Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»
рабочая программа по биологии (5 класс)

Дикая Алёна Николаевна

Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостоятельно формируют выводы к работам, доказывая их экспериментально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной

направленности

Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»

                                Программа рассчитана на 102 часа.

Разработчик:

Дикая Алёна Николаевна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

.

г.Радужный,2021 г

         Аналитическая справка

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,

приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре» ,

 приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,

муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,

приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,

а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.

Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего» является модифицированной программой естественно-научной направленности.

Уровень освоения программы - общекультурный.

Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостоятельно формируют выводы к работам, доказывая их экспериментально.

Программа Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего» отражает организацию образовательного процесса, способствующего развитию интереса учащихся к естественным наукам, формированию навыков экспериментального исследования процессов и явлений и обеспечивающего продуктивное развивающее общение детей, объединенных общими интересами, раскрытию их личных интересов и способностей.

Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является эксперимент.  

Естественные науки традиционно изучаются в старших классах школы и насыщены теоретическим материалом. В интегрированном виде элементы этих наук изучаются в начальных классах, однако, как и в старшей школе, превалирует теория над практикой. Однако именно экспериментирование, специально организованное или происходящее на прогулке или дома, формируют то мышление поведение, которые становятся основой будущего сформированного способа познания у молодого человека, профессионального выбора или научно-технического понимания явлений и процессов в окружающем техногенном мире.

Умение поставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.

В процессе обучения по программе Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего» , осуществляя различные эксперименты, учащиеся знакомятся с историей науки и техники, канонами постановки эксперимента, важнейшими понятиями и базовыми теориями естественных наук. Все вместе это может заложить основы успешного изучения естественных наук в школе, способствовать формированию целостной картины мира у учащихся.

Актуальность  

Особое значение для развития потенциала нашей страны является подготовка подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники. Подготовка таких специалистов начинается в детстве. Именно в школе учащиеся проявляют необычайно высокую мотивацию к познанию, к естественным наукам, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, а экспериментирование является основой их познавательной деятельности. Организация познавательной образовательной деятельности, основанной на постановке экспериментов, первоначально заданных преподавателем, ведущего учащихся к постановке собственных экспериментов в соответствии с их интересами, является актуальной, а раннее освоение базовых знаний в области естественных наук может стать основой для осуществления проектной деятельности учащихся, востребованной социумом, в более старшем возрасте.

Новизна программы

Построение образовательного процесса не на предварительной презентации научных теорий, а на эксперименте и поиске объяснений наблюдаемых явлений, включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, а также организация познавательного развивающего общения участников программы составляют новизну данной программы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что её содержание нацелено на развитие личности обучающегося, так как она основывается на экспериментальной деятельности и способствует развитию исследовательского мышления, формируя навыки осуществления экспериментальной деятельности. Требования программы направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание условий для реализации образовательной потребности учащихся к познанию окружающего мира путем организации, направленной экспериментальной и познавательной деятельности и интеграции естественных наук, обеспечения познавательного, развивающего и мотивирующего общения между участниками программы.

Задачи:  

Обучающие:  

  • Познакомить учащихся с основами экспериментальной познавательной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук; 
  • Познакомить учащихся с историей науки и техники, великими и красивыми экспериментами и их ролью в истории познания, великими экспериментаторами;  
  • Сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования лабораторного оборудования и измерительных приборов;  
  • Познакомить учащихся с основными понятиями биологии, базовыми теориями естественных наук, свойствами объектов изучения химии и биологии и закономерностями проявления этих свойств.

Развивающие: 

  • Развитие умений, характерных для исследовательской деятельности и исследовательского поведения, в том числе умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;
  • Формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами);
  • Развивать умения использовать, преобразовывать и создавать инструкции, схемы, модели при решении учебных и познавательных задач;
  • Создать предметную основу для развития у учащихся навыков логического, аналитического и критического мышления

Воспитательные:  

  • Формировать у учащихся устойчивый интерес к науке и технике,

любознательность, познавательную открытость;

  • Формировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.
  • Развить навыки продуктивного взаимодействия с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
  • Способствовать раскрытию и развитию способностей учащихся;
  • Воспитать аккуратность, терпение, настойчивость.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Главная идея программы заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя приобретал опыт использования методов биологической науки и проводил несложные биологические эксперименты для изучения живых организмов.

Данная программа состоит из трех образовательных модулей:

1-й модуль «Мир под микроскопом»

2-й модуль «Биотехнология растений»

3-й модуль «Царство животных- знакомые незнакомцы»

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 класса.

Сроки реализации программы: 3 года:

1-й год обучения: 34 часа.

2-й год обучения: 34 часа.

3-й год обучения: 34 часа

Программа рассчитана на детей в возрасте 10 -14 лет

В объединения принимается любой ребенок, проявляющий интерес к естественным наукам и экспериментам, не имеющий медицинских противопоказаний. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.  

Группы 1 года обучения комплектуются из детей 10-11 лет, обучающихся 5-х классов в количестве 10 человек.

Группы 2 года обучения комплектуются из детей 11-12 лет, обучающихся 6-х классов количестве 10 человек.

Группы 3 года обучения комплектуются из детей 13-14 лет, обучающихся 7-х классов количестве 10 человек.

Занятия групп обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

В любую группу обучения могут поступать и вновь прибывающие учащиеся после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях или при использовании индивидуальных заданий. Индивидуальные занятия используются также при подготовке учащихся к постановке собственных исследований, подготовке к конкурсам.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями при активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты: 

Предметные результаты:

  • учащиеся будут знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; этапы построения научного эксперимента; правила безопасного проведения естественнонаучного эксперимента и поведения в лаборатории;
  • учащиеся будут иметь представление о развитии науки, в том числе российской, великих ученых, экспериментаторах и изобретателях;
  • учащиеся будут уметь действовать по инструкциям, вносить изменения в методику эксперимента, основываясь на цели своего эксперимента, ставить собственный эксперимент; подбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента; работать с информационными источниками; готовить презентационные материалы; объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них;
  •  учащиеся будут способны поставить эксперимент на основании собственной цели и гипотезы с применением информационных материалов; представлять результаты своей экспериментальной и познавательной деятельности на открытых мероприятиях, конкурсах и конференциях.

Метапредметные результаты:

  • учащиеся разовьют свои умения в выявлении экспериментальной задачи (проблемы), выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;
  • учащиеся разовьют свои навыки в планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;
  • учащиеся разовьют свои навыки в создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.

Личностные результаты:

  • учащиеся разовьют навыки логического, аналитического и критического мышления;
  • у учащихся сформируется эмоциональная и знаниевая основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;
  • уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.
  • развитые навыки продуктивного взаимодействия, обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
  • развитие способностей учащихся, выявленные области их интересов;
  • аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.

Способы определения результативности программы

Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании таких показателей, как:

  • Уровень теоретической подготовки учащихся:

- соответствие знаний учащихся программным требованиям;

- осмысленность и правильность использования специальной терминологии; - широта кругозора.

  • Уровень практических умений и навыков:

-соответствие практических умений и навыков программным требованиям;

- владение лабораторным оборудованием и простыми измерительными приборами; - креативность в выполнении практических заданий.

  • Общеучебные умения и навыки учащихся:

- самостоятельность в подборе и анализе информационных источников;

- самостоятельность в практической и исследовательской работе;

- самостоятельность в построении дискуссионного выступления;

- адекватность восприятия информации, идущей от педагога и других учащихся;

- свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации;

- способность самостоятельно готовить свое рабочее место;

- соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям;

- аккуратность и ответственность в работе.

Анализ динамики личностного развития учащихся осуществляется по трем направлениям:

  • Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль);
  • Ориентационные свойства личности (мотивация, познавательная активность учащихся);
  • Поведенческие характеристики (конфликтность, тип сотрудничества).

Показателями в данном случае выступают: способность переносить известные учебные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности, активно побуждать себя к практическим действиям, умение контролировать свои поступки, способность оценивать себя адекватно, осознанное участие ребенка в освоении программы, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации, умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Способы определения достижения определенного уровня теоретической подготовки, практических умений и навыков и общеучебных умений и навыков учащихся:

  1. Педагогическое наблюдение;
  2. Педагогический анализ итоговых и промежуточных результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в учебных и клубных мероприятиях, решении задач проблемного характера, активности учащихся на занятиях, защиты учебных проектов.

Динамика личностного развития учащихся осуществляется посредством

  1. Педагогического наблюдения;
  2. Педагогического анализа результатов анкетирования, реальных и учебных ситуационных задач, участия учащихся в учебной деятельности, клубных мероприятиях и разработке (защите) собственных образовательных проектов.

 

Результаты фиксируются в индивидуальных карточках, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов учащихся и оцениваются по 10-бальной системе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

1 модуль «Мир под микроскопом»

Цель: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, бактериологии, микологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности

Задачи модуля:

обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;

формировать представление об одноклеточных организмах;

развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;

развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.

 

Общая структура образовательного модуля «Мир под микроскопом»

Блок понятийной работы:

1.Обучающиеся познакомятся с такими науками как цитология, бактериология, микология, без знания которых невозможно проведение экспериментальной части программы.

2.Обучающие освоят правила пользования и технике безопасности с лабораторным оборудованием, предназначенным для работы в ходе реализации программы.

Блок аналитической работы:

  1. Обучающиеся провели сравнительный анализ клеточного строения представителей живых организмов разных царств
  2. Выявили особенности жизнедеятельности микроскопических организмов, и их влияние на здоровье человека.

Блок сценарной работы:

1.Создание творческой мастерской с выращиванием колоний бактерий, плесени на различных источниках питания.

2.Оценка экспериментальной части программы.

3.Защита проектов.

Образовательная программа 1 модуля «Мир под микроскопом»

Образовательная форма

Игровая форма.

Планируемые результаты

Тема

Кол-во часов

Установочная лекция

Знакомство с деятельностью лаборатории. Входная диагностика

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности в лаборатории. Знакомство с

деятельностью 1 образовательного модуля программы

1

Лекция

Знакомство с учеными- исследователями. Экскурс в историю развития биологии.

Великие экспериментаторы.

Становление биологии, как науки

1

Творческая мастерская. Работа в группах.

Отработать основные этапы работы с микроскопом.

Правила постановки эксперимента

1

Практическая работа

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое

1

Практическая работа

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

Методы изучения и приготовления микропрепаратов

1

Творческая мастерская. Работа в группах.

Изучаем среды жизни живых организмов. Выявляем особенности приспособления к среде обитания.

Среды обитания организмов

2

Лабораторный практикум

Практическая работа:

«Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки»

Клетка – структурная единица живого организма

1

Лекции. Теоретический материал

Изучение особенностей строения и жизнедеятельности бактерий

Невидимое царство

3

Лекция

Знакомство с профессией бактериолога

Бактериология

1

Лабораторный практикум. Опыты

Практическая работа:

«Выращивание культуры бактерии сенной палочки»

Выращивание культуры бактерии

4

Лабораторный практикум. Опыты

Практическая работа:

«Выращивание колоний бактерий разных помещений школы»

Выращивание колоний бактерий

4

Экскурсия в СЭС

Посещение СЭС

Жизнь на кончиках пальцев

1

Лабораторный практикум. Опыты

Практическая работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов»

Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов

1

Лекции. Теоретический материал

Царство Грибы. Особенности строения и жизнедеятельности.

3

Лекция

Знакомство с профессией миколога

Наука микология

1

Лабораторный практикум

Практическая работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов»

Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов

1

Лабораторный практикум. Опыты

Практическая работа: «Выращивание плесени на различных источниках питания»

Выращивание плесени

4

Работа в парах

Подготовка докладов. Работа с различными информационными источниками.

Влияние бактерий на здоровье человека

1

Конференция

Открытое занятие с докладами о практической части работы в лаборатории

Конференция «Мир под микроскопом»

1

Рефлексия

Итоговой мониторинг

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

34

Оценивание результатов первого модуля программы: обучающиеся почувствовав себя в роли ученых биологов, занимаясь различными направлениями биологии, такие как цитология, бактериология, микология, не только познакомились с данными науками, но и изучили ряд профессий, связанных с данной деятельностью. В ходе работы обучающиеся научаться пользоваться биологическим лабораторным оборудованием, вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе, оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов, смогут подготовить доклад и презентацию к выступлению на конференции.

2 модуль «Биотехнология растений»

Цель: формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии, химии и биотехнологии, расширение и углубление межпредметных знаний, развитие навыков изобретательской деятельности.

Задачи модуля:

развитие у детей познавательного интереса к предметной области биология;

формирование практических навыков в области биологии и биотехнологии;

формирование умения применять теоретические знания на практике.

Общая структура образовательного модуля «Биотехнология растений»

Блок понятийной работы:

1.Обучающиеся познакомятся с такими науками как цитология, ботаника, биоинженерия без знания, которых невозможно проведение экспериментальной части программы.

2.Обучающие освоят правила пользования и технике безопасности с лабораторным оборудованием, предназначенным для работы в ходе реализации программы.

Блок аналитической работы:

  1. Изучат достижения современных направлений в области биологии и биотехнологии.
  2. Проанализируют методики, направленные на конструирование клеток нового типа.

Блок сценарной работы:

  1. Разовьют навыки поиска информации по интересующей тематике, решения поставленных задач, опираясь на знание физических законов и физиологических явлений.
  2. Оценка экспериментальной части программы.
  3. Защита проектов.

Образовательная программа 2 модуля «Биотехнология растений»

Образовательная форма

Игровая форма.

Планируемые результаты

Тема

Кол-во часов

Установочная лекция

Знакомство с деятельностью лаборатории. Входная диагностика

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности в лаборатории. Знакомство с

деятельностью 2 образовательного модуля программы

1

Лекция. Беседа. Мозговой щтурм

Выбор темы проекта, планирование.

Задачи и перспективные направления современной биологии

1

Лекция

Изучить и выбрать основные методики исследования растений.

Методы исследования растений

1

Теоретический материал. Беседа

Знакомство с методикой Дмитрия Николаевича Осогостока: «Методика получения натуральных красителей из растительного сырья»

Знакомство с методом получения натуральных красок из частей растений

1

Лабораторный практикум

Получение растительных красок из различных частей природного материала по методике Д.Н. Осогостока и изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала при крашении тканей и древесины.

Практическая работа: «Получение натуральных красок из частей растений»

2

Теоретический материал. Беседа

Методика микроклонирования растений Ханды Марии Терентьевны «Основы получения и культивирования культуры клеток высших растений»

Знакомство с технологией размножения культур клеток in vitro

1

Лабораторный практикум

Применение технологии культур клеток

in vitro

 Практическая работа: «Применение технологии культур клеток

in vitro в условиях школы»

3

Лабораторный практикум

Установить влияние воды и воздуха на прорастание семян.

Практическая работа: «Условия прорастания семян»

2

Лабораторный практикум

Установить влияние света на прорастание семян

Практическая работа: «Свет и прорастание семян»

1

Лабораторный практикум

Определить влияние скарификации на скорость прорастания семян.

Практическая работа: «Скарификация семян»

1

Опыты

Определить влияние различной музыки на скорость роста семян

Практическая работа: «Подбор музыки для роста семян»

2

Лабораторный практикум

Определить, почему в почве корневая система развита неравномерно.

Практическая работа: Движение корня

1

Лабораторный практикум

Определить направления роста корня.

Практическая работа: Геотропизм корней

1

Лабораторный практикум

Определить зоны роста в длину корня и стебля.

Практическая работа: Закономерности роста корня и стебля

1

Лабораторный практикум

Доказать, что корни дышат, поглощая кислород.

Практическая работа: Дыхание корней

1

Лабораторный практикум

Определить, растением длинного или короткого дня.

Практическая работа: Влияние длины светового дня

1

Лабораторный практикум

Доказать, что крахмал в зеленых листьях образуется только на свету.

Практическая работа: Образование крахмала в листьях на свету

1

Лабораторный практикум

Доказать, что для образования крахмала в зеленых листьях на свету необходим углекислый газ.

Практическая работа: Необходимость углекислого газа в процессе фотосинтеза

1

Лабораторный практикум

Определить, какой газ образуется при фотосинтезе зеленых растений.

Практическая работа: Образование кислорода растением

1

Опыты

Доказать, что при дыхании растения кислорода поглощается меньше, чем выделяется при фотосинтезе.

Практическая работа: Дыхание растения

1

Опыты

Доказать, что испарение происходит через листовые пластинки.

Практическая работа: Испарение воды листьями растения

1

Теоретический материал. Беседа

Знакомство с гибридизацией растений

Культура ткани растений.

1

Лекция

Знакомство с профессией биоинженера

Биоинженерия

2

Работа в парах

Подготовка докладов. Работа с различными информационными источниками.

Передовые достижения в бионженерии растений

3

Конференция

Открытое занятие с докладами о практической части работы в лаборатории. Защита проектов.

Конференция «Биотехнология растений»

1

Рефлексия

Итоговой мониторинг

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

34

Оценивание результатов второго модуля программы: в процессе проведения занятий обучающиеся должны получить навыки поиска информации по интересующей тематике, решения поставленных задач, опираясь на знание физических законов и физиологических явлений, регистрации и интерпретации различных сигналов, имеющих биологическую природу, а также выполнить проектную работу по выбранной тематике.  Обучающиеся получают передовые знания в области биотехнологий, практические навыки работы на различных видах современного оборудования, умение планировать и реализовывать конкретные исследовательские и прикладные задачи, понимать роль научных исследований в современном мире.

3 модуль «Царство животных- знакомые незнакомцы»

Цель: формирование общей культуры учащихся, их социализация к жизни в обществе и воспитание разумного отношения к природе через изучение животного мира.

Задачи модуля:

сформировать целостное представление о животном мире планеты,

познакомить с условиями, необходимыми для жизни различных животных;

дать необходимые знания о качественном улучшении существующих и создании новых, продуктивных и экономически выгодных пород животных.

Общая структура образовательного модуля

«Царство животных- знакомые незнакомцы»

Блок понятийной работы:

1.Обучающиеся познакомятся с такими науками как цитология, зоология, генетика, селекция без знания, которых невозможно проведение экспериментальной части программы.

2.Обучающие освоят правила пользования и технике безопасности с лабораторным оборудованием, предназначенным для работы в ходе реализации программы.

Блок аналитической работы:

  1. Изучат достижения современных направлений в области селекции и гибридизации животных.
  2. Проанализируют методики, направленные на конструирование клеток нового типа.

Блок сценарной работы:

  1. Разработать проекты на темы: «Современные методы гибридизации животных», «Основы селекции животных», "Клонирование: вред или польза?»
  2. Защита проектов.

Образовательная программа 3 модуля «Царство животных- знакомые незнакомцы»

Образовательная форма

Игровая форма.

Планируемые результаты

Тема

Кол-во часов

Установочная лекция

Знакомство с деятельностью лаборатории. Входная диагностика

Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности в лаборатории. Знакомство с

деятельностью 3 образовательного модуля программы

1

Лекция. Беседа. Мозговой щтурм

Выбор темы проекта, планирование.

Задачи и перспективные направления современной зоологии.

1

Лабораторный практикум

Практическая работа: «Строение животной клетки»

Клетка- основа жизни.

1

Лабораторный практикум

Практическая работа: «Изучение строения клетки одноклеточных организмов»

Одноклеточные организмы.

1

Лекция

Изучение многообразия животного мира.

Многоклеточные организмы: беспозвоночные и хордовые.

2

Теоретический материал.

Изучить понятие дегенерации, как упрощения образа жизни, на примере плоских червей.

Классы червей: особенности строения и образа жизни.

2

Работа в парах

Доклады учащихся. Разработка памяток

Меры профилактики гельминтоза.

1

Лабораторный практикум

Практическая работа: «Выращивание дафний»

Особенности жизнедеятельности беспозвоночных животных.

3

Работа в парах Мини- конференция

Доклады учащихся.

Многообразие членистоногих.

1

Теоретический материал. Беседа

Изучить особенности строения и образа жизни позвоночных животных

Позвоночные животные

4

Работа в парах Мини- конференция

Доклады учащихся.

Профессии, связанные с животными.

1

Экскурс в историю

Просмотр фильма

Происхождение и эволюция сельскохозяйственных животных.

1

Теоретический материал. Беседа

Изучить виды и особенности одомашнивания животных.

Одомашнивание животных

1

Теоретический материал. Беседа

Сущность и генетические предпосылки отбора. Развитие теории отбора.

Основные методы селекции сельскохозяйственных животных

2

Работа в парах

Доклады учащихся

Ошибки селекционеров

1

Теоретический материал. Беседа

Изучение методов разведения животных

Гибридизация в животноводстве

3

Теоретический материал. Беседа

Изучение способов и видов искусственного разведения пород животных.

Скрещивание животных

2

Экскурс в историю

Просмотр фильма

Клонирование

2

Работа в парах Мини- конференция

Доклады учащихся.

Клонирование: вред или польза?

2

Конференция

Открытое занятие с докладами о практической части работы в лаборатории. Защита проектов.

Конференция «Царство животных- знакомые незнакомцы»»

1

Рефлексия

Итоговой мониторинг

Итоговое занятие.

1

ИТОГО:

34

Оценивание результатов третьего модуля программы: учащиеся получают широкие возможности для самостоятельной работы, выполняют творческие и исследовательские работы, приобретают опыт участия в проектной деятельности. Полученные знания по изучению данного модуля программы влияют на расширение кругозора и повышение эрудиции школьников, развитие речи и умения выступать перед аудиторией. Обучающиеся получают передовые знания в области зоологии, селекции, гибридизации животных, а также получают практические навыки работы на различных видах современного оборудования.

Ресурсное обеспечение: для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает нормативно-правовое, кадровое, программно–методическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение.

Кадровые ресурсы: 

1.Диковицкая Жанна Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;  

2.Дикая Алёна Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Комплекс технических средств обучения:

Ноутбук учителя

Ноутбуки для учащихся

Флэш-накопитель 128 ГБ

Фотоаппарат

Звуковые колонки

МФУ лазерное HP M 521dn

Оборудование для практических работ

Микроскопы цифровой Bresser LCD 50x–2000x (Цифровой USB- микроскоп)

Микроскопы биологические (высокого класса)

Лупы

Подносы пластмассовые (маленькие)

Ножницы

Песочные часы

Фильтровальная бумага

Комплекты «Стекла покровные»

Комплекты «Стекла предметные»

Чашки Петри 100х20 мм, стеклянная, с крышкой

Пробирки пластиковые

Пинцет анатомический

Комплекс таблиц по ботанике:

1. Клеточное строение организмов/ Механическая ткань

2. Основная ткань растений/ Жизнедеятельность клетки

3. Проводящая ткань/ Строение растительной клетки

4. Строение цветка/ Жизненные формы растений

5. Запасающие вещества/ проводящая ткань

6. Покровная ткань/ Увеличительные приборы

7. Образовательная ткань/ Пластиды

8. Царства живой природы/Вегетативные органы растений

9. Дикорастущие и культурные растения/ Генеративные органы растений

10. Разнообразие побегов

11. Движение растений

12. Рост растений

13. Передвижение веществ по растению

14. Возрастные изменения в жизни растений

15. Бактерии

16. Бактерии /Разнообразие эукариот

17. Плесневые грибы и дрожжи

18. Шляпочные грибы

19. Грибы - паразиты

20. Водоросль улотрикс

21. Водоросль хламидоманада

22. Зеленый мох. Кукушкин лен.

23. Мох сфагнум

24. Лишайники

25. Папоротник

26. Хвощ и плауны

27. Сосна обыкновенная

28. Схема развития покрытосеменных растений

29. Классификация покрытосеменных

30.Строение цветка/ Жизненные формы растений

31. Опыление

32. Прорастание семян

33. Семена однодольных растений

34. Семена двудольных растений

35. Простые соцветия

36. Сложные соцветия

37. Распространение сухих плодов и семян

38. Сухие плоды

39. Сочные плоды

40. Оплодотворение у цветковых растений

41. Семейство Лилейных

42. Семейство Бобовых

43. Семейство злаковых

44. Семейство Сложноцветных

45. Семейство Розоцветных

46. Семейство Крестоцветных

47. Семейство Пасленовых

Комплекс таблиц по зоологии:

1. Эволюционное древо

2. Схема развития животного мира

3. Тип Простейшие

4. Тип Кишечнополостные

5. Тип Моллюски. Многообразие

6. Тип Моллюски. Класс Двустворчатые

7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь

8. Тип Плоские и Круглые черви. Многообразие паразитических червей

9. Тип Плоские черви.

10. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики

11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

12. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак

13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Жуки

14. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Майский жук

15. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Бабочки

16. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Многообразие

17. Класс Костные рыбы. Речной окунь

18. Класс Земноводные

19. Многообразие земноводных

20. Класс Пресмыкающиеся

21. Класс Птицы. Сизый голубь

22. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие

23. Схема кровообращения позвоночных

24. Строение головного мозга позвоночных

25. Тип Хордовые. Многообразие приспособлений

26. Многообразие приспособлений животного мира

27. Уровень организации органов

Используемая литература

  1. Биологическое разнообразие. Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013
  2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
  3. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006
  4. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011
  5. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012
  6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2018г
  7.  Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: «Академия развития», 2006г
  8.  Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990
  9.  Жизнь животных. В 6 томах. / Под ред. проф. Л. А. Зенкевича. – М.: Просвещение, 2012г
  10.  Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 2015г
  11.  Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М.: Просвещение, 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"

Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"

Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физико-химические исследования»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности базового уровня.Всегда существует проблема, как хорошо научить подрастающее поколение математике, физик...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Введение в биотехнологии и генетику»

Программа   ориентирована на формирование и развитие научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей учащихся в о...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»

Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...