Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
рабочая программа по математике (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnye_9_kl.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики Протокол № ___ от «__» _____________ 2019г. Руководитель ШМО: | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ СОШ №2 ________________ «__»________________2019___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ№2 _________________ Приказ № ___ от «__»_________________2019___г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
(общеинтеллектуальное направление)
8 класс
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: учитель математики
высшей квалификационной категории
Л.А.Колбасова
2019 год
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей способствует организация внеурочной занятости, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Вид программы – общеинтеллектуальная.
Программа составлена на основе программы учителя математики М.И.Сингатулиной муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Ногинска Московской области
Цели и задачи программы.
Цели:
- Повышение интереса к предмету
- Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования
- Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют.
Задачи:
- Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
- Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения
- Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза
Особенности возрастной группы детей.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 13 -14 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 8 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Особенности набора детей – свободный.
Режим занятий.
Занятия проводятся после уроков по основному расписанию два раза в неделю, программа рассчитана на 70 занятий.
Результаты освоения курса.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Формируемые УУД.
Изучение математики в 8 классе основной школы дает возможность, учащимся достичь следующих результатов развития:
В личностном направлении:
- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
- выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
В метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- определять возможные источники необходимы сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления:
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
В предметном направлении:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о функциях и их свойствах.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Результаты обучения детей могут быть представлены на выставках (в виде ребусов, шарад, кроссвордов) конкурсах и олимпиадах.
Содержание курса.
Числа и операции над ними.
- Из истории чисел. Арифметика каменного века.
- Бесконечность натуральных чисел.
- Логические задания с числами.
- Математические ребусы, головоломки.
Действительные числа.
- Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
- Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
- Пропорции. Решение задач на пропорции.
- Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.
Делимость натуральных чисел.
- Свойства делимости натуральных чисел.
- Признаки делимости натуральных чисел.
Уравнения с одной переменной.
- Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
- Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
- Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
Текстовые и логические задачи.
- Задачи на составление уравнений.
- Задачи на движение, на работу.
- Решение логических задач, задач на проценты.
Комбинаторика. Описательная статистика.
- Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
- Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
- Комбинаторное правило умножения
- Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
- Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Буквенные выражения. Многочлены.
- Преобразование буквенных выражений.
- Деление многочлена на многочлен «уголком».
- Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Уравнения с двумя переменными.
- Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
- Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Итоговое занятие
Освоение курса внеурочной деятельности завершается защитой проектов по пройденному материалу.
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Лабиринты | 1 | |||
Бесконечность натуральных чисел. Кроссворды. | 1 | |||
Логические задания с числами. Магические квадраты | 1 | |||
Математические ребусы, головоломки, цепочки закономерностей. | 1 | |||
Математический КВН «Удивительный мир чисел» | 1 | |||
Числовые выражения | 1 | |||
Свойства делимости натуральных чисел | 1 | |||
Решение конкурсных задач | 1 | |||
9-10 | Признаки делимости на 2,3,4,5, 9,10,25 | 2 | ||
11-12 | Признаки делимости на 7,11. | 2 | ||
13 | Математическая игра. Блиц турнир | 1 | ||
14 | Сравнение числовых выражений | 1 | ||
15-16 | Пропорции | 2 | ||
17-19 | Проценты | 3 | ||
20 | Уравнения с одной переменной | 1 | ||
21-22 | Решение линейных уравнений с модулем | 2 | ||
23-26 | Решение линейных уравнений с параметрами | 4 | ||
27 | Задачи, решаемые по действия. | 1 | ||
28-30 | Задачи на составление уравнений. | 3 | ||
31-33 | Задачи на движение. | 3 | ||
34-35 | Задачи на работу. | 2 | ||
36 | Решение логических задач Графическое моделирование | 1 | ||
37 | Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей | 1 | ||
38-40 | Решение задач на проценты. | 2 | ||
41-42 | Решение задач на процентный состав. | 2 | ||
43-44 | Решение олимпиадных задач | 2 | ||
45-46 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | 1 | ||
47-48 | Решение комбинированных задач перебором вариантов | 1 | ||
49-50 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 2 | ||
51-52 | Комбинаторное правило умножения | 2 | ||
53-54 | Перестановки. Факториал | 2 | ||
55-56 | Статистические характеристики набора данных | 2 | ||
57-58 | Преобразование буквенных выражений | 2 | ||
59-60 | Деление многочлена на многочлен | 2 | ||
61-62 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 2 | ||
63-64 | Линейные диофантовы уравнения | 2 | ||
65-66 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | ||
67-68 | Итоговое занятие | 2 |
Учебно-методическое обеспечение.
- Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2016 г.
- А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2010 г
- А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2012.
- В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 8 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2015 г.
- Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
- Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
- https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-za-stranicami-uchebnika-matematiki-obscheintellektualnoe-napravlenie-klassa-3233688.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Презентация "Перспективы развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей как компонент внеурочной деятельности"
Естественнонаучная направленность способствует формированию экологического сознания как новой востребованной системы взаимоотношений человека с природой. Создаются возможности для эколого-ценностного ...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...
Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности
Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...
Мастер - класс «Формирование функциональной грамотности при реализации дополнительной программы естественнонаучной направленности «Экспериментариум»
Мастер - класс по формированию естественнонаучной грамотности.Задачи:ØСпособствовать формированию практико-ориентированных знаний и умений, осуществлять деятельность обучающихся по развитию качеств, о...