Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Мастерская «Биопромышленный кластер»
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа курса позволит повысить интерес учащихся к изучению предметов инженерно-биологического профиля через освоение межпредметных дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (биоинженерия, биохимия, микробиология, агрономия, экологическая биотехнология, промышленный дизайн и т.д.), а также через введение учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности в рамках этих дисциплин. В процессе проведения занятий, учащиеся получат передовые знания в области биотехнологии и инженерных направлениях науки и техники, практические навыки работы на различных видах современного научного лабораторного оборудования. Программа с одной стороны решает задачи популяризации науки среди учащихся, с другой, показывает возможность реализации полного цикла исследований (от кейсов по проекту до представления работ на конференциях и конкурсах различных уровней). В основе обучения лежит метод управления проектами – Scrum (Джефф Сазерленд и Кен Швабер).Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biopromyshlennyy_klaster.docx | 994.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной
направленности
Мастерская «Биопромышленный кластер»
Программа рассчитана на 34 часа.
Разработчик: Дикая Алёна Николаевна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
.
г.Радужный,2021г
Аналитическая справка
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,
приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,
а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.
Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биотехнология и инженерная биология – активно развивающиеся отрасли современной научной мысли. Разработки в данных областях позволяют решать широкий круг вопросов, связанных с охраной здоровья человека, повышением эффективности промышленного производства, защитой среды обитания от загрязнений.
Актуальность программы состоит в тесной связи современной биологии с математикой, физикой, техникой; сочетание общефизических сведений с биологической направленностью. Приобретение инженерных навыков предполагает определенные требования к уровню математической подготовки обучающихся. Содержание программы отражает состояние науки (биологии, физики, биотехнологии, математики) и решения современных проблем в обществе в области биологии и техники.
Современные биологические знания позволяют создавать методики, направленные на конструирование клеток нового типа; несуществующие в природе сочетания генов; проектировать и внедрять в производство различные интерфейсы взаимодействия человека и электронных устройств.
Дополнительная общеобразовательная программа «Биопромышленный кластер» естественнонаучной направленности, ориентирована на формирование и развитие научного мировоззрения, инженерного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей учащихся в области естественных и инженерных наук.
Одной из приоритетных задач, данной программы правительства, является создание современных образовательных программ и системы подготовки высококвалифицированных кадров в области биотехнологии. В решении этой задачи значительная роль отводится дополнительному образованию, так как в школьный период осуществляется выбор будущей профессии и закладывается база для будущей профессиональной карьеры. Обучающиеся познакомятся с биологическими профессиями из Атласа профессий будущего. Наличие в штате профессионалов в биотехнологической области создает условия для профессионального самоопределения обучающихся в области научной биологии и инженерно-биотехнологической области. Этим подтверждается актуальность программы.
Новизна программы заключается в том, что программа курса позволит повысить интерес учащихся к изучению предметов инженерно-биологического профиля через освоение межпредметных дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (биоинженерия, биохимия, микробиология, агрономия, экологическая биотехнология, промышленный дизайн и т.д.), а также через введение учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности. В процессе проведения занятий, учащиеся получат передовые знания в области биотехнологии и инженерных направлениях науки и техники, практические навыки работы на различных видах современного научного лабораторного оборудования.
Продвинутый уровень - углубленное изучение выбранного направления, работа над кейсами, выполнение реальных научно-исследовательских проектов и инженерных кейсов. Подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах.
«Продвинутый уровень» предполагает организацию обеспечивающего доступ к сложным (возможно специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы), а также предполагает около профессионального знания в данном виде деятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель создание условий для реализации образовательной потребности учащихся в познании биологии с применением инженерных наук и технического творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с новыми методами исследования с биологическими объектами и лабораторного анализа при помощи современного лабораторного оборудования;
- сформировать навыки технического творчества и инженерного конструирования;
- закрепить основы научного мировоззрения учащихся, научно-исследовательской деятельности и основ проектной деятельности;
- познакомить с профессиями из Атласа Профессий (исследователь).
Развивающие:
- развить умения изменять вектор устойчивого развития Природа-Общество-Человек с потребительского формата на созидательный;
- развить умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения задач;
- развить умения соотносить свои действия и их способы с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- развить навыки формирования, аргументирования и отстаивания своего мнения;
- развить умения практически применять полученные знания и навыки творческого подхода в естественнонаучной области.
Воспитательные:
- воспитать ценные личностные качества: экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения, любознательность в охране окружающей среды.
- воспитать интерес к профессиям из Атласа Профессий в областях в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
- воспитать информационную культуру личности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Главная идея программы с одной стороны заключается в том, что программа решает задачи популяризации науки среди учащихся, с другой, показывает возможность реализации полного цикла исследований от кейсов по проекту до представления работ на конференциях и конкурсах различных уровней). В основе обучения лежит метод управления проектами – Scrum (Джефф Сазерленд и Кен Швабер), ТРИЗ- технологии (Г.С. Альтшуллер).
Данная программа состоит из образовательного модуля:
1-й модуль «Биопромышленный кластер»
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.
Сроки реализации программы: 1 год обучения, 34 часа.
Программа рассчитана на детей в возрасте 14 -16 лет
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Формы организации образовательного процесса: групповые, в основе процесса деятельности – индивидуальный подход к ученику.
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической, практической и проектной части. Теоретический материал дается в том объеме, который необходим для осмысленного выполнения практической работы. При этом учащиеся постоянно побуждаются к самостоятельному поиску дополнительной информации, используя возможности современных информационных компьютерных технологий, научную и технической литературы и т.д.
При проведении занятий используются три формы работы:
- демонстрационная, когда учащиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда учащиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда учащиеся выполняют индивидуальные или командные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Навыки и умения:
- Способность к выполнению различных операций мышления (сравнение, анализ, синтез).
- Межотраслевая коммуникация.
- Управление проектами.
- Бережливое производство и информационная безопасность.
- Работа с людьми.
- Работа в условиях неопределенности.
- Навыки технического творчества.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ
1 модуль «Биопромышленный кластер»
Цель: удовлетворение потребностей учащихся в познании биологии с применением инженерных наук и технического творчества путем знакомства с новыми методами исследования с биологическими объектами и лабораторного анализа при помощи современного лабораторного оборудования и работа с Атласом Профессий (исследователь). Задачи модуля:
обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
формировать представление о конструировании клеток нового типа;
развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
Общая структура образовательного модуля «Биопромышленный кластер»
Блок понятийной работы:
1.Обучающиеся познакомятся с такими науками как биоэтика, биоинженерии, селекция, гибридизация.
2.Обучающие освоят правила пользования и технике безопасности с лабораторным оборудованием, предназначенным для работы в ходе реализации программы.
Блок аналитической работы:
- Обучающиеся провели сравнительный анализ профессий нового типа
- Узнали принципы методологии исследований.
- Блок сценарной работы:
1.Создание творческой мастерской
2. Решение кейс-задач
3.Защита проектов.
Образовательная программа 1 модуля «Биопромышленный кластер»
Образовательная форма | Игровая форма. Планируемые результаты | Тема | Кол-во часов |
Установочная лекция | Знакомство с деятельностью лаборатории. Входная диагностика | Вводное занятие. Охрана труда и техника безопасности в лаборатории. Знакомство с деятельностью 1 образовательного модуля программы | 1 |
Лекция. Решение кейса. Практическая работа | Теория: Введение в проблему. История человечества как история деградации биосферы. Человек, как эволюционная сила в отношении к биосфере. Практика: Игры по развитию цивилизации от каменного века до наших дней и гипотетический взгляд в ближайшее будущее. | Кейс «Исторический очерк» | 3 |
Лекция. Решение кейса. Практическая работа | Теория: Развитие цивилизации на Земле. Современная теория цивилизаций и ее структура. Место теории цивилизаций (цивилиографии) в системе наук. Распространение цивилизаций в пространстве. Практика: Экологическая игра «Цивилизация» - развитие человеческой цивилизации и экологических кризисов прошлого. | Деловая игра или реальный экологический проект. Кейс «Цивилизация» | 3 |
Практическая работа Работа в группах Решение кейса. | 1.Конфликт. Формы разрешения. Теория: Природа, статус и структура экологических конфликтов. 2. Биосфера и техносфера, их единство и противоречие. Практика: Подходы к разрешению конфликта между биосферой и техносферой. Разработка способов урегулирования конфликтных ситуаций. Практика: Способы изъятия из биосферы территорий, которые занимают экологические системы. Способы урегулирования конфликтных ситуаций. | Проектирование шага развития межконфликтной ситуации. Кейс «Управление межконфликтной ситуации» | 4 |
Практическая работа Работа в группах Решение кейса. | 1.Инновационно-инвестиционная кластерная среда в условиях модернизации экономики. Теория: Образование кластерной среды. Общие принципы построения биопромышленности. Сущность и классификация кластерных структур в современной экономике. Основные принципы построения инновационных промышленных кластеров в условиях реиндустриализации экономики. Метод формирования биопромышленных кластеров. 2.Формирование пилотного инновационного биопромышленного кластера. Практика: Анализ тенденций развития инноватики в промышленности. Организационно-экономическая интеграция предприятий и организаций биопромышленного кластера. Алгоритм построения биопромышленных кластеров. | Кейс «Проектирование биопромышленного кластера на принципах биологического развития» | 4 |
Творческая мастерская.. Решение кейса. | 1. Эргономика приусадебного хозяйства. Теория: Основы эргономики. Методы и технические средства эргономики. Основные сведения об антропометрии. Разработка зоны комфорта и рабочей зоны. Практика: Правила учета антропометрических данных при расчете эргономических параметров рабочих мест. Формирование эргономических систем. 2. Биологическая очистка и утилизация отходов. Теория: Классификация, характеристика и переработка отходов. Биологическая переработка промышленных отходов. Биологическая утилизация органических отходов. Практика: Разработка способов переработки промышленных отходов. Разработка способов утилизации органических отходов. Способы безотходного промышленного производства. 3.Восстановление фитоценоза. Теория: Типы взаимодействий в фитоценозах. Динамика восстановления климаксовых фитоценозов. Биогеоценозообразующая роль фитоценоза в ландшафте. Практика: Определение основных признаков фитоценоза. Выявление границ фитоценоза. Анализ фитоценозов, ассоциаций и растительных сообществ. Методы восстановления фитоценозов. Моделирование лесовосстановительной динамики растительности. 4. Разработка фитоценоза мегаполиса. Практика: Разработка концепции организации фитоценозов в условиях мегаполиса. | Оестествление городской среды Кейс «Умный город» | 6 |
Лабораторный практикум | 1.Разработка фитоценоза в мегаполисе. Теория: Международный опыт в формировании благоприятного жизненного пространства с помощью увеличения площадей и плотности фитоценозов. Растения открытого грунта для озеленения города с выраженными фитонцидными свойствами, устойчивых к условиям произрастания на деградированных почвах мегаполиса в агрессивной городской среде. Реликтовые, редкие и исчезающие виды растений. Практика: Создание благоприятной и комфортной для проживания среды, построенной на принципе непротиворечивого взаимодействия техно-, био - и урбо-сферы. 2.Зеленые кровли и вертикальное озеленение. Практика: Проектирование садов на крыше. Создание зеленых крыш в условиях мегаполиса. 3.Высокофитонцидные фитомодули. Теория: Фитомодули для вертикального озеленения. Обзор характеристик. Фитомодули без системы полива или с системой самостоятельного орошения. Практика: Мониторинговые исследования по выявлению действия фитонцидов на организм человека. Способ увеличения естественной резистентности городской среды за счёт увеличения в фитоценозе города видового разнообразия и количества высокофитонцидных дикорастущих растений. Формирование фитомодулей различных конструкций. 4.Конструирование зданий и магистралей и интеграция их в экосистему Теория: Системный подход и моделирование в экологии. Биологические и экологические системы. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Моделирование эколого-экономических систем. Нюансы проектирования зданий и магистралей на рельефе. Интеграция и поляризация. Конструкции агроэкосистемы. Практика: Конструирование искусственных экосистем на различных территориях. Моделирование в агроэкологии. Математико-картографическое моделирование растительности. | Техносфера и биоценоз в мегаполисе Кейс: «Нет ничего более изобретательного, чем сама природа … А человек – ее венец, который может многое изменить … (Цицерон)». | 6 |
Лекции. Теоретический материал | 1.Конструирование зданий и магистралей и интеграция их в экосистему. Теория: Понятие совместимости. Основные виды и проблемы совместимости современной техники. Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем. Практика: Конструирование искусственных экосистем на различных территориях. Моделирование в агроэкологии. Математико-картографическое моделирование растительности. | Инженерно-технические вопросы со Кейс: Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Р. Эмерсон. вместимости | 3 |
Работа в группах | Создание профотеки биологических профессий из Атласа профессий будущего (исследователь) | Профотека биологических профессий будущего | 2 |
Конференция | Открытое занятие с докладами о работе в мастерской «Биопромышленный кластер» | Конференция | 1 |
Рефлексия | Итоговой мониторинг. Рефлексия | Итоговое занятие. | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Оценивание результатов модуля программы: образовательная программа дает возможность каждому учащемуся овладеть всеми заявленными компетенциями и выполнить проектную работу по выбранному разделу обучающего курса.
Формой отчетности является успешное выполнение всех практических задач, а также последующая защита собственного реализованного проекта.
Планируется увеличение доли детей - победителей и призеров конкурсов исследовательских работ и проектов; участников Всероссийских и международных мероприятий; участников научных обществ, в т.ч. в Интернет-сети.
Реализация программы «Биопромышленный кластер» предполагает следующие результаты:
- личностные - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они приобретают в процессе освоения программы «Биопромышленный кластер».
Сформированы:
- ценные личностные качества: экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения, любознательность в охране окружающей среды;
- навыки творческого подхода к решению любых задач, к работе на результат;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- навыки формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Научатся:
- позиционировать себя в роли популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ, в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- соотносить свои действия и их способы с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- самостоятельно ориентироваться с профессиями из Атласа Профессий;
- применять полученные знания и навыки творческого подхода в жизни.
2. метапредметные - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности.
Научатся:
- изменять вектор устойчивого развития Природа-Общество-Человек с потребительского формата на созидательный;
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- рефлексировать личные затруднения при реализации проекта, формулировать индивидуальные задачи по преодолению этих затруднений в ходе ее реализации;
- применять научный подход к решению различных задач;
- научатся интерпретировать полученные результаты; пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них, признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- обозначать правила работы в команде, участвовать в планировании, определять способы и действия, в рамках предложенных условий и требований, контролировать свои действия в соответствии и изменяющейся ситуацией;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
3. предметные - отражают приобретенный опыт учащихся в процессе освоения программы, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний:
- о научной области биологии, биотехнологии и других межпредметных дисциплин, в том числе и инженерных направлениях науки;
- о способах экологически безопасного образа жизни;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
- применять все уровни познавательной модели окружающего мира для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
- называть источники информации;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования.
Формы контроля:
Контроль выполнения программы проводится в следующих формах:
- входящий контроль - тестирование;
- промежуточная аттестация - защита проекта;
- итоговый контроль - защита проекта.
Результаты диагностики воспитанности фиксируются в начале и в конце каждого этапа обучения по программе и заносятся в индивидуальную карту обучающихся.
По завершению обучения по данной программе обучающиеся получают свидетельство об освоении дополнительной общеобразовательной программы.
Этапы педагогического контроля
по определению уровня обученности.
Виды контроля:
- входящий, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления знаний, умений и навыков по программе;
- промежуточный, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Формы проверки знаний:
- наблюдение за детьми в процессе работы;
- соревнования;
- индивидуальные и коллективные проекты.
Формы подведения итогов:
- творческое задание (подготовка проекта и его презентация).
Методическое обеспечение программы
Методы, приемы и принципы обучения
Методы и приемы обучения, используемые в работе с детьми, можно условно разделить по способу подачи учебного материала (К.Ю. Бабанский):
Наглядный метод:
-образный показ педагога;
-использование наглядных пособий.
Словесный метод:
-рассказ;
-объяснение;
-инструкция;
-беседа;
-анализ и обсуждение;
-словесный комментарий педагога по ходу выполнения модели.
Практический метод:
-показ педагогом;
-отработка упражнений и этюдов.
По характеру деятельности обучающихся (М.Н. Скаткин):
-объяснительно-иллюстративные,
-репродуктивные,
-проблемные,
-частично-поисковые,
-исследовательские.
Кроме того, в работе с детьми очень эффективны и психолого-педагогические методы:
-наблюдение;
-индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;
-прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация).
Программа основана на следующих принципах:
-доступности;
-наглядности;
-системности;
-последовательности.
Принцип доступности требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдение в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестного, от лёгкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип системности предусматривает непрерывность процесса формирования технолого-конструкторских навыков, чередования работ и отдыха для поддержания работоспособности и активности обучающихся, определённую последовательность решения заданий.
Индивидуализация и дифференциация процессов работы с обучающимися, добровольность и доступность, творческое содружество и сотворчество детей и педагогов, сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества, а также системный подход к постановке и решению задач образования и воспитания, развития личности и ее самоопределения.
Для выполнения поставленных программой учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие формы занятий:
-практические и лабораторные занятия;
-занятия-соревнования;
-мастер-классы;
-занятия конференции;
-круглые столы;
-выставки;
-экскурсии в образовательные, научные учреждения и учреждения дополнительного образования.
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть.
В процессе занятий педагог использует следующие педагогические технологии (классификация Г.Селевко):
-развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
-проблемного обучения;
-ИКТ технологии
-элементы технологии здоровьесбережения.
Воспитательная работа и досуговая деятельность
Программа направлена на воспитание экологической грамотности, творческой личности:
работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации) предполагают взаимопомощь в формировании целостных личностных качеств у детей;
условием нравственного воспитания детей и молодежи в объединении является общение на доверительных началах;
создание дружеской атмосферы в коллективе;
участие в конференциях воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
социально значимые мероприятия (проведение мастер-классов, организация выставок, конференций, показательных выступлений и др. коллективных мероприятий) прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие возможности ребят, идёт активная социализация, понимание ценности собственного «Я».
Ресурсное обеспечение: для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает нормативно-правовое, кадровое, программно–методическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение.
Кадровые ресурсы:
- Дикая Алёна Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Комплекс технических средств обучения:
Ноутбук учителя
Ноутбуки для учащихся
Флэш-накопитель 128 ГБ
Фотоаппарат
Звуковые колонки
МФУ лазерное HP M 521dn
Оборудование для практических работ |
Микроскопы цифровой Bresser LCD 50x–2000x (Цифровой USB- микроскоп) Микроскопы биологические (высокого класса) |
Лупы |
Подносы пластмассовые (маленькие) |
Ножницы |
Песочные часы |
Фильтровальная бумага |
Комплекты «Стекла покровные» |
Комплекты «Стекла предметные» Чашки Петри 100х20 мм, стеклянная, с крышкой Пробирки пластиковые Пинцет анатомический |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для учащихся:
Основная литература
1. Биология. Мустафин А.Г., Захаров В.Б. М.: 2016. 424 с.
2. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006. 560 с.
3. Введение в клеточную биологию. Ченцов Ю.С. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 495 с.
4. Биология. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. 2007, 126 с.
5. Биология. Тейлор Д., Грин Н., Стаут. М.: Мир, 2004. Том 1. 454 с., Том 2. 436с., Том 3. 451с.
6. Микробиология. Нетрусов А.И., Котова И.Б. М.: 2009. 352 с.
7. Микробиология. Лысак В.В. Минск: БГУ, 2007. 430 с.
8. Общая биология. Колесников С.И. М.: 2015. 288 с.
9. Биотехнология. Теория и практика. Загоскина Н.В., Назаренко Л.В., Калашникова Е.А., Живухина Е.А. М.: Оникс., 2009, 496 с.
10. Основы биотехнологии. Егорова Т.А. М.: Издат. центр Академия, 2003. 208 с
11. Биология культивируемых клеток высших растений in vitro и биотехнологии на их основе. Бутенко Р. Г. Москва: ФБК-Пресс, 1999. 159 с.
Дополнительная литература
- Методы клеточной биологии, используемые в цитогенетике. Алиева И.Б., Киреев И.И., Курчашова С.Ю., Узбеков Р.Э. Учебное пособие для проведения практических занятий по курсу «Цитогенетика» для студентов 3 курса факультета биоинженерии и биоинформатики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. М.: 2010 г.
- Анатомия человека. Мирер А.И. М.: 2008. 88 с.
- Биология для поступающих в вузы. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. 2008, 1088с.
- 5. Биология. Справочник школьника. Сост. Власова З. А. 2006, 576 с.
- Введение в биологию. Попова Н.А. НГУ, 2012. 271 с.
- Руководство к практическим занятиям по микробиологии. Васильев Д.А., Золотухин С.Н., Корнеев Е.А. Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия. Кафедра микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарносанитарной экспертизы, 2003 г. http://www.studfiles.ru/preview/1152683/
- Диагностика ГМО - проблемы и решения. http://gmo-net.info/index.php/ckrytayaugroza-rossii/48-diagnostika-gmo-problemy-i-resheniya
- Биология: для поступающих в вузы. Заяц Р.Г, Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В., Рачковская И. В. Ростов н/Д.: Феникс, 2014 г. 639 с.
- КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, http://www.biorosinfo.ru/BIO2020.pdf
- Методические рекомендации к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология» для студентов медико-профилактического факультета, Рязань. 2015. 147 с.
- Бионанотехнологии: достижения, проблемы, перспективы развития: учебное пособие. Наквасина М.А. Воронеж: Воронежский государственныый университет, 2015. 152 с.
- Основы клеточной и генетической инженерии: методические указания по изучению дисциплины «Биотехнология в животноводстве». С.П. Басс. Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. 44 с.
- Наглядная биотехнология и генетическая инженерия Синюшин А.А., Шмид Р. М.: Лаборатория знаний, 2015. 327 с.
- Правила надлежащей лабораторной практики Евразийского Экономического Союза GOOD LABORATORY PRACTICE (GLP), 2015 г.
- Размножение растений. Паутов А.А. СПб.: 2013. 164 с.
- Удивительная биология. Дроздова И.В. М.: НЦ ЭНАС, 2006. 232 с.
- Химические элементы в физиологии и экологии человека. Скальный А.В. М.: 2004. 216 с.
- Введение в биотехнологию: Учеб. пособие. Шлейкин А.Г., Жилинская Н.Т. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. 95 с.
- Экологическая биотехнология: учеб. Пособие. И.А. Сазонова. Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова", 2012. 106 с.
Для педагога:
Основная литература
1. Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н., Чакалева И.И. Биотехнология. Учебное пособие. М.: Академия. 2008, 256 с.
2. Орехов С.Н. Фармацевтическая биотехнология. Руководство к практическим занятиям. М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2012, 384 с.
3. Сазонова И.А. Экологическая биотехнология: учеб. Пособие. Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова", 2012. 106 с.
4. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов ИГМУ по теме «Физиология микроорганизмов», Иркутск. 2009 – 22 с.
5. Сучкова Е.П. Основы биотехнологии: учеб. Пособие. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. 101 с.
6. Методические рекомендации по организации и подготовке компетенции /микроскопическая техника/ «Микроскопия для школьников», Барнаул. 2018. 22 с.
7. Методические рекомендации к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология» для студентов медико-профилактического факультета, Рязань. 2015. 147 с.
8. Маградзе Е.И. Лабораторный практикум по микробиологии: учеб- метод. пособие. Ижевск: Из-во «Удмуртский университет», 2016. 136 с.
9. Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Основы микробиологии и биотехнологии» для студентов специальности «Охрана окружающей среды и рационального природопользования природных ресурсов» / «Оценка параметров роста микроорганизмов в условиях периодического непрерывного культивирования», Хабаровск. 2010. 16 с.
10. Сазонова И.А. Экологическая биотехнология: учеб. Пособие. Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н. И. Вавилова", 2012. 106 с.
11. Биология культивируемых клеток высших растений in vitro и биотехнологии на их основе. Бутенко Р. Г. Москва: ФБК-Пресс, 1999. 159 с.
Дополнительная литература
1. Загоскина Н.В., Назаренко Л.В., Калашникова Е.А., Живухина Е.А. Биотехнология. Теория и практика. М.: Оникс., 2009, 496 с.
2. Курапов П.Б., Бахтенко Е.Ю. Многообразие вторичных метаболитов высших растений и их лечебные свойства. М.: Изд. РГМУ, 2012, 200 с.
3. Егорова Т.А. Основы биотехнологии. М.: Издат. Центр Академия, 2003. 208 с.
4. Глик Б. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. М.: Мир, 2002. 589 с.
Приложение
Оценочные материалы:
Диагностическая программа изучения
уровней воспитанности обучающихся (М.И. Шиловой)
Показатели воспитанности | Признаки проявления разных уровней воспитанности | |||
4 – высокий | 3 – средний | 2 – низкий | 1 – очень низкий | |
Гуманность | Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботится об окружающих | Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других | Помогает окружающим и товарищам по поручению педагога или коллектива | Недоброжелателен, груб |
Любознательность | Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в Центре, объединении, охотно помогает товарищам | Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную силу, участвует в познавательной деятельности, организуемой в Центре | Не осознает значение знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению или под контролем | Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет |
Трудолюбие | Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезный труд (в Центре, кабинете и за пределами) | Осознает личную и общественную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в Центре и за его пределами | Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых (родителей и педагогов), товарищей | Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования |
Целеустремленность | Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в избранной профессии | Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет | Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи | Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится |
Культурный уровень | Много читает. Охотно посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к культурной жизни | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется музыкой, литературой и др. видами искусства только для себя | Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей | Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству |
Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно | Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны педагогов и товарищей | Не самокритичен, не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
обучающихся «________________________________».
№ п/п | Фамилия, имя | Любознательность | Трудолюбие | Гуманность | Целеустремленность | Требовательность к себе | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
1. | ||||||||
2. |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценки записываются условными обозначениями.
Я – ярко проявляется (5 б.)
П – проявляется (4 б.)
Сп – слабо проявляется (3 б.)
Нп – не проявляется (2 б.)
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).
5 – 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 3,9 – хороший уровень (х)
3,8 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
В детском объединении «____________» _____ обучающихся
_____ имеют высокий уровень воспитанности (в)
_____ имеют хороший уровень воспитанности (х)
_____ имеют средний уровень воспитанности (с)
_____ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Педагог дополнительного образования Ф.И.О.
Выявление уровня ценностных ориентаций
для обучающихся (М.И. Шилова)
№ п/п | Критерии оценки и показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка ПДО | Итоговые оценки |
1. | Интеллектуальный уровень: эрудиция; культура речи; логика мышления (доказательность, аргументация); самостоятельность. | ||||
2. | Нравственная позиция: | ||||
2.1. | Милосердие: доброта и сострадание вообще; доброта и сострадание к семье, близким, друзьям. | ||||
2.2. | Ответственность: долг перед родителями и старшими; долг по отношению к обществу. | ||||
2.3. | Справедливость: равенство полов; следование нормам внутреннего распорядка (правил); следование закону. | ||||
2.4. | Характер: щедрость к слабым и больным; умение прощать; честность. |
Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:
5 – это есть всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Система сочетания самооценки с внешней оценкой позволяет ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
В итоге каждый ученик имеет 5 оценок. Сумма пяти оценок делится на 5. Средний балл определяет уровень воспитанности.
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень воспитанности
3,8 – 2,9 балла – средний уровень воспитанности
2,8 – 2 балла – низкий уровень воспитанности
Сводный лист данных изучения уровни воспитанности
обучающихся «_________________________________».
№ п/п | Фамилия, имя | Интеллектуальный уровень | Милосердие | Ответственность | Справедливость | Характер | Средний балл | Уровень воспитанности |
1. | ||||||||
2. |
Тестирование по выявлению знаний, умений и навыков по программе.
Тестовый входящий контроль
1.Форму бактериальной клетки обеспечивает:
1. клеточная стенка;
2. цитоплазматическая мембрана;
3. микротрубочка
4. эндоплазматическая сеть;
5. ламелла.
2. Не имеют клеточного строения:
1. грибы;
2. бактерии;
3. вирусы;
4. животные;
5. растения.
3. Использование живых систем и биологических структур для получения ценных для человека продуктов называется:
1. диализом;
2. биотехнологией;
3. статистикой;
4. термодинамикой;
5. аммонификацией.
4. К биотехнологическим процессам относится:
1. биологическая очистка сточных вод;
2. химический синтез аминокислот;
3. сульфатное разложение целлюлозы;
4. горение торфа;
5. химическое окисление железа.
5. Субстрат является источником:
1. энергии и углерода;
2. кислорода и железа;
3. азота и кислорода;
4. воды и углерода;
5. углерода и фосфора.
6. Ферментами называются:
1. вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
2. вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3. вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
4. вещества небелковой природы, замедляющие биохимические реакции;
5. вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
7. Объектами биотехнологии являются:
1. изолированные клетки;
2. органические кислоты;
3. почва;
4. неорганические кислоты;
5. металлы.
8. Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось производство:
1. стрептомицина;
2. аминокислот;
3. гормонов;
4. пенициллина;
5. ферментов.
9. Метаболиты - это:
1. продукты жизнедеятельности клеток;
2. неорганические кислоты;
3. генетический материал;
4. нежизнеспособные клетки;
5. товарные формы препарата.
10. К эукариотам относятся:
1. бактерии
2. животные
3. цианобактерии
4. ДНК - вирусы
5. РНК - вирусы
Критерии оценки тестирования (входящий контроль):
За правильный ответ – 1 балл
Общее количество баллов за входящий контроль – 10 баллов
Обработка данных:
Высокий уровень (8-10). Ребенок набрал от 8 до 10 баллов.
Средний уровень (4-7). Ребенок набрал от 4 до 7 баллов.
Низкий уровень (0-3). Ребенок не набрал, либо набрал от 1 до 3 баллов.
Выявление уровня развития проектных умений обучающихся
Метод проекта состоит из последовательных этапов:
– формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Прогнозирование практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов;
– разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы «мозговой атаки», «круглого стола» и т.д.), обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;
– работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;
– оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
– обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
За критерий результативности принимается психолого-педагогическая готовность обучающихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности.
Структура психолого-педагогической готовности обучающихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности может быть представлена в виде показателей, имеющих количественное выражение, а также различных уровней постижения культуры общения, подразумевающие комплексную диагностику.
В качестве показателей выступают:
– Наличие исследовательского интереса.
– Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода.
– Способность проектировать исследовательскую программу.
– Умения и навыки применения исследовательских методов.
– Оценка результатов и выбор оптимального решения.
Контрольно-диагностический компонент позволяет осуществлять как комплексный, так и поэлементный контроль за процессом готовности обучающихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности.
Представленную модель следует рассматривать в единстве всех её элементов. Реализация на практике экспериментальной логико-содержательной модели приводит к достаточно глубоким и устойчивым изменениям в структуре личности обучающегося, в связи с чем управление, коррекция и диагностирование должны осуществляться систематически в течение всего учебного проекта.
Уровни готовности к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий.
Низкий уровень готовности подразумевает, что обучающийся способен принимать участие в отдельных стадиях проектной работы, в групповой деятельности, или выполнять конкретные функции по указанию руководителя работ.
Средний уровень готовности – отвечает за способность обучающегося самостоятельно проектировать решения заданной руководителем или группой проблемы и воплощать их в жизнь в процессе групповой деятельности или под руководством руководителя.
Высокий уровень – это самостоятельное вычленение реальных проблем, требующих решения, построение гипотез, проектирование исследования, активное использование исследовательских методов и способность критически оценивать результаты работы, находя оптимальные решения.
Критерии оценки проектов:
- Умение представить и защитить индивидуальную (парную, групповую) работу, умение отвечать на вопросы.
- Самостоятельность выполнения работы, понимание темы исследования, степень владения материалом.
- Уровень проработанности исследования.
- Практическое использование результатов исследования.
- Перспектива исследования результатов исследования.
Критерии и показатели оценки мультимедийных презентаций:
Основная оценка мультимедийной презентации, выполненной обучающимся, складывается из оценки целевой, структурной, содержательной и графической составляющих презентации, как продукта его самостоятельной работы и оценки процедуры защиты презентации.
Оценивание мультимедийной презентации происходит по следующим критериям и показателям:
Критерии оценки презентации | Оцениваемые показатели |
Тема презентации | Соответствие темы презентации тематике семинарского занятия, программе дисциплины |
Цели и задачи презентации | Соответствие целей и задач поставленной теме |
Основные идеи презентации | Соответствие содержания основных идей презентации целям и задачам:
|
Структура |
|
Содержание |
|
Подбор информации | Уместность использования:
|
Защита презентации |
|
Дизайн презентации |
(не более трёх анимационных эффектов на слайде),
|
Тестовый контроль по охране труда и технике безопасности
для обучающихся
1. Техника безопасности это:
а) Личная ответственность за безопасность труда
б) Обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждения
в) Улучшение условий труда работников
г) Система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов
2. Условием для возникновения горения является наличие:
а) горючего вещества;
б) источника возгорания;
в) окислителя;
г) поджигателя.
3. Способами прекращения горения являются
а) прекращение (уменьшение) доступа окислителя, уменьшение температуры в очаге, торможение скорости реакции и т.п.;
б) пожарные спасательные устройства, средства пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.;
в) вода, пена, инертные и негорючие газы и т.д.
4. Пожаром называется
процесс окисления (химической реакции окислителя с веществом), сопровождающийся
а) выделением тепла и пламени;
б) неконтролируемое горение, наносящее вред жизни и здоровью человеку, интересам государства, сопровождающееся огнем, искрами, токсическими продуктами горения, дымом, повышенной температурой;
в) мгновенное горение с разложением горючего вещества.
5. Эвакуационное освещение предназначено для:
а) обеспечения нормального выполнения трудового процесса, прохода людей;
б) обеспечения вывода людей из производственного помещения при авариях;
в) освещения вдоль границ территории предприятия;
г) продолжения работы при внезапном отключении энергоснабжения.
6. Инструктаж обучающихся по охране труда при проведении лабораторных работ проводит:
а) педагог;
б) инженер по охране труда;
в) старший лаборант;
г) куратор.
7. С какого возраста можно заключать трудовой договор с несовершеннолетним работником?
а) с 16-летнего возраста;
б) с 15-летнего возраста;
в) с 14-летнего возраста;
г) с 18-летнего возраста.
8. К какому классу по степени вредности и опасности относятся такие условия труда, как недостаточная освещенность рабочего места:
а) вредные условия труда
б) допустимые условия труда
в) оптимальные условия труда
9. Укажите, к какой ответственности будет привлечен педагог, который нарушил правила внутреннего трудового распорядка:
а) административная
б) уголовная
в) дисциплинарная
10. Вредный производственный фактор это:
а) Фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника при определенных условиях (интенсивность, длительность и т.д.) может вызвать профессиональное заболевание или привести к нарушению здоровья потомства.
б) Факторы производственной среды, затрудняющие выполнение возложенных функций.
в) Внешнее воздействие, не позволяющее выполнять установленное задание.
11. Всегда ли следует работнику использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ), выданные ему в соответствии с инструкцией по охране труда для выполнения работ
а) работник обязан выполнять требования охраны труда, установленные инструкциями по охране труда и правильно применять СИЗ
б) работник вправе отказаться от применения СИЗ, которые снижают производительность труда
в) работник имеет право отказаться от применения СИЗ, о чем он должен в письменной форме сообщить руководителю работ
12. Кто подлежит обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда
а) все работники организации, в т. ч. руководитель;
б) только работники, занятые на работах повышенной опасности;
в) только работники службы охраны труда и руководители подразделений;
г) студенты, направляемые на практику.
13. Государственное управление охраной труда осуществляется:
а) Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
б) Федеральными органами исполнительной власти.
в) Правительством РФ и по его поручению органами, указанными в ответах «а» и «б».
14. Производственной санитарией на производстве называется:
1) чистота и освещенность в цехах;
2) оптимальная температура и чистота воздушной среды;
3) система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работников вредных производственных факторов;
4) мероприятия по выполнению требований санитарных норм.
15. Части производственного оборудования, которые могут стать источником опасных и (или) вредных факторов окрашиваются в:
а) желтый цвет;
б) красный цвет;
в) черно-белый цвет;
г) зеленый цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )
В основе лежит создание научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"
Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"
Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физико-химические исследования»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности базового уровня.Всегда существует проблема, как хорошо научить подрастающее поколение математике, физик...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»
Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостояте...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»
Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...