Технологическая карта урока "Развитие жизни на Земле" (2 часа)
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Шаронова Ира Константиновна

Предмет: биология

Класс: 11

Тема урока: Развитие жизни на Земле (2 часа)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами развития жизни на Земле, как и почему изменялся растительный и животный мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zhizni_na_zemle.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 11

Тема урока: Развитие жизни на Земле (2 часа)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами развития жизни на Земле, как и почему изменялся растительный и животный мир.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- учащиеся должны называть и

характеризовать эон, эры, основные ароморфозы архея и протерозоя, объяснять их роль для развития жизни на Земле

-закрепление навыков эффективного

получения и освоения учебного материала на основе текста учебника; составления таблиц;

-закрепление навыков самостоятельного приобретения знаний и организации

учебной деятельности.

- умение вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, работать в парах.

- формирование убежденности в возможности познания природы.

Образовательная технология: технология модульного обучения

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические материалы: карточки, лист контроля (приложение 1)

Оборудование: тетрадь, учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова Общая биология. Базовый уровень, 2019г., проектор.  

Ход урока:

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный УЭ-0

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

ЛУУД

Актуализация знаний УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний об основных этапах эволюции растений и животных.

Предлагает обучающимся выполнить тест «Эволюция органического мира» (приложение 2).

Выполняют тест. Проводят взаимоповерку.

ПУУД, ЛУУД

Мотивационный (постановка цели) УЭ-2

Цель: изучение основных ароморфозов растений и животных в архее, протерозое, палеозое; изучение глобальных климатических изменений, происходящих на Земле и влияние организмов на формирование биосферы.

Показывает видеофрагмент, на основании которого ребятам необходимо сформулировать цель урока.

Смотрят видеофрагмент, формулируют цель урока.

РУУД, ПУУД, КУУД

Изучение нового материала

УЭ-3

Цель: самостоятельно изучить основные ароморфозы у растений и животных архейской и протерозойской эр; раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира.

  1. Прочитайте текст параграф 4.16, стр. 273-274.
  2. Ответьте устно на вопросы: а) по какому принципу историю Земли делят на эры и периоды; б) когда возникли первые живые организмы; в) какие ароморфозы характерны для данного периода развития жизни.
  3. Выполните письменные задания

Задание 1 (первый уровень сложности)

  1. В какую эру возникли на Земле живые организмы?

А) архей; Б) протерозой; В) палеозой

           2. Какие организмы господствовали в протерозое?

А) прокариоты Б) эукариоты В) псилофиты

Задание 2 (второй уровень сложности)

  1. Каким типом питания могли обладать самые первые организмы в архейской эре?
  2. Какие организмы в это время могли быть производителями органических веществ
  3. Какие организмы могли быть потребителями органических веществ
  4. Как изменялись климатические условия на Земле в архее, протерозое, палеозое.

Работают самостоятельно

Отвечают перед всем классом

по желанию или выбору учителя

Проверка заданий в группах,

ответы дает учитель.

ПУУД, ЛУУД, РУУД, КУУД

Изучение нового материала

УЭ-4

Цель: самостоятельно изучить основные ароморфозы у растений и животных в палеозойскую эру, раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира

  1. Прочитайте текст учебника параграф 4. 16, стр. 275-276
  2. Рассмотрите рисунки в учебнике и выданном дидактическом материале и обсудите устно в группах вопросы 4,5, 6 на стр.281
  3.  Составьте и заполните таблицу по теме: «Развитие органического мира на Земле». В таблицу должны входить следующие разделы: Эры и периоды; Природные условия на Земле; Основные ароморфозы

Выполняют задание самостоятельно.

ПУУД, КУУД, ЛУУД, РУУД

Первичное закрепление знаний УЭ-4

  1. В группе подготовьте устные сообщения по основным ароморфозам палеозойской эры, используя дополнительные информационные ресурсы.

Подготавливают сообщения, используя электронные информационные ресурсы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3885/start/270127/).

Выступают перед классом.

ПУУД, КУУД, ЛУУД, РУУД

Рефлексия УЭ-5

Цель: проверить усвоение знаний о развитии жизни в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры.

  1. Выполни задания:

Базовый уровень:

  1. В каком периоде палеозойской эры растения вышли на сушу?
  2. На какой период палеозойской эры приходится расцвет земноводных?
  3. Какие растения господствовали в середине палеозоя?

Повышенный уровень:

  1. Рассмотрите на выданных дидактических карточках организмы. К каким систематическим группам могут относится эти животные?

            Высокий уровень:

Прочитай цитату: «В недрах теплого океана, под непригодной еще для дыхания атмосферой, миллиарды лет тому назад возникла жизнь- и, стремительно развиваясь, двинулась в свое будущее. Вот уже распространились в океане, а затем и в других условиях самые разнообразные живые существа. Появились зеленые растения-живые лаборатории по производству кислорода, питательных веществ и энергии для других организмов…»

  1. Почему в вышеприведенных строчках возникновения жизни связывают с водной средой?
  2. Какими особенностями строения должны были обладать первые организмы?
  3. В чем проявилось ароморфное развитие органического мира на ранних эрах?

Проверьте правильность ответов. Оцените свою работу. (самоконтроль). Поставьте себе оценку за работу на уроке на основании листа контроля

Работают самостоятельно

Ответы выдает учитель при выполнении заданий

Проверяют, оценивают свою деятельность

РУУД, КУУД, ЛУУД

Подведение итогов

Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Чем запомнился урок?

Отвечают на вопросы, комментируют работу на уроке и урок в целом

РУУД, КУУД

Домашнее задание

Домашнее задание

  1. При оценке «отлично» домашнего задания нет
  2. Оценка «хорошо» - повторить таблицу: «Развитие органического мира на Земле»
  3. Оценка «удовлетворительно» - повторить параграф 4.16, сдать на следующий урок устный зачет.
  4. Оценка «неудовлетворительно» - повторить все этапы урока, выполнить тесты, сдать устный зачет
  5. Творческое задание: составить кроссворд по теме: «Развитие органического мира»

Записывают домашнее задание с учетом полученной отметки.

РУУД, ЛУУД

Приложение 1

Лист контроля

  1. Количество баллов по заданиям:
  • УЭ-1: 1 балл
  • УЭ-2:5 баллов (проверяется учителем и добавляется к общей оценке)
  • УЭ-3: устный ответ-3балла

                Задание 1-1 балл

                Задание 2-2 балла

  • УЭ-4: вопрос № 2-3 балла, вопрос № 3- 5 баллов, вопрос №4- 4 балла
  • УЭ-5: Базовый уровень-3 балла, Повышенный- 5 баллов, Высокий- 8 баллов
  • ИТОГО: 40 баллов

Критерии оценки:

           37-40 баллов- «отлично»

           30-36 баллов- «хорошо»

           20-35 баллов- «удовлетворительно»

           менее 19баллов- «неудовлетворительно»

Приложение 2

Выберите правильный ответ:

  1. Первые организмы возникли в: а) почве; б) воздухе; в) воде

     2.  Самый древний отдел растений: а) папоротники; б) голосеменные; в) водоросли.

     3.  Растения и животные перешли к наземному образу жизни под влиянием: а) изменения освещенности; б) периодического затопления водой участков суши; в) изменения температуры окружающей среды.

     4. Первыми растениями были: а) водоросли б) псилофиты; в) мхи.

     5. В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле после: а) птиц; б) рыб; в) пресмыкающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.

Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

технологическая карта к уроку "Познание Земли в древности"

Технологическая карта к уроку географии в 5  классе "Познание Земли в древности".Учебник В.П.Дронова ,Л.Е.Савельевой издательство Дрофа,2016 г.Может быть использована с презентацией к данному уро...

Технологическая карта раздела Человек на Земле

Мною разработана технологическая карта раздела Человек на Земле по географии 5 класса линии "Полярная звезда" по ФГОС...

Технологическая карта открытого урока "Освоение земли человеком". 7 класс

Технологическая карта открытого урока Освоение земли человеком 7 класс...

Технологическая карта занятия (внеклассного мероприятия) «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ ОГРОМНЫЙ…»

В работе отражены тема,цель и задачи внеклассного мероприятия для учеников 5го класса вспомогательной школы по воспитанию любви к родному краю.Представлены оборудование и предварительная работа,провед...