы.
Блок аналитической работы:
- Обучающиеся провели сравнительный анализ клеток нового типа
- Узнали принципы методологии исследований.
Блок сценарной работы:
1.Создание творческой мастерской
2.Оценка экспериментальной части программы
3.Защита проектов.
Образовательная программа 1 модуля Введение в биотехнологии и генетику»
Образовательная форма | Игровая форма. Планируемые результаты | Тема | Кол-во часов |
Установочная лекция | Знакомство с деятельностью лаборатории. Входная диагностика | Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности в лаборатории. Знакомство с деятельностью 1 образовательного модуля программы | 1 |
Биотехнология: прошлое и настоящее | |||
Лекция | Знакомство с учеными- исследователями. Экскурс в историю развития биологии. | Биотехнология: прошлое и настоящее. Теоретические основы биотехнологии | 1 |
Лабораторный практикум | Объекты (биологические системы) биотехнологии. Изучение строение клеток живых организмов. | Практическая работа № 1: Сравнение строения растительной, бактериальной и животной клеток под микроскопом. | 1 |
Лабораторный практикум | Объекты (биологические системы) биотехнологии. Изучение строение клеток живых организмов. | Практическая работа № 2: Изучение дрожжевых клеток. | 1 |
Клеточная инженерия | |||
Лекции. Теоретический материал | Культивируемые клетки высших растений могут рассматриваться как типичные микрообъекты, достаточно простые в культуре, что позволяет применять к ним не только аппаратуру и технологию, но и логику экспериментов, принятых в микробиологии. Клональное микроразмножение растений. | Культура клеток высших растений. Клониальное микроразмножение растений. | 1 |
Лекции. Теоретический материал | Знать основные принципы клонирования История появления на свет овцы Долли. | Клонирование позвоночных животных. Реконструкция клеток. | 1 |
Лабораторный практикум | Знать понятие антитела и антигены, их роль в биотехнологии. | Антитела и антигены Практическая работа № 3: Строение антигена. | 1 |
Генная инженерия | |||
Лекции. Теоретический материал | Изучить строение и процессы жизнедеятельности вирусов | Вирусы и бактериофаги | 1 |
Лекции. Теоретический материал | Знать основные методы генной инженерии. | Методы генной инженерии. | 1 |
Мозговой штурм | Просмотр фильма. Обсуждение | Борьба бактерий против вирусной инфекции, или Природный скальпель разрезает ДНК. | 1 |
Биотехнология на службе у людей | |||
Лекции. Теоретический материал | Изучение основных направлений и перспектив биотехнологии | Основные направления биотехнологии и их перспективы. | 1 |
Лекции. Теоретический материал | Достижения биотехнологий в сельском хозяйстве. Знакомство с новыми сортами растений, породами животных | Сельскохозяйственная биотехнология. Новые методы селекции растений. Области применения трансгенных растений. | 1 |
Лекции. Теоретический материал | Достижения биотехнологий в медицине. | Медицинские биотехнологии. | 1 |
Теоретический материал Работа в парах | Взгляд оптимиста и скептика на генномодифицированные продукты питания | Биотехнология в пищевой промышленности | 1 |
Лабораторный практикум | ГМО продукты. Их влияние на здоровье человека | Практическая работа № 4: Пищевые продукты и здоровье человека. | 1 |
Доклады учащихся | Знакомство с биоэтикой | Биотехнология и этика | 1 |
Мини- конференция | Обобщение пройденного материала Итоговой мониторинг | Биоинженерия: перспективы развития | 1 |
Итого: | 17ч |
Оценивание результатов первого модуля программы: обучающиеся познакомились с методы клеточной и генной инженерии. В ходе работы, обучающиеся научаться пользоваться биологическим лабораторным оборудованием, вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе, оформлять результаты практических наблюдений в виде схем, знаков, рисунков, описаний, выводов, смогут подготовить доклад и презентацию к выступлению на конференции.
Ресурсное обеспечение: для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает нормативно-правовое, кадровое, программно–методическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение.
Кадровые ресурсы: Дикая Алёна Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Комплекс технических средств обучения:
Ноутбук учителя
Ноутбуки для учащихся
Флэш-накопитель 128 ГБ
Фотоаппарат
Звуковые колонки
МФУ лазерное HP M 521dn
Оборудование для практических работ |
Микроскопы цифровой Bresser LCD 50x–2000x (Цифровой USB- микроскоп) Микроскопы биологические (высокого класса) |
Лупы |
Подносы пластмассовые (маленькие) |
Ножницы |
Песочные часы |
Фильтровальная бумага |
Комплекты «Стекла покровные» |
Комплекты «Стекла предметные» Чашки Петри 100х20 мм, стеклянная, с крышкой Пробирки пластиковые Пинцет анатомический Цифровая лаборатория «Архимед» |
Используемая литература
для педагогов
- А.П.Ефремова. Микроорганизмы как объекты исследования в школе. //Биология в школе. 2008. №7. с.36 – 37.
- А.Г. Озеров. Исследовательская деятельность учащихся в природе. 2005 г.
- Архимед 2004. Первый шаг (http: //www.9151394. ru/projects/arhimed/ arhkonkurs_040315/pobediteli.html)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/6683
- Г.А.Анисимова. Библиотека сетевых образовательных ресурсов для современного учителя химии //Современные информационные технологии в обучении химии: Материалы III областной научно- практической конференции учителей химии и преподавателей вузов (Пенза, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006). – Пенза: ПГПУ, 2006. – С. 20 –21
- И.Г Арестов, И.Г. Толкач, А.В.Голубицкая, Т.А. Сосновская. Фармакология.- М:Медицина, 2002. -215 с.
- И.А Шилов. Экология: Учебник для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2000.
- И.С. Сергеев, В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.- “Аркти”, Москва, 2007
- Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа. - 2009. - №12.
- Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.,2008.- 248 с.
- М.И. Гоголев. Медико-санитарная подготовка учащихся. – “Просвещение”, Москва, 2000
- Н.Б Крылова. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б.
Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
- Н.Г.Ковалёва. Лечение растениями. Очерки по фитотерапии. — М.: Медицина, 1972. — 352 с. — 25000 (допечатка) экз. — УДК-615.322
- Н.Л. Галеева. “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии”: Методическое пособие для учителя. - М.: “5 за знания”, 2006.
- С.В Кривых Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии. - “Первое Сентября”, Москва, 2007 №17-19
- Цифровая лаборатория «Архимед». Методические материалы. Институт новых технологий. – М.: 2007. – 375 с.
- Электронное издание: “Элективные курсы” Волгоград, издательство “Учитель”, 2007 год Э.Н.Аксёнова, О.П. Андрианова. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.
- для обучающихся
- В.В.Горбатовский, Н.Г.Рыбальский. Экология и безопасность питания. – М.: “Экологический вестник России”, 2005 год.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки биологии. Общая биология. 10 класс”.
- Л.А.Багрова. “Я познаю мир”. Серия “Химия”, М. 2003.
- Каталог образовательных средств и решений. Школьные лаборатории. Цифровая лаборатория «Архимед» / Институт новых технологий (http://www.int-edu.ru/arhimed/).
- М.И.Дмитриченко. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: Учебное пособие. СПб.:Издательский дом ПИТЕР, 2002 г – 166с
- Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 2008 г.
- Ю.В.Синадский, В.А.Синадская. Целебные травы. - “Педагогика”, Москва, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )
В основе лежит создание научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"
Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"
Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физико-химические исследования»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности базового уровня.Всегда существует проблема, как хорошо научить подрастающее поколение математике, физик...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»
Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостояте...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...