Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Рудниченко Мария Ильинична

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадке
МБУ ДО «Еткульский РДДТ»
Работа НОУ началась с организации

гидрометеорологического поста на реке Чумляк

(с.Калачево, Еткульский район).

Прикладная деятельность  вызвала интерес и помогла сформировать постоянный творческий коллектив

воспитанник  –  учитель – студент

–  ученый

В результате чего, появилась серия  проектно- исследовательских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panina_rudnichenko_30.11.18.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Апробация проектно - исследовательской т ехнологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» ) Панина М.В. канд. геогр. наук, доцент ЮУрГГПУ , педагог доп.образования Рудниченко М.И. учитель биологии высшей категории, педагог доп. образования Челябинск , 2018 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Еткульский районный Дом детского творчества» (МБУ ДО « Еткульский РДДТ»)

Слайд 2

Успешная реализация и сследовательских тематик связана с активной познавательной деятельностью педагога и последовательно сформированный исследовательский интерес у обучающегося. В основе лежит создание научного общества обучающихся на площадке МБУ ДО « Еткульский РДДТ» Работа НОУ началась с организации гидрометеорологического поста на реке Чумляк ( с.Калачево , Еткульский район). Прикладная деятельность вызвала интерес и помогла сформировать постоянный творческий коллектив воспитанник – учитель – студент – ученый В результате чего, появилась серия проектно- исследовательских работ.

Слайд 3

Краткая характеристика дополнительной общеобразовательной программы Цель : Повышение познавательного интереса к изучению окружающей природной среды. Задачи : 1. Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; 2.Формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; 3.Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов; 4. Развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать. Срок реализации 3 года Количество часов 245/год = 735 ч. Возраст обучающихся 11-16 лет Проблема, на решение которой направлена работа по апробации технологии: Цель апробации: Повышение интереса к познанию окружающего мира через использование интеллект карты, создание интегрированного поля исследования «педагог – воспитанник – студент – ученый». Масштаб реализации технологии : 6 месяцев (май 2018- ноябрь 2018).

Слайд 4

Этапы реализации технологии в творческих группах Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д .) ; Определение количества участников проекта, состава группы) определение источников информации ; Планирование способов сбора и анализа информации ; П ланирование итогового продукта (формы представления результата ). Продукт: – интеллект карта (графическое многомерное изображение решаемой системной проблемы через процессы восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач ). Этапы сопровождения в ходе реализации технологии : Сбор информации, решение промежуточных задач в ходе деятельности. Анализ информации ; Формулировка выводов. Оформление результатов ; Анализ работы сетевых творческих проектов (г.Коркино, г.Озерск ) ; Представление разнообразных форм результата работы ; Представление конечных результатов на Фестивале «Территория профессионального роста » . Исследовательская работа «Создание Детского альбома П.И Чайковского. Наше время» ; « Анализ качества воды, используемой населением посёлка. Роза в бытовых целях и для питья» .

Слайд 5

На примере реализации программы «Земля у нас одна» Мотивация и выбор темы исследования сопровождался рассказом о экологических проблемах Еткульского района (загрязненность водоемов, угроза загрязнения воздуха, почвенного покрова, увеличение численности популяций вредителей, снижение численности мелких млекопитающих и копытных животных в лесничестве). Основные формы работы: наблюдения за изменениями водных объектов, опросы о качестве источников водоснабжения, изучение литературных источников по антропогенной загрязненности рек, исторического материала по изменениям водных режимов реки, изучение смежных памятников природы, культуры, истории Еткульского района (организация экскурсий, экспериментов, мини-экспедиций). В ходе разработки интеллект – карты (ИК) выбирается опорный термин в « поле » которого вводится вся совокупная информация о системе смежных понятий или объектов исследования. ИК - инструмент проектно- исследовательской работы . При анализе интеллект - карт оценивается наличие: яркого , объемного центрального образа; чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз; ассоциаций, наполняющих структуру; рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование; блоков, подчёркивающих структуру; связей между элементами структуры. наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях. Представление результатов проектно- исследовательской деятельности (апробация) . Выход к органам местного самоуправления, печать материалов (публикации в газете Искра, в сборниках конференций), публичная защита материалов исследования, представление материалов общественности, родителям, в музей для ознакомления всех желающих .

Слайд 7

Р езультаты апробации образовательной технологии: - Дневник как развернуты план реализации проектно- исследовательской деятельности. - Интеллект карта (ИК) как инструмент проектно- исследовательской работы. Анализ положительных и отрицательных результатов апробации с указанием возможных причин: + например, ИК как опорная схема для выступления и путь к анализу и системному мышлению (открытость, создание цели, структурность, иерархия, взаимосвязь). - например, низкая готовность воспитанников к системному мышлению ; отсутствие материально- технической базы ; сложности с техникой безопасности.

Слайд 8

Рекомендации по итогам апробации Н а какие аспекты реализации технологии необходимо особо обратить внимание : Учитывать современные тенденции исследования окружающей природной среды, информацию об актуальных экологических проблемах и реализуемых проектах в районе и области (заинтересованных лиц (лесничества, музеи, администрации, общественные организации) ; Учитывать заинтересованное партнерство (сетевое взаимодействие в системе дополнительного образования, а также высшего образования ) ; Проектно - исследовательская деятельность должна иметь «выход» (на общественность, социальную сферу, управленческий аппарат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

Семинар-практикум «Диагностика развития УУД в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»

Презентация к семинару-практикуму. Определение эффективных методов и средств диагностики результатов освоения образовательной программы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Земля у нас одна»

Данная программа является дополнительным звеном в обучении детей предметам школьного курса  «Окружающий мир»,  а также может изучаться как самостоятельный предмет. Особое вн...

Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»

Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвиваю...

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Земля – наш общий дом» в наглядных формах представления анализа результативности

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыестественно-научной направленности«Земля – наш общий дом»в наглядных формах представления а...